Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налогообложение субъектов малого предпринимательства ("Финансы", 2002, N 8)



"Финансы", N 8, 2002

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Малые предприятия играют значительную роль в рыночной экономике большинства развитых стран. Именно они формируют конкурентную сферу, создают дополнительные рабочие места, оперативно внедряют передовые достижения. В этой статье мы расскажем об опыте работы с малым бизнесом в нашем регионе.

На 1 января 2002 г. в г. Тюмени и на юге Тюменской области зарегистрировано 630 малых предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Ими уплачено единого налога с валовой выручки в размере 98 254 тыс. руб. и платы за патент в размере 4023,15 тыс. руб. Так же на упрощенную систему перешли 1570 предпринимателей без образования юридического лица, которым выдано 1790 патентов на сумму 11 444,31 тыс. руб.

Для предпринимателей без образования юридического лица упрощенная система вообще перестала быть таковой с 1 января 2001 г., когда со вступлением в силу НК РФ у них возникла обязанность по уплате НДС. Это не только увеличило налоговую нагрузку на предпринимателей, но и усложнило учет, так как наряду с книгой учета доходов и расходов они должны вести книги покупок, продаж и журнал учета счетов - фактур. В г. Тюмени на 01.01.2001 было зарегистрировано 1430 предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, от которых поступило в бюджеты всех уровней налогов на сумму 6014 тыс. руб. А на 01.10.2002 их количество снизилось до 900 человек, соответственно и сумма налоговых поступлений снизилась до 3704 тыс. руб.

Как показывает практика, невозможно обеспечить в должной мере учет объектов обложения малых предприятий и при упрощенной системе налогообложения малого предпринимательства, поскольку сохраняются условия для ухода от уплаты налогов, например, работая с наличными деньгами, без кассовых аппаратов и др. Особенно это касается предприятий розничной торговли, общественного питания, бытового и транспортного обслуживания, где расчеты производятся преимущественно в наличной денежной форме. Целесообразным в данной ситуации явилось введение единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Закон Тюменской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" N 189 был принят 3 июля 2000 г. и вступил в силу с 1 января 2001 г. в отношении предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица в следующих сферах:

а) розничная торговля непродовольственными и продовольственными товарами на рынках, рыночных площадях, выставочных комплексах, других местах, осуществляемая через нестационарную торговую сеть;

б) оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров предпринимателями и организациями с численностью работающих до 100 человек;

в) оказание физическим лицам парикмахерских услуг;

г) оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей.

С 1 января 2002 г. на территории Тюменской области единый налог на вмененный доход был введен также для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере розничной торговли непродовольственными и продовольственными товарами, осуществляемой через магазины с численностью работающих до 30 человек, павильоны, киоски и другие места торговли, имеющие стационарные площади.

С введением единого налога на территории Тюменской области отменены все налоги, за исключением государственной пошлины, таможенных пошлин и иных таможенных платежей, лицензионных и иных регистрационных сборов, налога на приобретение транспортных средств, налога на владельцев транспортных средств и т.п.

В течение 2001 г. на территории Тюменской области действовала ставка единого налога в размере 20% вмененного дохода, и плательщики этого налога были освобождены от уплаты единого социального налога. С 1 января 2002 г. ставка единого налога была понижена до 15% вмененного дохода, и на плательщиков единого налога на вмененный доход была возложена обязанность по уплате единого социального налога.

Сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности.

В настоящее время идет разработка показателей базовой доходности и регулирующих коэффициентов для малых предприятий - юридических лиц Тюменской области. Очень важно на данном этапе использовать опыт других регионов, где бюджет недополучает значительные суммы из-за того, что показатели базовой доходности, оказывающие основное влияние на размер налогооблагаемого вмененного дохода, установлены для организаций в заниженных размерах.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то практика обложения единым налогом на вмененный доход в Тюменской области дала положительный результат. На 1 января 2002 г. в г. Тюмени и юге Тюменской области 9880 индивидуальных предпринимателей перешли на систему обложения единым налогом на вмененный доход, ими уплачено налога в бюджет в размере 82 777 тыс. руб. В настоящее время ситуацию осложняет тот факт, что предприниматели являются плательщиками единого социального налога. А это означает, что для его исчисления нужно вести учет доходов и расходов, а форма книги учета законодательно еще не оформлена.

Величина налогов, уплачиваемых при различных системах налогообложения, представлена в следующей таблице:

Налоговое бремя ЗАО "Факт" в 2002 году

при применении различных схем налогообложения

     
   —————————————————————————————————————————————T———————————————————¬
   |           Система налогообложения          |   Сумма налогов   |
   +————————————————————————————————————————————+———————————————————+
   |Традиционная система                        |     1 654 155     |
   +————————————————————————————————————————————+———————————————————+
   |Упрощенная система                          |     1 125 500     |
   +————————————————————————————————————————————+———————————————————+
   |Единый налог на вмененный доход             |       201 187     |
   L————————————————————————————————————————————+————————————————————
   

Рассмотренные схемы налогообложения различаются механизмом начисления налогов, но цель преследуется одна - увеличение собираемости налогов при полном контакте с налогоплательщиками, что является одной из наиболее важных задач налогового администрирования. В достижении этой цели важная роль отведена единому налогу на вмененный доход. Этот налог удовлетворяет интересы как государства, так и налогоплательщиков. Система налогообложения единым налогом на вмененный доход была разработана для стимулирования занятия предпринимательской деятельностью, поскольку бухгалтерский учет стал более прост и понятен, сократился объемом отчетный работы, а самое главное - уменьшилась налоговая нагрузка. С другой стороны, эта схема налогообложения позволяет устранить пути уклонения от уплаты налогов, привлечь к налогообложению гораздо больше предприятий и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, что, в конечном счете, приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджет.

В настоящее время предпринимаются попытки реального облегчения налоговой нагрузки на представителей малого бизнеса. Несмотря на некоторые бюджетные ограничения, государство готово пойти на ощутимое снижение налогового бремени, рассчитывая на то, что это должно способствовать возврату капиталов в легальную сферу. Изменения затронут все системы налогообложения малого предпринимательства.

Наряду со специальными налоговыми режимами правительством готовятся меры по снижению административных барьеров: уменьшение числа лицензируемых видов деятельности, упрощение порядка выдачи лицензий и разрешений, снижение количества согласований.

Для упорядочения взаимоотношений бизнеса с бюджетами всех уровней, для ускорения развития предпринимательства требуется максимальное упрощение систем налогообложения. Первые шаги в этом направлении уже сделаны с введением единого налога на вмененный доход. Остается надеяться, что после всех согласований и корректировок упрощенная система останется действительно упрощенной, а малое предпринимательство дождется серьезных налоговых послаблений. В свою очередь, уменьшение налоговой нагрузки на малый бизнес должно привести к увеличению количества малых предприятий и предпринимателей, что, в конечном счете, будет способствовать росту налоговых поступлений в бюджет.

Подписано в печать Т.А.Кольцова

30.07.2002 Зав. кафедрой учета и налогообложения

Тюменского государственного института

мировой экономики, управления и права,

кандидат экономических наук,

М.С.Мишенина

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Каков порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организацией, имеющей обособленное подразделение - АЗС, переведенное на уплату ЕНВД? Какие показатели отражать по стр. 010 "Выручка от реализации" при заполнении декларации по налогу на прибыль? Существуют ли особенности по уплате налога на прибыль для обособленного подразделения, находящегося на консервации? ("Московский налоговый курьер", 2002, N 20) >
Вопрос: Каков срок возмещения организациям - экспортерам сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг) при осуществлении операций по реализации зерна на экспорт? ("Финансы", 2002, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.