Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налоговый учет по налогу на прибыль организаций ("Консультант Бухгалтера", 2002, N 9)



"Консультант Бухгалтера", N 9, 2002

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

В соответствии со ст.313 НК РФ налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным действующим налоговым законодательством.

Целями ведения налогового учета являются:

1) формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

2) обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Основные принципы налогового учета:

1) предприятие рассматривается как обособленный объект налогового учета. Имущество и обязательства данного предприятия учитываются отдельно от имущества и обязательств владельцев и других предприятий;

2) использование метода начисления и разграничения деловой активности между смежными отчетными периодами. Доходы и расходы признаются и отражаются в те периоды, когда имел место факт совершения сделки;

3) предприятие функционирует в настоящее время и в ближайшей перспективе. У него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

4) имущество и обязательства имеют стоимостную оценку. Оценка должна производиться с возможной точностью и осторожностью.

Данные налогового учета - данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения по налогу на прибыль организаций. Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения, в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет.

Данные налогового учета должны содержать полную информацию о порядке формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций, а именно:

1) порядок формирования суммы доходов и расходов;

2) порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

3) сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

4) порядок формирования сумм создаваемых резервов;

5) сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

Напомним, что содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета (сотрудники налоговых органов, органов налоговой полиции и иные лица), обязаны хранить налоговую тайну. За разглашение налоговой тайны лица, получившие к ней доступ, несут ответственность, установленную действующим законодательством.

Учетная политика для целей налогообложения

Порядок ведения налогового учета по налогу на прибыль организаций устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. При этом не имеет особого значения будет ли учетная политика организации для целей налогообложения оформлена отдельным документом или она будет являться составной частью (отдельным разделом) общей учетной политики предприятия.

Все изменения порядка учета отдельных хозяйственных операций и объектов в целях налогообложения осуществляются налогоплательщиком в следующих случаях:

1) изменение налогового законодательства;

2) изменение применяемых методов учета;

3) осуществление налогоплательщиком новых видов деятельности, не регламентированных утвержденной системой налогового учета.

При этом решения о любых изменениях должны отражаться в учетной политике для целей налогообложения и применяться с начала нового налогового периода.

Формы аналитических регистров налогового учета и порядок отражения в них данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются в приложениях к учетной политике организации для целей налогообложения (ст.314 НК РФ). Кроме того, в учетной политике для целей налогообложения в случае наличия соответствующих работников целесообразно предусмотреть ответственного за организацию налогового учета, ответственного за ведение налогового учета, а также график документооборота или сроки и состав документов, представляемых ответственному лицу.

В учетной политике для целей налогообложения необходимо выбрать и зафиксировать следующие способы ведения налогового учета:

1) периодичность уплаты в бюджет налога на прибыль;

2) классификацию доходов и расходов;

3) порядок признания доходов и расходов;

4) формирование резервов;

5) порядок признания убытка;

6) оценку списываемых материалов и товаров;

7) иные способы ведения налогового учета.

Система налогового учета по налогу на прибыль

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

Система налогового учета по налогу на прибыль организаций имеет трехуровневую структуру:

1 - уровень первичных учетных документов. На основании первичных учетных документов определяются суммы, составляющие налоговую базу по налогу на прибыль организаций;

2 - уровень аналитических регистров налогового учета (налоговых регистров). Они служат для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к налоговому учету первичных учетных документах;

3 - уровень расчета налоговой базы (налоговая декларация) по налогу на прибыль организаций. Расчет налоговой базы служит для исчисления налога на прибыль организаций.

Рассмотрим данные уровни налогового учета по налогу на прибыль организаций подробнее.

Первый уровень системы налогового учета по налогу на прибыль организаций. Формы первичных учетных документов для целей налогового учета по налогу на прибыль налоговым законодательством не установлены, поэтому на основании положений ст.313 НК РФ в качестве первичных учетных документов налогового учета на практике могут быть использованы первичные учетные документы, используемые для целей бухгалтерского учета. Если же этого недостаточно, то налогоплательщик должен разработать первичные документы налогового учета самостоятельно (например, справки бухгалтера или налоговые расчеты, корректировки, пояснительные записки и прочее).

Согласно п.1 ст.9 Закона о бухгалтерском учете все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами.

Первичные учетные документы принимаются к бухгалтерскому учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (альбомы унифицированных форм первичной учетной документации утверждает Госкомстат России), а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.

Для целей налогового учета первичные учетные документы бухгалтерского учета необходимо доработать. Согласно Постановлению Госкомстата России от 24 марта 1999 г. N 20 "Об утверждении Порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации" в унифицированные формы первичной учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций), утвержденные Госкомстатом России, организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом России унифицированных форм первичной учетной документации остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа). Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается. Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно - распорядительным документом организации (например, приказ, распоряжение и т.д.).

Действующее налоговое законодательство не запрещает разработку и использование собственных первичных документов налогового учета, полностью независимых от первичных учетных документов бухгалтерского учета. Однако практическая ценность такой системы налогового учет невысока, так как объем первичной учетной документации для целей налогового учета будет равен или больше объема первичных учетных документов бухгалтерского учета, что сделает систему налогового учета крайне трудоемкой и неэффективной.

Второй уровень системы налогового учета по налогу на прибыль организаций. Этот уровень системы налогового учета по налогу на прибыль организаций регламентирован действующим налоговым законодательством более детально. Согласно ст.314 НК РФ аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями действующего налогового законодательства, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде или любых машинных носителях, данные в них отражаются непрерывно в хронологическом порядке.

Еще раз отметим, что формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. Однако к содержанию форм аналитических регистров налогового учета существует ряд общих требований. Так, на основании ст.313 НК РФ формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

- наименование регистра;

- период (дату) составления;

- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

- наименование хозяйственных операций;

- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Во всем остальном налогоплательщики полностью самостоятельны при установлении форм аналитических регистров налогового учета.

При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.

Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам разработало и предложило свою систему аналитических регистров налогового учета, которая, к сожалению, не зарегистрирована и не опубликована в законодательном порядке и далека от идеала. В случае использования этой системы налогового учета по налогу на прибыль организации налогоплательщикам придется дополнять и дорабатывать предложенные аналитические регистры налогового учета. Кроме того, проанализировав содержание системы аналитических регистров налогового учета, предложенных МНС России, можно сделать вывод о том, что эта система предназначена только для налогоплательщиков, использующих метод начисления для определения доходов и расходов. Эта система не лишена ряда других недостатков и слишком громоздка для практической организации налогового учета на средних и небольших предприятиях.

Реальный практический интерес представляет следующая система аналитических регистров налогового учета. Эта система предусматривает наличие двух подсистем аналитических регистров налогового учета: подсистемы регистров доходов и подсистемы регистров расходов. Сразу оговоримся, что перечень аналитических регистров налогового учета конкретного предприятия может существенно отличаться от нижеприведенного, так как не на каждом предприятии существует необходимость в использовании сразу всех приведенных регистров.

Рассматриваемая система аналитических регистров налогового учета может быть представлена следующим образом.

Первая подсистема. Регистры доходов:

а) регистры доходов от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав:

- регистр доходов от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также доходов от реализации имущества, имущественных прав, за исключением нижеуказанных доходов;

- регистр доходов от реализации ценных бумаг. При этом налогоплательщик, совершающий операции с ценными бумагами, должен вести раздельный налоговый учет выручки от реализации ценных бумаг, обращающихся и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг;

- регистр доходов от реализации финансовых инструментов срочных сделок, обращающихся и не обращающихся на организованном рынке;

- регистр доходов от реализации амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов);

- регистр доходов от реализации товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств;

- регистр доходов от реализации покупных товаров;

- иные необходимые регистры;

б) регистры внереализационных доходов:

- регистр учета курсовых разниц;

- регистр учета доходов от сдачи имущества в аренду (субаренду);

- регистр учета процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам;

- регистр учета безвозмездно полученного имущества (работ, услуг);

- иные необходимые регистры.

Вторая подсистема. Регистры расходов:

а) регистры расходов, связанных с производством и реализацией:

- регистры материальных расходов;

- регистры расходов на оплату труда;

- регистры учета амортизации;

- регистры прочих расходов;

б) регистры внереализационных расходов:

- регистр учета курсовых разниц;

- регистр учета процентов по долговым обязательствам;

- регистр судебных расходов и арбитражных сборов;

- регистр услуг банков;

- иные необходимые регистры.

В регистрах налогового учета расходов целесообразно предусмотреть возможность выделения прямых и косвенных расходов, а также порядок распределения прямых расходов и данных об остатках прямых расходов на начало и на конец налогового (отчетного) периода.

Для использования на небольших предприятиях рассмотренная система аналитических регистров налогового учета может быть упрощена: сведена всего к двум аналитическим регистрам налогового учета - регистру доходов и регистру расходов. При этом все сложные расчеты (например, расчет учитываемых для налогообложения процентов, расходов на рекламу, представительских расходов, расчеты амортизации, расчеты налогов и прочие расчеты) должны осуществляться в отдельных первичных учетных документах налогового учета, а в аналитические регистры налогового учета должна заноситься только конечная информация (дата осуществления операции, наименование операции, сумма операции, вид дохода или расхода и прочее).

Кроме того, согласно ст.313 НК РФ допускается использование в качестве аналитических регистров налогового учета регистров бухгалтерского учета, которые могут быть дополнены необходимыми реквизитами для целей налогового учета. Этот вариант ведения налогового учета также интересен предприятиям, имеющим небольшие обороты или простое налогообложение прибыли.

Третий уровень системы налогового учета по налогу на прибыль организаций. Третьим уровнем налогового учета является расчет налоговой базы по налогу на прибыль. Фактически это уровень налоговой декларации по налогу на прибыль организаций. Согласно ст.315 НК РФ расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года.

Расчет налоговой базы по налогу на прибыль в обязательном порядке должен содержать следующие данные:

1) период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом);

2) сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде, в том числе:

- выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также выручка от реализации имущества, имущественных прав;

- выручка от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

- выручка от реализации покупных товаров;

- выручка от реализации финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке;

- выручка от реализации основных средств;

- выручка от реализации товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств;

3) сумму расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации, в том числе:

- расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства, а также расходы, понесенные при реализации имущества, имущественных прав. При этом общая сумма расходов уменьшается на суммы остатков незавершенного производства, остатков продукции на складе и продукции отгруженной, но не реализованной на конец отчетного (налогового) периода;

- расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

- расходы, понесенные при реализации покупных товаров;

- расходы, понесенные при реализации финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке;

- расходы, связанные с реализацией основных средств;

- расходы, понесенные обслуживающими производствами и хозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг);

4) прибыль (убыток) от реализации, в том числе:

- прибыль от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также выручка от реализации имущества, имущественных прав;

- прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

- прибыль (убыток) от реализации покупных товаров;

- прибыль (убыток) от реализации финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке;

- прибыль (убыток) от реализации основных средств;

- прибыль (убыток) от реализации обслуживающих производств и хозяйств;

5) сумму внереализационных доходов;

6) сумму внереализационных расходов;

7) прибыль (убыток) от внереализационных операций;

8) итого налоговая база за отчетный (налоговый) период.

В практике работы предприятий встречается такой способ ведения налогового учета, как отражение операций на отдельных, специально открытых для целей налогового учета, субсчетах счетов бухгалтерского учета.

Например, для счета 44 "Издержки обращения" открываются субсчета:

1 "Издержки обращения, принимаемые для целей исчисления налога на прибыль";

2 "Издержки обращения, не принимаемые для целей исчисления налога на прибыль".

То же самое происходит и для всех остальных счетов бухгалтерского учета, информация которых необходима для целей исчисления налога на прибыль. С одной стороны, такой порядок ведения налогового учет исключает дублирование одних и тех же операций в бухгалтерском и налоговом учете, более понятен бухгалтерам, что является положительными моментами, однако, с другой стороны, становится крайне сложно вести аналитические регистры налогового учета, требование о ведении которых содержится в действующем налоговом законодательстве. Кроме того, при такой системе ведения налогового учета появляется большое количество корректировок и дополнительных расчетов, вынесенных в отдельные документы.

Так как подтверждением данных налогового учета являются аналитические регистры налогового учета, то при рассматриваемой системе ведения налогового учета могут возникнуть споры с налоговыми органам и, в которых доказать наличие аналитических налоговых регистров (и соответственно налогового учета по налогу на прибыль организаций) будет трудно, поэтому мы не рекомендуем использовать в практике хозяйственной деятельности такую систему налогового учета.

Подписано в печать В.В.Худолеев

09.08.2002

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Вопросы учета и налогообложения при приобретении предприятием проездных билетов для сотрудников и использовании личных легковых автомобилей и мотоциклов в служебных целях ("Консультант Бухгалтера", 2002, N 9) >
Статья: Особенности налогового учета основных средств ("Консультант Бухгалтера", 2002, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.