Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2002, N 14)



"Нормативные акты для бухгалтера", N 14, 2002

<КОММЕНТАРИЙ

К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 19.06.2002 N 438

"О ЕДИНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕЕСТРЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ">

В июне 2002 г. Правительство РФ приняло пакет из пяти Постановлений по вопросам государственной регистрации юридических лиц. Принятие этих документов связано с введением в действие 1 июля 2002 г. Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон о регистрации). Выше опубликованы два документа из правительственного пакета Постановлений, датированные 19 июня 2002 г., которые затрагивают интересы практически всех организаций:

- Постановление N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" (далее - Постановление N 438);

- Постановление N 439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению" (далее - Постановление N 439).

В комментарии мы рассмотрим новый порядок государственной регистрации юридических лиц. А именно: правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц, требования к оформлению документов, особенности представления сведений уже действующими организациями, а также порядок бухгалтерского и налогового учета затрат на регистрацию. Кроме того, мы расскажем, как определить регистрирующую налоговую инспекцию, в которую нужно представить пакет регистрационных документов.

Общие положения

С 1 июля 2002 г. регистрация юридических лиц на всей территории Российской Федерации осуществляется по общим правилам. Полномочия по регистрации юридических лиц закреплены за МНС России. Решение на этот счет принято Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц" (опубликовано в "НА" N 11, 2002).

Помимо функций регистрации юридических лиц налоговым инспекциям вменено в обязанность ведение Единого государственного реестра юридических лиц (далее - Госреестр). В этой связи напомним, что в соответствии с новой редакцией п.2 ст.51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Госреестр. Эта норма внесена в ГК РФ Федеральным законом от 21.03.2002 N 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" (опубликован в "НА" N 8, 2002). Поэтому с 1 июля 2002 г. моментом государственной регистрации признается внесение налоговой инспекцией соответствующей записи в Госреестр (п.2 ст.11 Закона о регистрации).

Утвержденные Постановлением N 438 Правила ведения Госреестра (далее - Правила) устанавливают:

- единые принципы ведения Госреестра;

- состав сведений, включаемых в записи Госреестра;

- порядок представления сведений, содержащихся в Госреестре;

- размер платы за представление этих сведений.

Таким образом, теперь налоговики ведут два реестра: юридических лиц и налогоплательщиков.

Что же касается Постановления N 439, то им утверждены 15 форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц. Кроме того, этим же Постановлением утверждены требования, предъявляемые к оформлению этих документов.

Заметим, что у юридических лиц, созданных до 1 июля 2002 г., нет необходимости проходить процедуру перерегистрации и переоформления свидетельства, выданного ранее регистрационной палатой. Такие организации должны сообщить в регистрирующую налоговую инспекцию лишь сведения о себе для внесения записи в Госреестр. Эти сведения необходимо представить по форме N Р17001 (Приложение 6 к Постановлению N 439) в срок до 1 января 2003 г. Факт внесения записи об организации в Госреестр налоговая инспекция должна подтвердить выдачей Свидетельства по форме N Р57001 (Приложение 13 к Постановлению N 439).

Пункт 3 Постановления N 439 обязывает МНС России разработать методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, утвержденных этим Постановлением. Однако будут ли эти разъяснения доступны организациям, пока не ясно. Как стало известно редакции, в проекте временных рекомендаций указано, что они предназначены для использования только в налоговых органах и не подлежат распространению за их пределами. С таким подходом трудно согласиться. По нашему мнению, правила заполнения новых по структуре документов должны знать все заинтересованные лица. Это становится тем более важно, если учесть, что налоговые инспекции не будут проводить предварительную юридическую экспертизу представляемых документов. Объясняется это тем, что в Законе о регистрации отсутствуют нормы, реально устанавливающие порядок контроля правильности создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Принципы ведения Госреестра

Подход и единые для всех субъектов Российской Федерации принципы и методы ведения Госреестра определены ст.4 Закона о регистрации. Согласно этой статье Госреестр является информационным банком данных обо всех зарегистрированных юридических лицах. Перечень сведений и документов, которые должен содержать Госреестр, установлен ст.5 Закона о регистрации. Этот же перечень сведений продублирован и в п.4 Правил.

В Госреестр включаются записи о вновь создаваемых, реорганизуемых и ликвидируемых организациях. К их числу относятся и организации, специальный порядок регистрации которых установлен федеральными законами. В качестве примера можно привести общественные объединения и профсоюзные организации. Особенности их регистрации определены Федеральными законами от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (ст.21) и от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (ст.8) соответственно.

К числу организаций со специальным порядком регистрации, записи о которых должен содержать Госреестр, относятся и коммерческие организации с иностранными инвестициями (п.4 Правил). Ранее эти организации регистрировались в особом порядке Государственной регистрационной палатой. По сообщению МНС России, для российских организаций с участием иностранного капитала налоговики также разработают специальный порядок регистрации в качестве юридического лица.

Что же касается иностранных организаций, то для них все останется по-старому: их не будут включать в Госреестр, а будут ставить на учет в налоговых инспекциях в прежнем порядке.

Ничего не изменится и для индивидуальных предпринимателей: их по-прежнему будут регистрировать регистрационные палаты.

Кроме того, Госреестр содержит записи об изменениях, вносимых:

- в учредительные документы организаций;

- в сведения, уже содержащиеся в Госреестре.

При этом нужно помнить, что наряду с вновь вносимыми изменениями в Госреестре будут сохраняться и те сведения, которые были внесены ранее (п.2 ст.5 Закона о регистрации и п.5 Правил). Устаревшая информация будет исключаться из Госреестра в порядке и в сроки, которые определит Правительство (п.2 ст.5 Закона о регистрации).

И наконец, составляющей частью Госреестра являются регистрационные дела каждого зарегистрированного юридического лица и книги учета (п.4 и п.12 Правил).

Пронумеруют всех!

Основанием для включения в Госреестр информации об организации являются документы, представляемые при регистрации и внесении изменений в Госреестр. Каждой записи в Госреестре присваивается регистрационный номер. Такой номер, присвоенный записи о создании юридического лица, является основным государственным регистрационным номером (ОГРН). Для организаций, зарегистрированных до введения в действие Закона о регистрации, ОГРН будет являться номер, присвоенный записи о первом представлении сведений о юридическом лице по форме N Р17001.

Пунктом 8 Правил установлено, что ОГРН организация должна будет указывать во всех своих документах наряду с наименованием (по аналогии с ИНН). Таким образом, после 1 января 2003 г. (срока предоставления сведений в Госреестр ныне действующими организациями) отсутствие ОГРН в документах организации будет означать, что такого юридического лица официально не существует.

В Приложении 1 к Правилам определена структура регистрационного номера записи. Этот номер формируется как код, состоящий из 13 цифр.

Первый знак в номере (С) характеризует признак отнесения номера записи в Госреестре. Если запись относится к ОГРН, то первая цифра в номере записи будет 1. Любой иной номер записи в Госреестре будет начинаться с цифры 2.

Следующие две цифры в номере записи (ГГ) - второй и третий знаки - означают две последние цифры года, в котором запись внесена в Госреестр. К примеру, в номере записей, вносимых в 2002 г., на месте второй и третьей цифр будут указаны 0 и 2 соответственно.

Четвертая и пятая цифры (КК) в номере записи отражают порядковый номер субъекта Российской Федерации. Регионов в России 89. Порядковый номер каждого субъекта определяется по перечню, установленному ст.65 Конституции Российской Федерации. Так, согласно этому перечню на первом месте стоит Республика Адыгея. У юридических лиц, зарегистрированных на территории этой Республики, в номерах записи в Госреестре четвертым и пятым знаками будут 0 и 1 соответственно. А вот у организаций, зарегистрированных в Подмосковье, те же знаки в номерах записи будут обозначены соответственно цифрами 5 и 0.

Следующие семь цифр (с 6-го по 12-й знак) указывают, собственно, на номер записи, внесенной в Госреестр в течение года.

И наконец, последняя цифра (Ч) в номере записи характеризует контрольное число. Оно представляет собой младший разряд остатка от деления предыдущего 12-значного числа на 11.

Поступление информации в Госреестр

от лицензирующих органов

Помимо того что организация будет сама представлять о себе информацию в регистрирующую налоговую инспекцию, сведения об организации будут поступать в Госреестр и от государственных структур. Полный перечень таких сведений приведен в Приложении 2 к Правилам. Согласно пп."м" п.1 этого Приложения в числе прочих в записи Госреестра должны быть указаны сведения о полученных организацией лицензиях. В том же подпункте приводится содержание этих сведений, которое соответствует требованиям ст.10 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (опубликован в "НА" N 17, 2001).

Пунктом 10 Правил установлен порядок представления лицензирующим органом сведений о полученных лицензиях. Согласно этому порядку лицензирующий орган (отраслевое министерство, Госкомитет и др.) обязан представить необходимую информацию в налоговую инспекцию, ответственную за регистрацию по местонахождению юридического лица. Информация представляется в виде копии соответствующего решения с сопроводительным письмом. Министерствам и ведомствам, уполномоченным выдавать лицензии, на представление такой информации отведено пять рабочих дней с момента принятия решения о выдаче лицензии.

Сообщение сведений о регистрации

юридического лица государственным структурам

Реализуя принцип одного окна, регистрирующая налоговая инспекция должна представить сведения о регистрации организации в ряд государственных структур. Их перечень определен Приложением 4 к Правилам. Всего в перечне перечислено 13 министерств и ведомств. В их число, в частности, вошли территориальные органы Минюста России (1), Федерального казначейства (4), ПФР (6) и ФСС РФ (7), а также Банк России (2), таможенные органы (5) и др. Им регистрирующие налоговые инспекции будут сообщать все сведения, касающиеся юридических лиц, за исключением паспортных данных физических лиц и их ИНН.

В этом же списке значатся и территориальные комитеты Госкомстата России (8). Судя по порядку, установленному п.17 Правил, организации теперь не должны будут обращаться в комитеты по статистике за присвоением кодов по общероссийским классификаторам. Дело в том, что копии уставов юридических лиц регистрирующие налоговые инспекции должны направить в территориальные комитеты статистики. Эти комитеты, в свою очередь, после получения информации о регистрации обязаны сами выдать (направить) организации сведения о присвоенных кодах (п.17 Правил). На подготовку таких сведений отведена неделя с момента получения данных о регистрации организации.

Напомним, что до последнего времени комитеты статистики присваивали коды общероссийских классификаторов предприятиям и организациям, проходящим государственную регистрацию, на хозрасчетной основе.

Что же касается ПФР и ФСС РФ, то они, как и прежде, обязаны регистрировать организации в качестве страхователей. Поэтому организациям все равно нужно будет отдельно подавать документы для постановки на учет в этих фондах. Однако со временем и у страховщиков может отпасть необходимость требовать от организаций такой же пакет документов, какой представляется налоговым инспекциям.

Предоставление сведений

из Госреестра заинтересованным лицам

Закон о регистрации гласит (п.1 ст.6), что содержащиеся в Госреестре сведения открыты и общедоступны для всех заинтересованных лиц. Порядок предоставления таких сведений урегулирован п.20 Правил.

Чтобы получить информацию из Госреестра о конкретной организации, заинтересованное лицо (например, ее контрагент) должно составить запрос в произвольной форме. В этом запросе нужно указать, какие именно сведения вас интересуют. Как уже отмечалось выше, перечень таких сведений приведен в Приложении 2 к Правилам. Сведения налоговики могут представить в одном из трех форматов, которые перечислены в п.20 Правил.

Прежде всего, это выписка из Госреестра. Форма такой выписки приведена в Приложении 5 к Правилам. В выписке будут указаны наименование и ОГРН интересующей вас организации, а также перечень необходимых вам показателей и их значения (например, размер уставного капитала или срок действия лицензии).

Во-вторых, сведения могут быть выданы в виде копий документов, содержащихся в регистрационном деле организации.

И наконец, если запрашиваемая информация об организации в Госреестре отсутствует, то налоговики выдадут вам соответствующую справку. Такая же справка будет представляться и в том случае, если интересующую вас организацию не смогут определить в Госреестре.

Выдача сведений производится в основном на платной основе. Размер оплаты составляет 2 МРОТ (200 руб.) за каждый документ. В таком же размере оплачивается и выписка из Госреестра юридическому лицу о нем самом. При этом оплата производится в том случае, если организация обращается в регистрирующую инспекцию повторно в течение календарного года. Срочное предоставление сведений оплачивается в повышенном размере, равном 4 МРОТ (400 руб.). Получить запрашиваемые документы можно будет после предъявления копии платежного поручения.

В некоторых случаях информация из Госреестра должна предоставляться бесплатно. Прежде всего, право на получение бесплатной выписки из Госреестра раз в год имеет сама организация (п.22 Правил). Затем бесплатная информация предоставляется государственно-властным структурам (милиции, судам и т.п.), а также внебюджетным фондам. Другие заинтересованные лица также смогут получить бесплатную информацию, если такое право им предоставлено федеральным законодательством или правительственными актами.

Сокращенный объем информации из Госреестра о конкретном юридическом лице планируется публиковать в официальных изданиях налогового ведомства (ведомостях, бюллетенях, газетах). Об этом сообщает Письмо МНС России от 26.06.2002 N БГ-6-27/892.

Эта информация будет включать в себя:

- полное наименование организации;

- ОГРН и дату внесения в Госреестр;

- наименование и адрес регистрирующей налоговой инспекции.

Как видим, в условиях ускоренного процесса регистрации (при отсутствии юридической экспертизы и регистрации учредительных документов) сведения из Госреестра могут быть очень полезны. Они позволят контрагентам сопоставить представленные им организацией сведения с теми, которые содержатся в Госреестре. В случае несовпадения сведений можно будет сделать соответствующие выводы о благонадежности партнеров по бизнесу.

Формы документов

Как уже было сказано, Постановлением N 439 (п.1) утверждено 15 форм документов, которые используются при государственной регистрации. В их число вошли заявления, которые организациям нужно подавать:

- при создании, реорганизации и ликвидации (формы N Р11001, Р12011 и Р16001 соответственно);

- в случае внесения изменений в учредительные документы (форма N Р13001);

- при изменении сведений о юридическом лице, не связанных с изменениями в учредительных документах (форма N Р14001).

К числу сведений, не связанных с изменениями в учредительных документах, относятся сведения о местонахождении юридического лица. Эти сведения могут меняться в том случае, если постоянно действующий исполнительный орган у организации отсутствует, а ее адресом является адрес иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Кстати, изменения сведений о таком лице (лицах) и их количестве также оформляются по форме N Р14001 (лист Б).

Следующий комплект форм представляет собой сообщения и уведомления. Они используются:

- при сообщении сведений об организациях, зарегистрированных до 1 июля 2002 г. (форма N Р17001);

- для уведомления о внесении изменений в учредительные документы (форма N Р13002);

- для уведомления о принятии решения о ликвидации организации (форма N Р15001), о формировании ликвидационной комиссии и назначении ликвидатора (форма N Р15002), о составлении промежуточного ликвидационного баланса (форма N Р15003).

Документами, подтверждающими факт внесения записей в Госреестр, являются свидетельства. Их три:

- о государственной регистрации юридического лица (форма N Р51001);

- о внесении в Госреестр записи (форма N Р50003);

- о внесении записи в Госреестр о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г. (форма N Р57001).

Все три перечисленных свидетельства оформляются на бланках, форма которых утверждена МНС России.

Последние две формы - это решения об отказе. Если организация не представит все необходимые документы, то ей будет отказано в регистрации. Об этом регистрирующая налоговая инспекция сообщит организации в решении, оформленном по форме N Р50001.

Как известно, Законом о регистрации предусмотрен еще один повод для отказа в регистрации. Это представление документов в ненадлежащую регистрирующую налоговую инспекцию. Последняя в таком случае примет решение об отказе в регистрации по форме N Р50002.

Общие требования к оформлению документов

Все утвержденные формы документов, используемые при государственной регистрации юридических лиц, представляются на бумажном носителе и по возможности в электронном виде. Вид носителя и формат информации, представляемой в электронном виде, устанавливается МНС России. Юридическая сила документов, представленных в электронном виде, подтверждается в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (опубликован в "НА" N 3, 2002).

Правда, в силу ряда объективных причин в ближайшее время организации вряд ли смогут воспользоваться возможностью электронного обмена документами с налоговыми инспекциями. Это объясняется тем, что не везде еще созданы удостоверяющие центры. Они, как известно, изготавливают сертификаты ключей подписи, которые идентифицируют владельца и подтверждают подлинность его электронной цифровой подписи.

Поэтому работники большинства организаций по старинке будут заполнять формы документов, равно как и приложения к ним, от руки либо машинописным текстом. Такой способ заполнения разрешен п.2 требований к оформлению документов.

В тех строках документов, которые не заполняются, организация должна проставить прочерки.

Заявление, уведомление или сообщение заполняется в одном экземпляре. Представить документы в регистрирующую налоговую инспекцию можно двумя способами: непосредственно заявителем или направить по почте. При этом почтовое отправление требуется оформлять с объявленной ценностью и прикладывать опись вложения. На конверте рекомендуется сделать пометку "РЕГИСТРАЦИЯ".

И еще один немаловажный момент. Подлинность подписи заявителя на заявлении, уведомлении или сообщении в обязательном порядке требуется удостоверить нотариально. Подчеркнем, что нотариус свидетельствует подлинность подписи. Другими словами, нотариус не удостоверяет содержание фактов, изложенных в документе, а лишь подтверждает, что подпись сделана определенным лицом. Это определено нормами ст.80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. Поэтому нотариус не должен требовать от организации представления учредительных документов для сверки данных, указанных в сведениях.

Факт получения представленных документов регистрирующая налоговая инспекция должна подтвердить, выдав расписку. Она включена в формы документов в виде приложений к заявлениям.

Расписка составляется в двух экземплярах. Один из них остается в регистрационном деле организации. Что касается второго экземпляра, то он выдается непосредственно заявителю, если документы представлены им лично в налоговую инспекцию. Если же организация пошлет документы по почте, то и расписка в их получении будет направлена почтовым отправлением.

Представление сведений действующими организациями

В заключение остановимся на порядке заполнения сообщения по форме N Р17001 (далее - Сообщение). Эта форма предназначена для организаций, зарегистрированных до 1 июля 2002 г. Такие организации обязаны представить Сообщение в регистрирующую налоговую инспекцию до 1 января 2003 г.

В сообщениях, в частности, необходимо указать наименование, организационно-правовую форму организации, сведения о регистрации до 1 июля 2002 г. К числу таких сведений относятся данные о регистрационном номере, дате регистрации и наименовании регистрирующего органа, а также ИНН/КПП организации. Далее указываются данные об учредителях и лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени организации, а также сведения о ее уполномоченном лице.

Кстати, именно уполномоченное лицо (заявитель) заполняет Сообщение. Обращаем внимание на то, что в качестве заявителя могут выступать следующие физические лица (ст.9 Закона о регистрации):

- руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемой организации или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этой организации;

- иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Так, в частности, для вновь создаваемых организаций уполномоченным лицом по представлению заявления может выступать учредитель или руководитель организации, выступающей учредителем (генеральный директор, президент компании и т.п.).

Для организации, которая подает уведомление в связи с добровольной ликвидацией, уполномоченным лицом может быть руководитель ликвидационной комиссии. А вот если организация уведомляет регистрирующую налоговую инспекцию о своей ликвидации в порядке процедуры банкротства, то уполномоченным подавать уведомление лицом может выступать конкурсный управляющий.

Все другие лица действуют на основании доверенности, выданной организацией. Это могут быть, например, представители юридических фирм, занимающиеся оказанием услуг по регистрации.

Регистрирующая налоговая инспекция

Возвращаясь к порядку заполнения сообщений, отметим, что в верхней части формы в специально отведенном поле следует указать наименование регистрирующего органа.

Обращаем внимание на то, что МНС России закрепило территориальный принцип распределения полномочий по регистрации. Это значит, что документы следует подавать (направлять) в ту налоговую инспекцию, которая курирует адрес, зафиксированный в заявлении о регистрации и учредительных документах. Адреса и телефоны регистрирующих налоговых инспекций можно узнать на официальном сайте МНС России www.nalog.ru, а также в справочных территориальных налоговых инспекций и городских служб. Заметим, что на местах может быть принят особый порядок представления сведений. Например, в Москве сообщения, направленные почтой, принимают в межрайонной инспекции N 39 по адресу: 125 373, г. Москва, Походный проезд, д. 3, корп. А.

В разд.1 "Наименование юридического лица" все поля заполняются строго в соответствии с учредительными документами. Если, к примеру, в учредительных документах отсутствует сокращенное или фирменное наименование, то п.п.1.2 и 1.3 заполнять не нужно. Аналогичным образом нет необходимости заполнять и п.п.1.4 и 1.5, если в учредительных документах не значится наименование организации на языке народов Российской Федерации или иностранном языке.

В разд.2 "Адрес (местонахождение)" указывается адрес, выбранный заявителем из трех предложенных вариантов.

Если организация расположена по местонахождению постоянно действующего исполнительного органа, то заявитель заполняет все сведения в п.2.4 "Адрес в Российской Федерации" (графы 2.4.1 - 2.4.7) в соответствии с учредительными документами.

В том случае, если постоянно действующий исполнительный орган у организации отсутствует, а сама она фактически находится по адресу иного органа (например, по местонахождению управляющей организации или иного подразделения), то его наименование следует указать в п.2.2.

Если же адресом организации является адрес лица, имеющего право действовать от ее имени без доверенности (руководителя, учредителя), то надо заполнить п.2.3.

Контактный телефон организации, по которому с ней можно фактически связаться, нужно указать в п.2.5.

При заполнении разд.3 "Способ образования юридического лица" нужно обратить внимание на то, что в этом разделе необходимо отметить способ образования организации при ее первичной регистрации (создании или реорганизации).

В разд.4 "Сведения о регистрации до 1 июля 2002 года" указываются ранее присвоенный регистрационный номер (п.4.1), дата регистрации (п.4.2) и наименование регистрирующего органа (регистрационной палаты, Минюста России и т.п.) (4.3).

Организация, представляющая сведения о себе, в разд.5 должна указать присвоенные ей ИНН/КПП.

Далее нужно заполнить разд.6, указав в нем число учредителей как юридических, так и физических лиц (пп."д" п.1 ст.5 Закона о регистрации). Причем на каждого учредителя - юридическое лицо отдельно нужно заполнить еще и лист А Сообщения, а на каждое физическое лицо - соответственно лист Б.

Здесь нужно обратить внимание на следующий момент. Если учредитель - юридическое лицо еще не представил документы для внесения в Госреестр, то заполнять п.п.2.3 (данные об ОГРН после 1 июля 2002 г.) и 2.4 (сведения о регистрирующем органе) организации не нужно. Если же сведения в соответствии с п.3 ст.26 Закона о регистрации были поданы, то информацию о присвоенном учредителю ОГРН и зарегистрировавшей его налоговой инспекции нужно представить в разд.2 листа А.

В разд.7 необходимо проставить число реорганизованных юридических лиц, правопреемником которых является представляющая сведения организация.

Пример 1. ЗАО "Монтаж" образовано в 2000 г. путем присоединения к нему двух других юридических лиц. В соответствии с ГК РФ (п.2 ст.58) в этом случае согласно передаточному акту к ЗАО "Монтаж" перешли права и обязанности двух присоединенных юридических лиц. При представлении Сообщения в регистрирующую налоговую инспекцию ЗАО "Монтаж" в разд.7 формы N Р17001 должно указать число реорганизованных лиц - 2.

Затем организация должна заполнить разд.8 формы N Р17001, указав в нем число лиц, имеющих право действовать от имени организации без доверенности. В акционерных обществах это директор и генеральный директор (п.2 ст.69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"). В потребительских обществах без доверенности действуют председатели советов этих обществ (п.2 ст.19 Закона РФ от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации").

Что же касается ООО, то в них без доверенности действуют генеральный директор, президент и другие физические лица, которые избраны общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества. Причем эти лица могут быть избраны обществом и не из числа его участников (п.1 и пп.1 п.3 ст.40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").

Обращаем внимание на то, что на каждое лицо, уполномоченное действовать от имени организации без доверенности, нужно представить сведения на листе В.

В заключительном разд.9 нужно указать данные о заявителе, уполномоченном доверенностью организации представить сведения в регистрирующую налоговую инспекцию. Заявитель должен удостоверить своей подписью представляемые сведения. И, как уже было сказано ранее, подпись заявителя, в свою очередь, необходимо заверить у нотариуса.

Подчеркнем, что регистрирующая налоговая инспекция не вправе требовать от организации никаких других документов, кроме тех, которые установлены Законом о регистрации и Постановлением N 439.

Учет затрат, связанных с представлением Сообщения

К числу таких затрат относятся расходы по оплате нотариальных и почтово-секретарских услуг. Заметим, что государственную пошлину такие организации не уплачивают.

По нашему мнению, подобного рода расходы, возникающие в ходе функционирования организации, следует считать управленческими. В соответствии с Планом счетов такие расходы в бухгалтерском учете отражаются на счете 26 "Общехозяйственные расходы". Согласно п.5 ПБУ 10/99 расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг, признаются расходами по обычным видам деятельности.

В целях налогообложения прибыли расходы на управление организацией, а также расходы на приобретение услуг по управлению организацией признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией (пп.18 п.1 ст.264 НК РФ). Эти расходы относятся к косвенным и в полном объеме списываются на расходы текущего отчетного периода (п.2 ст.318 НК РФ).

Пример 2. ООО "Декор" образовано в 2001 г. Общество 1 августа 2002 г. представило в регистрирующую налоговую инспекцию Сообщение для внесения в Госреестр. В ходе подготовки документов через подотчетное лицо оплачены:

- услуги машинописного бюро за выполнение технической работы - 480 руб. (в т.ч. НДС 80 руб.);

- услуги частного нотариуса за нотариальное заверение подписей уполномоченного лица (заявителя) - 10 руб. (НДС не облагаются);

- почтовые расходы на пересылку Сообщения почтовым отправлением - 54 руб. (в т.ч. НДС 9 руб.).

Свидетельство о внесении записи в Госреестр (форма N Р57001) ООО "Декор" получило 8 августа 2002 г.

В бухгалтерском учете общества в августе произведенные затраты были отражены записями:

Дебет 71 Кредит 50

- 600 руб. - выданы денежные средства для оплаты услуг, связанных с подачей Сообщения в регистрирующую налоговую инспекцию;

Дебет 26 Кредит 71

- 455 руб. (400 + 45 + 10) - оплачены услуги машинописного бюро, нотариуса и отделения связи;

Дебет 19 Кредит 71

- 89 руб. (80 + 9) - учтен НДС по оплаченным услугам согласно счетам-фактурам;

Дебет 50 Кредит 71

- 56 руб. - возвращен в кассу остаток неиспользованных подотчетных средств.

В заключение обратим внимание на два важных момента. У организаций, созданных до 1 июля 2002 г., может возникнуть необходимость внести изменения в учредительные документы. Эту процедуру нужно осуществлять лишь после подачи Сообщения и внесения данных об организации в Госреестр.

Второй момент касается тех из ранее созданных организаций, которые не подадут сведения до 1 января 2003 г. Такие организации, в соответствии с Законом о регистрации, будут ликвидированы.

Т.А.Маслова

Эксперт "НА"

Подписано в печать

22.07.2002

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Приказу Минфина России от 18.05.2002 N 45н "О внесении дополнений и изменений в Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2002, N 14) >
Статья: С 25 июня по 22 июля вступили в силу... ("Нормативные акты для бухгалтера", 2002, N 14)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.