|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Учет операций по предпринимательской деятельности, целевым средствам и безвозмездным поступлениям в бюджетных организациях ("Бухгалтерский учет", 2002, N 17)
"Бухгалтерский учет", N 17, 2002
УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЦЕЛЕВЫМ СРЕДСТВАМ И БЕЗВОЗМЕЗДНЫМ ПОСТУПЛЕНИЯМ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Законодательством Российской Федерации установлено, что бюджетное учреждение может финансироваться из нескольких источников и может иметь в своем распоряжении как бюджетные, так и внебюджетные средства (от предпринимательской деятельности, целевые и безвозмездные поступления). В соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.1999 (в ред. от 10.07.2000), в учете четко разделяются все операции по источникам средств за счет присвоения соответствующих символов: 1 - операции по бюджетным средствам, 2 - операции по предпринимательской деятельности, 3 - операции по целевым средствам и безвозмездным поступлениям.
Учет предпринимательской деятельности
Бюджетное учреждение имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность, не противоречащую его уставу (ст.50 ГК РФ). Доходами от предпринимательской деятельности в бюджетных организациях являются доходы, получаемые от оказания платных услуг юридическим и физическим лицам. Однако не все виды платной деятельности являются предпринимательскими. Так, для учреждений образования не является предпринимательской деятельность, доходы от которой реинвестируются в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в данном образовательном учреждении (п.2 ст.47 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (ред. от 21.03.2002)).
Основным видом предпринимательской деятельности в детском оздоровительном лагере являются услуги по стирке белья в его прачечной. В детском оздоровительном лагере калькуляция за услуги по стирке белья не составляется. Цены на услуги устанавливаются исходя из действующих в районе цен на аналогичные услуги по стирке белья (18 руб. за килограмм без НДС). Операции, связанные со стиркой белья в оздоровительном лагере, на бухгалтерских счетах включают следующие записи: - отражение расходов, относящихся к предпринимательской деятельности; - начисление доходов, подлежащих оплате; - начисление НДС; - на основании полученной оплаты отражение полученных доходов на счете доходов отчетного периода; - начисление налога на пользователей автомобильных дорог; - списание расходов за счет доходов отчетного периода; - определение финансового результата; - списание прибыли или убытка на субсчет "Прибыли и убытки"; - при превышении доходов над расходами начисляется налог на прибыль; - распределяется прибыль, остающаяся в распоряжении организации.
Пример. В мае 2002 г. лагерь оказал услуги по стирке белья базе отдыха "Союз", постирав 800 кг белья по 18 руб. за килограмм без НДС. Начисленный НДС составил 20% - 2880 руб. В бухгалтерском учете эти операции были отражены следующим образом: Д-т субсч. 280 "Выполненные и сданные заказчикам продукция, работы и услуги", К-т субсч. 220 "Расходы по предпринимательской деятельности" 15 232,23 руб. списаны расходы учреждения на стирку белья; Д-т субсч. 153 "Расчеты с покупателями и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги", К-т субсч. 401 "Доходы будущих периодов" 17 280 руб. предъявлен счет базе отдыха "Союз" (14 400 руб. - стоимость стирки по тарифу, НДС - 2880 руб.); Д-т субсч. 401 "Доходы будущих периодов", К-т субсч. 173 "Расчеты по платежам в бюджет" 2880 руб. начислен НДС в бюджет; Д-т субсч. 401 "Доходы будущих периодов", К-т субсч. 400 "Доходы отчетного периода" 14 400 руб. доходы будущих периодов зачислены в доходы отчетного периода; Д-т субсч. 111 "Средства, полученные от предпринимательской деятельности", К-т субсч. 153 "Расчеты с покупателями и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги" 17 280 руб. предъявленный счет оплачен базой отдыха "Союз"; Д-т субсч. 400 "Доходы отчетного периода", К-т субсч. 280 "Выполненные и сданные заказчикам продукция, работы и услуги" 15 232,23 руб. списывается себестоимость выполненных работ; Д-т субсч. 400 "Доходы отчетного периода", К-т субсч. 410 "Прибыли и убытки" 2047,77 руб. списан финансовый результат (разница между выручкой и себестоимостью выполненных работ); Д-т субсч. 410 "Прибыли и убытки", К-т субсч. 173-3-2 "Расчеты по платежам в бюджет налога на прибыль" 491,46 руб. начислен в бюджет налог на прибыль; Д-т субсч. 240 "Средства на материальное поощрение и социальные выплаты" и 241 "Средства на содержание и развитие материально - технической базы", К-т субсч. 410 "Прибыли и убытки" 1556,31 руб. распределена прибыль, оставшаяся в распоряжении бюджетного учреждения, на социальные нужды и развитие материально - технической базы.
Отчетной документацией о поступлении и расходовании средств, полученных от предпринимательской деятельности, является форма N 4 (первая часть) к балансу. Обычно бюджетная организация, занимающаяся предпринимательской деятельностью, обязана составлять сметы доходов и расходов на каждый вид деятельности. В оздоровительном лагере они не составляются, поскольку стирка белья является единственным видом этой деятельности со сложившимися твердыми ценами на эти услуги.
Учет целевых средств и безвозмездных поступлений
Наряду с бюджетным финансированием и поступлениями от предпринимательской деятельности в бюджетных организациях используются и другие внебюджетные источники финансирования. К ним, в частности, относятся целевые средства и безвозмездные поступления. Эти средства учитываются на следующих счетах казначейства: - средства, поступившие во временное распоряжение учреждения; - средства, полученные от государственных внебюджетных фондов; - средства в иностранной валюте. Указанные счета открываются с разрешения вышестоящего органа; - для учета средств, поступающих за счет внебюджетных источников, в системе счетов бюджетной организации используются следующие субсчета: 110 "Целевые средства и безвозмездные поступления"; 114 "Средства, поступившие во временное распоряжение учреждения"; 115 "Средства, полученные от государственных внебюджетных фондов"; 118 "Средства в иностранной валюте". В связи с тем, что согласно п.п.107 и 188 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях к целевым относятся средства, поступающие учреждениям в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами на цели, связанные с их основной деятельностью, для многих бюджетных организаций этот вид финансирования стал занимать видное место. С переходом на казначейскую систему с 1 января 2002 г. все организации, финансируемые из федерального бюджета, обязаны представлять смету доходов и расходов по внебюджетным источникам, заверенную вышестоящей организацией в разрезе статей бюджетной классификации. Согласно этой смете производится списание средств с внебюджетного счета в казначействе. Такая система призвана контролировать расходы организаций за счет внебюджетных средств. Как уже отмечалось, учет целевых средств и безвозмездных поступлений ведется на субсчете 110 "Целевые средства и безвозмездные поступления", на котором, в частности, учитываются средства, получаемые от органов государственной власти, общественных организаций и частных лиц для расчетов с молодыми специалистами, направленными к месту работы после окончания учебных заведений; на выплату целевых стипендий студентам и учащимся и на другие виды целевых расходов, в корреспонденции с кредитом субсч. 270 "Целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия". Средства, поступающие на субсчет 110 от родителей на содержание детей в детских дошкольных учреждениях, музыкальных школах, на питание детей в интернатах при школах, отражаются в корреспонденции с кредитом субсчета 172 "Расчеты по специальным видам платежей"; средства, поступающие учреждениям от оказания услуг по их основной деятельности, не относящиеся к доходам от предпринимательской деятельности, отражаются в корреспонденции с кредитом субсчета 175 "Расчеты по прочим средствам на содержание учреждения" и 225 "Расходы по целевым средствам на содержание учреждения и другие мероприятия"; поступление средств от реализации материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств, целевых средств и безвозмездных поступлений - в корреспонденции с кредитом субсчетов 120 "Касса", 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами". Аналитический учет по субсчету 110 ведется по отдельным видам целевых средств и безвозмездных поступлений на многографных карточках формы N 283 или 0512026. В конце года списываются расходы по субсчету 225 на субсчет 270 "Целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия". Субсчет 227 "Расходы за счет средств родителей на содержание детского учреждения" закрывается субсчетом 272 "Средства родителей на содержание детского учреждения". Остатки по субсчетам 270 "Целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия" и 272 "Средства родителей на содержание детского учреждения" переходят на следующий год. Аналитический учет по субсчету 270, как и по субсчету 110, ведется на многографных карточках формы N 283 или 0512026 по источникам финансирования в разрезе кодов бюджетной классификации. В хозяйственные расходы входят: затраты на содержание помещения в чистоте (дезинфекционные работы, приобретение хозяйственных материалов); учебные расходы и на приобретение канцелярских принадлежностей; приобретение мебели и инвентаря; коммунальные платежи; транспортные работы и пр. В прочие расходы включаются дополнительные услуги, предоставляемые в лагере, которые не включены в предыдущие две позиции (оплата обслуживания аэромобилей, картодром, обслуживание кабельного телевидения, пейнтбол и т.п.). Размер фонда оплаты труда работников лагеря устанавливается в соответствии со штатным расписанием.
Внебюджетные поступления и вопросы налогообложения
Бюджетные организации в установленном порядке по ряду внебюджетных поступлений производят налоговые платежи. Это в первую очередь относится к большинству поступлений от предпринимательской деятельности. Но по некоторым позициям бюджетных платежей пока нет полной ясности. Так, согласно ст.ст.41, 42 Бюджетного кодекса РФ отдельные виды внебюджетных средств с 2000 г. считаются доходами бюджета. В частности, неналоговыми доходами бюджетов согласно Бюджетному кодексу РФ считаются следующие поступления: - от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (включая арендную плату); - от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, которые находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления; - иные неналоговые доходы. С вступлением в действие Бюджетного кодекса РФ ситуация усложнилась, потому что субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления многих регионов приняли решения пополнять свои бюджеты не только за счет арендной платы за пользование государственным и муниципальным имуществом, но и за счет доходов от платных услуг. Но при этом не было учтено, что положения нового законодательства не распространяются на сферу образования, культуры, науки и научно - технической политики (ст.7 Федерального закона от 09.07.1999 N 159-ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации"). В соответствии со ст.114 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" все средства от предпринимательской и иной, приносящий доход деятельности бюджетных учреждений, состоящих на федеральном бюджете, было предусмотрено учитывать в органах федерального казначейства. Эти средства бюджетные учреждения должны расходовать самостоятельно в пределах остатков на их лицевых счетах. При этом серьезные разногласия возникли из-за налогообложения средств, зачисляемых в доходы бюджета. С одной стороны, бюджетное законодательство обязывало бюджетные учреждения зачислять в бюджет все доходы от аренды и платных услуг, рассматривая их как дополнительный источник бюджетного финансирования, а с другой - налоговое законодательство предписывало бюджетным учреждениями уплачивать налоги с получаемых доходов в общеустановленном порядке. При этом направление части получаемых внебюджетных средств на уплату налогов нарушает основной принцип бюджетного законодательства - полноту отражения доходов и расходов бюджета (ст.32 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Подписано в печать М.З.Пизенгольц 12.08.2002 Московский университет
потребительской кооперации О.В.Можаева Главный бухгалтер Детского оздоровительного лагеря им. Ю.А. Гагарина МИД России
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |