Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Операции с ценными бумагами: особенности налогообложения доходов физических лиц (Продолжение) ("Финансовая газета", 2002, N 26)



"Финансовая газета", N 26, 2002

ОПЕРАЦИИ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ: ОСОБЕННОСТИ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

(Продолжение. Начало см. "Финансовая газета", N 25, 2002)

Использование налоговых льгот, установленных

законодательными актами субъектов

Российской Федерации до введения

в действие главы 23 НК РФ

Статьей 233 гл.23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ предусмотрено, что налоговые льготы, предоставленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в части сумм налога, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты, до дня вступления в силу настоящего Кодекса действуют в течение срока, на который эти налоговые льготы были предоставлены. Если при установлении налоговых льгот не был определен период, в течение которого эти налоговые льготы могут использоваться, то указанные льготы прекращают действие решением законодательных (представительных) органов Российской Федерации.

Возможность практической реализации названной нормы НК РФ представляет особый интерес в 2002 г., поскольку в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" (в ред. от 12.03.2002) вся сумма поступлений по налогу на доходы физических лиц, удержанная из доходов налогоплательщиков в 2002 г., зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом до настоящего времени отдельными субъектами Российской Федерации не отменены в установленном порядке законодательные акты, принятые до введения в действие гл.23 НК РФ, предусматривающие льготы по подоходному налогу с физических лиц, ранее уплачиваемому с доходов, полученных до 1 января 2001 г.

Например, ст.1 Закона г. Москвы от 02.07.1997 N 26 "О льготах по подоходному налогу с физических лиц" (в ред. от 14.06.2000) предусмотрено, что в совокупный доход, полученный в налогооблагаемый период физическими лицами, являющимися клиентами организаций - профессиональных участников рынка ЦБ и (или) владельцами инвестиционных паев в паевых инвестиционных фондах, вошедших в перечень, утвержденный Московским региональным отделением ФКЦБ России, не включаются суммы доходов, получаемые от:

продажи эмиссионных ЦБ, подпадающих под действие Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", допущенных к обращению через организаторов торговли, имеющих лицензию ФКЦБ России, по договорам комиссии и поручения;

операций доверительного управления через профессиональных участников рынка ЦБ по договорам доверительного управления ЦБ;

продажи паев паевых инвестиционных фондов, инвестирующих денежные средства в эмиссионные ЦБ.

Приведенная норма Закона N 26 соответствует порядку определения объекта налогообложения, определенному Законом Российской Федерации от 31.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц", и не отвечает требованиям ст.56 НК РФ относительно льгот по налогам и сборам. Согласно п.1 этой статьи льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Между тем Закон N 26 содержит норму не об освобождении от уплаты налога, а лишь о невключении в совокупный доход, полученный в налогооблагаемый период, отдельных видов доходов физических лиц.

С 1 января 2001 г. действует порядок взимания налога на доходы физических лиц, базирующийся на иных принципах, отличных от норм, регулировавших ранее уплату подоходного налога с физических лиц.

Положения ст.56 НК РФ реализуются в гл.23 НК РФ посредством установления перечня отдельных видов доходов физических лиц, полностью либо частично освобождаемых от налогообложения (ст.217 НК РФ). При этом гл.23 НК РФ не определено понятие совокупного дохода, полученного в налогооблагаемый период, используемого для целей определения объекта налогообложения и налоговой базы.

В связи с изложенным норма, установленная Законом N 26, о невключении в совокупный доход физических лиц отдельных видов доходов не может быть применена ни при исчислении и уплате налога на доходы физических лиц у источника выплаты дохода, ни налоговым органом на основании налоговой декларации.

Налогообложение доходов физических лиц,

не признаваемых налоговыми резидентами

Если физическое лицо, получающее доходы по операциям с ЦБ, является гражданином иностранного государства, то для правильного применения режима налогообложения полученных доходов необходимо уточнить статус налогоплательщика.

В случае подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации физического лица, т.е. если фактически физическое лицо находится на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году, применяется общий режим налогообложения, предусматривающий предоставление соответствующих имущественных налоговых вычетов в порядке, указанном в ст.214.1 НК РФ.

При отсутствии подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации для освобождения от уплаты налога с доходов, полученных от источников в Российской Федерации, налогоплательщику на основании п.2 ст.232 НК РФ необходимо представить в органы МНС России официальное подтверждение того, что он является налоговым резидентом государства, с которым заключено соответствующее соглашение (договор) об избежании двойного налогообложения. Если таким соглашением (договором) установлена норма, предусматривающая уплату налога с конкретного вида дохода, полученного от источника в Российской Федерации, на территории того государства, налоговым резидентом которого является налогоплательщик, указанное подтверждение с отметкой налогового органа Российской Федерации представляется источнику получения дохода, предоставляющего освобождение от уплаты налога либо иные налоговые привилегии, установленные соглашением (договором).

(Продолжение см. "Финансовая газета", N 27, 2002)

Подписано в печать О.Чикишева

26.06.2002 Советник налоговой службы

I ранга

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Форма налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (Окончание) ("Финансовая газета", 2002, N 26) >
Вопрос: Согласно учетной политике для целей налогообложения мы исчисляем налог на пользователей автомобильных дорог "по оплате" и относим его к прочим расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль. Доходы определяются по методу начисления. Можно ли в бухгалтерском учете определять этот налог также "по оплате"? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2002, N 26)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.