Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налог на доходы физических лиц ("Финансы", 2002, N 7)



"Финансы", N 7, 2002

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Глава 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй НК РФ, принятая Федеральным законом от 05.08.2000 N 117-ФЗ, согласно ст.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ вступила в силу с 1 января 2001 г. В соответствии со ст.7 упомянутого Закона в ст.19 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" внесена поправка, которой налог на доходы физических лиц отнесен к федеральным налогам. Это также установлено ст.13 НК РФ.

Особенностью этого документа является то, что он акт прямого действия и Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (далее - МНС России) в соответствии с п.2 ст.4 НК РФ вправе издавать обязательные только для налоговых органов приказы, инструкции и методические указания, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.

Согласно гл.23 НК РФ объектом налогообложения является доход физического лица: российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства независимо от их возраста, социального происхождения, вероисповедания, национальности и от каких источников получен доход. Освобождены от уплаты налога лишь те виды доходов, которые перечислены в ст.217 этой главы НК РФ.

Однако п.5 ст.208 НК РФ установил, что в целях налогообложения доходами не признаются средства, полученные от членов семьи или близких родственников, за исключением доходов, полученных по договорам гражданско - правового характера.

Для целей налогообложения НК РФ определено, что доходом является экономическая выгода в денежной или натуральной форме, полученная физическим лицом (ст.41 НК РФ). К этому же выводу пришли и Высший Арбитражный Суд и Верховный Суд РФ (Постановление от 19.08.1997 и Распоряжение от 17.03.1999), которые определили, что при приобретении физическими лицами имущества (работ, услуг) по ценам ниже рыночных последние получили подлежащую налогообложению экономическую выгоду в виде разницы между рыночной ценой и ценой продажи имущества (работ, услуг).

Статьей 210 НК РФ установлено, что в налоговую базу включаются любые доходы, полученные физическим лицом в календарном году, как в денежной, так и в натуральной форме, а также в виде материальной выгоды, а ст.224 НК РФ - четыре пропорциональные ставки налога на эти доходы физических лиц - 35%, 30%, 13% и 6% от налоговой базы.

В связи с введением указанных ставок необходимо налоговую базу определять по видам доходов под каждую из этих ставок отдельно (п.п.3, 4 ст.210 НК РФ).

По повышенной ставке в размере 35% физические лица облагаются по доходам, полученным в 2001 г. от так называемых "счастливых случаев" и с "прироста капитала" - это выигрыши по лотереям, выигрыши и стоимость призов, полученных на конкурсах, играх и на других мероприятиях в целях рекламы, в части превышения этих доходов 2000 руб. в год. По этой же ставке будут облагаться налогом проценты по вкладам и экономия процентов по заемным средствам в части превышающей или не превышающей ... ставки рефинансирования Банка России в рублях или 9% годовых в валюте; а также страховые выплаты по договорам добровольного страхования в части превышения суммы взносов, внесенных по этим договорам.

По повышенной ставке в размере 30% облагаются доходы нерезидентов Российской Федерации, полученные на территории России. Согласно ст.11 НК РФ к физическим лицам, не являющимся налоговыми резидентами Российской Федерации, относятся те лица, которые находятся на территории Российской Федерации менее 183 дней в календарном году. По этой же ставке налога на доходы физических лиц в 2001 г. облагались дивиденды. С 2002 г. доход в виде дивидендов у налоговых резидентов России облагается по ставке 6% (ст.ст.214 и 224 НК РФ в редакции Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ), а у нерезидентов - 30%.

Согласно ст.43 НК РФ дивиденды являются доходом, полученным акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль, по акциям, принадлежащим физическому лицу пропорционально его доле в уставном (складочном) капитале этой организации, а также полученным из источников за пределами России, относящиеся к такому доходу в соответствии с законодательством иностранных государств.

Все остальные так называемые "трудовые" доходы облагаются по ставке налога 13%. При применении этой ставки сумма исчисленного налога каждому физическому лицу значительно снизилась. Если три налогоплательщика, имевшие доходы в 2000 г. в суммах 50 тыс. руб., 100 тыс. руб. и 300 тыс. руб., уплатили подоходный налог соответственно 6 тыс. руб., 16 тыс. руб., 71 тыс. руб. (кроме того, 1% в Пенсионный фонд), то с указанных сумм доходов налог в 2001 г. по ставке 13% составил соответственно 6,5 тыс. руб., 13 тыс. руб. и 39 тыс. руб. (отчисления в Пенсионный фонд физические лица не уплачивали).

Тем не менее поступления в бюджет сумм налога растут. Так, за 2000 г. они составили 174,2 млрд. руб., а за 2001 г. 255,5 млрд. руб., или 146,7% к 2000 г.

Налог на доходы физических лиц по итогам 2001 г. в структуре консолидированного бюджета занимает четвертое место (после единого социального налога, налога на прибыль организаций и НДС) и в общих налоговых поступлениях составил 13,1% против 12,4% в 2000 г.

Небезынтересно рассмотреть структуру поступления налога в бюджет. Сумма налога, поступившая в бюджет, удержанного и перечисленного организациями (налоговыми агентами) с доходов, выплаченных ими физическим лицам в 2001 г. (ст.226 НК РФ), составила 248,1 млрд руб. или 97,1% от общей суммы поступлений этого налога в бюджет. Сумма налога, уплаченная в бюджет физическими лицами по декларациям, поданным в налоговые органы (ст.ст.227 - 229 НК РФ), составила 7,4 млрд руб., или 2,9% от общей суммы. Однако темпы роста поступлений налога в бюджет по сравнению с 2000 г. по этим поступлениям неодинаковы и составили соответственно 148,35 и 107,6%.

Учитывая, что по ставке в размере 13% налог взимается более чем с 70 млн человек экономически активного населения, можно сделать вывод, что при отмене прогрессивной шкалы ставок подоходного налога (минимальная ставка 12% с доходов до 50 тыс. руб. и максимальная - 30% с доходов свыше 150 тыс. руб., полученных в 2000 г.) налог возрос именно у упомянутой категории лиц вследствие роста размеров доходов. Снижение же ставок с 20% и с 30% до 13% у лиц, получивших доходы более 100 и 150 тыс. руб. в год, незначительно повлияло на размер общих поступлений налога в бюджет. Также незначительно повлияло на суммы поступлений налога в бюджет применение в 2001 г. ставки налога в размере 30% и 35%.

Исчезло понятие "совокупный годовой облагаемый доход" в виде налоговой базы для исчисления налога, как это было определено в законодательстве о подоходном налоге. Следствием отмены прогрессивной шкалы ставок налога явилась отмена обязанности налогоплательщика, имеющего несколько источников доходов, представлять декларации о совокупном доходе за 2001 г. Указанная категория лиц последний раз должна была представить декларации не позднее 03.05.2001 о совокупном годовом облагаемом доходе, полученном в 2000 г., если он превысил 50 тыс. руб.

В соответствии с гл.23 НК РФ (п.5 ст.227, п.3 ст.228, п.1 ст.229) обязаны не позднее 30 апреля 2002 г. подать налоговые декларации по доходам, полученным в 2001 г.:

- физические лица - о доходах, полученных от осуществления предпринимательской деятельности (если они не являются плательщиками единого налога на вмененный доход) или от частной практики.

В то же время п.10 ст.227 НК РФ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и частнопрактикующие лица в случае получения фактического дохода в сумме большей или меньшей чем на 50% против заявленного размера предполагаемого к получению в текущем году дохода (с которого исчислены авансовые платежи) обязаны представить новую декларацию с указанием новой суммы предполагаемого дохода, которая будет основой для перерасчета налога (авансовых платежей);

- физические лица - о суммах, полученных от физических лиц по договорам гражданско - правового характера, как, например: купля - продажа, мена, аренда имущества, наем жилого помещения, подряд, перевозка и др.;

- физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации о суммах доходов, полученных от источников, находящихся за пределами Российской Федерации. К таким лицам согласно ст.11 НК РФ относятся физические лица, которые находились на территории Российской Федерации 183 и более дней в календарном году;

- физические лица - о доходах, при получении которых налог не был удержан налоговым агентом.

Тем не менее, кроме тех лиц, которые в соответствии со ст.ст.227 - 229 НК РФ обязаны подавать декларации о доходах, лица, на которых такая обязанность не возложена, вправе ее подать в налоговый орган по месту жительства (п.2 ст.229 НК РФ).

Глава 23 НК РФ ввела новое понятие - "вычеты" как суммы в определенных размерах, на которые налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу. Указанное право может быть реализовано в случае желания налогоплательщиков получить эти вычеты из налоговой базы, как это предусмотрено НК РФ.

В ст.ст.218 - 221 НК РФ сгруппированы вычеты, на которые налогоплательщики имеют право при определении налоговой базы в порядке, установленном п.2 ст.210: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные. Все указанные вычеты принимаются только к доходам, облагаемым налогом по ставке 13% (п.3 ст.210 НК РФ).

Такие вычеты, как социальные, имущественные и некоторые профессиональные, могут предоставляться только на основании письменных заявлений налогоплательщиков и их деклараций, подаваемых в налоговые органы по окончании налогового периода с приложением документов, подтверждающих это право и фактически понесенные расходы.

В соответствии со ст.219 НК РФ к социальным налоговым вычетам относятся:

1) благотворительная помощь в виде денежных средств, перечисленных налогоплательщиком организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, полностью или частично финансируемым из бюджетов. Эти суммы принимаются к вычету в фактических размерах, но не более 25% суммы дохода.

Из этой нормы следует, что право на этот вычет возникает в том случае, когда благотворительная помощь оказана денежными средствами, а также такой из перечисленных выше организаций, которая из бюджета получила в виде финансирования хотя бы незначительную сумму. Не будет предоставлен такой вычет, если помощь оказана в виде имущества, а не денежными средствами, или организации, не получившей из бюджета в виде финансирования ассигнований;

2) суммы (но не более 25% дохода), перечисленные налогоплательщиком физкультурно - спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на физическое воспитание и содержание спортивных команд;

3) суммы (но не более 25 тыс. руб. в год), уплаченные за обучение самого налогоплательщика, а также за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения (но не более 25 тыс. руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей).

МНС России по согласованию с Минобразованием России издало Приказ от 27.09.2001 N БГ-3-04/370, которым утверждена форма справки об оплате налогоплательщиком обучения для представления в налоговый орган, которую обязано выдать образовательное учреждение;

4) суммы (но не более 25 тыс. руб. в год), уплаченные за услуги по лечению самого налогоплательщика, супруга (супруги), своих родителей, своих детей (до 18 лет) и за медикаменты, назначенные лечащим врачом. Вычет предоставляется по оплате за услуги по лечению, в том числе дорогостоящим видам лечения, оказанные медицинскими учреждениями Российской Федерации, по Перечню медицинских услуг и лекарственных средств, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 201. Следует иметь в виду, что вычет по дорогостоящим видам лечения производится в размере фактических расходов независимо от их суммы.

Минздравом России и МНС России издан совместный Приказ от 25.07.2001 N N 289, БГ-3-04/250, которым утверждена форма Справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы, Инструкция по ее заполнению, порядок выписки лекарств лечащим врачом.

Указанные вычеты будут предоставляться при сдаче налогоплательщиком вместе с декларацией о доходах за 2001 г. заявления, документов, подтверждающих фактически произведенные расходы на все перечисленные цели, а также документов, подтверждающих статус соответствующих медицинских и образовательных учреждений, в налоговый орган в 2002 г.

Этот вычет предоставляется по расходам, понесенным лично налогоплательщиком. В то же время в п.10 ст.217 НК РФ определено, что освобождаются от налогообложения суммы, уплаченные работодателем из средств, оставшихся после уплаты налога на прибыль организаций, за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей.

Социальные вычеты по расходам на образование и медицинские услуги применяются впервые по доходам, полученным в 2001 г., что позволит налоговую базу уменьшить на значительную сумму.

В соответствии со ст.220 НК РФ к имущественным налоговым вычетам относятся:

1. Суммы, полученные от продажи жилья (домов, квартир, дач, садовых домиков) и земельных участков, если эти объекты находились в собственности менее 5 лет, но в размере не более 1 млн руб. в год.

2. Суммы, полученные от продажи иного имущества, если оно находилось в собственности менее 3 лет, но в размере не более 125 тыс. руб.

Вычеты в суммах соответственно 1 млн руб. и 125 тыс. руб. продавец имущества может заменить фактически произведенными и документально подтвержденными расходами, связанными с получением доходов от продажи этого имущества.

В случае продажи указанного выше имущества, находящегося в собственности более соответственно 3 и 5 лет, вычет принимается в суммах, фактически вырученных от его продажи.

Несколько иной порядок предоставления имущественных вычетов при определении налоговой базы от продажи ценных бумаг. Вопрос налогообложения доходов от операций с ценными бумагами рассматривается в гл.23 НК РФ в нескольких статьях.

В соответствии со ст.208 НК РФ доход от реализации ценных бумаг может быть получен как в России, так и за ее пределами, а в соответствии с пп.3 п.1 ст.212 НК РФ может быть получен доход в виде материальной выгоды от приобретения ценных бумаг. В данном случае согласно п.4 этой же статьи НК РФ эта выгода определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг над суммами фактических расходов на их приобретение. Здесь необходимо еще раз напомнить, что доходы, полученные налоговыми резидентами Российской Федерации, облагаются налогом в России независимо от того, от каких источников они получены в России или за ее пределами, а у лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации, - только те доходы, которые получены от источников в Российской Федерации.

Имущественные вычеты из налоговой базы в отношении доходов, полученных от операций с ценными бумагами, определены ст.ст.214.1 и 220 НК РФ.

Операциями с ценными бумагами, доход от которых облагается налогом, являются купля - продажа ценных бумаг, обращающихся или не обращающихся на организованном рынке, а также операции с финансовыми инструментами срочных сделок (фьючерсные и опционные биржевые сделки), с базисным активом из ценных бумаг и от доверительного управления этими сделками.

При реализации ценных бумаг налогоплательщик может уменьшить общую сумму выручки на общую сумму расходов, произведенных им на приобретение и реализацию этих ценных бумаг. Ему необходимо будет документально подтвердить размеры таких расходов.

В случае когда налогоплательщик не может документально подтвердить размеры расходов, он вправе воспользоваться вычетами: если ценные бумаги находились в его собственности менее 3 лет - в сумме 125 тыс. руб., а если не менее 3 лет, то в сумме полученного дохода от реализации этих бумаг.

3. Суммы, израсходованные на новое строительство либо на приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры, но не более 600 тыс. руб., а также на погашение процентов по ипотечному банковскому кредиту, полученному и израсходованному на указанные цели. Вычет предоставляется столько лет, сколько понадобится для полного использования указанных предельных сумм расходов, но лишь один раз в жизни, и будет предоставляться с момента регистрации права собственности на жилье, а не с момента начала строительства или его приобретения. Не будут эти вычеты предоставлять работодатели. Они будут предоставляться только налоговыми органами. Для получения вычетов необходимо будет представить письменное заявление, декларацию и соответствующие документы, включая свидетельство о праве собственности, не позднее 30.04.2002.

Профессиональные вычеты могут быть указаны в декларации для уменьшения налоговой базы согласно ст.221 НК РФ следующими категориями налогоплательщиков:

1) предприниматели без образования юридического лица и лица, занимающиеся частной практикой, а также лица, выполняющие гражданско - правовые договоры для физических лиц, в декларациях о доходах, полученных ими от этой деятельности в 2001 г., имеют право уменьшить налоговую базу на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением этих доходов, и размеры этих расходов должны быть документально подтверждены.

При включении в декларацию о доходах предпринимателями затрат, связанных с их деятельностью, являющихся профессиональными вычетами, ст.221 НК РФ допускается нормативное уменьшение налоговой базы на 20% доходов, если суммы расходов налогоплательщик не в состоянии подтвердить документами. Эта норма касается только тех лиц, которые зарегистрированы в этом качестве в порядке, установленном Законом РФ от 07.12.1991 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации". Эти же лица имеют право на уменьшение налоговой базы на суммы налогов, уплаченных в связи с их деятельностью (НДС, акцизов и др.), в том числе на сумму уплаченного налога на имущество, в случае если оно использовалось для осуществления предпринимательской деятельности, кроме налога на жилые дома, квартиры, дачи и гаражи. Это прежде всего касается налога на нежилые строения, помещения и сооружения, используемые, например, под магазины, гостиницы, склады и т.п.

В соответствии с п.2 ст.54 НК РФ Приказом Минфина России и МНС России от 21.03.2001 N N 24н, БГ-3-08/419 (зарегистрирован Минюстом России 04.05.2001) утвержден Порядок учета доходов и расходов при исчислении налога на доходы физических лиц, который является рекомендацией по определению налоговой базы.

Профессиональные вычеты в размерах расходов, подтвержденных документально в 2001 г., могут предоставить налоговые агенты:

- физическим лицам, получившим доход от юридических лиц за выполнение гражданско - правовых договоров, - по суммам документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов;

- физическим лицам, получившим авторские вознаграждения за создание, издание, исполнение, использование произведений науки, литературы и искусства, открытия, изобретения и создание промышленных образцов, - в сумме документально подтвержденных расходов. Если эти расходы не могут быть документально подтверждены, то они должны были предоставить по нормативам, предусмотренным упомянутой статьей Кодекса (от 20 до 40% доходов) по заявлениям авторов, поданным налоговым агентам.

Налогоплательщики не обязаны подавать декларацию о доходах, когда с них удержание налога произведено у источника выплаты дохода, но в тех случаях, когда у источника выплаты доходов эти вычеты были предоставлены, то они вправе представить декларации о своих доходах и о размерах вычетов, предусмотренных ст.221 НК РФ (п.п.2 и 3), в налоговые органы.

Общие положения о предоставлении таких вычетов, предусмотренные п.3 ст.218 НК РФ, заключаются в том, что эти вычеты предоставляются одним из работодателей, являющимся источником выплаты дохода, и что важно - по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на получение таких вычетов.

Упомянутой статьей дан перечень стандартных вычетов, который определен размерами в суммах 3000 руб., 500 руб. и 400 руб. в месяц за каждый налоговый период каждому налогоплательщику, в зависимости от принадлежности его к той или иной категории граждан.

1. На стандартный вычет в размере 3000 руб. в месяц (или 36 тыс. руб. за 12 месяцев) будут иметь право: лица, пострадавшие от радиационного воздействия вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе ликвидаторы последствий катастрофы; а также проходившие службу в зоне отчуждения; эвакуированные или выехавшие добровольно из указанной зоны; отдавшие костный мозг для спасения пострадавших; принимавшие участие в 1986 - 1987 гг. в ликвидации последствий катастрофы; пострадавшие вследствие аварии на ПО "Маяк" (1957 - 1961 гг.) и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (1957 - 1958 гг.); участвовавшие в испытаниях ядерного оружия и учениях с его применением до 31.01.1963; участвовавшие в ликвидации радиационных авариях на других объектах, а также в сборе ядерных зарядов до 31.12.1961; инвалиды ВОВ, инвалиды из числа военнослужащих вследствие ущерба здоровью, полученного при защите Родины либо выполнении служебного долга.

2. На стандартный вычет в сумме 500 руб. в месяц (или 6000 руб. за 12 месяцев) будут иметь право: герои СССР и РФ, награжденные орденом Славы трех степеней, вольнонаемные в воинских частях в период ВОВ, находившиеся в блокадном Ленинграде, бывшие узники концлагерей и гетто; инвалиды детства, а также I и II групп; родители и супруги погибших военнослужащих и государственных служащих при выполнении своего долга; ряд категорий лиц, связанных с радиационным воздействием в результатах аварий на Чернобыльской АЭС, ПО "Маяк" и реке Теча.

3. На стандартный вычет в сумме 400 руб. в месяц будут иметь право все остальные, не перечисленные выше категории лиц до месяца, в котором их годовой доход превысит 20 тыс. руб.

Вне зависимости от вычетов, перечисленных выше, каждый налогоплательщик имеет право на стандартный вычет в сумме 300 руб. в месяц на каждого ребенка в возрасте до 18 лет или до 24 лет, если он обучается в учебном заведении на дневной форме обучения, до месяца, в котором годовой доход превысит 20 тыс. руб. Вычеты получают только те родители, на обеспечении которых находятся эти дети, до конца года, в котором они достигли указанного возраста.

Для вдов, вдовцов, одиноких родителей или попечителей детей этот вычет составит 600 руб. в месяц на каждого ребенка до месяца, следующего за месяцем вступления вдовцов, вдов и одиноких родителей в брак.

Как уже было подчеркнуто, вычет на детей одиноким родителям предоставляется, во-первых, если дети находятся на их содержании и если они не вступили в новый брак. Таким образом, если дети находятся у матери, брак с отцом у которой расторгнут, она имеет право на вычет в размере 600 руб. в месяц, но и отец, уплачивающий алименты на этих детей, имеет право на такой же вычет, так как он участвует в обеспечении детей; и во-вторых, они получают такой вычет до вступления в повторный брак. При вступлении в новый брак каждый из них имеет право на вычет на детей в размере 300 руб. в месяц.

Рассмотрим еще один случай, когда для того чтобы получить вычеты из налоговой базы, налогоплательщик вправе подать декларацию о доходах. Пунктом 4 ст.218 НК РФ предусмотрено, что если в течение налогового периода ему не были предоставлены стандартные налоговые вычеты или они были предоставлены в меньших размерах, чем они предусмотрены в упомянутой статье, то он имеет право по окончании года на основании заявления, декларации о доходах и документов, подтверждающих право на эти вычеты, получить их в полном объеме.

Порядок подачи декларации определен ст.229 НК РФ. Те лица, которые обязаны подать налоговую декларацию, представляют ее в налоговый орган по месту их учета, а те, на кого такая обязанность не возложена, - по месту жительства. Все декларации представляются после окончания налогового периода (календарного года), но не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим.

Пунктом 3 ст.229 НК РФ предусмотрено, что предприниматели без образования юридического лица (кроме тех, кто уплачивает единый налог на вмененный доход), частнопрактикующие лица, лица, получившие доход от физических лиц, а также от источников, расположенных за пределами Российской Федерации, при прекращении источников доходов до конца календарного года обязаны подать декларацию о фактически полученных доходах в текущем году в пятидневный срок после прекращения источника дохода, но если налогоплательщик - иностранное физическое лицо, то не позднее, чем за месяц до выезда за пределы Российской Федерации.

В налоговых декларациях указываются все доходы, источники их выплаты, произведенные расходы, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные в виде авансовых платежей или налоговым агентом за налоговый период.

Налоговая декларация может быть подана налогоплательщиком в период с 1 января по 30 апреля включительно. Бланки деклараций предоставляются бесплатно, представить ее можно лично либо по почте, на бумаге или на магнитном носителе, в ней необходимо указать ИНН (если он присвоен). Эти положения определены ст.80 НК РФ.

Налогоплательщик в случае обнаружения в поданной налоговой декларации ошибок в указанных в ней сведениях или ошибок, приводящих к занижению суммы налога, обязан внести необходимые дополнения и изменения в эту декларацию, подав об этом заявление в налоговый орган.

Если такое заявление будет подано не позднее 30 апреля, то день его подачи будет считаться днем подачи декларации, а если позже указанной даты, но до истечения срока уплаты налога (15 июля), то налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности.

В случае же, если заявление подано по истечении 15 июля, и налогоплательщик уплатил в связи с исправлением этой ошибки налог и пени, и к этому времени налоговый орган еще не выявил эту ошибку, то налогоплательщик также будет освобожден от ответственности. Эти правила действуют с 19 августа 1999 г., то есть с вступлением в силу поправок к части первой НК РФ, внесенных Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ.

Статья не имела бы завершения, если не прокомментировать ответственность, определенную российским законодательством за нарушения ст.57 Конституции Российской Федерации, которая гласит: "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы". Прежде всего ответственность, определенная НК РФ.

Статьей 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление налоговой декларации в установленный срок в виде ежемесячного взыскания штрафа в размере 5% от суммы налога, подлежащего уплате (доплате) по не представленной в установленный срок декларации, но не более 30% от указанной суммы и не менее 100 руб. В случае непредставления декларации в течение более 180 дней после установленного срока штраф взимается в размере 30% от суммы налога, подлежащего уплате на основе этой декларации, плюс 10% за каждый месяц начиная со 181 дня.

Согласно п.2 ст.230 НК РФ налоговый агент обязан представить в налоговый орган сведения о доходах, выплаченных физическим лицам в календарном году, и суммах исчисленных и удержанных налогов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим, на магнитных носителях, а в соответствии с п.5 ст.226 НК РФ в случаях невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения этих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган об этом событии.

Непредставление указанных сведений в установленный срок в соответствии со ст.126 НК РФ влечет взыскание штрафа по 50 руб. за каждый документ (сведения на одного налогоплательщика).

Согласно ст.226 НК РФ налоговый агент обязан вести учет доходов, выплаченных физическим лицам, по форме, утвержденной МНС России. Форма налоговой карточки (N 1-НДФЛ) и порядок ее ведения утверждены Приказом МНС России от 01.11.2000 N БГ-3-08/379 (зарегистрирован Минюстом России 30.11.2000 N 2479).

За нарушения этого порядка ст.120 НК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа от 5 до 15 тыс. руб.

Невыполнение налоговым агентом обязанностей по удержанию и (или) перечислению налогов, предусмотренных ст.226 НК РФ, влечет в соответствии со ст.123 НК РФ взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению в бюджет.

Административная ответственность установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, принятым Федеральным законом от 30.12.2001 N 195-ФЗ. Согласно Федеральному закону от 30.12.2001 N 196-ФЗ от вступит в силу с 01.07.2002.

Так, ст.15.6 этого Кодекса за нарушение срока представления сведений, необходимых для налогового контроля (ст.230 НК РФ), предусматривает взыскание штрафа в размере: с граждан - от 1 до 3 МРОТ, с должностных лиц - от 3 до 5 МРОТ.

Пунктом 12 ст.7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) предусмотрено, что налоговые органы имеют право налагать административные штрафы:

- на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, виновных в сокрытии (занижении) дохода, а также в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по не установленной форме документов, связанных с исчислением и уплатой налогов в бюджет, - в размере от 2 до 5 МРОТ на каждого виновного, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - в размере от 5 до 10 МРОТ;

- на граждан, виновных в нарушении законодательства о предпринимательской деятельности или занимающихся предпринимательской деятельностью, в отношении которой имеется специальное запрещение, а также на граждан, виновных в отсутствии учета доходов или в ведении его с нарушением установленного порядка, - в размере от 2 до 5 МРОТ, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - в размере от 5 до 10 МРОТ;

- на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также на граждан, не выполняющих требования налоговых органов и их должностных лиц, - в размере от 2,5 до 5 МРОТ.

Статья 198 Уголовного кодекса РФ предусматривает, что уклонение физического лица от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо иным способом совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 до 700 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 5 до 7 месяцев, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

То же деяние, совершенное в особо крупном размере или лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьей, наказывается штрафом в размере от 500 до 1000 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до 1 года либо лишением свободы на срок до 5 лет.

Примечания к данной норме УК РФ:

1. Уклонение физического лица от уплаты налога признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает 200 МРОТ, а в особо крупном размере - 500 МРОТ.

2. Лицо, впервые совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб.

За налоговые правонарушения применяется лишь налоговая ответственность, а за административные правонарушения - только административная ответственность. Неправомерным будет привлечение физического лица за одно и тоже правонарушение к обоим видам ответственности одновременно.

Подписано в печать М.П.Сокол

01.07.2002 Государственный советник

налоговой службы II ранга

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
"БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, КАПИТАЛА И ПРИБЫЛИ" (Ануфриев В.Е.) ("Издательство "Бухгалтерский учет", 2002) >
Вопрос: Каков порядок применения налога на добавленную стоимость при оказании медицинских услуг врачами, занимающимися частной медицинской практикой? ("Финансы", 2002, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.