Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Критерии недобросовестности налогоплательщика ("Аудиторские ведомости", 2002, N 8)



"Аудиторские ведомости", N 8, 2002

КРИТЕРИИ НЕДОБРОСОВЕСТНОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" было установлено, что обязанность налогоплательщика по уплате налога прекращается его уплатой. Конституционный Суд Российской Федерации (далее - КС РФ) в Постановлении от 12.10.1998 N 24-П признал данную норму не соответствующей Конституции Российской Федерации с учетом смысла, придаваемого ей правоприменительной практикой, указав, что обязанность каждого налогоплательщика по уплате налогов должна считаться исполненной в момент списания банком денежных средств в уплату налога с расчетного счета налогоплательщика, т.е. с момента изъятия части имущества налогоплательщика. Позиция Конституционного Суда Российской Федерации нашла отражение в ст.45 НК РФ: обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк платежного поручения на уплату налога при наличии достаточного денежного остатка на счете.

КС РФ было особо отмечено, что повторное взыскание с добросовестного налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов нарушает конституционные гарантии частной собственности. Именно этой оговорке о распространении Постановления N 24-П только на добросовестных налогоплательщиков не уделялось должного внимания как налогоплательщиками, так и налоговыми органами. Все это и породило огромное количество споров между налогоплательщиками и налоговыми органами по вопросу исполнения обязанности по уплате налогов. С одной стороны, добросовестным налогоплательщикам приходится, и не всегда успешно, отстаивать свою позицию в арбитражном суде. С другой стороны, возросло количество злоупотреблений со стороны недобросовестных налогоплательщиков.

Согласно Письмам МНС России от 08.07.1999 N АП-6-09/544 и от 16.11.1999 N АП-6-05/910 налоговые органы при установлении фактов непоступления денежных средств на счета бюджетов обязаны проводить проверочные мероприятия, в том числе запрашивать банки, в которые налогоплательщиками предъявлялись платежные поручения на уплату налогов, а также Управление организации работы по налогообложению финансово - кредитных организаций МНС России о том, применена ли Банком России в отношении проблемного банка мера воздействия в виде ограничения на осуществление расчетов в части операций на перечисление средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды на срок до 6 месяцев в соответствии с Письмом Банка России от 18.06.1999 N 182-Т. В соответствии с указанными Письмами, а также Инструкцией Госналогслужбы России от 15.04.1994 N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно - бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей" налоговые органы отражают налоговые платежи, уплаченные через проблемные банки, в лицевых счетах налогоплательщиков по графе "Суммы налогов, не поступившие в бюджет". Причем в справках, выдаваемых по запросам налогоплательщиков, данные суммы фигурируют как недоимка.

Наибольшие проблемы в спорах между налогоплательщиками и налоговыми органами по вопросу об исполнении обязанности по уплате налогов вызывала формулировка исковых требований. В большинстве случаев арбитражные суды просили налогоплательщиков уточнить исковые требования либо отказывали в иске на основании того, что спор о внесении изменений в лицевые счета налогоплательщиков не подведомствен арбитражному суду. Действительно, Инструкция N 26 является внутренним документом, обязательным в силу п.2 ст.4 НК РФ только для подразделений МНС России (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа (далее - ФАС МО) от 27.07.2001 по делу N КА-А40/3812-01). Однако существует и иная позиция судебных органов. Так, Решением арбитражного суда г. Москвы от 21.01.2002 по делу N А40-46639/01-98-518 признано, что иски о записях в лицевых счетах подведомственны арбитражному суду.

Часто налогоплательщики обжалуют незаконные действия (бездействие) налоговых органов, выражающиеся в непризнании обязанности по уплате налогов исполненной. Необходимо учитывать, что НК РФ содержит два обязательных условия для признания действий (бездействия) налоговых органов незаконными: такие действия (бездействие) должны противоречить закону, а также нарушать права налогоплательщика. Доказательством нарушения прав налогоплательщика может служить справка, выданная налоговым органом, в которой спорная сумма отражена как недоимка. В Постановлении по делу N КА-А40/3812-01 ФАС МО, отказывая налогоплательщику в удовлетворении исковых требований, указал, что налогоплательщик не подтвердил, что неотражение на лицевых счетах спорных денежных средств повлекло для него какие-либо негативные последствия. Ясность в вопрос о формулировании исковых требований внес Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (далее - ВАС РФ), разъяснив в Постановлении от 18.09.2001 N 9408/00, что в случае возникновения спора о том, можно ли считать конкретную сумму налога уплаченной в соответствии с п.2 ст.45 НК РФ, налогоплательщик вправе обжаловать действия (бездействие) налогового органа путем предъявления иска о зачете уплаченных сумм или о признании обязанности по уплате налога исполненной.

Кроме того, арбитражные суды неверно трактовали правовую позицию КС РФ, отказывая налогоплательщикам в иске о признании уплаченными налогов, перечисленных до 12 октября 1998 г., т.е. до момента принятия Постановления N 24-П. При этом суды ссылались на то, что в момент перечисления спорных сумм налогов не вступили в силу нормы Постановления N 24-П и п.2 ст.45 НК РФ, определившие момент уплаты налогов в бюджет как дату списания сумм налогов со счета налогоплательщика (Постановление ФАС МО от 11.04.2001 по делу N КА-А40/1413-01). С такой точкой зрения нельзя согласиться. В соответствии со ст.79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, то непосредственно применяется Конституция Российской Федерации. Норма, признанная не соответствующей Конституции Российской Федерации, является таковой с момента введения этой нормы в действие либо с момента принятия Конституции.

Следующим этапом в спорах между налогоплательщиками и налоговыми органами стало направление МНС России в КС РФ ходатайства о разъяснении Постановления N 24-П. Конституционный Суд Российской Федерации принял Определение от 25.07.2001 N 138-О, в котором отмечено, что указанное Постановление действует только в отношении добросовестных налогоплательщиков. При этом обязанность доказывания недобросовестности налогоплательщика возлагается на налоговые органы, которые вправе осуществлять проверки и предъявлять в арбитражные суды иски о признании соответствующих сделок, заключенных между банком и налогоплательщиком, недействительными. Таким образом, обязанность по доказыванию недобросовестности налогоплательщика возлагается на налоговые органы.

Однако ни Конституционный Суд Российской Федерации, ни НК РФ не устанавливают критериев добросовестности. Налогоплательщикам и налоговым органам приходится исходить из терминологии общей теории права и конституционных принципов. Так, можно определить добросовестность как такое осуществление субъективных прав лица, при котором не причиняется вред и не создается угроза причинения вреда иным лицам. Это корреспондирует с нормой п.3 ст.17 Конституции Российской Федерации: "Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц". Следует также отметить, что категория добросовестности тесно связана с понятием злоупотребления правом, которое несет противоположный смысл. Необходимо также различать недобросовестный характер действий банка и злоупотребление правом со стороны налогоплательщика. В принципе, налогоплательщик может заблуждаться в отношении совершаемых им действий, в то время как недобросовестность банка почти всегда "лежит на поверхности", поскольку банковские служащие должны быть осведомлены об отсутствии на корреспондентском счете денежных средств и, следовательно, о невозможности фактического зачисления средств на расчетный счет налогоплательщика с последующим исполнением поручений на уплату налогов. Налогоплательщик же мог не обладать такими сведениями, причем несовершение им действий по получению информации о платежеспособности банка выходит за рамки надлежащей осмотрительности и разумности.

В этой ситуации формирование критериев добросовестности зависит от складывающейся судебно - арбитражной практики, а также от конкретного состава суда, индивидуального правосознания каждого судьи в отдельности, поскольку при разрешении подобной категории дел приходится оперировать субъективными оценочными понятиями.

Например, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 18.12.2001 N 1322/01 не признал налог уплаченным из проблемного банка, так как налогоплательщик действовал недобросовестно совместно с другими лицами, намеренно создав ситуацию формального наличия средств на его счете в проблемном банке.

Решением арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-46639/01-98-518 критерием добросовестности налогоплательщика при уплате налога через проблемный банк признана длительность его отношений с банком. И наоборот, Федеральным арбитражным судом Северо - Западного округа (ФАС СЗО) в Постановлении от 22.10.2001 по делу N 1069 признана недобросовестность налогоплательщика на основании того, что им открыт счет в проблемном банке для проведения одной операции при наличии счетов в других банках. Такого же мнения придерживается и ФАС Восточно - Сибирского округа (Постановление от 05.12.2001 по делу N А33-6492/01-С3(а)-Ф02-2978/01-С1): "Недобросовестность налогоплательщика при уплате налога из проблемного банка выражается в том, что при наличии действующих счетов он открывает счет в проблемном банке, по которому операции совершаются в один день". Федеральный арбитражный суд Центрального округа также связывает открытие счета в проблемном банке при наличии счетов в других банках с недобросовестностью налогоплательщика (Постановление от 12.02.2002 по делу N А54-2622/01-С2).

Иногда суды даже не рассматривают вопрос о добросовестности налогоплательщика, принимая во внимание только тот факт, что на корреспондентском счете банка отсутствовали денежные средства. ФАС СЗО в Постановлении от 29.01.2002 по делу N А42-3051/01-26 указал, что в такой ситуации расчеты между предприятиями внутри банка невозможны. Поэтому денежные средства на счет налогоплательщика в проблемном банке не были зачислены и налог не считается уплаченным.

К сожалению, арбитражная практика различна даже в пределах одного и того же суда. Так, Постановлением ФАС Северо - Западного округа от 09.01.2002 по делу N А05-7094/01-346/12 недобросовестность налогоплательщика была доказана совокупностью обстоятельств: счет был открыт только для разового платежа и после этого закрыт, средства зачислялись по векселю, у налогоплательщика были и другие счета. Спустя несколько дней тот же суд принимает прямо противоположные решения. В Постановлении ФАС Северо - Западного округа от 21.01.2002 по делу N А05-8758/01-445/19 указано, что наличие возможности уплатить налоги через другие банки, открытие расчетного счета незадолго до подачи платежного поручения - недостаточные доказательства недобросовестности налогоплательщика. Постановлением ФАС СЗО от 22.01.2002 по делу N А56-25244/01 установлено, что отсутствие средств на корреспондентском счете банка в момент сдачи платежных поручений не является доказательством недобросовестности налогоплательщика. ФАС СЗО в Постановлении от 22.10.2001 по делу N А13-3163/01-14 указал, что налогоплательщику зачислены на счет в проблемном банке денежные средства со счета другой компании в этом же банке и для такого зачисления не требуется средств на корреспондентском счете банка, и признал налог уплаченным. В то же время в Постановлении ФАС СЗО от 05.11.2001 по делу N А56-15816/01 выражена совершенно иная точка зрения, согласно которой при отсутствии денежных средств на корреспондентском счете банк не может погасить свой депозитный сертификат и последующее зачисление денежных средств на расчетный счет налогоплательщика носит формальный характер. В такой ситуации налог из проблемного банка считается неуплаченным, несмотря на добросовестность налогоплательщика.

Учитывая приведенные примеры арбитражной практики, можно сделать вывод о том, что необходимо сформулировать конкретные критерии недобросовестности налогоплательщика с целью соблюдения баланса интересов налогоплательщиков и государства.

Подписано в печать А.А.Костин

05.08.2002 Юрист

ОАО "Объединенные

Консультанты "ФДП"

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Собственные средства и чистые активы брокера, дилера и доверительного управляющего ценными бумагами ("Аудиторские ведомости", 2002, N 8) >
Статья: Методологические проблемы аудита (Продолжение) ("Аудиторские ведомости", 2002, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.