Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Либерализация порядка осуществления отдельных валютных операций физическими лицами ("Налоговый вестник", 2002, N 7)



"Налоговый вестник", N 7, 2002

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВАЛЮТНЫХ

ОПЕРАЦИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

1. Закон РФ от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании и валютном контроле) определяет права и обязанности юридических и физических лиц (резидентов и нерезидентов) при совершении валютных операций на территории Российской Федерации.

В соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

По общему правилу, валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Банком России (п.2 ст.6 Закона о валютном регулировании и валютном контроле).

С июля 2001 г. вступили в силу утвержденные Федеральным законом от 31.05.2001 N 72-ФЗ изменения и дополнения в Закон о валютном регулировании и валютном контроле, которые направлены на либерализацию порядка осуществления некоторых видов валютных операций и отмену существующих ограничений. В частности, физические лица - резиденты получили право осуществлять без ограничений переводы иностранной валюты в Российскую Федерацию и из Российской Федерации на сумму, не превышающую 75 тыс. долл. США в течение календарного года, в целях приобретения физическим лицом - резидентом прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, или в целях реализации физическим лицом - резидентом принадлежащих ему прав на вышеприведенные ценные бумаги. Эти переводы должны осуществляться физическим лицом - резидентом через счет в уполномоченном банке, порядок открытия и ведения которого определяется законодательством Российской Федерации. При переводе иностранной валюты для приобретения прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, физическое лицо - резидент и уполномоченный банк, через который был совершен указанный перевод, обязаны в течение десяти рабочих дней с даты такого перевода уведомить о состоявшемся переводе налоговый орган по месту учета осуществившего этот перевод физического лица - резидента, приложив банковские выписки по данному счету.

В соответствии с пп.1.1.11 Положения Банка России от 24.04.1996 N 39 "О порядке проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций и об учете и представлении отчетности по некоторым видам валютных операций" (в ред. от 17.09.2001 N 152-П) (далее - Положение N 39) без ограничений осуществляются:

- переводы физическим лицом - резидентом из Российской Федерации, в том числе на его счет, открытый за пределами Российской Федерации в порядке, установленном Банком России, иностранной валюты на сумму, не превышающую в течение календарного года 75 тыс. долл. США, в целях приобретения физическим лицом - резидентом прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте;

- переводы физическим лицом - резидентом в Российскую Федерацию иностранной валюты, полученной от реализации физическим лицом - резидентом прав на указанные ценные бумаги;

- приобретение и отчуждение физическими лицами - резидентами прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, в порядке, определенном в настоящем подпункте Положения.

В Письме Банка России "Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования и валютного контроля", опубликованном в "Вестнике Банка России", 24.04.2002, N 24, дополнительно разъясняется, что ни Закон о валютном регулировании и валютном контроле, ни Положение N 39 не содержат каких-либо ограничений по видам ценных бумаг, выраженных в иностранной валюте (в том числе в отношении акций и иных эмиссионных ценных бумаг), приобретаемых физическими лицами - резидентами на основании вышеуказанных нормативных актов независимо от доли участия физического лица - резидента в уставном капитале. Отнесение объекта инвестирования к ценным бумагам определяется в соответствии с законодательством страны его эмиссии.

В вышеуказанном Письме Банка России также разъясняется, что физическое лицо - резидент вправе приобретать ценные бумаги через брокера (посредника) - нерезидента. При этом перевод иностранной валюты в оплату ценных бумаг со счета физического лица - резидента на счет посредника (брокера) - нерезидента по договору, предусматривающему приобретение ценных бумаг в иностранной валюте на финансовых рынках, осуществляется без разрешения Банка России.

Перевод физическим лицом - резидентом иностранной валюты в оплату услуг посредника (брокера) - нерезидента по вышеуказанному договору производится без разрешения Банка России на основании пп.1.1.24 Положения N 39.

Уполномоченный банк осуществляет контроль за тем, чтобы сумма переводимой физическим лицом - резидентом иностранной валюты на цели покупки ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, со счетов в этом уполномоченном банке не превышала 75 тыс. долл. США в течение календарного года в случае, если:

- перевод осуществляется единовременно;

- переводы осуществляются в течение календарного года физическим лицом - резидентом через данный банк.

В соответствии с п.п.8.3 и 8.6 Положения N 39 при осуществлении вышеуказанных валютных операций физические лица - резиденты должны представить в уполномоченный банк, кроме подтверждающих документов, заявление физического лица - резидента или его представителя, а также свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Начиная с июля 2001 г. в налоговые органы поступают уведомления от физических лиц и уполномоченных банков о состоявшихся переводах иностранной валюты в Российскую Федерацию и из Российской Федерации в целях приобретения физическим лицом - резидентом прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, или в целях реализации физическим лицом - резидентом принадлежащих ему прав на указанные ценные бумаги. По информации налоговых органов, за период с июля по февраль 2002 г. совершено переводов на сумму свыше 1,3 млн долл. США.

Необходимо отметить, что порядок открытия и ведения счета в уполномоченном банке для осуществления вышеуказанных переводов до настоящего времени не определен. Не установлена также единая форма уведомления, представляемого физическим лицом - резидентом и уполномоченным банком в налоговый орган, о состоявшемся переводе в соответствии с п.2 ст.6 Закона о валютном регулировании и валютном контроле. Данное обстоятельство создает определенные трудности в обработке налоговыми органами поступающих уведомлений и использовании полученной информации в целях валютного и налогового контроля. В этой связи МНС России обратилось к Банку России с предложением разработать и утвердить в кратчайшие сроки инструкцию об открытии и ведении указанных счетов, содержащую типовую форму уведомления физическим лицом и уполномоченным банком налогового органа о состоявшемся переводе.

2. С октября 2001 г. вступила в действие Инструкция Банка России от 29.08.2001 N 100-И "О счетах физических лиц - резидентов в банках за пределами Российской Федерации" (далее - Инструкция N 100-И), устанавливающая случаи и условия открытия физическими лицами - резидентами счетов в иностранной валюте в иностранных банках, порядок осуществления переводов на такие счета через уполномоченные банки, а также порядок уведомления резидентом налогового органа об открытии или закрытии этих счетов.

В соответствии с п.2.1 Инструкции N 100-И физическое лицо - резидент имеет право открывать счета в иностранных банках и их филиалах, расположенных на территории иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и / или Специальной финансовой Комиссии по проблемам отмывания капиталов (ФАТФ) в соответствии с Приложением 1 к данной Инструкции (всего - 34 государства).

Счета в банках за пределами Российской Федерации открываются физическими лицами - резидентами для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. На эти счета могут зачисляться денежные средства в иностранной валюте, переведенные или вывезенные из Российской Федерации, а также полученные за пределами Российской Федерации, за исключением денежных средств, полученных за пределами Российской Федерации от осуществления предпринимательской деятельности.

В соответствии с разд.IV Инструкции N 100-И физическое лицо - резидент при открытии (закрытии) счета в иностранном банке представляет или направляет по почте заказным письмом в налоговый орган по месту своего жительства Уведомление об открытии (закрытии) каждого счета. Уведомление представляется в двух экземплярах не позднее одного месяца со дня открытия (закрытия) соответствующего счета. В Уведомлении резидент дает согласие представлять выписки по счету по требованию налогового органа.

МНС России Письмом от 13.12.2001 N ШС-6-24/926@ довело до УМНС России по субъектам Российской Федерации порядок использования информации, поступающей в налоговые органы в соответствии с Инструкцией N 100-И. В Письме МНС России от 18.03.2002 N ШС-6-24/315@ было дополнительно указано на необходимость использования налоговыми органами информации об открытии (закрытии) физическими лицами счетов в банках за пределами Российской Федерации в целях валютного и налогового контроля.

Согласно информации УМНС России по субъектам Российской Федерации в период с ноября 2001 г. по февраль 2002 г. в налоговые органы поступило более 150 уведомлений об открытии физическими лицами - резидентами счетов в иностранных банках. Так, на банки, расположенные на территории Федеративной Республики Германия и Швейцарской Конфедерации, приходится по 16% от общего количества поступивших уведомлений, Канады и Соединенных Штатов Америки - 13 и 11%, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Австрийской Республики - 10 и 9%.

Столь незначительное количество счетов физических лиц - резидентов в иностранных банках, об открытии которых налоговые органы были уведомлены в установленном порядке, можно объяснить непродолжительным периодом действия Инструкции N 100-И, а также достаточно жесткими требованиями, предъявляемыми кредитными организациями стран - членов ОЭСР и ФАТФ к открытию счетов физическим лицам - нерезидентам. Кроме того, на сегодняшний день у российских налоговых органов отсутствует действенный механизм контроля за полнотой и достоверностью представления физическими лицами - резидентами информации об открытии ими счетов в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, и применения к нарушителям мер ответственности, предусмотренных ст.14 Закона о валютном регулировании и валютном контроле.

Информация о количестве поступивших в налоговые органы уведомлений от физических лиц - резидентов об открытии (закрытии) счетов в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, направлена в Банк России для анализа результатов принимаемых мер по либерализации валютного законодательства.

Подписано в печать Д.В.Вольвач

19.06.2002 Советник налоговой службы

Российской Федерации II ранга

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Перспективы в налогообложении малого бизнеса ("Налоговый вестник", 2002, N 7) >
Вопрос: Предоставляются ли льготы по налогу с владельцев транспортных средств пенсионерам? Кто может предоставить такую льготу? ("Налоговый вестник", 2002, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.