|
|
Статья: Либерализация порядка осуществления отдельных валютных операций физическими лицами ("Налоговый вестник", 2002, N 7)
"Налоговый вестник", N 7, 2002
ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ
1. Закон РФ от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании и валютном контроле) определяет права и обязанности юридических и физических лиц (резидентов и нерезидентов) при совершении валютных операций на территории Российской Федерации. В соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. По общему правилу, валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Банком России (п.2 ст.6 Закона о валютном регулировании и валютном контроле). С июля 2001 г. вступили в силу утвержденные Федеральным законом от 31.05.2001 N 72-ФЗ изменения и дополнения в Закон о валютном регулировании и валютном контроле, которые направлены на либерализацию порядка осуществления некоторых видов валютных операций и отмену существующих ограничений. В частности, физические лица - резиденты получили право осуществлять без ограничений переводы иностранной валюты в Российскую Федерацию и из Российской Федерации на сумму, не превышающую 75 тыс. долл. США в течение календарного года, в целях приобретения физическим лицом - резидентом прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, или в целях реализации физическим лицом - резидентом принадлежащих ему прав на вышеприведенные ценные бумаги. Эти переводы должны осуществляться физическим лицом - резидентом через счет в уполномоченном банке, порядок открытия и ведения которого определяется законодательством Российской Федерации. При переводе иностранной валюты для приобретения прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, физическое лицо - резидент и уполномоченный банк, через который был совершен указанный перевод, обязаны в течение десяти рабочих дней с даты такого перевода уведомить о состоявшемся переводе налоговый орган по месту учета осуществившего этот перевод физического лица - резидента, приложив банковские выписки по данному счету. В соответствии с пп.1.1.11 Положения Банка России от 24.04.1996 N 39 "О порядке проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций и об учете и представлении отчетности по некоторым видам валютных операций" (в ред. от 17.09.2001 N 152-П) (далее - Положение N 39) без ограничений осуществляются: - переводы физическим лицом - резидентом из Российской Федерации, в том числе на его счет, открытый за пределами Российской Федерации в порядке, установленном Банком России, иностранной валюты на сумму, не превышающую в течение календарного года 75 тыс. долл. США, в целях приобретения физическим лицом - резидентом прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте; - переводы физическим лицом - резидентом в Российскую Федерацию иностранной валюты, полученной от реализации физическим лицом - резидентом прав на указанные ценные бумаги;
- приобретение и отчуждение физическими лицами - резидентами прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, в порядке, определенном в настоящем подпункте Положения. В Письме Банка России "Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования и валютного контроля", опубликованном в "Вестнике Банка России", 24.04.2002, N 24, дополнительно разъясняется, что ни Закон о валютном регулировании и валютном контроле, ни Положение N 39 не содержат каких-либо ограничений по видам ценных бумаг, выраженных в иностранной валюте (в том числе в отношении акций и иных эмиссионных ценных бумаг), приобретаемых физическими лицами - резидентами на основании вышеуказанных нормативных актов независимо от доли участия физического лица - резидента в уставном капитале. Отнесение объекта инвестирования к ценным бумагам определяется в соответствии с законодательством страны его эмиссии. В вышеуказанном Письме Банка России также разъясняется, что физическое лицо - резидент вправе приобретать ценные бумаги через брокера (посредника) - нерезидента. При этом перевод иностранной валюты в оплату ценных бумаг со счета физического лица - резидента на счет посредника (брокера) - нерезидента по договору, предусматривающему приобретение ценных бумаг в иностранной валюте на финансовых рынках, осуществляется без разрешения Банка России. Перевод физическим лицом - резидентом иностранной валюты в оплату услуг посредника (брокера) - нерезидента по вышеуказанному договору производится без разрешения Банка России на основании пп.1.1.24 Положения N 39. Уполномоченный банк осуществляет контроль за тем, чтобы сумма переводимой физическим лицом - резидентом иностранной валюты на цели покупки ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, со счетов в этом уполномоченном банке не превышала 75 тыс. долл. США в течение календарного года в случае, если: - перевод осуществляется единовременно; - переводы осуществляются в течение календарного года физическим лицом - резидентом через данный банк. В соответствии с п.п.8.3 и 8.6 Положения N 39 при осуществлении вышеуказанных валютных операций физические лица - резиденты должны представить в уполномоченный банк, кроме подтверждающих документов, заявление физического лица - резидента или его представителя, а также свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Начиная с июля 2001 г. в налоговые органы поступают уведомления от физических лиц и уполномоченных банков о состоявшихся переводах иностранной валюты в Российскую Федерацию и из Российской Федерации в целях приобретения физическим лицом - резидентом прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, или в целях реализации физическим лицом - резидентом принадлежащих ему прав на указанные ценные бумаги. По информации налоговых органов, за период с июля по февраль 2002 г. совершено переводов на сумму свыше 1,3 млн долл. США. Необходимо отметить, что порядок открытия и ведения счета в уполномоченном банке для осуществления вышеуказанных переводов до настоящего времени не определен. Не установлена также единая форма уведомления, представляемого физическим лицом - резидентом и уполномоченным банком в налоговый орган, о состоявшемся переводе в соответствии с п.2 ст.6 Закона о валютном регулировании и валютном контроле. Данное обстоятельство создает определенные трудности в обработке налоговыми органами поступающих уведомлений и использовании полученной информации в целях валютного и налогового контроля. В этой связи МНС России обратилось к Банку России с предложением разработать и утвердить в кратчайшие сроки инструкцию об открытии и ведении указанных счетов, содержащую типовую форму уведомления физическим лицом и уполномоченным банком налогового органа о состоявшемся переводе. 2. С октября 2001 г. вступила в действие Инструкция Банка России от 29.08.2001 N 100-И "О счетах физических лиц - резидентов в банках за пределами Российской Федерации" (далее - Инструкция N 100-И), устанавливающая случаи и условия открытия физическими лицами - резидентами счетов в иностранной валюте в иностранных банках, порядок осуществления переводов на такие счета через уполномоченные банки, а также порядок уведомления резидентом налогового органа об открытии или закрытии этих счетов. В соответствии с п.2.1 Инструкции N 100-И физическое лицо - резидент имеет право открывать счета в иностранных банках и их филиалах, расположенных на территории иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и / или Специальной финансовой Комиссии по проблемам отмывания капиталов (ФАТФ) в соответствии с Приложением 1 к данной Инструкции (всего - 34 государства). Счета в банках за пределами Российской Федерации открываются физическими лицами - резидентами для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. На эти счета могут зачисляться денежные средства в иностранной валюте, переведенные или вывезенные из Российской Федерации, а также полученные за пределами Российской Федерации, за исключением денежных средств, полученных за пределами Российской Федерации от осуществления предпринимательской деятельности. В соответствии с разд.IV Инструкции N 100-И физическое лицо - резидент при открытии (закрытии) счета в иностранном банке представляет или направляет по почте заказным письмом в налоговый орган по месту своего жительства Уведомление об открытии (закрытии) каждого счета. Уведомление представляется в двух экземплярах не позднее одного месяца со дня открытия (закрытия) соответствующего счета. В Уведомлении резидент дает согласие представлять выписки по счету по требованию налогового органа. МНС России Письмом от 13.12.2001 N ШС-6-24/926@ довело до УМНС России по субъектам Российской Федерации порядок использования информации, поступающей в налоговые органы в соответствии с Инструкцией N 100-И. В Письме МНС России от 18.03.2002 N ШС-6-24/315@ было дополнительно указано на необходимость использования налоговыми органами информации об открытии (закрытии) физическими лицами счетов в банках за пределами Российской Федерации в целях валютного и налогового контроля. Согласно информации УМНС России по субъектам Российской Федерации в период с ноября 2001 г. по февраль 2002 г. в налоговые органы поступило более 150 уведомлений об открытии физическими лицами - резидентами счетов в иностранных банках. Так, на банки, расположенные на территории Федеративной Республики Германия и Швейцарской Конфедерации, приходится по 16% от общего количества поступивших уведомлений, Канады и Соединенных Штатов Америки - 13 и 11%, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Австрийской Республики - 10 и 9%. Столь незначительное количество счетов физических лиц - резидентов в иностранных банках, об открытии которых налоговые органы были уведомлены в установленном порядке, можно объяснить непродолжительным периодом действия Инструкции N 100-И, а также достаточно жесткими требованиями, предъявляемыми кредитными организациями стран - членов ОЭСР и ФАТФ к открытию счетов физическим лицам - нерезидентам. Кроме того, на сегодняшний день у российских налоговых органов отсутствует действенный механизм контроля за полнотой и достоверностью представления физическими лицами - резидентами информации об открытии ими счетов в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, и применения к нарушителям мер ответственности, предусмотренных ст.14 Закона о валютном регулировании и валютном контроле. Информация о количестве поступивших в налоговые органы уведомлений от физических лиц - резидентов об открытии (закрытии) счетов в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, направлена в Банк России для анализа результатов принимаемых мер по либерализации валютного законодательства.
Подписано в печать Д.В.Вольвач 19.06.2002 Советник налоговой службы
Российской Федерации II ранга
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |