![]() |
| ![]() |
|
Статья: Особенности уплаты налога на добавленную стоимость ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2002, N 30)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 30, 2002
ОСОБЕННОСТИ УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Объектом обложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с п.1 ст.146 Налогового кодекса Российской Федерации признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, за исключением операций, не подлежащих налогообложению согласно ст.149 НК РФ. Подпунктом 10 п.2 ст.149 НК РФ предусмотрена норма, согласно которой операции по реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности не подлежат обложению (освобождаются от налогообложения) НДС. Однако данная норма согласно ст.27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" вводится в действие с 1 января 2004 г. До этого времени в соответствии с указанной статьей Закона освобождаются от обложения НДС операции по реализации на территории Российской Федерации услуг: по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности; по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно - строительных кооперативов; по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду). Статьей 7 Жилищного кодекса РСФСР установлено, что жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий.
Согласно Закону Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" жилищным фондом признается совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы - приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, специальные дома для одиноких престарелых, дома - интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" определено, что в структуру платежей граждан (кроме собственников частных домовладений), проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности включается плата: за содержание и текущий ремонт жилищного фонда; за капитальный ремонт жилищного фонда; за наем жилья (для нанимателей жилья). Кроме того, граждане, проживающие в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности оплачивают коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, вывоз бытовых отходов, обслуживание лифтового хозяйства и др.). Пункт 5 ст.38 НК РФ устанавливает, что услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. В гл.35 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что предоставление в пользование жилых помещений в домах, относящихся к государственному жилищному фонду, муниципальному жилищному фонду и общественному жилищному фонду, осуществляется на основании договора найма жилого помещения. При этом по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем, т.е. обязуется оказать услугу в виде предоставления в пользование (владение) жилого помещения за плату. Предоставление наймодателем жилых помещений не имеет материального выражения, оно реализуется и потребляется в процессе пользования (владения) данным помещением нанимателем. Следовательно, предоставление жилых помещений в пользование (владение) в целях налогообложения является услугой. Стоимость таких услуг в настоящее время рассчитывается в соответствии с Методикой планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно - коммунального хозяйства, утвержденной Постановлением Госстроя России от 23.02.1999 N 9. Как уже указывалось, объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Таким образом, от налогообложения освобождается только стоимость услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности. Иными словами, средства, поступающие на счета организаций - собственников жилых помещений или управомоченных ими лиц (наймодателей), не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость. Услуги по текущему, капитальному ремонту, обслуживанию лифтового хозяйства, вывозу мусора, оплачиваемые указанными организациями за счет средств, полученных за услуги по предоставлению в пользование жилых помещений, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке. Оплата населением жилья и коммунальных услуг согласно Постановлениям Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (с учетом последующих изменений и дополнений), от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" осуществляется по ценам (тарифам), установленным органами местного самоуправления. Таким образом, реализация населению жилищно - коммунальных услуг осуществляется по государственным регулируемым ценам (тарифам). Налоговая база по товарам (работам, услугам), реализуемым организациями по государственным регулируемым ценам, определяется в соответствии с п.2 ст.154 НК РФ. Согласно указанному пункту при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами разного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям согласно федеральному законодательству, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Следовательно, налоговая база при оказании населению по государственным регулируемым ценам (тарифам) коммунальных услуг определяется налогоплательщиками в соответствии с указанной нормой НК РФ из фактической цены их реализации, т.е. из цен (тарифов), установленных (утвержденных) органами местного самоуправления. Разница, возникающая у организаций жилищно - коммунального хозяйства в результате превышения сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), над суммами налога, начисленными при реализации населению коммунальных услуг по государственным регулируемым ценам (тарифам), подлежит возмещению в порядке и на условиях, предусмотренных ст.176 НК РФ. Данной статьей предусмотрено, что в том случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику. Указанная сумма направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет. Суммы дотаций, предоставляемые организациям жилищно - коммунального хозяйства из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов), а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу в целях исчисления НДС. Если дотация предоставляется из бюджетов всех уровней на покрытие разницы между государственным регулируемым тарифом и льготным (пониженным) тарифом, предоставленным отдельным категориям потребителей в соответствии с законодательством органов государственной власти субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, то сумма дотации включается в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость согласно пп.2 п.1 ст.162 НК РФ как средства, связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).
Подписано в печать С.Сивоконь 24.07.2002 Советник налоговой службы
II ранга
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |