![]() |
| ![]() |
|
Вопрос: Каков порядок начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"? ("Финансы", 2002, N 7)
"Финансы", N 7, 2002
Вопрос: Каков порядок начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"?
Ответ: В связи с вступлением в силу Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" с 1 января 2002 г. уплата обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование будет осуществляться в форме единого социального налога, уплачиваемого в соответствии с гл.24 "Единый социальный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ), и в форме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения единого социального налога осуществляется органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. При этом в ст.25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ предусмотрено, что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование также осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. При этом п.2 ст.25 указанного Федерального закона установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке. Таким образом, часть полномочий, связанных с процедурой уплаты и взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предоставлена органам Пенсионного фонда Российской Федерации.
Страхователи - плательщики страховых взносов
Согласно ст.6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи делятся на категории: 1) лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели (в том числе частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы), физические лица); 2) индивидуальные предприниматели (в том числе частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы), адвокаты. Указанные категории страхователей совпадают с категориями плательщиков единого социального налога, предусмотренными ст.235 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, вышеуказанным Федеральным законом к страхователям отнесены физические лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществляющие уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за себя и за других физических лиц. Регистрация страхователей в Пенсионном фонде РФ в настоящее время производится в соответствии с Временным порядком регистрации налогоплательщиков (страхователей), представляющих в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", утвержденным Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.03.2001 N 33а, в редакции Постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.07.2001 N 113 "О внесении изменений во Временный порядок регистрации налогоплательщиков (страхователей), представляющих в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", утвержденный Постановлением Правления ПФР от 11.03.2001 N 33а".
Объект и база для начисления страховых взносов
1. Объектом обложения страховыми взносами и базой начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные ст.ст.236, 237 и 238 Налогового кодекса Российской Федерации. Объектом налогообложения для страхователей - организаций и физических лиц, осуществляющих найм на работу по трудовому договору или по гражданско - правовому договору, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу застрахованных лиц, включая вознаграждения, выплачиваемые по договорам гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг (за исключением вознаграждения, выплачиваемого индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. 2. Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско - правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав). К таким договорам относятся договоры дарения, купли - продажи, аренды, уступки права требования. Не признаются объектом налогообложения выплаты, не отнесенные к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде, указанные в ст.270 Налогового кодекса Российской Федерации. 3. К расходам, уменьшающим базу по налогу на прибыль, относятся расходы, поименованные в ст.ст.255, 264 Налогового кодекса Российской Федерации, в части расходов в пользу застрахованных лиц. 4. В то же время Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не установлены льготы по уплате страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Таким образом, лица, освобожденные от уплаты единого социального налога на основании ст.239 Налогового кодекса Российской Федерации, должны начислять и уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Поступление денежных средств в Пенсионный фонд Российской Федерации и учет их в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц дает им право при наступлении страхового случая на получении страховой и накопительной частей трудовой пенсии, исчисленной из суммы, учтенной на лицевых счетах. Поскольку категории плательщиков, перечисленные в ст.239 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождены от уплаты единого социального налога, уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для этих категорий страхователей не влечет применения налогового вычета.
Тарифы страховых взносов
Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации установлен ст.ст.22 и 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ. Данными статьями тариф страховых взносов установлен отдельно для финансирования страховой части трудовой пенсии и для финансирования накопительной части трудовой пенсии. Для правильного применения тарифов страховых взносов необходимо разделить всех физических лиц, в пользу которых производятся выплаты, на три возрастные группы: 1) мужчины 1956 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше; 2) мужчины с 1953 по 1966 годы рождения и женщины 1957 и 1966 годы рождения; 3) мужчины и женщины 1967 года рождения и моложе. Для первых двух групп применяется тариф страховых взносов, установленный ст.22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, для третьей группы - в 2002 - 2005 гг. применяется тариф переходного периода, установленный ст.33 вышеуказанного Федерального закона, а с 2006 г. и дальше - тариф, установленный ст.22, как для двух первых групп. Следует также отметить, что в п.3 ст.22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, регулирующем порядок применения регрессивной шкалы тарифов страховых взносов, содержится ссылка на аналогичную норму ст.241 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть доступ к регрессии по страховым взносам аналогичен доступу к регрессии по единому социальному налогу. После определения сумм страховых взносов для трех различных возрастных групп страховые взносы, подлежащие уплате на страховую часть и на накопительную часть, суммируются и получаются две суммы страховых взносов - на страховую часть трудовой пенсии в целом по организации и на накопительную часть трудовой пенсии по организации.
Отчетный и расчетный периоды
В соответствии со ст.23 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов определены ст.24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а порядок исчисления, порядок и сроки уплаты единого социального налога определены ст.243 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом сроки уплаты страховых взносов и единого социального налога различны. Уплата сумм авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляются авансовые платежи по страховым взносам. В то же время уплата ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу производится не позднее 15-го числа следующего месяца. Ежемесячно страхователи производят исчисление сумм авансовых платежей по страховым взносам исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного ст.22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Сумма авансового платежа по страховым взносам определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей. Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежат уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю. В соответствии со ст.28 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, а также граждане, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии со ст.29 этого Федерального закона, уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа. В настоящее время законодательно установлен только максимальный размер указанного платежа, который составляет 3600 руб. в расчете на месяц на каждое застрахованное лицо. Минимальный размер фиксированного платежа будет установлен другим нормативным актом. Стоимость страхового года, исходя из которого будет определяться размер фиксированного платежа, порядок и сроки исчисления и уплаты указанных платежей, в размере, превышающем минимальный, будут определены Правительством Российской Федерации.
Проверка правильности и полноты уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
Положениями Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право проведения проверок только в части назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения, а также представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Это означает, что с учетом положений п.1 ст.25 данного Федерального закона проверку правильности и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование вправе осуществлять только налоговые органы в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Вместе с тем следует отметить, что проведение проверок правильности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в целом осуществляется на основании первичной бухгалтерской документации (то есть на основании той же документации, что и проведение налоговых проверок).
Специалисты Пенсионного фонда Российской Федерации Подписано в печать 01.07.2002
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |