|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Нарушения таможенных правил (научно - практический комментарий главы 16 Кодекса об административных правонарушениях) (Продолжение) ("Налоговый вестник", 2002, N 9)
"Налоговый вестник", N 9, 2002
НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ (НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ ГЛАВЫ 16 КОДЕКСА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ)
(Продолжение. Начало см. "Налоговый вестник", N N 7, 8, 2002)
4. Неуведомление при ввозе товаров и (или) транспортных средств о пересечении таможенной границы Российской Федерации (ст.16.4 КоАП РФ) Статья 16.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за неуведомление таможенного органа о пересечении таможенной границы Российской Федерации при ввозе товаров и (или) транспортных средств. До вступления в силу нового КоАП РФ ответственность за данное нарушение таможенных правил предусматривалась ст.250 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ). В соответствии с ч.1 ст.139 ТК РФ при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации перевозчик уведомляет таможенный орган о пересечении им таможенной границы Российской Федерации. Данное требование обусловлено прежде всего необходимостью контроля за законностью ввоза товаров и транспортных средств с целью выявления товаров, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации запрещен либо ограничен. Исключение из этого правила составляют морские, речные и воздушные суда, пересекающие таможенную территорию Российской Федерации без остановки в порту или аэропорту, расположенном на территории Российской Федерации.
Согласно ст.16.4 КоАП РФ субъектом ответственности может быть только перевозчик, то есть лицо, фактически перемещающее товары либо ответственное за использование транспортного средства (ст.18 ТК РФ), поскольку именно на него возложена обязанность уведомить таможенный орган о ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации. Единой формы, порядка и места уведомления нормативными правовыми актами по таможенному делу в настоящее время не установлено; они определены ГТК России только для некоторых категорий товаров. Так, в соответствии с п.3.1 Временной технологии взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, утвержденной МПС России и ГТК России 20.04.1995, уведомление о пересечении такими товарами таможенной границы Российской Федерации осуществляется пограничной железнодорожной станцией в форме представления таможенному органу двух экземпляров передаточной ведомости или натурного листа, а также перевозочных и товаросопроводительных документов. Согласно п.4.2 Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, утвержденных Приказом ГТК России от 24.11.1999 N 814, уведомление таможенных органов о пересечении таможенной границы Российской Федерации при ввозе гражданами на таможенную территорию Российской Федерации личного автотранспорта осуществляется на бланке таможенной декларации ТД-6. Если форма, порядок и место уведомления не закреплены в нормативных правовых актах, таможенный орган определяет их самостоятельно исходя из видов товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в регионе его деятельности, и порядка их перемещения. Уведомление о пересечении таможенной границы Российской Федерации может быть выражено в устном сообщении о ввозе товаров и транспортных средств, представлении документов на ввезенные товары и транспортные средства, а также в указании сведений в журналах учета товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, которые ведутся на таможенных пунктах пропуска через таможенную границу Российской Федерации. Согласно Приказу ГТК России от 20.05.1996 N 304 "О доставке товаров под таможенным контролем" таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место ввоза товаров и транспортных средств, самостоятельно доводит до сведения заинтересованных лиц форму, порядок и место уведомления. Неуведомление таможенного органа при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации о пересечении таможенной границы Российской Федерации влечет предупреждение либо наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), на должностных лиц - от трех до пяти МРОТ, на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти МРОТ.
5. Нарушение режима зоны таможенного контроля (ст.16.5 КоАП РФ) Режим зоны таможенного контроля установлен в ст.181 ТК РФ, в которой предусмотрено, что "для целей осуществления таможенного контроля вдоль таможенной границы Российской Федерации, в местах таможенного оформления, нахождения таможенных органов Российской Федерации и в иных местах, определяемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, создаются зоны таможенного контроля". До вступления в силу нового КоАП РФ ответственность за нарушение режима зоны таможенного контроля устанавливалась ст.249 ТК РФ. Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля определяется ГТК России. В развитие ст.181 ТК РФ было принято Положение о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля, утвержденное Приказом ГТК России от 13.07.2000 N 594, а также Письмо ГТК России от 12.10.2000 N 01-06/29595 "О зонах таможенного контроля". Под зоной таможенного контроля понимается специально выделенная и обозначенная часть таможенной территории Российской Федерации, создаваемая в целях осуществления таможенного контроля и обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы Российской Федерации, в местах таможенного оформления, нахождения таможенных органов и иных местах, определяемых нормативными правовыми актами ГТК России. В обязательном порядке зоны таможенного контроля создаются в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в местах пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации. При создании свободных таможенных зон, при выдаче таможенными органами лицензий на учреждение складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов и магазинов беспошлинной торговли территории свободных таможенных зон, территории и помещения указанных складов и магазинов беспошлинной торговли приобретают статус зон таможенного контроля. Зоны таможенного контроля могут быть постоянными или временными. Постоянные зоны таможенного контроля создаются в местах таможенного оформления, местах пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации, в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, местах расположения таможенных органов, а также вдоль таможенной границы Российской Федерации. Территории и помещения складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, свободных складов и территории свободных таможенных зон также являются постоянными зонами таможенного контроля. Временные зоны таможенного контроля создаются на территориях, в помещениях, на транспортных средствах (в том числе морских и воздушных судах, железнодорожных поездах), где находятся либо могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, если при проведении такого контроля требуется определить зону таможенного контроля исходя из необходимости обеспечения сохранности таких товаров и транспортных средств, а также беспрепятственного осуществления таможенными органами своих функций. Временные зоны таможенного контроля могут создаваться на время проведения таможенного оформления товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному контролю, в случае перемещения либо нахождения таких товаров за пределами установленных мест таможенного оформления, а также при осуществлении оперативно - разыскных мероприятий и производстве дознания и иных действий таможенных органов, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации. Создание временной зоны таможенного контроля для целей осуществления таможенного оформления вне установленных мест является исключительной мерой, применяемой в случае, если доставка товаров в места, определенные для их таможенного оформления, невозможна либо затруднена в силу специфических особенностей товара, сопряжена со значительными непроизводительными затратами, может повлечь порчу товара либо утрату части его потребительских свойств до окончания таможенного оформления, а также в случае, если не представляется возможным обеспечить сохранность товара во время его следования до установленного места таможенного оформления. Срок действия временной зоны таможенного контроля должен соответствовать срокам проведения и характеру мероприятий, обусловивших необходимость создания такой зоны. Порядок создания зон таможенного контроля включает принятие таможенным органом решения о создании зоны таможенного контроля, определение ее пределов и мест пересечения ее границ лицами, товарами и транспортными средствами, обозначение созданной зоны таможенного контроля, информирование других заинтересованных органов о создании зоны таможенного контроля. Постоянная зона таможенного контроля, создаваемая в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, включает участки территории пункта пропуска, на которых непосредственно расположены подразделения таможенного органа и залы таможенного контроля, осуществляются досмотровые операции, таможенное оформление товаров и транспортных средств, размещаются ожидающие таможенного оформления и задержанные транспортные средства, а также находятся места проведения грузовых операций с товарами, подлежащими таможенному контролю. При создании зоны таможенного контроля в морском (речном) пункте пропуска в нее может включаться часть акватории порта, в том числе причальные сооружения и места якорных стоянок, определенные портовыми правилами для постановки судов загранплавания. Пределы постоянной зоны таможенного контроля обозначаются знаками прямоугольной формы, на зеленом фоне которых белым цветом выполнена надпись на русском и английском языках "Зона таможенного контроля" ("Customs control zone"). Такие знаки являются основным средством обозначения зоны таможенного контроля. Зона таможенного контроля может быть обозначена нанесением надписи "Зона таможенного контроля" ("Customs control zone") непосредственно на оградительных сооружениях и стенах помещений, составляющих периметр зоны таможенного контроля. Пределы временной зоны таможенного контроля могут обозначаться оградительной лентой, временно устанавливаемыми указательными щитами, табло, иными информационными указателями. При этом допускается применение подручных материалов и средств. Возможно устное оповещение. Обозначение зоны таможенного контроля производится по ее пределам в местах пересечения с транспортными путями, в местах пересечения таможенной границы лицами, товарами и транспортными средствами. При обозначении зон таможенного контроля дополнительно могут применяться щиты с информацией о конкретных пределах зоны таможенного контроля, установленных местах пересечения границы зоны таможенного контроля и таможенных маршрутах, перечне лиц, имеющих доступ в зону таможенного контроля, средствах ее обозначения и иных обстоятельствах, связанных с ее функционированием. Обозначение зон таможенного контроля в пунктах пропуска, в местах расположения складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов производится по периметру занимаемой территории. Указательные знаки располагаются с частотой, обеспечивающей видимость одновременно двух знаков. В соответствии с ч.3 ст.181 ТК РФ осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы таких зон и в их пределах допускается только с разрешения таможенных органов Российской Федерации и под их контролем, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Таким образом, перемещение товаров, транспортных средств и лиц через границы зоны таможенного контроля и в ее пределах, а также осуществление производственной и иной коммерческой деятельности без разрешения таможенного органа образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст.16.5 КоАП РФ. Законодательством Российской Федерации могут предусматриваться случаи, когда для совершения вышеперечисленных действий не требуется разрешения таможенного органа. Приведем несколько примеров. В соответствии со ст.6 Федерального закона от 12.08.1995 N 114-ФЗ "Об оперативно - разыскной деятельности" органы, осуществляющие оперативно - разыскную деятельность, вправе осуществлять обследование любых помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. Согласно ст.13 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" сотрудники вышеназванных органов вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные основания полагать, что там совершается или совершено преступление, дознание и предварительное следствие по которому отнесены к ведению органов ФСБ России, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении вышеуказанных преступлений, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан. В качестве санкции за перемещение товаров и (или) транспортных средств через границы зоны таможенного контроля или в ее пределах либо за осуществление производственной или иной коммерческой деятельности без разрешения таможенного органа в ст.16.5 КоАП РФ определены предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти МРОТ, на должностных лиц - от пяти до десяти МРОТ, на юридических лиц - от пятидесяти до ста МРОТ.
6. Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы (ст.16.6 КоАП РФ) В ст.140 ТК РФ предусматривается, что перевозчик обязан после подачи уведомления о пересечении таможенной границы Российской Федерации или о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы таможенной территории Российской Федерации доставить товары, транспортные средства и документы на них без какого-либо изменения упаковки перевозимых товаров или их состояния, кроме изменений, произошедших вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, а также без использования товаров и транспортных средств в каких-либо иных целях, кроме целей доставки, в место, определенное таможенным органом, по установленным маршрутам и в установленные сроки. В случае невозможности выполнения этой обязанности вследствие аварии или действия непреодолимой силы, а также в случае, если морские, речные и воздушные суда делают вынужденную остановку или посадку на территории Российской Федерации, перевозчик должен принять меры, предусмотренные ст.141 ТК РФ. Перевозчик обязан: - принять все меры для обеспечения сохранности и недопущения какого-либо неразрешенного использования товаров; - незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и о месте нахождения товаров. Непринятие таких мер влечет наступление ответственности в соответствии со ст.16.6 КоАП РФ. При этом необходимым условием наступления ответственности по ст.16.6 КоАП РФ является наличие факта аварии или обстоятельств непреодолимой силы. В соответствии со ст.ст.202 и 401 Гражданского кодекса Российской Федерации под непреодолимой силой понимается чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство. Общепринятого определения аварии не существует. Под аварией обычно понимают такую поломку транспортного средства, которая препятствует его дальнейшему движению и не дает возможности завершить процедуру доставки товаров и транспортных средств в определенное таможенным органом место без: - изменения, уничтожения, повреждения либо утраты средств идентификации, примененных таможенным органом; - погрузки, выгрузки, перегрузки этих товаров и транспортных средств; - исправления повреждений их упаковки, а также осуществления упаковки и переупаковки. Непосредственным объектом правонарушения, предусмотренного ст.16.6 КоАП РФ, могут быть товары и транспортные средства, перемещаемые по таможенной территории Российской Федерации в соответствии с процедурой доставки под таможенным контролем или в соответствии с таможенным режимом транзита. Доказательства наличия обстоятельств непреодолимой силы, необходимые в случае рассмотрения дела в суде или административном органе, если имеются основания полагать, что их представление впоследствии станет невозможным или затруднительным, могут быть обеспечены нотариусом согласно ст.102 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 11.02.1993 N 4462-1. В порядке обеспечения доказательств нотариус может допросить свидетелей, произвести осмотр письменных и вещественных доказательств, назначить экспертизу. С целью обеспечения доказательств, необходимых для защиты прав и законных интересов судовладельца, нотариус вправе принять заявление капитана судна о происшествии, имевшем место в период плавания или стоянки судна, которое может стать основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований (заявление о морском протесте). На основании заявления капитана, данных судового журнала, а также опроса самого капитана и не менее двух свидетелей из числа командного состава судна и двух свидетелей из судовой команды нотариус составляет акт о морском протесте (ст.ст.99 - 101 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, ст.ст.394 - 401 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, принятого Федеральным законом от 30.04.1999 N 81-ФЗ). Санкция, предусмотренная ст.16.6 КоАП РФ, дифференцируется в зависимости от вида действий, составляющих объективную сторону данного нарушения таможенных правил: - непринятие перевозчиком в случае аварии или действия непреодолимой силы мер по обеспечению сохранности принятых к доставке в определенное таможенным органом место или перемещаемых транзитом товаров и (или) транспортных средств либо допущение неразрешенного их использования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати МРОТ, на должностных лиц - от тридцати до сорока МРОТ, на юридических лиц - от трехсот до четырехсот МРОТ; - несообщение перевозчиком в случае аварии или действия непреодолимой силы в ближайший таможенный орган об обстоятельствах дела, о месте нахождения принятых к доставке в определенное таможенным органом место или перемещаемых транзитом товаров и (или) транспортных средств либо необеспечение их перевозки в ближайший таможенный орган влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти МРОТ, на должностных лиц - от пяти до десяти МРОТ, на юридических лиц - от пятидесяти до ста МРОТ. До вступления в силу нового КоАП РФ ответственность за рассматриваемое нарушение таможенных правил предусматривалась в ст.252 ТК РФ.
(Продолжение см. "Налоговый вестник", N 10, 2002)
Подписано в печать А.Н.Козырин 15.08.2002 Профессор, д.ю.н.
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |