|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Налоговый учет ремонта основных средств ("Бухгалтерский учет", 2002, N 17)
"Бухгалтерский учет", N 17, 2002
НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ РЕМОНТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
В соответствии с принятым Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменился порядок включения в состав расходов для целей налогообложения прибыли расходов на ремонт основных средств, отменено нормирование расходов на ремонт, налогоплательщики получили возможность формировать резервы предстоящих расходов на ремонт основных средств. Действие норм Федерального закона N 57-ФЗ распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 г. Согласно новой редакции ст.260 Налогового кодекса РФ: - расходы на ремонт основных средств, как и ранее, учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст.264 Налогового кодекса РФ; - независимо от видов деятельности, осуществляемых организацией, расходы на ремонт основных средств учитываются для целей налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были произведены; - расходы на ремонт основных средств учитываются в размере фактических затрат. Ремонт может осуществляться двумя способами: - приобретением запасных частей и их заменой; - поручением ремонта специализированным организациям, стоимость которого будет включать стоимость как запасных частей, так и работ по его осуществлению.
Организации, осуществляющие ремонт основных средств, в налоговом учете формируют: - сумму расходов на ремонт с учетом группировки всех осуществленных расходов, включая стоимость: 1) запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта; 2) расходов на оплату труда работников, осуществляющих ремонт; 3) прочих расходов, связанных с ведением ремонта собственными силами; - затраты по оплате работ, выполненных сторонними силами. Для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным ст.324 Налогового кодекса РФ. Налогоплательщики, образующие резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, рассчитывают отчисления в такой резерв исходя из совокупной стоимости основных средств, определенной в соответствии с порядком, установленным п.2 ст.324 Налогового кодекса РФ. Норматив отчислений утверждается налогоплательщиком самостоятельно и закрепляется в учетной политике. В соответствии со ст.10.2 Федерального закона N 110-ФЗ организации, решившие образовать резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, имеют право внести изменения в учетную политику, утвердив норматив отчислений расходов на этот ремонт. Совокупная стоимость определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором образуется резерв предстоящих расходов на ремонт. По основным средствам, приобретенным после 01.01.2002, первоначальная стоимость в бухгалтерском и налоговом учете может не совпадать. В соответствии с п.8 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (ред. от 18.05.2002), в бухгалтерском учете первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. В фактические затраты на приобретение включаются проценты по заемным средствам, привлеченным для приобретение, сооружение или изготовление основных средств, до принятия основных средств к учету; данные затраты уменьшаются или увеличиваются на суммовые разницы. Первоначальная стоимость амортизируемого имущества в налоговом учете определяется в соответствии со ст.257 Налогового кодекса РФ, а именно: "первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п.8 ст.250 настоящего Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с настоящим Кодексом". Суммовые разницы и проценты по долговым обязательствам любого типа в налоговом учете включаются в состав внереализационных расходов (доходов). Таким образом, первоначальная стоимость основных средств, приобретаемых после 01.01.2002, в налоговом учете может быть меньше, чем в бухгалтерском учете, на величину: - процентов за пользование заемными средствами; - суммовых разниц; - налогов и сборов, включенных в состав прочих расходов. По амортизируемым основным средствам, введенным в эксплуатацию до вступления гл.25 Налогового кодекса РФ, для расчета совокупной стоимости амортизируемых основных средств принимается восстановительная стоимость. Иначе восстановительная стоимость основных средств, приобретенных (созданных) до 01.01.2002, определяется как первоначальная стоимость с учетом переоценок, проведенных на дату вступления в силу гл.25 Налогового кодекса РФ и отраженных в бухгалтерском учете по состоянию на 01.01.2002, т.е. с учетом переоценки 2001 г. Организации обязаны определить предельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт исходя из периодичности осуществления ремонта объектов основных средств, частоты замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости указанного ремонта. При этом предельная сумма резерва на указанный ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года. Если налогоплательщик осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более одного налогового периода, то предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период в соответствии с графиком проведения указанных видов ремонта, при условии, что в предыдущих налоговых периодах указанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись. Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последний день соответствующего отчетного (налогового) периода. В случае если организация создает резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств резерва. При этом если: - сумма фактически осуществленных затрат на ремонт основных средств в отчетном (налоговом) периоде превышает сумму созданного резерва, остаток затрат включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода; - на конец налогового периода остаток средств резерва превышает сумму фактически осуществленных в текущем налоговом периоде затрат на ремонт основных средств, то сумма такого превышения на последнюю дату текущего налогового периода включается в состав доходов налогоплательщика; - в соответствии с учетной политикой и на основании графика проведения капитального ремонта налогоплательщик осуществляет накопление средств для финансирования такого ремонта более одного налогового периода, то на конец текущего налогового периода остаток таких средств не подлежит включению в состав доходов; - налогоплательщик осуществляет виды деятельности, в отношении которых в соответствии со ст.274 Налогового кодекса РФ отдельно исчисляется налоговая база по налогу (игорный бизнес, уплата налога на вмененный доход и т.д.), то аналитический учет расходов на ремонт основных средств ведется по видам деятельности, по видам производства. Рассмотрим на условном примере, как учитываются расходы на ремонт основных средств для организации, создающей резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств.
Пример. У организации на балансе по состоянию на 01.01.2002 числятся амортизируемые основные средства первоначальной (восстановительной) стоимостью 120 тыс. руб. Организация приняла решение о создании резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств и определила норматив отчислений в резерв в размере 10%, что нашло отражение в учетной политике. Организация осуществляла ремонт основных средств в 1999 - 2001 гг., фактические затраты на ремонт основных средств соответственно составили 10 тыс. руб., 6 тыс. руб. и 20 тыс. руб., всего за три года - 36 тыс. руб., или в среднем за год 12 тыс. руб. В соответствии с нормативом отчислений организация вправе ежемесячно производить отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт по 1 тыс. руб. (120 тыс. руб. х 10% : 12 мес.). Рассчитанный норматив отчислений в резерв на ремонт 12 тыс. руб. не превышает среднюю величину фактических затрат на ремонт основных средств за последние три года. Организация осуществляла ремонт основных средств 14.09.2002 в размере 6 тыс. руб. и 01.12.2002 в размере 15 тыс. руб., всего за год фактические затраты на ремонт основных средств составили 21 тыс. руб. По итогам 9 месяцев 2002 г. резерв на ремонт основных средств составил 9 тыс. руб. Организация затраты на осуществленный ремонт в III квартале в размере 6 тыс. руб. списывает за счет средств созданного резерва на ремонт основных средств. По итогам налогового периода (за 2002 г.) резерв на ремонт основных средств равен 6 тыс. руб. (12 тыс. руб. - 6 тыс. руб.) Фактические затраты на ремонт 6 тыс. руб. списываются за счет средств созданного резерва на ремонт основных средств, оставшиеся 9 тыс. руб. (21 тыс. руб. - 6 тыс. руб. (списано в III квартале 2002 г., отражено в налоговом учете по итогам девяти месяцев) + 6 тыс. руб. (списано в IV квартале 2002 г., отражено в налоговом учете по итогам года)) относятся в состав прочих расходов в соответствии со ст.264 Налогового кодекса РФ.
Подписано в печать Т.С.Романовская 12.08.2002 Управление МНС России
по г. Москве
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |