|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: О постановке частных охранников на учет в налоговых органах ("Налоговый вестник", 2002, N 7)
"Налоговый вестник", N 7, 2002
О ПОСТАНОВКЕ ЧАСТНЫХ ОХРАННИКОВ НА УЧЕТ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ
В настоящее время у многих частных охранников и руководителей охранных предприятий возникает следующий вопрос: необходимо ли частному охраннику после получения им лицензии на право занятия частной охранной деятельностью становиться на учет в налоговых органах в индивидуальном порядке? В соответствии со ст.ст.1, 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1), регулирующего деятельность частных охранников и частных детективов, оказанием услуг, перечисленных в ч.1 и 3 ст.3 вышеуказанного Закона, разрешается заниматься только предприятиям, специально учрежденным для их выполнения и имеющим специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел. В целях сыска Закон N 2487-1 разрешает предоставлять следующие виды услуг: - сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса; - изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров; - установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну; - выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
- поиск без вести пропавших граждан; - поиск утраченного учреждениями, организациями имущества; - сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В целях охраны Закон N 2487-1 разрешает предоставлять следующие виды услуг: - защита жизни и здоровья граждан; - охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке; - проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно - пожарной сигнализации; - консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; - обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий. В соответствии со ст.ст.4.8, 11 и 14 Закона N 2487-1, а также ст.23 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) граждане, получившие в установленном порядке лицензии, имеют право: - при наличии лицензии на частную детективную деятельность заниматься частной детективной деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя, а также работать по трудовому соглашению в объединении частных детективных предприятий или в службе безопасности юридического лица; - при наличии лицензии на частную охранную деятельность работать по трудовому соглашению в частном охранном предприятии или службе безопасности юридического лица. Таким образом, в соответствии с законодательством физическому лицу, имеющему лицензию на право занятия частной охранной деятельностью, запрещено заниматься такой деятельностью индивидуально (самостоятельно). Нарушение или неисполнение данной нормы может повлечь в том числе аннулирование лицензии (ст.10 Закона N 2487-1). Следовательно, частному охраннику для оказания услуг в сфере охраны (сыска) необходимо поступить на работу на предприятие, также имеющее лицензию на право осуществления вышеуказанных видов деятельности (ст.11 Закона N 2487-1), так как предприятие, которое в соответствии со своим уставом занимается оказанием охранных услуг, обязано иметь лицензию, выдаваемую органом внутренних дел в порядке, установленном вышеуказанным Законом. Частные охранники, имеющие соответствующие лицензии и осуществляющие свою деятельность на основании трудовых договоров, заключаемых с организациями, специально учрежденными для выполнения охранной деятельности, не ведут индивидуальной деятельности, а источником выплаты доходов для них являются указанные организации. В соответствии со ст.226 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) обязанность по исчислению, удержанию и уплате в соответствующий бюджет налога с таких доходов возложена на налоговых агентов, в роли которых в данном случае выступают охранные предприятия. Следовательно, у частных охранников не возникает обязанностей по ведению Книги доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя и подаче налоговой декларации в соответствии со ст.229 НК РФ, поскольку фактически они не относятся к категориям налогоплательщиков, указанным в ст.227 НК РФ. Фактов состояния на налоговом учете частных охранников, занимающихся охранной деятельностью самостоятельно на свой риск и получающих доходы от оказания услуг конкретным физическим лицам или организациям, не имеется. Вместе с тем согласно ст.11 НК РФ частные охранники относятся к понятию "индивидуальные предприниматели", то есть к физическим лицам, зарегистрированным в установленном порядке и осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Соответственно, частные охранники обязаны подать заявление о постановке на учет в налоговые органы по месту жительства в течение десяти дней после выдачи им лицензии, свидетельства или иного документа, на основании которого осуществляется их деятельность (п.п.3 и 6 ст.83 НК РФ). При этом согласно ст.116 НК РФ за нарушение десятидневного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе предусмотрена ответственность в виде штрафа. В настоящее время налоговые органы Российской Федерации предъявляют штрафные санкции к сотрудникам охранных предприятий за несвоевременную постановку на учет в налоговом органе. При этом налоговые органы руководствуются положениями и нормами НК РФ, Законом РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" и иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с п.2 ст.85 НК РФ органы, выдающие лицензии, свидетельства или иные подобные документы частным охранникам, обязаны сообщать налоговым органам о физических лицах, которым выданы либо у которых отозваны или прекратили действие указанные документы, в течение десяти дней после выдачи свидетельства о регистрации, его изъятия или истечения срока действия. Лицензирующий орган направляет соответствующие сведения в налоговый орган по месту жительства охранника. Моментом выдачи лицензии будет являться дата, когда лицензия выдана охраннику (а также когда лицензия выдана доверенному лицу, например начальнику службы безопасности), которая фиксируется в журнале у инспектора УЛРР ГУВД. С этого момента и будет отсчитываться десятидневный срок, в течение которого охранник должен подать заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту жительства. Если налогоплательщик до этого состоял на налоговом учете как простое физическое лицо и имеет свидетельство о постановке на налоговый учет, то с момента получения лицензии на занятие частной охранной (детективной) деятельностью он приобретает иной статус. Пункт 10 ст.83 НК РФ обязывает соответствующий налоговый орган в случае несоблюдения налогоплательщиком в установленные сроки своих обязанностей принимать меры к постановке налогоплательщика на учет в налоговом органе. Постановка налогоплательщика на учет по инициативе налогового органа не освобождает этого налогоплательщика от ответственности за нарушение срока постановки на налоговый учет (п.40 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"). Вместе с тем следует иметь в виду, что у частных охранников, получивших лицензии на занятие охранной деятельностью до 1 января 1999 г. (до введения в действие части первой НК РФ), обязанность по подаче заявления о постановке на учет в налоговом органе отсутствует, так как положения части первой Кодекса применяются только к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие. Таким образом, привлечение частных охранников, получивших соответствующие лицензии в порядке, установленном Законом N 2487-1 до 1 января 1999 г., к ответственности в виде штрафа является необоснованным, поскольку в соответствии с п.3 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Вопрос о том, где хранится лицензия, не входит в компетенцию налоговых органов (сданы лицензии на длительное хранение в УЛРР ГУВД или они на руках у охранника или у руководителя охранного предприятия). Независимо от того, осуществляется лицом охранная деятельность или лицо уволилось из охранного предприятия, при действующей лицензии остается обязанность встать на учет в налоговом органе. При явке в налоговый орган по месту жительства частный охранник подает заявление о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства и предъявляет документы, подтверждающие сведения заявителя: - паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; - копию лицензии на право занятия охранной деятельностью; - документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства (при отсутствии паспорта). Постановка на учет в налоговом органе индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Таким образом, каждое физическое лицо, получившее лицензию на частную охранную деятельность, подлежит постановке на учет в качестве налогоплательщика - частного охранника. Нарушение налогоплательщиком установленного ст.83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе рассматривается как налоговое правонарушение, предусмотренное п.1 ст.116 НК РФ, и влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. В соответствии с п.7 ст.114 НК РФ налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке. Согласно п.50 Постановления Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в силу абз.1 п.2 ст.138 НК РФ судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Согласно п.1 ст.105 НК РФ дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. При применении вышеуказанных норм следует принимать во внимание, что понятие "индивидуальный предприниматель", определенное в п.2 ст.11 НК РФ, подразумевает частных нотариусов, частных охранников, частных детективов и используется только для целей НК РФ. Учитывая вышеизложенное, налоговые споры между налоговыми органами и частными охранниками не подлежат рассмотрению в арбитражном суде. Следовательно, спор между налоговым органом и частным охранником подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. В настоящее время в судах общей юрисдикции не признаются доводы частных охранников о том, что они не являются индивидуальными предпринимателями в силу Закона N 2487-1, так как согласно ст.11 НК РФ частные охранники отнесены к индивидуальным предпринимателям и на них распространяются требования п.6 ст.83 Кодекса о постановке на учет в налоговом органе в десятидневный срок с момента получения лицензии, а также положения ст.116 Кодекса о применении штрафных санкций за невыполнение требования о своевременной постановке на учет в налоговом органе. Таким образом, обязанность по подаче заявления о постановке на учет в налоговом органе частными охранниками остается актуальной до внесения соответствующих изменений в НК РФ.
Подписано в печать В.Н.Воробьева 19.06.2002 Советник налоговой службы
Российской Федерации II ранга
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |