![]() |
| ![]() |
|
Статья: Учет расходов на обязательное и добровольное страхование имущества ("Расчет", 2002, N 8)
"Расчет", N 8, 2002
УЧЕТ РАСХОДОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ И ДОБРОВОЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ИМУЩЕСТВА
В последнее время договоры страхования становятся все более популярны. Однако далеко не всегда предприятие может уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму перечисленных страховых платежей.
Что такое обязательное и добровольное страхование
Обязательным является страхование, которое предприятие осуществляет из-за того, что его обязывает к этому какой-либо закон (п.3 ст.3 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации"). Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяют соответствующие законы. В ст.935 Гражданского кодекса определено, что законом на предприятие может быть возложена обязанность страховать: - жизнь, здоровье или имущество определенных в законе граждан на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу;
- риск своей гражданской ответственности, которая может наступить из-за того, что предприятие причинит вред жизни, здоровью или имуществу граждан, или из-за того, что нарушит условия договоров. Например, на фирму может быть возложена обязанность страховать имущество, которое является государственной или муниципальной собственностью, но находится у нее в хозяйственном ведении или оперативном управлении. Страхование, которое фирма осуществляет по своему желанию, является добровольным.
Как учесть затраты на страхование
В налоговом учете расходы по обязательным видам страхования включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, которые утверждены в соответствии с российским законодательством. Это установлено п.2 ст.263 Налогового кодекса. Например, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ обязывает предприятия страховать своих работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Страховые взносы начисляются по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 29 декабря 2001 г. N 184-ФЗ. Размер тарифа зависит от класса профессионального риска, к которому относится предприятие. Таким образом, в состав прочих расходов предприятие может включить страховые взносы, рассчитанные по установленному для него тарифу. Если же тарифы не утверждены, то затраты по обязательному страхованию включаются в состав прочих расходов в том размере, в котором были начислены и уплачены. Расходы по добровольному страхованию также включаются в состав прочих расходов. Однако п.1 ст.263 Налогового кодекса определил четкий перечень видов добровольного страхования, расходы по которым уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. К ним относится страхование: - средств транспорта (водного, воздушного, наземного, трубопроводного), в том числе арендованного, затраты на содержание которого включаются в расходы, связанные с производством и реализацией; - грузов; - основных средств производственного назначения, как принадлежащих предприятию, так и арендованных; - нематериальных активов; - объектов незавершенного капитального строительства, как числящихся на балансе у предприятия, так и арендованных; - рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ; - товарно-материальных запасов; - урожая сельскохозяйственных культур и животных; - другого имущества, которое использует фирма в своей предпринимательской деятельности; - ответственности за причинение вреда (если такое страхование предусмотрено российским законодательством или общепринятыми международными требованиями). В налоговом учете затраты по всем остальным видам добровольного страхования не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Момент, когда затраты по обязательному страхованию, а также по перечисленным выше видам добровольного страхования включаются в состав расходов, указан в п.6 ст.272 Налогового кодекса. Они признаются в качестве расхода в том отчетном или налоговом периоде, в котором в соответствии с условиями договора предприятие перечислило (выдало из кассы) деньги на оплату страховых взносов. Условиями договора страхования может быть предусмотрена уплата страхового взноса разовым платежом. Тогда по договорам, которые заключены на срок более одного налогового периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора. Другими словами, для целей налогового учета эти затраты будут являться расходами будущих периодов. В дальнейшем их нужно равномерно учитывать в составе текущих расходов по обычным видам деятельности. Что же касается бухгалтерского учета, то согласно п.5 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99; утв. Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н) затраты на страхование имущества являются расходами по обычным видам деятельности.
Примечание. Таким образом, сумма страховых платежей в зависимости от того, что застраховало предприятие, относится на счет 20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы" или 44 "Расходы на продажу".
Но обычно договор предусматривает единовременный платеж за год. Тогда страховую сумму сначала нужно отнести на счет 97 "Расходы будущих периодов". А потом ежемесячно списывать 1/12 ее часть на счета учета затрат.
Пример. 1 июля 2002 г. ООО "Рик" заключило договор страхования имущества сроком на один год с единовременной уплатой страховой премии в сумме 36 000 руб. Ежемесячная сумма, которая включается в состав расходов, как в налоговом, так и в бухгалтерском учете составит: 36 000 руб. : 12 мес. = 3000 руб. Бухгалтер "Рика" должен сделать следующие проводки: Дебет 97 Кредит 76 субсчет "Расчеты по имущественному и личному страхованию" - 36 000 руб. - отражена задолженность предприятия по договору страхования имущества; Дебет 76 субсчет "Расчеты по имущественному и личному страхованию" Кредит 51 - 36 000 руб. - оплачены расходы на страхование имущества; а также ежемесячно: Дебет 26 Кредит 97 - 3000 руб. - часть расходов на страхование имущества включена в состав общехозяйственных расходов; Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 26 - 3000 руб. - общехозяйственные расходы списаны на реализацию. В налоговом учете 2002 г. в состав прочих расходов нужно включить сумму страховых платежей в размере 18 000 руб. (3000 руб. x 6 мес.).
С.Чаннова Эксперт-аудитор ЗАО "Профессиональные аудиторские консультации" г. Москва Подписано в печать 26.07.2002
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |