![]() |
| ![]() |
|
Статья: Независимая комплексная проверка ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2002, N 30)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 30, 2002
НЕЗАВИСИМАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОВЕРКА
В настоящее время на мировом финансовом рынке активно развивается процесс слияния и поглощения компаний. Консолидация капитала происходит на всех уровнях мировой экономики - на национальном и на глобальном. В этом процессе участвуют не только транснациональные гиганты, но и небольшие национальные и региональные компании. Российский рынок капитала и корпоративного контроля в данном случае не является исключением. В нашей стране постепенно формируется цивилизованный финансовый рынок, создаются крупные финансово - промышленные группы и холдинговые компании, которые приобретают в собственность большое количество как промышленных гигантов, так и небольших предприятий. Чтобы инвестору или компании, которая может стать покупателем бизнеса, убедиться в том, будет ли им выгодна операция, необходимо собрать абсолютно полные, достоверные и объективные данные о положении компании на рынке, ее финансовом состоянии, производственных мощностях, о контрагентах и партнерах. Для сбора этой информации проводится особая процедура, которая на английском языке звучит как Due Diligence. Существует большое количество переводов данного термина на русский язык: "должная старательность", "тщательное наблюдение", "проверка должной добросовестности" или "всестороннее исследование достоверности предоставляемой информации". Подобные трактования не отражают в полной мере смысла, который заложен в лаконичном английском выражении. По нашему мнению, более адекватно это звучит как "независимая комплексная проверка деятельности и финансового состояния компании". Такая проверка основывается на внутренней информации, нормативных актах, данных, предоставленных конкурентами и партнерами, и проводится с целью: выявить достоверность финансовой и иной внутренней информации; найти подтверждение положениям, заложенным в бизнес - плане; оценить возможность реализации краткосрочной и долгосрочной стратегий компании; убедиться в правильности оформления всех документов на предмет их соответствия законодательству и внутренним требованиям компании;
удостовериться в четкости и своевременности подачи налоговой и статистической отчетности; оценить конкурентные позиции компании на рынке, на котором она осуществляет деятельность; убедиться в том, что руководство компании является достаточно компетентным для реализации намеченных планов. Due Diligence - это комплексный анализ всей совокупности отношений внутри компании и ее взаимодействия со средой, в которой она осуществляет деятельность. Условно данное исследование можно разделить на несколько частей, которые значительно отличаются друг от друга как по целям, так и по методам проведения. Первым этапом всестороннего исследования является независимая комплексная проверка финансового состояния (Financial Due Diligence), при которой внимание концентрируется на способности компании приносить доход. Часто такая проверка проводится одновременно с аудитом, в ходе которого определяют правильность ведения бухгалтерского учета, достоверность отчетности и другой документации и их соответствие нормативным актам. В процессе финансовой проверки изучаются активы компании, ее доходы, финансовые коэффициенты, система финансового планирования и контроля. Независимая комплексная налоговая проверка (Tax Due Diligence) проводится с целью оценки налоговой нагрузки на компанию, а также для выявления возможности оптимизации налогового бремени. Независимая комплексная юридическая проверка коммерческой деятельности (Legal Due Diligence) направлена на оценку деятельности компании в соответствии с нормативными актами в сфере гражданского, трудового права, а также в области законодательства о компаниях. В процессе Legal Due Diligence изучают устав компании, ее договоры с контрагентами и персоналом. В последнее время проводится также анализ воздействия на окружающую среду (Environmental Due Diligence), в рамках которого определяются и оцениваются риски, связанные с загрязнением окружающей среды и природоохранными действиями правительства. Все упомянутые этапы всестороннего исследования базируются прежде всего на показателях деятельности компаний за прошедшие периоды. При этом не рассматриваются вопросы конкуренции на рынке, не даются прогнозы и не предполагается стратегическое планирование. Эти важные элементы изучаются при анализе положения на рынке (Market Due Diligence). На данном этапе исследования внутренняя информация о возможностях развития производства и технологий сравнивается с данными о потребностях рынка, с оценкой деятельности компаний игроками на рынке. Основными целями анализа являются: определение положения компании в конкурентной среде; анализ потенциала и перспектив развития рынка; оценка возможностей развития компании в соответствии с динамикой рынка. Анализ положения на рынке имеет два направления: внутренний анализ компании и анализ конкурентной среды. Внутренний анализ компании (Internal Company Analysis) дает ответы на следующие вопросы: какую стратегию сбыта компания использует на каждом конкретном рынке; как цены компании сочетаются с ценами конкурентов; как клиенты относятся к компании; каким образом НИОКР воплощаются в текущей деятельности компании; как осуществляется планирование; могут ли поставленные цели быть осуществленными в рамках бюджета проводимой маркетинговой стратегии. В процессе данного исследования изучается вся имеющаяся внутренняя информация, а также проводится опрос руководителей компании, сотрудников финансового и планового отделов. Рассматриваются их взгляды на активы компании и ее ресурсы, на объем продаж и валовую прибыль, на организацию сбыта и маркетинг, на связи с общественностью и рекламу, на стратегию развития и достижимость запланированных результатов. По завершении внутреннего анализа компании составляется отчет, в который входят вся собранная документация и записи опросов персонала компании. Отчет содержит полную информацию о состоянии компании, планах ее развития и обеспеченности ресурсами, а также об отношении сотрудников и руководства к нынешнему состоянию компании и ее перспективам. В ходе анализа конкурентной среды (External Company Analysis) исследуется рынок, на котором осуществляет деятельность компания, собираются данные о количестве и потенциале конкурентов, об идеальном размере компании, о стандартах, применяемых на данном рынке. В результате анализа конкурентной среды собираются следующие данные: факторы успеха компании на рынке; средний по рынку уровень доходности и прибыли; рыночные тенденции в долгосрочном плане; конкурентные преимущества компании по сравнению с аналогичными компаниями. Анализ конкурентной среды предполагает не только изучение доступной широкому кругу пользователей информации, но и исследование комментариев экспертов и аналитических компаний, а также мнения партнеров компании, потребителей ее продукции или услуг и обязательно конкурентов. Данными контрагентами дается оценка исследуемой компании, качества и цены ее продукции, рассматриваются ее имидж и рекламная деятельность, изучаются взаимоотношения компании с поставщиками и покупателями, соблюдение условий договоров. На этом этапе всестороннего исследования компании строятся прогнозы развития рынка и конкуренции, анализируются потенциальные возможности и наличие ресурсов, необходимых для дальнейшего развития, как у компании и ее партнеров, так и у конкурентов. В результате проведения всестороннего исследования собирается полная, объективная и достоверная информация о деятельности компании и перспективах ее развития. На разных этапах проводится перекрестная проверка данных, полученных на предшествующих этапах. В итоге комплексный анализ финансового состояния компании, ее отношений с государством и контрагентами дает возможность составить отчет, в котором инвестор или потенциальный покупатель компании найдет абсолютно всю интересующую его информацию относительно компании, в которую он собирается вкладывать свои средства. Объективность и достоверность предоставляемой информации позволят ему принять правильное решение.
Подписано в печать О.Глинский 24.07.2002 Кафедра учета, статистики
и аудита МГИМО
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |