|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (статьи 2 - 21)> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2002, N 15)
"Нормативные акты для бухгалтера", N 15, 2002
<КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 24.07.2002 N 110-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ АКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (СТАТЬИ 2 - 21)>
Статьи 2 - 21 публикуемого документа (далее - Закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ) вносят изменения в ряд законодательных актов, так или иначе связанных с налогообложением. Однако эти поправки представлены бессистемно и не сгруппированы по смыслу. Так, например, поправки, связанные со вступлением в силу гл.28 "Транспортный налог" НК РФ, сформулированы в ст.ст.2, 3, 8, 9 и 17 Закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ. А переходные положения, касающиеся плательщиков налога на пользователей автомобильных дорог, установлены в ст.ст.4, 9 и 16 этого Закона. Эти изменения мы уже рассмотрели в комментарии к гл.26 "Транспортный налог" НК РФ (опубликован на с. 52). Переходные положения, связанные с уплатой акцизов (ст.ст.5 и 6 Закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ), проанализированы в комментарии к поправкам в гл.22 НК РФ (опубликован на с. 38). Новые особенности расчета налога с базы переходного периода (ст.14 Закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ) обобщены в комментарии к поправкам в гл.25 НК РФ (опубликован на с. 44). Ниже мы прокомментируем наиболее важные из оставшихся поправок.
Новый порядок уплаты земельного налога
Закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ внес существенные изменения в порядок уплаты земельного налога в 2003 г. Речь идет о поправках, сформулированных в ст.ст.7, 10, 18 и 20 Закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ. Во-первых, ставка земельного налога увеличена, а во-вторых, средства от его уплаты больше не будут зачисляться в федеральный бюджет. Доля, причитающаяся бюджету Российской Федерации, передается в областные и районные бюджеты. Это связано с имеющимся на местах бюджетным дефицитом, который усугубился после передачи 100 процентов поступлений от уплаты НДС в федеральный бюджет. Чтобы как-то скрасить существование региональных и местных бюджетов, законодатель увеличил ставки земельного налога на 2003 г. Это увеличение отражено в ст.7 Закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ, которая установила коэффициент применения ставок земельного налога и размеров арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. Указанный коэффициент равен 1,8. Последнее десятилетие ставки земельного налога неоднократно индексировались. Так, в 1995 г. в отношении базовых ставок применялся коэффициент 2, в 1996 г. - 1,5, в 1997 г. - 2, в 1999 г. - 2, в 2000 г. - 1,2, в 2002 г. - 2.
Пример. ООО "Веста" занимается торговлей. На территории сельского населенного пункта на земельном участке площадью 700 кв. м оно построило магазин. ООО использует земельные участки, предоставленные в границе сельского населенного пункта для иных целей. Ставка земельного налога по данной категории земель с учетом индексации составляет в 2002 г. 14,4 коп/кв. м. Следовательно, в 2003 г. ее значение будет равно 25,92 коп/кв. м (14,4 коп/кв. м x 1,8). Сумма земельного налога за указанное строение площадью 700 кв. м составит: в 2002 г. 700 кв. м x 14,4 коп/кв. м = 100,80 руб.; в 2003 г. 700 кв. м x 25,92 коп/кв. м = 181,44 руб.
Статья 10 Закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ вносит изменения в Закон РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю), которые связаны с порядком зачисления налога в федеральный бюджет. В частности, в Приложении 1 к Закону о плате за землю установлены средние размеры земельного налога с одного гектара пашни по субъектам Российской Федерации и доля этого налога (в процентах), перечисляемая в федеральный бюджет. Эта доля теперь не исчисляется и в федеральный бюджет не направляется. В Приложении 1 соответствующая графа 3 исключена. Новая редакция ст.18 Закона о плате за землю также не предполагает перечисления налога за земли в пределах поселковой, городской границы в соответствии с установленными долями на бюджетные счета Российской Федерации в федеральном казначействе. Из ст.19 Закона о плате за землю исключены упоминания о бюджетных счетах Российской Федерации в федеральном казначействе. Теперь средства, составляющие плату за землю, в пределах долей, установленных Законом о плате за землю, перечисляются на бюджетные счета соответствующего субъекта Российской Федерации. Статья 18 Закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ устанавливает, что в 2003 г. плательщики земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков перечисляют эти платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их поступлений между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в следующих пропорциях: - в бюджеты субъектов Российской Федерации (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга) - 50 процентов; - в бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга и бюджеты закрытых административно-территориальных образований - 100 процентов; - в бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований (за исключением муниципальных образований, входящих в состав городов Москвы и Санкт-Петербурга) - 50 процентов. Как видим, нормативы распределения поступивших доходов не предусматривают их зачисления в федеральный бюджет. Это лишний раз подтверждает и ст.20 Закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ. Правительству РФ при подготовке проекта федерального бюджета на 2003 г. необходимо предусмотреть передачу 15 процентов налога на землю и арендной платы за землю из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации. Напомним, что именно 15 процентов составляла доля федерального бюджета при распределении доходов от уплаты земельного налога. Другими словами, федеральный бюджет в 2003 г. отдает свою часть поступлений от платы за землю субъектам Российской Федерации. Последнее положение вступает в силу с 31 августа 2002 г. - через месяц после официального опубликования Закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ. Что касается остальных норм, то они вводятся в действие с 1 января 2003 г.
Изменения в гл.23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ
Закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ (ст.11) внес поправки в гл.23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ. Изменения затронули положения п.п.5 и 6 ст.213 НК РФ, а точнее говоря, порядок их вступления в силу. Первоначально внесенные Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ изменения в эту статью предполагалось ввести в действие с 1 января 2003 г. Однако новыми поправками законодатель отложил еще на год вступление в силу п.п.5 и 6 ст.213 НК РФ. Напомним, что в этих пунктах введены новые условия, при которых выплаты или взносы по договорам страхования и негосударственного пенсионного обеспечения не должны учитываться при определении налоговой базы для налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Эти условия состоят в следующем. При определении налоговой базы не должны учитываться суммы пенсионных (страховых) взносов (независимо от их размера), произведенных работодателями в пользу работников по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам пенсионного страхования. Но эти договоры должны быть заключены с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами или российскими страховыми организациями. При этом исключительным видом их деятельности должно быть страхование жизни и пенсий (п.5 ст.213 НК РФ). От налога будут освобождены и суммы пенсионных выплат по таким договорам, но только в том случае, если физические лица заключили их самостоятельно. Что касается пенсионных выплат физическим лицам по указанным договорам, заключенным работодателями с российскими негосударственными пенсионными фондами и российскими страховыми организациями, то такие выплаты подлежат налогообложению у источника выплат (п.6 ст.123 НК РФ). Так вот эти нормы вступят в силу не с 1 января 2003 г., а годом позже - с 1 января 2004 г.
Изменения налогового периода по налогу на добычу полезных ископаемых
Прежде чем прокомментировать поправки, сформулированные в ст.16 Закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ и затрагивающие плательщиков налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), напомним, что это уже вторые по счету изменения, внесенные в гл.26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ. Несколько раньше, а точнее, в мае 2002 г. существенные изменения в эту главу Кодекса были внесены Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ. В связи с этим в предыдущем номере журнала опубликован полный текст гл.26 НК РФ в новой редакции (см. "НА" N 14, 2002). Причем наиболее значимые из майских поправок касались продолжительности налогового периода и срока уплаты НДПИ. Так, после внесения этих поправок налоговым периодом Кодекс признавал не квартал, а календарный месяц (ст.341 НК РФ). А уплату НДПИ налогоплательщики должны были производить не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст.344 НК РФ). Предыдущая редакция этой нормы, действовавшая с 1 января 2002 г., предусматривала уплату не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Статья 16 Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ ввела эти поправки в действие с 1 августа 2002 г. И если с переносом на более ранний срок (на 5 - 6 дней) уплаты налога можно было мириться, то с изменением длительности налогового периода все оказывалось несколько сложнее. Дело в том, что до введения майских поправок налогоплательщики уплачивали авансовые платежи по НДПИ, исчисляемые как 1/3 суммы налога, начисленной согласно налоговой декларации за предыдущий налоговый период (квартал). С установлением нового налогового периода (календарный месяц) необходимость в уплате авансовых платежей отпала, но при этом у налогоплательщиков возникла обязанность ежемесячно декларировать суммы НДПИ. Поэтому переход на новый порядок уплаты налога в середине налогового периода (III квартала) был сложен как для налогоплательщиков, так и для налоговых инспекций, контролирующих поступление налога в бюджет. Очевидно, законодатель заметил эту оплошность и решил отложить до 1 января 2003 г. введение в действие ст.ст.341 и 344 НК РФ. Об этом и говорится в ст.15 опубликованного выше документа, вступающей в силу с 31 августа 2002 г. Таким образом, до конца 2002 г. налогоплательщики должны уплачивать НДПИ в прежнем порядке. А именно налог нужно уплачивать не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом). В течение очередного квартала необходимо уплачивать авансовые платежи не позднее последнего дня каждого месяца налогового периода. Так, авансовые платежи за август 2002 г. необходимо уплатить не позднее 2 сентября 2002 г., т.к. 31 августа приходится на выходной день. А декларации за III и IV кварталы 2002 г. должны быть представлены в налоговые инспекции не позднее 31 октября 2002 г. и 31 января 2003 г. соответственно.
Реструктуризация задолженности во внебюджетные фонды
Статья 19 публикуемого документа вносит изменения еще в один нормативный акт - Федеральный закон от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год". В ст.88 этого Закона внесено дополнение, предусматривающее возможность продлить проведение реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС РФ и ФОМС), которая образовалась на 1 января 2001 г. На этот раз такую возможность законодатель предоставил лишь части налогоплательщиков, а именно бюджетным организациям. К их числу относятся учреждения здравоохранения, образования, культуры и социальной сферы, финансируемые из бюджетов всех уровней. Реструктуризация должна проводиться в порядке и на условиях, установленных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 N 699 (далее - Постановление N 699; опубликовано в "НА" N 20, 2001).
Порядок реструктуризации
Напомним, что в соответствии с Постановлением N 699 в отношении каждого из указанных категорий бюджетных учреждений проводится одновременно реструктуризация задолженности во все внебюджетные фонды. Обращаем внимание, что установленный этим Постановлением порядок реструктуризации не распространяется на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Ранее отсроченная к взысканию задолженность по страховым взносам во внебюджетные фонды также не включается в сумму задолженности, подлежащей реструктуризации в соответствии с вышеуказанным Постановлением. При принятии положительного решения о реструктуризации учреждения получат право на пять лет рассрочить погашение задолженности по страховым взносам полностью. Одновременно будет списано 85 процентов задолженности по пеням и штрафам. А оставшиеся 15 процентов задолжники должны будут погашать в течение общего срока реструктуризации - пяти лет.
Льготные условия реструктуризации для бюджетных учреждений
Примечательно, что в отношении бюджетных учреждений порядком предусмотрена возможность рассрочки погашения такой задолженности не на укороченный срок (пять лет), а на срок не более десяти лет. При этом за учреждением сохраняется право провести досрочное погашение задолженности. Еще одно льготное условие предусмотрено порядком проведения реструктуризации задолженности в отношении бюджетных учреждений. Это условие касается графиков погашения задолженности. Согласно п.4 Порядка проведения реструктуризации задолженности, утвержденного Постановлением N 699, бюджетные учреждения при составлении графика могут предусмотреть погашение не менее 10 процентов суммы задолженности. Условия, при возникновении которых бюджетные учреждения могут лишиться права на реструктуризацию, следующие: - нарушение графика уплаты задолженности; - неуплата текущих авансовых платежей по ЕСН. Правда, нужно отметить, что невыполнение графика погашения задолженности по одному из внебюджетных фондов не влечет прекращения реструктуризации задолженности по другим фондам (п.5 Порядка проведения реструктуризации задолженности).
Документальное оформление права на реструктуризацию
Итак, чтобы получить право на реструктуризацию, бюджетные учреждения должны подать в налоговые инспекции в срок до 1 декабря 2002 г. соответствующие заявления. Вместе с заявлением нужно представить еще ряд документов. К числу таких документов относятся: - справки налогового органа о задолженности по страховым взносам, начисленным пеням и штрафам на 1-е число месяца подачи заявления; - справки налогового органа, подтверждающие фактическое поступление авансовых платежей по ЕСН в сумме обязательных начислений в течение двух месяцев, предшествовавших месяцу подачи заявления; - документы, подтверждающие ранее предоставленные отсрочки (рассрочки) по уплате задолженности. Наряду с перечисленными документами организации должны представить проекты графиков погашения задолженности по страховым взносам. Что касается графиков погашения 15 процентов задолженности по начисленным пеням и штрафам, то эти графики предварительно следует утвердить в фондах.
С.В.Белоусова Эксперт "НА"
Т.А.Маслова Эксперт "НА"
В.В.Олифиров Эксперт "НА" Подписано в печать 12.08.2002
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |