|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Операции с ценными бумагами: особенности налогообложения доходов физических лиц (Продолжение) ("Финансовая газета", 2002, N 26)
"Финансовая газета", N 26, 2002
ОПЕРАЦИИ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ: ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
(Продолжение. Начало см. "Финансовая газета", N 25, 2002)
Использование налоговых льгот, установленных законодательными актами субъектов Российской Федерации до введения в действие главы 23 НК РФ
Статьей 233 гл.23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ предусмотрено, что налоговые льготы, предоставленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в части сумм налога, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты, до дня вступления в силу настоящего Кодекса действуют в течение срока, на который эти налоговые льготы были предоставлены. Если при установлении налоговых льгот не был определен период, в течение которого эти налоговые льготы могут использоваться, то указанные льготы прекращают действие решением законодательных (представительных) органов Российской Федерации. Возможность практической реализации названной нормы НК РФ представляет особый интерес в 2002 г., поскольку в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" (в ред. от 12.03.2002) вся сумма поступлений по налогу на доходы физических лиц, удержанная из доходов налогоплательщиков в 2002 г., зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом до настоящего времени отдельными субъектами Российской Федерации не отменены в установленном порядке законодательные акты, принятые до введения в действие гл.23 НК РФ, предусматривающие льготы по подоходному налогу с физических лиц, ранее уплачиваемому с доходов, полученных до 1 января 2001 г. Например, ст.1 Закона г. Москвы от 02.07.1997 N 26 "О льготах по подоходному налогу с физических лиц" (в ред. от 14.06.2000) предусмотрено, что в совокупный доход, полученный в налогооблагаемый период физическими лицами, являющимися клиентами организаций - профессиональных участников рынка ЦБ и (или) владельцами инвестиционных паев в паевых инвестиционных фондах, вошедших в перечень, утвержденный Московским региональным отделением ФКЦБ России, не включаются суммы доходов, получаемые от: продажи эмиссионных ЦБ, подпадающих под действие Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", допущенных к обращению через организаторов торговли, имеющих лицензию ФКЦБ России, по договорам комиссии и поручения; операций доверительного управления через профессиональных участников рынка ЦБ по договорам доверительного управления ЦБ; продажи паев паевых инвестиционных фондов, инвестирующих денежные средства в эмиссионные ЦБ. Приведенная норма Закона N 26 соответствует порядку определения объекта налогообложения, определенному Законом Российской Федерации от 31.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц", и не отвечает требованиям ст.56 НК РФ относительно льгот по налогам и сборам. Согласно п.1 этой статьи льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Между тем Закон N 26 содержит норму не об освобождении от уплаты налога, а лишь о невключении в совокупный доход, полученный в налогооблагаемый период, отдельных видов доходов физических лиц. С 1 января 2001 г. действует порядок взимания налога на доходы физических лиц, базирующийся на иных принципах, отличных от норм, регулировавших ранее уплату подоходного налога с физических лиц. Положения ст.56 НК РФ реализуются в гл.23 НК РФ посредством установления перечня отдельных видов доходов физических лиц, полностью либо частично освобождаемых от налогообложения (ст.217 НК РФ). При этом гл.23 НК РФ не определено понятие совокупного дохода, полученного в налогооблагаемый период, используемого для целей определения объекта налогообложения и налоговой базы. В связи с изложенным норма, установленная Законом N 26, о невключении в совокупный доход физических лиц отдельных видов доходов не может быть применена ни при исчислении и уплате налога на доходы физических лиц у источника выплаты дохода, ни налоговым органом на основании налоговой декларации.
Налогообложение доходов физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами
Если физическое лицо, получающее доходы по операциям с ЦБ, является гражданином иностранного государства, то для правильного применения режима налогообложения полученных доходов необходимо уточнить статус налогоплательщика. В случае подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации физического лица, т.е. если фактически физическое лицо находится на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году, применяется общий режим налогообложения, предусматривающий предоставление соответствующих имущественных налоговых вычетов в порядке, указанном в ст.214.1 НК РФ. При отсутствии подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации для освобождения от уплаты налога с доходов, полученных от источников в Российской Федерации, налогоплательщику на основании п.2 ст.232 НК РФ необходимо представить в органы МНС России официальное подтверждение того, что он является налоговым резидентом государства, с которым заключено соответствующее соглашение (договор) об избежании двойного налогообложения. Если таким соглашением (договором) установлена норма, предусматривающая уплату налога с конкретного вида дохода, полученного от источника в Российской Федерации, на территории того государства, налоговым резидентом которого является налогоплательщик, указанное подтверждение с отметкой налогового органа Российской Федерации представляется источнику получения дохода, предоставляющего освобождение от уплаты налога либо иные налоговые привилегии, установленные соглашением (договором).
(Продолжение см. "Финансовая газета", N 27, 2002)
Подписано в печать О.Чикишева 26.06.2002 Советник налоговой службы
I ранга
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |