Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Учет представительских и рекламных расходов ("Расчет", 2002, N 8)



"Расчет", N 8, 2002

УЧЕТ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИХ И РЕКЛАМНЫХ РАСХОДОВ

Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ изменил перечень представительских и рекламных расходов.

Что относится к представительским расходам

Пункт 2 ст.264 Налогового кодекса к представительским расходам относит затраты предприятия на официальный прием и обслуживание представителей других фирм, которые участвуют в переговорах. Федеральный закон N 57-ФЗ разрешил включать в представительские расходы еще и затраты на обслуживание представителей своей организации, участвующих в переговорах.

В состав представительских расходов также включаются затраты на прием и обслуживание участников, которые прибыли на заседание совета директоров фирмы. Все эти затраты признаются представительскими расходами независимо от места проведения мероприятий.

В состав представительских расходов могут быть включены затраты:

- на проведение официального приема, под которым понимается организация завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия;

- на транспортное обеспечение по доставке представителей фирм к месту проведения переговоров или заседания совета директоров;

- на буфетное обслуживание во время переговоров;

- на оплату услуг переводчиков, которые не состоят в штате фирмы.

Учтите, что к представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

Учет и налогообложение представительских расходов

В налоговом учете представительские расходы включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Но не в полном размере, а только в пределах 4 процентов от расходов на оплату труда за тот отчетный период, в котором были произведены эти расходы.

Что касается бухгалтерского учета, то ПБУ 10/99 "Расходы организации" (утв. Приказом Минфина от 6 мая 1999 г. N 33н) не предполагает какого-либо обособленного учета представительских расходов. Поэтому, согласно п.5 этого Положения, их нужно учитывать в составе расходов по обычным видам деятельности. При условии, что эти расходы связаны с продажей продукции или товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Примечание. Учитывать представительские расходы следует на счете 44 "Расходы на продажу" или на счете 26 "Общехозяйственные расходы".

Налог на добавленную стоимость по оплаченным представительским расходам относится на расчеты с бюджетом. Но не в полном размере, а лишь в той их части, которая учитывается в составе расходов при расчете налога на прибыль.

Пример. ООО "Аврора" в июле 2002 г. потратило 32 400 руб. (в том числе НДС - 5400 руб.) на прием делегации ЗАО "Афродита". В последствии "Аврора" заключила договор на поставку "Афродите" своей продукции. Расходы на оплату труда у ООО "Аврора" за 9 месяцев составили 350 000 руб. Предприятие уплачивает налог на прибыль ежеквартально.

Бухгалтер "Авроры" должен сделать такие проводки:

Дебет 44 Кредит 71

- 27 000 руб. (32 400 - 5400) - на основании авансового отчета учтены расходы на прием делегации;

Дебет 19 Кредит 71

- 5400 руб. - учтен НДС;

Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 44

- 27 000 руб. - представительские расходы списаны на реализацию.

В налоговом учете сумма представительских расходов, которая включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, составит:

350 000 руб. x 4% = 14 000 руб.

Таким образом, НДС по представительским расходам, который подлежит вычету, составит 2800 руб. (14 000 руб. x 20%):

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

- 2800 руб. - произведен вычет по НДС.

Предположим, что в IV квартале расходы на оплату труда у "Афродиты" составили 100 000 руб.

Тогда в налоговом учете в состав прочих расходов можно дополнительно включить представительские расходы в сумме 4000 руб. (100 000 руб. x 4%). А НДС в размере 800 руб. (4000 руб. x 20%) принять к вычету:

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

- 800 руб. - произведен вычет по НДС.

Остальная часть - 1800 руб. (5400 - 2800 - 800) - списывается на счет 44. Но нужно помнить, что эта сумма не будет уменьшать налогооблагаемую прибыль предприятия.

Бухгалтер сделал следующие проводки:

Дебет 44 Кредит 19

- 1800 руб. - списан НДС со сверхнормативных представительских расходов;

Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 44

- 1800 руб. - расходы списаны на реализацию.

Учет расходов на рекламу

Реклама - это распространяемая в любой форме информация о предприятии, товарах, идеях и начинаниях. Она предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес как к фирме, так и к ее продукции. Такое определение дано в ст.2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе".

Согласно пп.28 п.1 ст.264 Налогового кодекса, затраты на рекламу в налоговом учете включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Без каких-либо ограничений в качестве расходов признаются затраты:

- на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передачи по радио и телевидению) и сеть интернет;

- на световую и другую наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

- на участие в выставках, ярмарках, экспозициях;

- на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;

- на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых фирмой, или же о самой фирме;

- на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании на выставках.

Все остальные рекламные расходы учитываются в составе прочих расходов в сумме, которая не превышает 1 процента выручки от реализации. Кроме того, нормируются суммы затрат на приобретение или изготовление призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний.

Примечание. В бухгалтерском учете рекламные расходы следует учитывать на счете 44.

Пример. В III квартале 2002 г. ЗАО "Октябрь" потратило на рекламу 1 200 000 руб. (в том числе НДС - 200 000 руб.).

Из них израсходовано:

- на рекламу на радио - 360 000 руб. (в том числе НДС - 60 000 руб.);

- на рекламу в газете - 540 000 руб. (в том числе НДС - 90 000 руб.);

- на покупку призов для победителей розыгрышей - 300 000 руб. (в том числе НДС - 50 000 руб.).

За 2002 г. выручка от реализации у "Октября" составила 19 000 000 руб. В бухгалтерском учете были сделаны такие записи:

Дебет 44 Кредит 60

- 750 000 руб. (360 000 - 60 000 + 540 000 - 90 000) - учтены расходы на рекламу на радио и в газете;

Дебет 19 Кредит 60

- 150 000 руб. (60 000 + 90 000) - учтен НДС по рекламе на радио и в газете;

Дебет 41 Кредит 60

- 250 000 руб. (300 000 - 50 000) - учтены товары, приобретенные в качестве призов;

Дебет 19 Кредит 60

- 50 000 руб. - учтен НДС по призам;

Дебет 60 Кредит 51

- 1 200 000 руб. - оплачены рекламные расходы.

В налоговом учете сумма, потраченная на покупку призов, включается в состав прочих расходов в пределах 190 000 руб. (19 000 000 руб. x 1%). Поэтому сумма НДС, подлежащая вычету по этим призам, не должна превышать 38 000 руб. (190 000 руб. x 20%). Оставшуюся часть налога - 12 000 руб. (50 000 - 38 000) - списывают на счет 91 "Прочие доходы и расходы". Но, рассчитывая налоговую базу по налогу на прибыль, эту сумму нельзя учитывать в качестве расхода.

Остальные рекламные расходы - 750 000 руб. - в полном объеме включаются в состав прочих расходов. А НДС по ним в сумме 150 000 руб. полностью подлежит вычету. Бухгалтер "Октября" сделал такие проводки:

Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 44

- 750 000 руб. - списаны расходы на рекламу на радио и в газете;

Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 41

- 250 000 руб. - списаны призы;

Дебет 68 Кредит 19

- 188 000 руб. (150 000 + 38 000) - произведен вычет по НДС;

Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 19

- 12 000 руб. - списан НДС по сверхнормативным рекламным расходам.

А.Ляско

Директор аудиторской фирмы

"Экспертиза финансов"

г. Москва

Подписано в печать

26.07.2002

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Налоговый календарь на сентябрь 2002 года ("Практическая бухгалтерия", 2002, N 8) >
Статья: Как определить стоимость основных средств, введенных в эксплуатацию до 1 января 2002 года ("Расчет", 2002, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.