![]() |
| ![]() |
|
Статья: Безналичные денежные расчеты (Начало) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2002, N 25)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 25, 2002
БЕЗНАЛИЧНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ РАСЧЕТЫ
Безналичные расчеты между юридическими лицами осуществляются через кредитные организации, их филиалы и структуры Банка России. Операции по перечислению денежных средств через кредитные организации могут производиться с использованием: корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России; корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях; счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции; счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации. Денежные средства со счета списываются по письменному распоряжению его владельца (платежное поручение, аккредитив, чек и т.п.) на основании расчетных документов в пределах имеющихся на счете денежных средств. Средства могут списываться и без распоряжения владельца счета в случаях, предусмотренных законодательством или договором между банком и клиентом. В настоящее время используются следующие формы безналичных расчетов, утвержденные Положением Банка России от 12.04.2001 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации": расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками, расчеты по инкассо. Формы безналичных расчетов, которые клиенты банков выбирают самостоятельно, предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами.
Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Проблемы по расчетам между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном законодательством порядке без участия банков. Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов на бумажном носителе, а в установленных случаях - в электронном виде. Расчетные документы на бумажном носителе оформляются на бланках документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (класс "Унифицированная система банковской документации"). Расчетный документ должен содержать: распоряжение плательщика о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств (платежные поручения); распоряжение получателя средств на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (платежные требования или инкассовые поручения). При осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы: платежные поручения, аккредитивы, чеки, платежные требования, инкассовые поручения. Бланки расчетных документов изготавливаются в типографии или с использованием электронно - вычислительных машин. Оборотные стороны бланков расчетных документов должны оставаться чистыми. Расчетные документы на бумажном носителе заполняются с применением пишущих или электронно - вычислительных машин шрифтом черного цвета, за исключением чеков, которые заполняются ручками с пастой, чернилами черного, синего или фиолетового цвета (допускается заполнение чеков на пишущей машинке шрифтом черного цвета). Печати и штамп банка, проставляемые на расчетных документах, должны быть четкими. Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты (с учетом особенностей форм и порядка осуществления безналичных расчетов): наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОК 011-93; номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки; вид платежа; наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета; наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета; назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается); сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами; очередность платежа; вид операции; подписи уполномоченных лиц и оттиск печати (в установленных случаях). Исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются. Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней не считая дня их выписки. В банк предъявляется необходимое количество экземпляров этих документов. Второй и последующие экземпляры расчетных документов могут быть изготовлены с использованием копировальной бумаги, множительной техники или электронно - вычислительных машин. Расчетные документы принимаются банками к исполнению независимо от суммы. Списание банком денежных средств со счета производится на основании первого экземпляра расчетного документа. Отзыв расчетных документов осуществляется на основании представленного в банк заявления клиента, составленного в двух экземплярах в произвольной форме, с указанием реквизитов, необходимых для отзыва, включая номер, дату составления, сумму расчетного документа, наименование плательщика или получателя средств (взыскателя). Оба экземпляра заявления на отзыв подписываются от имени клиента лицами, имеющими право подписи расчетных документов, заверяются оттиском печати и представляются в банк, обслуживающий плательщика, по платежным поручениям, а получателя средств (взыскателя) - по платежным требованиям и инкассовым поручениям. Один экземпляр заявления на отзыв помещается в документы дня банка, второй возвращается клиенту в качестве расписки в получении заявления на отзыв. Банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя), осуществляет отзыв платежных требований и инкассовых поручений путем направления в банк плательщика письменного заявления, составленного на основании заявления клиента. Отозванные платежные поручения возвращаются банками плательщикам; расчетные документы, полученные в порядке расчетов по инкассо, - получателям средств (взыскателям) после их поступления от банков, обслуживающих плательщиков. При возврате принятых, но не исполненных по тем или иным причинам расчетных документов отметки банков, подтверждающие факт их приема к исполнению, перечеркиваются банком. На оборотной стороне первого экземпляра платежного требования и инкассового поручения делается отметка о причине возврата, проставляются дата возврата, штамп банка, а также подписи ответственного исполнителя и контролирующего работника. В журнале регистрации платежных требований и инкассовых поручений делается запись с указанием даты возврата.
Расчеты платежными поручениями
Платежным поручением является распоряжение владельца счета обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей. Платежные поручения составляются на бланке (ф. N 0401060) и принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. При отсутствии или недостаточности этих средств, а также в том случае, если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку. При этом на лицевой стороне в правом верхнем углу всех экземпляров платежного поручения проставляется отметка в произвольной форме о помещении в картотеку с указанием даты. Оплата платежных поручений производится по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством. Допускается частичная оплата платежных поручений из картотеки, при этом банк использует платежный ордер (ф. N 0401066). На лицевой стороне частично оплачиваемого платежного поручения в верхнем правом углу делается отметка "Частичная оплата". Запись о частичном платеже (порядковый номер частичного платежа, номер и дата платежного ордера, сумма частичного платежа, сумма остатка, подпись) выполняется ответственным исполнителем банка на оборотной стороне платежного поручения. При осуществлении частичной оплаты по платежному поручению первый экземпляр платежного ордера, которым произведена оплата, помещается в документы дня банка, последний экземпляр служит приложением к выписке из лицевого счета плательщика. Банк обязан информировать плательщика по его требованию об исполнении платежного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета. Порядок информирования плательщика определяется договором банковского счета.
(Продолжение см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 26, 2002)
Подписано в печать Н.Кокорев 19.06.2002 К.э.н.
Кафедра бухгалтерского учета, финансов и аудита Калужского филиала МСХА им. К.А. Тимирязева
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |