![]() |
| ![]() |
|
Статья: <Комментарий к Письму МНС России от 04.06.2002 N 22-1-15/801-Ф491 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2002, N 14)
"Нормативные акты для бухгалтера", N 14, 2002
<КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ МНС РОССИИ ОТ 04.06.2002 N 22-1-15/801-Ф491 "ОБ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА">
В опубликованном выше документе (далее - Письмо) МНС России разъясняет особенности перехода субъектов малого предпринимательства на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (далее - упрощенная система) и возврата к общей системе.
Условия перехода на упрощенную систему
Как известно, субъекты малого предпринимательства (организации или индивидуальные предприниматели) могут переходить от общепринятой системы налогообложения к упрощенной и обратно на добровольной основе. Такая норма содержится в п.1 ст.1 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Федеральный закон N 222-ФЗ). Однако для перехода на упрощенную систему налогоплательщики должны выполнить ряд условий. Первое. Организации не должны заниматься видами деятельности, перечисленными в п.2 ст.2 Федерального закона N 222-ФЗ. К ним относятся производство подакцизной продукции, игорный и развлекательный бизнес, страхование, деятельность инвестиционных фондов и др. В Письме налоговики поясняют, что организации не смогут перейти на упрощенную систему даже в том случае, если доход от перечисленных видов деятельности составляет небольшую долю в общем объеме выручки. Второе. Предельная численность работающих в организации или у предпринимателя составляет 15 человек (п.1 ст.2 Федерального закона N 222-ФЗ). При этом учитываются все без исключения сотрудники, включая работников филиалов и подразделений (если речь идет об организации), а также работающие по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера. Третье. В течение года, предшествовавшего кварталу, в котором налогоплательщик подал заявление о переходе на упрощенную систему, сумма его валовой выручки не должна превышать 100 000 МРОТ (п.3 ст.2 Федерального закона N 222-ФЗ). При расчете необходимо учитывать величину МРОТ (а точнее, базовой суммы) на первый день квартала, в котором субъект малого предпринимательства подает заявление о переходе на упрощенную систему. В настоящее время предельная величина валовой выручки составляет 10 млн руб. (100 000 x 100 руб.).
Возврат к общепринятой системе налогообложения
Официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы, является патент, который налоговая инспекция выдает сроком на один календарный год. Вернуться к принятой ранее системе налогообложения организации и предприниматели могут по своему желанию только с начала очередного календарного года. Однако Федеральный закон N 222-ФЗ предусматривает ситуацию, когда перевод налогоплательщиков на общепринятую систему в течение срока действия упрощенной системы становится обязательным. Это произойдет, если предельная численность работающих у налогоплательщика превысит 15 человек. Причем налогоплательщик переходит на принятую ранее систему налогообложения с квартала, следующего за кварталом, в котором должен быть представлен расчет за очередной отчетный период (п.7 ст.5 Федерального закона N 222-ФЗ). Поясним это на примере.
Пример 1. ООО "Вектор" представило 19 июля 2002 г. в налоговую инспекцию Расчет единого налога с совокупного дохода за II квартал (с начала года) 2002 г. Расчет представлен в установленный законом срок - до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Во II квартале численность работающих в ООО "Вектор" составила 16 человек. Начиная с IV квартала 2002 г. (с 1 октября) ООО "Вектор" будет переведено на общепринятую систему налогообложения.
Однако налоговики по-своему трактуют это требование законодателя. Как следует из Письма, налогоплательщики, превысившие лимит численности 15 человек, должны быть переведены на общую систему налогообложения с квартала, следующего за кварталом, в котором организация перестала быть субъектом малого предпринимательства. Как видно, возврат к общей системе МНС России предлагает проводить на один квартал раньше, чем установлено в п.7 ст.5 Федерального закона N 222-ФЗ.
Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1. Поскольку лимит численности превышен во II квартале 2002 г., налоговая инспекция потребовала, чтобы ООО "Вектор" перешло на общепринятую систему налогообложения с III квартала 2002 г. (с 1 июля). Однако налогоплательщик не обязан выполнять это требование как противоречащее ст.5 Федерального закона N 222-ФЗ и вправе пользоваться патентом до 1 октября 2002 г.
В Письме также разъясняется, что в аналогичном порядке на общепринятую систему будут переведены и налогоплательщики, получившие в отчетном периоде выручку от видов деятельности, на которые не распространяется упрощенная система. Прямого указания на возврат к общепринятой системе в течение срока действия патента в этом случае Федеральный закон N 222-ФЗ не дает. Более того, в Письме от 28.02.2002 N 04-02-06/2/19 Минфин России высказывает противоположную точку зрения. По мнению Минфина, единственной причиной перевода налогоплательщика на общепринятую систему налогообложения может быть только превышение предельной численности работающих. Во всех остальных случаях необходимо вести учет по упрощенной системе до конца года. Тем не менее позиция налоговиков, на наш взгляд, небезосновательна. Напомним, что Федеральный закон N 222-ФЗ не распространяет свое действие на виды деятельности, перечисленные в п.2 ст.2. Однако это не должно являться причиной, ограничивающей право субъекта малого предпринимательства заниматься деятельностью, разрешенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной его уставом. Поэтому если организация в середине года решила заниматься одним из таких видов деятельности, то она может перейти на общепринятую систему налогообложения. Следуя рекомендациям налоговиков, сделать это нужно с квартала, следующего за кварталом, в котором получен доход от "запрещенного" вида деятельности.
Пример 3. ООО "Виктория", работающее по упрощенной системе налогообложения, во II квартале 2002 г. открыло салон игровых автоматов и получило доход от этого вида деятельности. Начиная с III квартала 2002 г. (с 1 июля) ООО "Виктория" должно быть переведено на общепринятую систему налогообложения.
Но, подчеркиваем, прямого указания на необходимость такого перехода Федеральный закон N 222-ФЗ не содержит.
Превышение предела валовой выручки
Как сказано выше, налогоплательщик может перейти на упрощенную систему, если сумма валовой выручки за предшествующий год не превысит 100 000 МРОТ (имеется в виду год, предшествовавший кварталу, в котором подано заявление о переходе). Комментируемое Письмо уточняет, что превышение этого лимита в течение срока действия патента не является основанием для немедленного возврата налогоплательщика к общепринятой системе налогообложения. В этом случае патент на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектом малого предпринимательства будет действовать до конца календарного года.
Пример 4. ЗАО "Ника", являющееся субъектом малого предпринимательства, 20 ноября 2001 г. подало в налоговую инспекцию заявление о переходе на упрощенную систему. Совокупный размер валовой выручки за три квартала 2001 г. (I, II и III) и IV квартал 2000 г. составил 9 млн руб. Налоговая инспекция приняла решение о выдаче ЗАО "Ника" патента на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности в 2002 г. Совокупный размер валовой выручки за первые три квартала 2002 г. составил 11 млн руб. С начала 2003 г. ЗАО "Ника" будет переведено на общеустановленную систему налогообложения.
Таким образом, возврат к принятой ранее системе налогообложения, учета и отчетности по окончании года возможен в следующих случаях: - при подаче заявления об отказе от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности; - если совокупный размер валовой выручки превысил установленный предел (величину 100 000 МРОТ в течение календарного года); - если налогоплательщик не подал новое заявление о переводе на упрощенную систему. В заключение обращаем внимание читателей на следующее. Совет Федерации 10 июля одобрил законопроект, который (при условии его подписания Президентом РФ) с 1 января 2003 г. вводит в действие гл.26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса РФ. Одновременно признается утратившим силу Федеральный закон N 222-ФЗ. В новой главе сохранены основные принципы упрощенной системы налогообложения, установленные Федеральным законом N 222-ФЗ. Однако гл.26.2 НК РФ устанавливает иные, новые условия перехода к упрощенной системе налогообложения и возврата к общей системе.
В.В.Олифиров Эксперт "НА" Подписано в печать 22.07.2002
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |