![]() |
| ![]() |
|
Статья: Особенности обложения единым сельскохозяйственным налогом (Начало) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2002, N 25)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 25, 2002
ОСОБЕННОСТИ ОБЛОЖЕНИЯ ЕДИНЫМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ НАЛОГОМ
Система обложения земельным налогом сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств существует с 1991 г. В соответствии с Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, межхозяйственные предприятия и организации, кооперативы и другие сельскохозяйственные предприятия уплачивают земельный налог так же, как и сельскохозяйственные предприятия индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие, имеющие самостоятельный баланс). С 1 января 2002 г. в связи с вступлением в силу гл.26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" НК РФ изменилось налогообложение сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей. Согласно Федеральному закону от 29.12.2001 N 187-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" были определены нормы гл.26.1 НК РФ, направленные на упрощение и совершенствование системы налогообложения в сельском хозяйстве. Следует отметить, что система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) вводится в действие законом субъекта Российской Федерации об этом налоге. Таким образом, сельскохозяйственные товаропроизводители переводятся на уплату единого сельскохозяйственного налога в тех регионах, где принят соответствующий закон субъекта Российской Федерации. Однако сроки введения этого налога на территории субъекта Российской Федерации не определены. Единый сельскохозяйственный налог установлен как специальный налоговый режим, поэтому может быть введен на территории субъекта Российской Федерации в любое время года и начнет действовать с начала следующего квартала после его введения при условии, что пройдет не менее одного месяца после опубликования закона о его введении. Одной из наиболее значимых для налогообложения организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в гл.26.1 является норма, закрепляющая право перехода этих налогоплательщиков на уплату единого сельскохозяйственного налога. Так, в соответствии со ст.346.1 организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, переводятся на уплату единого сельскохозяйственного налога при условии, что за предшествующий календарный год доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной ими на сельскохозяйственных угодьях, в том числе от реализации продуктов ее переработки, в общей выручке этих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей от реализации товаров (работ, услуг) составила не менее 70%. Существенным для сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей стало положение, согласно которому перевод на уплату единого сельскохозяйственного налога осуществляется этими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями независимо от численности работников. Законодательством установлен также перечень налогов и сборов, которые будут уплачиваться наряду с единым сельскохозяйственным налогом организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, - это НДС, акцизы, плата за загрязнение окружающей природной среды, налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, государственная пошлина, таможенная пошлина, налог на имущество физических лиц (в частности, жилых строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности индивидуальных предпринимателей), налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, лицензионные сборы. Одновременно сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого сельскохозяйственного налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении. К тому же они не освобождаются от обязанностей налоговых агентов и в связи с этим продолжают перечислять в общеустановленном порядке подоходный налог с суммы оплаты труда работников. Вместе с тем переход сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей на уплату единого сельскохозяйственного налога освобождает их от уплаты большинства налогов и сборов, предусмотренных ст.ст.13, 14 и 15 части первой НК РФ. Так, в единый сельскохозяйственный налог вошли налог на прибыль организаций; единый социальный налог, за исключением отчислений в Пенсионный фонд; налог на добычу полезных ископаемых; налоги, служащие источником образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации; плата за пользование водными объектами; налог на имущество предприятий; налог с продаж в случае введения его регионами; земельный налог; целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно - правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели; сбор за право использования местной символики; налог на рекламу; лесной налог и др. Следует отметить, что по единому сельскохозяйственному налогу определены все элементы налогообложения, а именно: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты. Кроме того, установлен порядок представления налогоплательщиками налоговой декларации в налоговые органы, а также порядок зачисления сумм налога в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды, такие, как Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации.
Согласно ст.346.2 гл.26.1 НК РФ плательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями. При этом к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию на сельскохозяйственных угодьях и реализующие эту продукцию, в том числе продукты ее переработки, при условии, что в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей доля выручки от реализации этой продукции составляет не менее 70%. Если же доля выручки составляет менее 70%, то они в целях гл.26.1 не признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями и соответственно плательщиками единого сельскохозяйственного налога. Плательщиками данного налога не признаются также сельскохозяйственные организации индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и др.), определяемые по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Критерии отнесения сельскохозяйственных организаций к сельскохозяйственным организациям индустриального типа установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2002 N 282 "О критериях отнесения сельскохозяйственных организаций к сельскохозяйственным организациям индустриального типа". В соответствии с этим Постановлением к сельскохозяйственным организациям индустриального типа относятся сельскохозяйственные организации (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и др.): не использующие сельскохозяйственные угодья для осуществления сельскохозяйственного производства; если доля кормов, выращенных на сельскохозяйственных угодьях, находящихся в их собственности, владении и (или) пользовании, и использованных для собственного производства животноводческой продукции, составляет менее 20% общего объема использованных кормов. Следует отметить, что при определении доли израсходованных кормов собственного производства, выращенных на сельскохозяйственных угодьях, в общем годовом расходе кормов налогоплательщика расчет ведется исходя из питательной ценности кормов, выраженной в кормовых единицах. Приведем пример расчета доли кормов растительного происхождения собственного производства, израсходованных на корм животным.
————T—————————————————————————T———————————T———————————T——————————¬ | N | Виды | Объем |Питательная| Общий | |п/п| кормов | в натуре | ценность | расход | | | |(центнеров)| 1 ц корма |(центнеров| | | | | (кормовых | кормовых | | | | | единиц) | единиц) | +———+—————————————————————————+———————————+———————————+——————————+ | 1 |Собственное производство:| | | | | |пшеница | 500 | 1,2 | 600 | | |овес | 800 | 1,0 | 800 | | |сено | 200 | 0,5 | 100 | | |силос | 2 000 | 0,2 | 400 | | |корнеплоды (картофель) | 1 000 | 0,3 | 300 | | |Зеленая масса: | | | | | |многолетние травы | 1 000 | 0,2 | 200 | | |однолетние травы | 2 000 | 0,15 | 300 | | |Итого собственных кормов | 7 500 | | 2 700 | +———+—————————————————————————+———————————+———————————+——————————+ | 2 |Покупные корма: | | | | | |комбикорма | 6 000 | 1,0 | 6 000 | | |корма животного | 500 | 0,6 | 300 | | |происхождения | | | | | |Итого покупных кормов | 6 500 | | 6 300 | +———+—————————————————————————+———————————+———————————+——————————+ | 3 |Всего по хозяйству | 14 000 | | 9 000 | L———+—————————————————————————+———————————+———————————+——————————— Таким образом, доля собственных кормов организации в общем расходе кормов составит: (2700 центнеров кормовых единиц : 9000 центнеров кормовых единиц) х 100% = 30%. Следовательно, организация не является сельскохозяйственной организацией индустриального типа. На основании указанных критериев отнесения сельскохозяйственных организаций к сельскохозяйственным организациям индустриального типа определяется перечень сельскохозяйственных организаций индустриального типа, не признаваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями. При этом возможность делегирования субъектам Российской Федерации права на корректировку данных критериев законодательством Российской Федерации не предусмотрена. Исходя из изложенного, можно предположить, что организации, использующие земли сельскохозяйственных угодий исключительно для размещения объектов производственного и непроизводственного назначения, не могут признаваться сельскохозяйственными товаропроизводителями, так как у них отсутствует налоговая база по единому сельскохозяйственному налогу.
Пример. На окраине поселка городского типа расположен звероводческий совхоз. За чертой этого населенного пункта совхоз имеет 100 га пахотных земель, на которых выращивает многолетние и однолетние травы для производства витаминной травяной муки, используемой в виде кормовой добавки в зимнее время года, и зеленой массы для использования ее в летнее время для подкормки животных. Остальные корма, необходимые для животных, зверосовхоз покупает на стороне у других производителей. Общий годовой расход кормов для звероводства составляет 50 000 ц кормовых единиц, из них 4000 ц приходится на корма растительного происхождения собственного производства. Объем кормов растительного происхождения собственного производства определяется следующим образом: 100 га х 200 ц/га х 0,2 = 4000 ц, где: 100 га - пахотные земли зверосовхоза; 200 ц с 1 га - урожайность зеленой массы; 0,2 - кормовая ценность единицы корма. Удельный вес собственных кормов растительного происхождения, произведенных зверосовхозом на сельскохозяйственных угодьях, составляет: (4000 ц : 50 000 ц) х 100 = 8%.
Поскольку доля кормов, выращенных на сельскохозяйственных угодьях, находящихся в собственности зверосовхоза, и использованных для собственного производства животноводческой продукции, составляет менее 20% общего объема использованных кормов, то данная организация не может быть признана сельскохозяйственным товаропроизводителем, переведенным на уплату единого сельскохозяйственного налога. Согласно ст.346.3 гл.26.1 объектом налогообложения признаются сельскохозяйственные угодья, находящиеся в собственности, во владении и (или) в пользовании налогоплательщика. Землями, находящимися в собственности, в Земельном кодексе Российской Федерации признаны земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Землями, находящимися во владении, являются земельные участки, которыми владеют и пользуются лица на праве пожизненного наследуемого владения. Землями, находящимися в пользовании, признаются земельные участки, которыми владеют и пользуются лица на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования. Большая доля в землях сельскохозяйственного назначения приходится на сельскохозяйственные угодья. Кроме того, в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно - кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Несмотря на то что указанные земли входят в состав земель сельскохозяйственного назначения, к сельскохозяйственным угодьям они не относятся, в связи с чем согласно гл.26.1 не являются объектами обложения единым сельскохозяйственным налогом. Налоговым периодом для исчисления единого сельскохозяйственного налога признается квартал. По окончании каждого квартала года исчисляется налоговая база и определяется сумма налога, подлежащая уплате. Для налогоплательщиков, деятельность которых по производству и реализации сельскохозяйственной продукции является преобладающей, установленная периодичность уплаты данного налога позволяет более равномерно распределять налоговую нагрузку в течение года и обеспечивать поступления налога в бюджетную систему, особенно в местные бюджеты и внебюджетные фонды. Важной особенностью новых норм налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей является определение налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу, которой признается сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий, являющихся объектом налогообложения. Как видно из приведенного положения гл.26.1, налоговая база, являющаяся основным элементом налогообложения, находится в прямой зависимости от кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий. Чтобы определить налоговую базу по единому сельскохозяйственному налогу, следует исходить из показателей кадастровой оценки земель. Кадастровая оценка земель проводится согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", в котором Росземкадастру поручается провести государственную кадастровую оценку всех категорий земель на территории Российской Федерации для целей налогообложения. В соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий на уровне субъектов Российской Федерации, утвержденной Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике 11.05.2000, кадастровая оценка земли проводится в два этапа: межрегиональная оценка земель, когда оцениваются сельскохозяйственные угодья на уровне субъектов Российской Федерации и разрабатываются базовые нормативы для проведения оценки в субъектах Российской Федерации; кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий в субъектах Российской Федерации по административным районам и землевладениям, землепользованиям. При проведении кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий на уровне субъектов Российской Федерации определяются следующие показатели в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий: оценочная продуктивность (валовая продукция в рублях и в центнерах кормовых единиц); оценочные затраты; цена производства валовой продукции; расчетный рентный доход и кадастровая стоимость. Первые два показателя (оценочная продуктивность и затраты) служат базовыми нормативами для кадастровой оценки внутри субъекта Российской Федерации.
(Окончание см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 26, 2002)
Подписано в печать Р.Габбасов 19.06.2002 Советник налоговой службы
Российской Федерации II ранга Н.Голубева Советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |