![]() |
| ![]() |
|
Статья: Налоги с чужого огорода ("Московский бухгалтер", 2002, N 8)
"Московский бухгалтер", N 8, 2002
НАЛОГИ С ЧУЖОГО ОГОРОДА
(Покупка сельхозпродукции у физических лиц)
В конце лета возрастают объемы продаж сельскохозяйственной продукции. Не всегда оптовики приобретают эти товары у производителей - юридических лиц. Овощи и фрукты часто покупаются у фермеров, владельцев приусадебных хозяйств и дачных участков. У них более низкие цены, а качество продукции не хуже. Однако приобретение сельхозпродукции у граждан имеет ряд налоговых особенностей и не всегда выгодно покупателю.
Оформление первичных документов
Любая хозяйственная операция должна быть подтверждена первичными документами. Только в этом случае организация может обосновать расходы и включить их в состав затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Приобретение товаров у юридических лиц сопровождается оформлением целого ряда бумаг: счетов, накладных, счетов-фактур и т.д. При покупке продукции у граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, нужно заполнить один-единственный документ - закупочный акт по форме ОП-5 (утверждена Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132). На основании этого документа покупатель сможет принять приобретенные товары к бухгалтерскому и налоговому учету.
В акте указываются фамилия, имя и отчество продавца, его паспортные данные, количество и стоимость приобретенной продукции. Составлять закупочный акт в произвольной форме нельзя. Это следует из норм как бухгалтерского, так и налогового законодательства. В законе о бухгалтерском учете сказано, что первичные документы принимаются к учету, только если соответствуют унифицированным формам и содержат все обязательные реквизиты. А гл.25 НК РФ требует, чтобы все расходы были подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Если товары приобретаются у индивидуального предпринимателя, то помимо закупочного акта он должен выставить покупателю счет-фактуру. С 2001 г. индивидуальные предприниматели признаны плательщиками НДС, следовательно, без этого документа покупатель не сможет принять к вычету сумму предъявленного ему налога.
Налог на доходы и ЕСН
Покупая у граждан сельхозпродукцию, организация выплачивает им доходы. На первый взгляд по отношению к продавцам она становится налоговым агентом и должна либо самостоятельно удержать с них налог на доходы, либо передать эти суммы на взыскание в налоговую инспекцию. Однако налоговыми агентами признаются лица, которые обязаны рассчитывать и перечислять в бюджет суммы налогов, удержанных с плательщиков, а также информировать инспекцию о невозможности удержать тот или иной налог. Обязанности в отношении каждого конкретного налога прописаны в соответствующих главах Кодекса (ст.24 НК РФ). Что касается рассматриваемой нами ситуации, то по ст.226 НК РФ организация, выплачивающая доходы (назовем ее источником выплат), не всегда должна исполнять обязанности налогового агента. В п.2 статьи сказано, что с доходов, выплаченных индивидуальным предпринимателям и гражданам, реализующим личное имущество, исчислять и удерживать НДФЛ не нужно. Эти физические лица обязаны сами декларировать свои доходы и уплачивать налог в конце календарного года с учетом всех предоставляемых им льгот (ст.ст.227 и 228 НК РФ). Таким образом, источник выплат может и не являться налоговым агентом. Не имея статуса налогового агента, организация - покупатель сельхозпродукции у граждан может избавиться от еще одной неприятной обязанности. Имеется в виду подача в налоговую инспекцию сведений о доходах, выплаченных физическим лицам. Поскольку в п.2 ст.230 НК РФ сказано, что такие сведения обязаны представлять только налоговые агенты, мы считаем, что организация - источник выплат вправе не исполнять эти требования. Если приведенная нами аргументация покажется бухгалтеру неубедительной, то в течение всего налогового периода ему придется вести учет доходов, выплаченных продавцам сельхозпродукции. В начале следующего года (до 1 апреля) информацию по каждому поставщику нужно будет направить в налоговую инспекцию. Исключение сделано только для индивидуальных предпринимателей, предъявивших покупателю свидетельство о регистрации в качестве ПБОЮЛ. Если у организации есть копия такого свидетельства, она может не информировать налоговиков о доходах, выплаченных предпринимателю. Несколько слов об уплате единого социального налога. ЕСН не взимается с доходов, выплаченных продавцам сельхозпродукции. Этот вывод следует из ст.236 НК РФ, где сказано, что объектом налогообложения не признаются выплаты по гражданско-правовым договорам, предметом которых является переход права собственности на имущество. Закупочный акт подтверждает, что сделка носит характер купли-продажи, поэтому обязанностей по исчислению и уплате ЕСН у покупателя не возникает. А поскольку налоговая база по ЕСН приравнивается к базе для расчета страховых пенсионных платежей, то и об уплате взносов в ПФР в данном случае говорить не приходится.
Налог на добавленную стоимость
Порядок начисления НДС, который применяют организации - продавцы сельхозпродукции, приобретенной у физических лиц, несколько отличается от общих правил. В таких случаях налог уплачивается с разницы между ценой реализации (с учетом НДС, но без учета налога с продаж) и покупной ценой. Такой порядок применяется только при продаже товаров, которые указаны в перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2001 г. N 383. При перепродаже сельхозпродукции, закупленной у населения, НДС определяется расчетным путем (п.4 ст.164 НК РФ). С выходом в свет Федерального закона от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ из гл.21 НК РФ исключены фиксированные размеры расчетных ставок - 16,67 и 9,09 процента. Теперь расчетная налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки к налоговой базе, увеличенной на сумму налога. Чтобы избежать возможной путаницы при исчислении НДС по продукции, приобретенной у "традиционных" поставщиков и у физических лиц, целесообразно вести раздельный учет таких товаров.
Примечание. Перечень сельхозпродукции и продуктов ее переработки, закупаемых у физических лиц, при реализации которых НДС уплачивается с разницы между покупной и продажной ценами (извлечения): - мясо и субпродукты скота и птицы; - молоко и молокопродукты; - яйца; - рыба всех видов; - мед пчелиный, воск пчелиный, вощина; - зерновые и зернобобовые культуры; - масличные культуры (кроме конопли); - картофель; - овощи открытого и защищенного грунта; - бахчевые продовольственные и кормовые культуры; - плоды семечковых и косточковых культур; - виноград; - плоды цитрусовых культур; - орехи, ягоды, грибы.
Пример 1. ООО "Колос" оптом продает сельхозтовары, часть которых закупается у населения. Учет товаров ведется по покупным ценам. В августе 2002 г. у гражданина Петрова, не являющегося индивидуальным предпринимателем, по закупочному акту был приобретен картофель в количестве 1000 кг по цене 6 руб. за 1 кг на общую сумму 6000 руб. В этом же месяце весь товар был продан розничному магазину по цене 7,6 руб. за 1 кг (с учетом НДС). Выручка от реализации составила 7600 руб. Оплата произведена по безналичному расчету. Операции по приобретению и продаже картофеля отражаются в учете ООО "Колос" следующим образом (начисление налога на пользователей автодорог не рассматривается): Дебет 41 субсчет "Сельхозпродукция, приобретенная у населения" Кредит 60 - 6000 руб. - оприходован картофель, приобретенный у населения; Дебет 60 Кредит 50 - 6000 руб. - оплачен картофель; Дебет 62 Кредит 90 - 7600 руб. - отражена выручка от реализации картофеля; Дебет 51 Кредит 62 - 7600 руб. - поступила оплата за реализованный товар; Дебет 90 Кредит 41 субсчет "Сельхозпродукция, приобретенная у населения" - 6000 руб. - списана покупная стоимость картофеля; Дебет 90 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС" - 145 руб. ((7600 руб. - 6000 руб.) / 110% x 10%) - начислен НДС с разницы между продажной и покупной ценами; Дебет 90 Кредит 99 - 1455 руб. (7600 - 6000 - 145) - отражен финансовый результат от продажи картофеля.
Казалось бы, "льготный" порядок налогообложения, который действует при реализации товаров, приобретенных у граждан, не занимающихся предпринимательской деятельностью, позволяет снизить налоговую нагрузку покупателя. Ведь НДС уплачивается только с торговой наценки. Однако нельзя забывать о других налоговых особенностях подобных сделок. В частности, о невозможности принять к вычету сумму входного НДС и об увеличении налогооблагаемой прибыли.
Пример 2. Сравним два варианта закупки сельхозпродукции у физических лиц. В первом случае продавцом выступает гражданин Петров, не занимающийся предпринимательской деятельностью (см. условия примера 1). Во втором - картофель покупается у индивидуального предпринимателя Васечкина. Будем считать, что партии товара в обоих случаях одинаковы, но ПБОЮЛ увеличивает отпускную цену своего картофеля на сумму НДС. Таким образом, покупная стоимость товара, приобретенного у предпринимателя, составит 6600 руб. (6000 руб. + (6000 руб. x 10%)). В розничную торговую сеть обе партии товара проданы по одной и той же цене. В табл. 1 показано, как меняется общая налоговая нагрузка оптового покупателя в зависимости от того, кем является продавец.
Таблица 1
——————————————————————————————T—————————————————T————————————————¬ | Показатели ООО "Колос" | Продавец — | Продавец — | | | гражданин Петров| ПБОЮЛ Васечкин | +—————————————————————————————+—————————————————+————————————————+ |Покупная стоимость без учета | 6000 руб. | 6000 руб. | |НДС | | | +—————————————————————————————+—————————————————+————————————————+ |Входной НДС — | 600 руб. | | +—————————————————————————————+—————————————————+————————————————+ |Выручка от реализации с | 7600 руб. | 7600 руб. | |учетом НДС | | | +—————————————————————————————+—————————————————+————————————————+ |Сумма НДС, включенная в | 145 руб. | 691 руб. | |выручку | |(7600 руб. / | | | |110% x 10%) | +—————————————————————————————+—————————————————+————————————————+ |Прибыль от реализации | 1455 руб. | 909 руб. | |картофеля | |(7600 — 691 — | | | |6000) | +—————————————————————————————+—————————————————+————————————————+ |Сумма НДС, причитающаяся к | 145 руб. | 91 руб. | |уплате в бюджет | |(691 — 600) | +—————————————————————————————+—————————————————+————————————————+ |Налог на прибыль | 349 руб. | 218 руб. | | |(1455 руб. x 24%)|(909 руб. x 24%)| +—————————————————————————————+—————————————————+————————————————+ |Общая налоговая нагрузка | 494 руб. | 309 руб. | | |(145 + 349) |(91 + 218) | L—————————————————————————————+—————————————————+————————————————— Из табл. 1 видно, что при прочих равных условиях реализовывать сельхозпродукцию, приобретенную у индивидуальных предпринимателей (плательщиков НДС), выгоднее. В рассмотренном примере суммарная налоговая нагрузка оптовой организации при закупке товаров у ПБОЮЛ в 1,6 раза ниже. Кроме того, выбирая в качестве поставщиков обычных граждан, организация создает себе дополнительные проблемы. Во-первых, как мы уже говорили, бухгалтеру придется налаживать раздельный учет одной и той же продукции, приобретенной у населения и у других поставщиков. Во-вторых, овощи и фрукты, приобретенные у населения, будет сложнее реализовать розничным магазинам. Покупатели - плательщики НДС смогут принимать к вычету лишь незначительную сумму входного налога. В нашем примере при одинаковой продажной цене (7600 руб.) суммы НДС, которые розничные предприятия вправе предъявить к возмещению из бюджета, различаются в 4,8 раза (691 и 145 руб.). Наконец, в законодательстве не прописан порядок заполнения счетов-фактур при продаже сельхозпродукции, закупленной у населения. В частности, возникает вопрос, какую сумму НДС следует указывать в этом документе. Проблемы встают при заполнении граф, предусмотренных для отражения цены, стоимости товара и налоговой ставки. Существующая форма счета-фактуры не позволяет адекватно отразить НДС, начисленный с торговой наценки. Поэтому, как бы бухгалтер ни составил этот документ, показатели, приведенные в той или иной графе, не будут соответствовать ее наименованию.
Пример 3. Воспользуемся условиями примера 1. Заполним счет-фактуру, которую ООО "Колос" должно выставить своему покупателю - розничному магазину. Чтобы сумма НДС, отраженная в счете-фактуре, не вызывала вопросов у налогового инспектора, следует сделать пометку о том, что картофель приобретен у физического лица. Это объяснение того, почему сумма предъявленного налога не соответствует установленной ставке. В итоге счет-фактура будет выглядеть так, как показано в табл. 2 (гр. 6, 10, 11 не приводятся).
Таблица 2
—————————————T—————————T——————————T—————————T—————————T—————————T————————T—————————¬ |Наименование| Единица |Количество| Цена |Стоимость|Налоговая| Сумма |Стоимость| | товара |измерения| | (тариф) | товаров | ставка | налога | товаров | | (описание | | | за | (работ, | | | (работ, | | выполненных| | | единицу | услуг), | | | услуг), | | работ, | | |измерения|всего без| | | всего | | оказанных | | | | налога | | | с учетом| | услуг) | | | | | | | налога | +————————————+—————————+——————————+—————————+—————————+—————————+————————+—————————+ |Картофель |кг | 1000 |7,45 руб.|7455 руб.| 10% |145 руб.|7600 руб.| |(приобретен | | | | | | | | |у физ. лица | | | | | | | | |по | | | | | | | | |закупочному | | | | | | | | |акту от | | | | | | | | |15 августа | | | | | | | | |2002 г. N 1)| | | | | | | | +————————————+—————————+——————————+—————————+—————————+—————————+————————+—————————+ |Всего к | | | | | | |7600 руб.| |оплате | | | | | | | | L————————————+—————————+——————————+—————————+—————————+—————————+————————+—————————— С.Гулидов Подписано в печать 02.08.2002
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |