Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Изменения порядка применения НДС при совершении операций на внутреннем российском рынке ("Налоговый вестник", 2002, N 7)



"Налоговый вестник", N 7, 2002

ИЗМЕНЕНИЯ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ НДС ПРИ СОВЕРШЕНИИ

ОПЕРАЦИЙ НА ВНУТРЕННЕМ РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

С вступлением в силу Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 57-ФЗ) внесены изменения и добавления в гл.21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс).

1. Изменен порядок определения суммы налога расчетным методом согласно новой редакции п.4 ст.164 НК РФ.

До 1 июля 2002 г. при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных ст.162 НК РФ, при удержании налога налоговыми агентами в соответствии со ст.161 настоящего Кодекса, при реализации товаров (работ, услуг), приобретенных на стороне и учитываемых с НДС в соответствии с п.3 ст.154 НК РФ, а также при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки согласно п.4 ст.154 НК РФ применялись налоговые ставки в размерах 9,09 и 16,67%.

Размер вышеуказанных ставок определялся путем округления результата, полученного при делении 10 : 110 или 20 : 120, что вызывало некоторые погрешности при получении конечного результата.

Настоящие изменения отменили применение налоговых ставок 9,09 и 16,67% и ввели расчетный метод определения налоговой ставки в вышеуказанных случаях.

С 1 июля 2002 г. при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных ст.162 НК РФ, при удержании НДС налоговыми агентами в соответствии со ст.161 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг), приобретенных на стороне и учитываемых с налогом в соответствии с п.3 ст.154 Кодекса, при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с п.4 ст.154 НК РФ сумма НДС будет определяться как процентное отношение соответствующей налоговой ставки (10 или 20) к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

Например, при получении 1 июля 2002 г. авансового платежа под предстоящую отгрузку мебели в размере 1 080 000 руб. сумма НДС определяется в следующем порядке: 1 080 000 руб. х 20% : 120 = 180 000 руб.

До 1 июля 2002 г. при получении авансового платежа под предстоящую отгрузку мебели в размере 1 080 000 руб. сумма НДС определялась как 1 080 000 руб. х 16,67% = 180 036 руб. Погрешность составляла 36 руб. При реализации (отгрузке) данной мебели НДС в сумме 180 036 руб. принимался к вычету, а НДС в сумме 180 000 руб. принимался к начислению.

Таким образом, при представлении декларации по НДС по оборотам за июль или за III квартал 2002 г. соответственно 20 августа или 20 октября 2002 г. в вышеуказанных случаях следует применять налоговую ставку названным выше расчетным методом.

2. Статья 167 "Определение даты реализации (передачи) товаров (работ, услуг)" НК РФ получила следующее название: "Момент определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг)".

При этом для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов, моментом определения налоговой базы с 1 июля 2002 г. станет день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг).

Таким образом, при отгрузке неоплаченных товаров (работ, услуг) сумма НДС, исчисленная в установленном ст.166 НК РФ порядке, подлежит начислению к уплате в бюджет.

Если вышеуказанный налогоплательщик получает предоплату за предстоящую отгрузку товаров (работ, услуг), данная предоплата включается в налоговую базу на основании ст.162 НК РФ. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется в указанном случае в упомянутом выше порядке. При реализации (отгрузке) этих товаров (работ, услуг) сумма НДС, исчисленная с авансов (предоплат), принимается к вычету, а сумма НДС, исчисленная в установленном ст.166 Кодекса порядке, при реализации (отгрузке) подлежит начислению к уплате в бюджет.

Для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, моментом определения налоговой базы с 1 июля 2002 г. станет день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Таким образом, при получении налогоплательщиком предоплаты за предстоящую отгрузку товаров (работ, услуг) данная предоплата включается в налоговую базу на основании ст.162 НК РФ. При реализации (отгрузке) этих товаров (работ, услуг) сумма НДС, исчисленная с авансов (предоплат), принимается к вычету, а сумма НДС, исчисленная в установленном ст.166 Кодекса порядке, при реализации (отгрузке) оплаченных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) подлежит начислению к уплате в бюджет.

При отгрузке неоплаченных товаров (работ, услуг) в вышеуказанном случае сумма НДС подлежит в установленном порядке начислению к уплате в бюджет при возникновении оплаты данных товаров (работ, услуг), в том числе предусмотренной п.5 ст.167 НК РФ.

3. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, должна уплачивать с 1 июля 2002 г. НДС только по месту постановки на налоговый учет организации (без учета обособленных подразделений) и не должна уплачивать налог в порядке, уставленном п.2 ст.175 НК РФ, по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, так как ст.175 НК РФ исключена с момента вступления в силу Закона N 57-ФЗ.

4. Статья 161 НК РФ дополнена еще одним видом налоговых агентов. Так, налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять на территории Российской Федерации реализацию конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству.

При совершении операций по вышеуказанным основаниям налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений ст.40 НК РФ, с учетом НДС, акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения налога с продаж.

По мнению автора, в вышеуказанном случае сумма налога определяется расчетным методом в соответствии с п.4 ст.164 НК РФ.

При исчислении НДС такими налоговыми агентами следует иметь в виду, что если вышеуказанные лица признаются налоговыми агентами, обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет возникает вне зависимости от того, исполняют они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, или нет.

Право на вычет (возмещение) сумм налога, которые были уплачены при приобретении материальных ресурсов для осуществления вышеуказанной реализации, по мнению автора, может возникать у данного налогового агента в соответствии и на основаниях, предусмотренных для плательщиков НДС. При реализации (отгрузке) оплаченного имущества или при получении предоплаты за предстоящую реализацию данного имущества указанные налоговые агенты выписывают в установленном порядке счета - фактуры, которые регистрируются в книге продаж.

При определении налоговыми агентами, перечисленными в ст.161 НК РФ, налогового периода необходимо иметь в виду изменения, внесенные в ст.163 Кодекса.

5. Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов (далее - налоговые агенты)) установлен п.1 ст.163 НК РФ как календарный месяц, если иное не установлено п.2 ст.163 Кодекса.

На основании п.2 ст.163 НК РФ для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж, не превышающими 1 млн руб., налоговый период установлен как квартал.

Сумму выручки от реализации для целей применения п.2 ст.163 НК РФ можно определять в соответствии с п.50 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, (в ред. от 22.05.2001 N БГ-3-03/156), в частности без учета операций, осуществляемых налоговыми агентами в соответствии со ст.161 НК РФ.

Таким образом, если налогоплательщик одновременно является налоговым агентом и в налоговом периоде осуществляет только операции, предусмотренные ст.161 НК РФ, то у данного налогоплательщика - налогового агента налоговым периодом будет являться квартал.

6. Изменения в порядке исчисления НДС касаются и налогоплательщиков, осуществляющих операции по выполнению строительно - монтажных работ для собственного потребления.

Так, в соответствии с новой редакцией п.6 ст.171 и п.5 ст.172 НК РФ вычетам подлежат:

- суммы НДС, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно - монтажных работ, по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абз.2 п.2 ст.259 НК РФ (то есть в том налоговом периоде, начиная с которого начисляется амортизация по введенному в эксплуатацию законченному капитальным строительством объекту);

- суммы НДС, исчисленные налогоплательщиком в соответствии с п.1 ст.166 НК РФ при выполнении тех строительно - монтажных работ для собственного потребления, стоимость которых включается в расходы, принимаемые к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций, по мере уплаты в бюджет НДС, исчисленного данным налогоплательщиком по указанной операции в соответствии со ст.173 Кодекса (то есть с разницей между суммой налога, исчисленной со стоимости выполненных строительно - монтажных работ до собственного потребления, и суммой налога, оплаченной при приобретении товаров, работ и услуг для выполнения данных работ).

При применении порядка, устанавливающего налоговые вычеты, необходимо иметь в виду следующие изменения.

Исключение из пп.1 п.2 ст.171 НК РФ слов "производственной деятельности или иных" не повлияло на применявшийся ранее порядок налоговых вычетов, так как на основании новой редакции пп.1 п.2 ст.171 Кодекса вычеты могут быть предоставлены при осуществлении любых операций, признаваемых объектом налогообложения, в том числе и при производстве реализуемых товаров, подлежащих обложению НДС.

Вычет сумм налога, предъявленных налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками - застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, предъявленных налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства, согласно редакции п.6 ст.171 и п.5 ст.172 НК РФ производится по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абз.2 п.2 ст.259 Кодекса (то есть указанные вычеты производятся в том налоговом периоде, начиная с которого исчисляется амортизация по введенным в эксплуатацию объектам, в том числе законченным капитальным строительством), или при реализации объекта незавершенного капитального строительства.

7. Вычет сумм НДС, уплаченных по командировочным и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль, производится в порядке, определенном п.6 ст.171 НК РФ. Согласно новой редакции этого пункта ст.171 НК РФ можно рассматривать вопросы вычета соответствующей доли НДС по всем нормируемым расходам (а не только по командировочным и представительским расходам) в соответствии с установленными гл.25 НК РФ нормативами.

Вместе с тем из редакции п.6 ст.171 НК РФ исключен порядок исчисления суммы налога, подлежащей вычету, с применением расчетной налоговой ставки 16,67%.

По мнению автора, это может означать следующее. При оплате жилья в гостиницах (или иного жилья) в период служебных командировок на территории Российской Федерации сумма налога, подлежащая вычету, не определяется расчетным путем. Вышеуказанный вычет может предоставляться на основании документов, подтверждающих фактический расход и фактическую уплату суммы налога, то есть при наличии счета - фактуры, контрольно - кассового чека с выделенной суммой НДС или бланка строгой отчетности с выделенной суммой НДС. При оплате железнодорожных или авиационных билетов на проезд к месту служебной командировки и обратно на территории Российской Федерации сумма налога, подлежащая вычету, может быть определена расчетным методом, предусмотренным п.4 ст.164 НК РФ. При этом следует иметь в виду, что сумма налога с продаж не включается в налоговую базу по НДС, в том числе в целях применения вышеупомянутого расчетного метода.

Кроме того, из редакции п.6 ст.171 НК РФ исключен порядок определения суммы НДС, подлежащей вычету в случае отсутствия документов, подтверждающих осуществление командировочных расходов, так как данный расход не возникал с 1 января 2002 г. при исчислении налога на прибыль организаций на основании положений гл.25 НК РФ.

8. Законом N 57-ФЗ уточнен перечень книжной продукции, налогообложение которой осуществляется с применением налоговой ставки 10%. К числу такой продукции относится книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, нерекламного и неэротического характера.

По мнению автора, в данном случае не будет ошибкой, если до утверждения Правительством РФ соответствующего перечня книжной продукции, облагаемой НДС по ставке 10%, налогоплательщики используют перечень книжной продукции, приведенный в п.1 нормативного Письма Госналогслужбы России от 07.06.1996 N ПВ-6-03/393 "Разъяснение о применении налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции".

Таким образом, по мнению автора, к книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, могут быть отнесены книги и брошюры, являющиеся продукцией полиграфической промышленности, которым в установленном порядке присвоены следующие кодовые обозначения Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, том 2 (Москва, Издательство "Стандарты", 1994):

95 3000 - книги и брошюры;

95 4010 - издания репродукционные, картографические, нотные;

95 4110 - альбомы по искусству;

95 4130 - альбомы, атласы;

95 6000 - нотные издания;

95 7310 - календари отрывные ежедневные;

95 9000 - издания для слепых.

Кроме того, вышеперечисленная книжная продукция не будет являться книжной продукцией рекламного характера, если непосредственно рекламная информация (реклама) превышает 40% объема единицы книжной продукции.

Согласно пп.3 п.2 ст.164 НК РФ при реализации с 1 января 2002 по 31 декабря 2002 г. (включительно) услуг по экспедированию и доставке периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера, учебной и научной книжной продукции, а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера; редакционных и издательских работ (услуг), связанных с производством периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера, учебной и научной книжной продукции, а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера; услуг по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера; услуг по оформлению и исполнению договора подписки на периодические печатные издания, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера, в том числе услуг по доставке периодического печатного издания подписчику, если доставка предусмотрена в договоре подписки, применяется налоговая ставка 10%.

Из вышеизложенного следует, что если выполняются полиграфические работы согласно договорам, заключенным с физическими и юридическими лицами, в том числе по производству периодических печатных изданий, учебной и научной книжной продукции, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, то применяется налоговая ставка 20%.

9. Законом N 57-ФЗ введены новые налоговые льготы по НДС, а в отношении ряда налоговых льгот внесены редакционные уточнения.

К числу новых налоговых льгот относятся:

1) услуги по оказанию протезно - ортопедической помощи (пп.24 п.2 ст.149 НК РФ). В соответствии с пп.24 п.2 и п.6 ст.149 НК РФ от обложения НДС освобождены услуги по оказанию протезно - ортопедической помощи (облагаемые НДС до введения в действие Закона N 57-ФЗ) при наличии соответствующей лицензии.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.05.2002 N 309 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по оказанию протезно - ортопедической помощи" к услугам по оказанию протезно - ортопедической помощи относятся следующие услуги:

- техническое обслуживание протезно - ортопедических изделий;

- диагностика функциональных нарушений, состояния анатомических дефектов и реабилитационного потенциала у лиц, нуждающихся в протезно - ортопедической помощи, с целью определения объема, вида и характера указанной помощи;

- осуществление специальных мероприятий по подготовке к протезированию (ортезированию), подгонке и пользованию протезно - ортопедическими изделиями;

2) реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы (в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению религиозных организаций или объединений), производимых и реализуемых организациями, находящимися в собственности религиозных организаций (объединений), и хозяйственными обществами, уставный (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций (объединений) в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных товаров и минерального сырья, а также организация и проведение вышеуказанными организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий (пп.1 п.3 ст.149 НК РФ). При применении вышеприведенного порядка следует руководствоваться Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.03.2001 N 251 "Об утверждении Перечня предметов религиозного назначения, производимых и реализуемых религиозными организациями в рамках религиозной деятельности, реализация (передача для собственных нужд) которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость";

3) оказание услуг коллегиями адвокатов (их учреждениями) членам этих коллегий в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности (пп.14 п.3 ст.149 НК РФ).

10. К числу редакционных изменений, внесенных Законом N 57-ФЗ, относятся:

1) освобождение от налогообложения очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных) на основании абз.5 пп.1 п.2 ст.149 НК РФ.

При применении этого льготного налогового режима следует учитывать, что до внесения изменений в Постановление Правительства РФ от 28.03.2001 N 240 "Об утверждении перечня линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных), реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость" очки (за исключением солнцезащитных) могут освобождаться от НДС на основании Постановления Правительства РФ от 17.01.2002 N 19 "Об утверждении Перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость", в соответствии с порядком, предусмотренным этим Постановлением Правительства РФ;

2) освобождение от налогообложения в соответствии с пп.24 п.2 ст.149 НК РФ услуг аптечных организаций по изготовлению лекарственных средств, а также по изготовлению и ремонту очковой оптики (за исключением солнцезащитной), по ремонту слуховых аппаратов и протезно - ортопедических изделий, перечисленных в пп.1 п.2 ст.149 НК РФ.

Данное освобождение, предусмотренное пп.24 п.2 ст.49 НК РФ, ранее было включено в пп.2 п.2 ст.49 НК РФ.

При освобождении от налогообложения услуг аптечных организаций по изготовлению лекарственных средств следует иметь в виду, что от обложения НДС могут быть освобождены только услуги аптечных организаций (при наличии соответствующих лицензий), оказываемые на основании соответствующих договоров с юридическими лицами (в частности с больницами) на изготовление (внутриаптечное изготовление) лекарственных средств из сырья заказчика;

3) освобождение от налогообложения в соответствии с пп.18 п.3 ст.149 НК РФ услуг санаторно - курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, расположенных на территории Российской Федерации, оформленных путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности.

При применении этого льготного налогового режима следует иметь в виду, что налоговое освобождение, предоставляемое ранее на основании данного подпункта п.3 ст.149 НК РФ, фактически предоставлялось по услугам санаторно - курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, оформленным путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности.

При реализации путевок (курсовок) в санаторно - курортные, оздоровительные учреждения и учреждения отдыха освобождение от налогообложения предоставлялось при выдаче (в соответствии со ст.168 НК РФ и Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745) путевки (документа строгой отчетности с обязательным заполнением всех указанных реквизитов), приравненной к чеку ККМ, свидетельствующей об оплате покупателем приобретенных санаторно - курортных и оздоровительных услуг, в санаторно - курортное, оздоровительное учреждение или учреждение отдыха, расположенное на территории Российской Федерации.

11. Статья 149 НК РФ дополнена п.8, который предусматривает порядок применения режима налогообложения (льготного или нельготного) в переходный период, согласно которому в целях определения налоговой базы в случае отмены освобождения от налогообложения или отнесения налогооблагаемых операций к операциям, не подлежащим налогообложению, необходимо руководствоваться порядком налогообложения (или льготного режима налогообложения), действовавшим на дату отгрузки товаров (работ, услуг), вне зависимости от даты их оплаты.

В связи с этим если под суммы полученных в 2001 г. предоплат под предстоящую в 2002 г. реализацию товаров (работ, услуг), перечисленных в п.п."у" и "э" п.1 ст.5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" до 1 июля 2002 г. не произведена отгрузка, то вся последующая отгрузка должна производиться с учетом НДС (до 1 июля 2002 г., то есть до вступления в силу Закона N 57-ФЗ, по мнению автора, Письмо МНС России от 28.01.2002 N ВГ-6-03/99 "Разъяснение об исчислении НДС на медицинскую продукцию, периодическую печатную и книжную продукцию" не должно отменяться).

При осуществлении налогоплательщиками операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), суммы НДС возмещению не подлежат.

Законом N 57-ФЗ изменен порядок отнесения сумм НДС на затраты в вышеуказанных случаях.

При приобретении материальных ресурсов (товаров, работ, услуг), основных средств и нематериальных активов для осуществления не облагаемых НДС операций сумма НДС, предъявленная покупателю, либо сумма НДС, фактически уплаченная при их ввозе, будет учитываться в стоимости приобретенных материальных ресурсов, основных средств, нематериальных активов.

Эта норма распространяется на приобретение (ввоз) материальных ресурсов (товаров, работ, услуг), основных средств и нематериальных активов для выполнения следующих операций:

- операций, не подлежащих налогообложению;

- операций, местом реализации которых не признается территория Российской Федерации;

- операций, совершаемых налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате НДС;

- операций, не признаваемых объектом налогообложения;

- операций, совершаемых лицами, не являющимися плательщиками НДС.

Если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями ст.149 НК РФ, он обязан вести раздельный учет таких операций.

Порядок ведения раздельного учета предусмотрен п.4 ст.170 НК РФ.

С вступлением в действие Закона N 57-ФЗ существенным образом меняется применение данного порядка:

во-первых, пропорция, относительно которой суммы НДС, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, налогоплательщикам, осуществляющим с их одновременным использованием в налоговом периоде как необлагаемые, так и облагаемые НДС операции, определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период;

во-вторых, при отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, для выполнения как облагаемых, так и не облагаемых НДС операций, сумма НДС, предъявленная при приобретении таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается;

в-третьих, налогоплательщик получил право выбора (применять или не применять) положения п.4 ст.170 НК РФ к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство. При выборе права не применять положения п.4 ст.170 НК РФ к данным налоговым периодам все суммы налога, предъявленные налогоплательщику по используемым в производстве товарам (работам, услугам) в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в порядке, предусмотренном ст.172 НК РФ.

12. На основании ст.16 Закона N 57-ФЗ вышеуказанные изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2002 г., и, по мнению автора, налогоплательщики вправе осуществлять в установленном порядке соответствующие корректировки за прошлые периоды.

Следует отметить, что применение новых налоговых льгот за прошлые периоды (с 1 января по 1 июля 2002 г.) на основании ст.16 Закона N 57-ФЗ представляется возможным, по мнению автора, только в случае, если с покупателем произведен соответствующий перерасчет, предусматривающий возврат суммы налога, полученной при оказании услуги (или поступлении предоплаты), по итогам которого могут быть произведены в установленном порядке перерасчеты с бюджетом.

13. Изменения внесены и в ст.145 НК РФ, регламентирующую порядок использования права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее - освобождение). Вышеуказанные изменения вступают в действие с 1 июля 2002 г., по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона N 57-ФЗ.

Налогоплательщики, имеющие право на освобождение (по сумме выручки, не превышающей установленную данной статьей норму, и не реализующие подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье) в уведомительном порядке до 20-го числа месяца, начиная с которого они используют право на освобождение, направляют в налоговый орган по месту своего учета соответствующее письменное уведомление (по форме, утверждаемой МНС России) и документы, установленные п.6 ст.145 НК РФ. При отправке в налоговый орган уведомления и документов по почте заказным письмом днем представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма (п.7 ст.145 НК РФ).

По истечении 12 календарных месяцев с начала использования права на освобождение, не позднее 20-го числа последующего месяца налогоплательщики, использовавшие право на освобождение, представляют в налоговые органы документы, перечисленные в п.7 ст.145 НК РФ, и уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

Налогоплательщики, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (или о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения двенадцати последовательных календарных месяцев, за исключением случаев утраты права на освобождение, предусмотренных п.5 ст.145 НК РФ.

Подписано в печать П.А.Марков

19.06.2002

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Сущность и специфика современных аудиторских услуг ("Налоговый вестник", 2002, N 7) >
Статья: Изменения, внесенные в законодательство по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование ("Налоговый вестник", 2002, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.