![]() |
| ![]() |
|
Статья: Особенности обложения единым сельскохозяйственным налогом (Окончание) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2002, N 26)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 26, 2002
ОСОБЕННОСТИ ОБЛОЖЕНИЯ ЕДИНЫМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ НАЛОГОМ
(Окончание. Начало см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 25, 2002)
Кадастровая стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий в среднем по субъекту Российской Федерации определяется путем умножения расчетного рентного дохода на срок его капитализации. Срок капитализации расчетного рентного дохода принимается равным 33 годам. В настоящее время кадастровая стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий по Российской Федерации составляет 11 040 руб. Наиболее высока она в Краснодарском крае (43 560 руб./га), наименее - во всех автономных округах (400 руб./га). Вместе с тем в каждом регионе имеются территории, отличающиеся от средних показателей по республике, краю, области, автономному образованию. В связи с этим законодатель, устанавливая единый сельскохозяйственный налог, предусмотрел в гл.26.1 НК РФ в качестве налоговой базы по этому налогу сопоставимую по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий, признаваемых объектом налогообложения. Для определения сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий кадастровая стоимость земельного массива конкретного сельскохозяйственного товаропроизводителя сравнивается со средней кадастровой стоимостью 1 га сельскохозяйственных угодий региона, и путем деления первого показателя на второй определяется отношение кадастровых стоимостей 1 га сельскохозяйственных угодий, которое может быть больше единицы для налогоплательщиков, земельные участки которых расположены на лучших по качеству землях, и меньше единицы - для тех, чьи земельные участки расположены на худших по качеству землях. Перемножив площади сельскохозяйственных угодий каждого сельскохозяйственного товаропроизводителя на отношение кадастровых стоимостей 1 га сельскохозяйственных угодий, можно определить налогооблагаемую площадь, т.е. налоговую базу каждого налогоплательщика. Методика определения сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий устанавливается и утверждается согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22.04.2002 N 261 "О методике определения сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий". Для определения сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий, находящихся в собственности, владении и (или) в пользовании налогоплательщика, кадастровая стоимость 1 га его сельскохозяйственных угодий делится на среднюю кадастровую стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий в соответствующем субъекте Российской Федерации и умножается на площадь сельскохозяйственных угодий налогоплательщика. При этом порядок определения кадастровой стоимости 1 га сельскохозяйственных угодий налогоплательщика и средней кадастровой стоимости 1 га сельскохозяйственных угодий в субъекте Российской Федерации устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственной кадастровой оценки земель.
Пример. По данным государственного земельного кадастра средняя кадастровая стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий области установлена в размере 8000 руб. При этом кадастровая стоимость земель крестьянского (фермерского) хозяйства "Урожайный", находящегося в пригородном от областного центра районе, составляет 16 000 руб. за 1 га сельскохозяйственных угодий. Кадастровая стоимость земель крестьянского (фермерского) хозяйства "Новатор", находящихся на расстоянии 200 км от областного центра на границе с соседней областью, составляет 4000 руб. в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий. Эти крестьянские (фермерские) хозяйства занимают одинаковые земельные участки по 100 га. Для определения сопоставимых по кадастровой стоимости площадей сельскохозяйственных угодий двух крестьянских (фермерских) хозяйств производятся следующие расчеты. Кадастровая стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий КФХ "Урожайный" делится на среднюю кадастровую стоимость гектара сельскохозяйственных угодий в субъекте Российской Федерации: 16 000 руб./га : 8000 руб./га = 2. Кадастровая стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий КФХ "Новатор" делится на среднюю кадастровую стоимость гектара сельскохозяйственных угодий в субъекте Российской Федерации: 4000 руб./га : 8000 руб./га = 0,5, где 2; 0,5 - отношения кадастровых стоимостей 1 га сельскохозяйственных угодий. Сопоставимые по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий КФХ "Урожайный" и "Новатор" определяются путем умножения площадей сельскохозяйственных угодий этих хозяйств на отношение кадастровых стоимостей 1 га сельскохозяйственных угодий: 100 га х 2 = 200 га (КФХ "Урожайный"); 100 га х 0,5 = 50 га (КФХ "Новатор").
Из расчета видно, что, несмотря на одинаковую площадь сельскохозяйственных угодий двух КФХ, сопоставимые по кадастровой стоимости площади этих угодий различаются в 4 раза. Налоговая ставка по единому сельскохозяйственному налогу устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в рублях и копейках с одного сопоставимого по кадастровой стоимости гектара сельскохозяйственных угодий, расположенных на их территориях. Размер налоговой ставки определяется как отношение 1/4 суммы налогов и сборов, подлежавших уплате сельскохозяйственными товаропроизводителями в бюджеты всех уровней за предшествующий календарный год, за исключением налогов и сборов, обязанность по уплате которых сохраняется при переходе на уплату налога, к сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий. Данная ставка является годовой. Следует отметить, что в комитетах по земельным ресурсам и землеустройству имеются данные о площадях сельскохозяйственных угодий в целом по Российской Федерации и в разрезе субъектов Российской Федерации, которыми можно воспользоваться при определении налоговой ставки по единому сельскохозяйственному налогу. Если сельскохозяйственные угодья налогоплательщиков расположены на территории двух и более субъектов Российской Федерации, которые ввели налог, при определении ставки налога предусмотренная сумма налогов и сборов распределяется между соответствующими субъектами Российской Федерации пропорционально площадям сельскохозяйственных угодий, расположенных на территориях этих субъектов Российской Федерации. Для определения налоговой ставки необходимо исходя из общего числа сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельскохозяйственным производством в определенном субъекте Российской Федерации, выделить тех, у кого доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной на сельскохозяйственных угодьях, в том числе от реализации продуктов ее переработки, в общей выручке этих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей от реализации товаров (работ, услуг) составила не менее 70%. Из их числа исключаются те сельскохозяйственные организации, которые решением субъекта Российской Федерации определены как сельскохозяйственные организации индустриального типа. По сельскохозяйственным товаропроизводителям, включенным в число плательщиков единого сельскохозяйственного налога, определяется сумма налогов и сборов, подлежащая уплате ими в бюджеты всех уровней за предшествующий календарный год. Исключение составляют те налоги и сборы, обязанность по уплате которых сохраняется при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога. Отношением 1/4 суммы налогов и сборов, подлежавших уплате сельскохозяйственными товаропроизводителями за предшествующий календарный год, к сопоставимой по кадастровой стоимости сумме площадей сельскохозяйственных угодий (площади сельскохозяйственных угодий этих хозяйств) определяется годовая налоговая ставка единого сельскохозяйственного налога в субъекте Российской Федерации. В соответствии со ст.346.6 законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе повышать (понижать) налоговую ставку не более чем на 25% для отдельных категорий налогоплательщиков. Размер налоговой ставки для налогоплательщиков, у которых сумма полученного дохода за налоговый период в расчете на сопоставимый по кадастровой стоимости гектар сельскохозяйственных угодий более чем в 10 раз превышает ее кадастровую стоимость, увеличивается на 35%. Это положение распространяется как на налогоплательщиков, сельскохозяйственные угодья которых расположены на территории одного муниципального образования, так и на тех, у кого сельскохозяйственные угодья находятся на территориях нескольких муниципальных образований. При этом сумма полученного дохода в расчете на сопоставимый по кадастровой стоимости гектар сельскохозяйственных угодий определяется путем деления суммы полученного дохода в части сельскохозяйственных угодий данного муниципального образования на сопоставимую по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий. Рассчитывается превышение полученного дохода над кадастровой стоимостью сельскохозяйственных угодий, которое определяется делением суммы полученного дохода в расчете на сопоставимый по кадастровой стоимости гектар сельскохозяйственных угодий на кадастровую стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий налогоплательщика. Определенное таким образом значение является безразмерной величиной и показывает, во сколько раз сумма полученного дохода в расчете на сопоставимый по кадастровой стоимости гектар сельскохозяйственных угодий превышает кадастровую стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий налогоплательщика. Если это значение превышает число 10, то размер налоговой ставки увеличивается на 35%.
Пример. Высокодоходная сельскохозяйственная организация, расположенная на территории юга Российской Федерации, занимается садоводством и овощеводством на сельскохозяйственных угодьях, площадь которых составляет 2000 га. Средняя кадастровая стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий в субъекте Российской Федерации, где расположено данное хозяйство, - 12 000 руб. в расчете на сопоставимый по кадастровой стоимости гектар сельскохозяйственных угодий, а данного хозяйства - 15 000 руб./га. В этом случае отношение кадастровых стоимостей 1 га сельскохозяйственных угодий составит: 15 000 руб./га : 12 000 руб./га = 1,25. Сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственной организации равняется: 2000 га х 1,25 = 2500 га. Налоговая ставка установлена законодательным органом субъекта Российской Федерации с сопоставимого по кадастровой стоимости 1 га сельскохозяйственных угодий, расположенных на его территории, в размере 200 руб./га. Областная Дума приняла решение об увеличении ставок налога для плодоводческих и овощеводческих хозяйств на 25%. Тогда конкретная налоговая ставка для данного хозяйства составит: 200 руб./га х 1,25 = 250 руб./га. Во II квартале текущего года сельскохозяйственная организация реализовала овощную продукцию и получила доход в сумме 500 млн руб., что в расчете на сопоставимый по кадастровой стоимости гектар сельскохозяйственных угодий равняется: 500 000 000 руб. : 2500 га = 200 000 руб./га. Определяем превышение полученного дохода за налоговый период над кадастровой стоимостью сельскохозяйственных угодий путем деления суммы полученного дохода в расчете на сопоставимый по кадастровой стоимости гектар сельскохозяйственных угодий на кадастровую стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий налогоплательщика: 200 000 руб./га : 15 000 руб./га = 13,3 раза. В таком случае установленная законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации налоговая ставка увеличивается на 35% и составляет:
(200 руб./га х 25%) 200 руб./га + -------------------- + 100%
(200 руб./га х 35%) + ------------------- = 320 руб./га. 100%
Сумма единого сельскохозяйственного налога равняется 800 тыс. руб. (2500 га х 320 руб./га).
Одним из элементов налогообложения является порядок исчисления налога. Этот налог исчисляется в отношении сельскохозяйственных угодий, признаваемых объектом налогообложения, находящихся в собственности, во владении и (или) пользовании налогоплательщика. Сумма налога рассчитывается каждым налогоплательщиком самостоятельно по итогам каждого налогового периода. Налоговым периодом в соответствии со ст.346.5 гл.26.1 НК РФ признается квартал. Сумма налога представляет собой произведение налоговой ставки, установленной в соответствии со ст.346.6, и налоговой базы, определяемой согласно ст.346.4 гл.26.1 НК РФ. Налогоплательщик уплачивает налог в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Главой 26.1 НК РФ закреплено положение о том, что организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели представляют в налоговые органы бухгалтерскую и иную отчетность, предусмотренную законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и в обязательном порядке - налоговые декларации в налоговые органы. По единому сельскохозяйственному налогу налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения сельскохозяйственных угодий не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти по налогам и сборам по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансов. МНС России подготовило проект формы налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу и проект инструкции по ее заполнению. Инструкция устанавливает порядок заполнения налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу и распространяется на организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальных предпринимателей, признаваемых плательщиками единого сельскохозяйственного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации. Суммы налога, уплачиваемые организациями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, зачисляются на счета органов федерального казначейства. В свою очередь органы федерального казначейства распределяют суммы налога, уплачиваемые организациями, по следующим нормативам: федеральный бюджет - 30,0% общей суммы налога; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,2%; территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3,4%; Фонд социального страхования Российской Федерации - 6,4%; бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - 60,0% общей суммы налога. Суммы налога, уплачиваемые крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, зачисляются также на счета органов федерального казначейства, которые распределяют эти суммы следующим образом: федеральный бюджет - 10,0% общей суммы налога; бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - 80,0%; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,2%; территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3,4%; Фонд социального страхования Российской Федерации - 6,4% общей суммы налога. Следует отметить, что распределение сумм налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации. Некоторые субъекты Российской Федерации уже приняли законодательные акты по введению единого сельскохозяйственного налога на их территориях. В Краснодарском крае, например, единый сельскохозяйственный налог введен Законом Краснодарского края от 28.12.2001 N 430-КЗ "О едином сельскохозяйственном налоге", вступившим в силу с 1 апреля 2002 г. Организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями на территории Краснодарского края, переводятся на уплату единого сельскохозяйственного налога при условии, что за предшествующий календарный год доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной ими на сельскохозяйственных угодьях, в том числе от реализации продуктов ее переработки, в общей выручке этих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей от реализации товаров (работ, услуг) составила не менее 70%. В перечень сельскохозяйственных организаций индустриального типа, расположенных на территории Краснодарского края, не являющихся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, включены птицефабрики; тепличные комбинаты; зверосовхозы; животноводческие комплексы; рыболовецкие хозяйства; хозяйства, занимающиеся производством субтропических культур; чаеводческие, цветоводческие и пчеловодческие хозяйства. Налоговая ставка по единому сельскохозяйственному налогу установлена для основных сельскохозяйственных товаропроизводителей в размере 127 руб. в квартал с одного сопоставимого по кадастровой стоимости гектара сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Краснодарского края. Если сравнить налоговую ставку с одного сопоставимого по кадастровой стоимости гектара сельскохозяйственных угодий, которая составляет в 2002 г. 53,46 руб. с 1 га пашни, с размером земельного налога с 1 га пашни по Краснодарскому краю, то она превышает ставку земельного налога почти в 2,4 раза. Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 28.02.2002 N 29 принят Закон Алтайского края от 28.02.2002 N 13-ЗС "О едином сельскохозяйственном налоге на территории Алтайского края". Ставка единого сельскохозяйственного налога на территории края устанавливается в размере 16 руб. 5 коп. с одного сопоставимого по кадастровой стоимости гектара сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории края. При этом ставка единого сельскохозяйственного налога может повышаться (понижаться) не более чем на 25% для отдельных категорий налогоплательщиков только путем внесения соответствующих изменений и дополнений в этот Закон.
Подписано в печать Р.Габбасов 26.06.2002 Советник налоговой службы
Российской Федерации II ранга Н.Голубева Советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |