Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Типичные ошибки, допускаемые предприятиями и организациями при их реорганизации ("Консультант Бухгалтера", 2002, N 7)



"Консультант Бухгалтера", N 7, 2002

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

И ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРИ ИХ РЕОРГАНИЗАЦИИ

Реорганизация предприятий традиционно связана с объективными сложностями юридического, учетного и налогового характера, так как предполагает практическое воплощение в хозяйственной практике принципа полного правопреемства. Он означает передачу всего имущества и имущественных прав и финансовых обязательств, без каких-либо изъятий и исключений от реорганизуемого лица к правопреемнику (или правопреемникам) по установленному ст.58 ГК РФ порядку.

Организационные и технические сложности, которые вынуждено преодолевать предприятие при реорганизации, дают основание сделать некоторые обобщения.

Обзору типичных ошибок при проведении реорганизационных процедур и посвящена данная публикация.

Ошибка 1 - неправильный выбор

формы проведения реорганизации

Реорганизация предприятия (или нескольких предприятий) может проводиться в форме:

- слияния;

- присоединения;

- разделения;

- выделения;

- преобразования.

Форма реорганизации определяет порядок ее проведения и состав оформляемой при этом документации (прежде всего - учредительных документов, передаточного акта, разделительного баланса).

Целью проведения реорганизации существующих юридических лиц является оптимизация структуры хозяйствующих субъектов, ликвидация малоэффективных предприятий с целью создания такой структурной единицы, которая успешно смогла бы функционировать на рынке и приносить прибыль.

Безусловно, в процессе проведения реорганизации решаются и другие задачи, но главная задача при ее проведении - достижение впоследствии максимального экономического эффекта от реорганизационных процедур.

Поставленная цель может быть достигнута одним из двух путей:

- увеличением имущества и хозяйственных обязательств при слиянии и присоединении реорганизуемых предприятий или

- уменьшением их при разделении или выделении в процессе реорганизации.

Реорганизация в форме преобразования связана чаще всего:

- с приведением учредительных документов в соответствие c новыми положениями законодательства (например, ТОО были преобразованы в ООО) или

- решением вопроса соответствия масштабов предприятия существующей организационно - правовой форме. Например, ЗАО подлежит преобразованию в ОАО при превышении численности его членов над законодательно установленным пределом в соответствии с п.2 ст.97 ГК РФ.

Ошибка 2 - неправильное определение

правопреемника при реорганизации

В процессе реорганизации одни предприятия прекращают свое существование, другие - возникают либо в виде новых юридических лиц, либо приобретают иное качество.

Принцип универсального правопреемства требует перехода всех прав и обязанностей (в том числе и налоговых) к правопреемнику (правопреемникам).

На практике определение правопреемника, зависящее от формы реорганизации, часто приводит к ошибкам. Остановимся на этом вопросе подробнее.

Реорганизация в форме слияния (п.1 ст.58 ГК РФ) предполагает передачу всех прав и обязанностей новому юридическому лицу.

Завершение реорганизации в форме слияния в соответствии со ст.16 Федерального закона от 8 февраля 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" предполагает государственную регистрацию вновь возникшего юридического лица и прекращение деятельности лиц, реорганизованных в форме слияния.

Пример 1. Предприятия "Альфа" и "Бета" подписали договор о слиянии и учреждении предприятия "Гамма". На момент реорганизации величина имущества и обязательств у предприятия "Альфа" составляла 1 000 000 руб., у предприятия "Бета" - 3 000 000 руб.

После реорганизации в форме слияния предприятий "Альфа" и "Бета" как отдельных юридических лиц не существует. Новое предприятие - "Гамма" как правопреемник приобретает все права и несет обязанности реорганизованных юридических лиц - "Альфа" и "Бета" - и обладает имуществом и обязательствами на сумму 4 000 000 руб.

Реорганизация в форме присоединения (п.2 ст.58 ГК РФ) предполагает передачу всех прав и обязанностей присоединяемого юридического лица к существующему (обычно - более масштабному) предприятию.

Завершение реорганизации в форме присоединения в соответствии со ст.16 Федерального закона от 8 февраля 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" предполагает внесение записи в государственный реестр о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Пример 2. Торговое предприятие "Магазин N 1" подписало договор о присоединении к торговой сети "Лидер". На момент реорганизации величина имущества и обязательств у предприятия "Магазин N 1" составляла 200 000 руб., у торговой сети "Лидер" - 25 000 000 руб.

После реорганизации в форме присоединения торгового предприятия "Магазин N 1" как отдельного юридического лица не существует. Торговая сеть "Лидер" как правопреемник, приобретя все права и обязанности реорганизованного предприятия "Магазин N 1", присоединяет к своему имуществу и обязанностям финансовые активы и пассивы "Магазина N 1" и становится торговой сетью с имуществом и обязательствами на сумму 25 200 000 руб.

Реорганизация в форме разделения (п.3 ст.58 ГК РФ) предполагает передачу прав и обязанностей новым юридическим лицам с ликвидацией разделяемого юридического лица.

Завершение реорганизации в форме разделения в соответствии со ст.16 Федерального закона от 8 февраля 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" предполагает государственную регистрацию вновь возникших юридических лиц и прекращение деятельности лица, реорганизованного в форме разделения.

Пример 3. Оптово - розничное предприятие "База" приняло решение о разделении на два юридических лица - предприятие "Розница" и предприятие "Оптовик". На момент реорганизации величина имущества и обязательств у предприятия "База" составляла 70 000 руб., в решении о разделении юридического лица указано, что 10 процентов имущества и обязательств передаются вновь создаваемому в процессе реорганизации предприятию "Розница", а 90 процентов - предприятию "Оптовик".

После реорганизации в форме разделения оптово - розничного предприятия "База" как отдельного юридического лица не существует.

Права и обязанности предприятия "База" передаются вновь созданным предприятиям "Розница" и "Оптовик", являющимся правопреемниками, в доле, предусмотренной решением о разделении. После реорганизации предприятие "Розница" получает имущественные права и несет финансовые обязанности в размере 7000 руб. (70 000 руб. х 10% / 100%), а предприятие "Оптовик" - в размере 63 000 руб. (70 000 руб. х 90% / 100%).

Реорганизация в форме выделения (п.4 ст.58 ГК РФ) предполагает создание нового юридического лица с передачей ему части прав и обязанностей, но без прекращения деятельности прежнего юридического лица.

Завершение реорганизации в форме выделения в соответствии со ст.16 Федерального закона от 8 февраля 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" предполагает внесение записи в государственный реестр о регистрации вновь возникшего (выделенного) юридического лица.

Пример 4. Машиностроительный завод с величиной имущества и обязательств в размере 100 000 000 руб. принял решение о выделении в отдельное предприятие типографии, ранее являвшейся структурным подразделением завода. При этом типография наделяется имуществом со стороны завода и несет обязанности по ранее заключенным договорам в размере 10 000 руб.

После реорганизации в форме выделения появляется новое юридическое лицо - предприятие "Типография" с величиной активов и обязательств в размере 10 000 руб. Существующий машиностроительный завод уменьшает величину своего имущества и обязательств до 99 990 000 руб. в связи с выделением из своего состава типографии.

Реорганизация в форме преобразования (п.5 ст.58 ГК РФ) представляет собой изменение статуса юридического лица с переходом к нему всех прав и обязанностей.

Завершение реорганизации в форме преобразования в соответствии со ст.16 Федерального закона от 8 февраля 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" предполагает государственную регистрацию вновь возникшего юридического лица и прекращение деятельности преобразованного юридического лица.

Вновь возникшее юридическое лицо является правопреемником реорганизованного, к нему полностью переходят все права и обязанности ранее существовавшего предприятия.

Нужно отметить, что процесс реорганизации в форме преобразования проходили большинство предприятий (ТОО, АОЗТ, АООТ), преобразованные впоследствии в ООО, ЗАО и ОАО.

Пример 5. ТОО "Старт" привело учредительные документы в соответствие с действующим законодательством, преобразовавшись в ООО "Старт".

После реорганизации в форме преобразования ТОО "Старт" изменило свою организационно - правовую форму. Преобразованное в ООО "Старт", оно изготовило новую печать и, руководствуясь принципом универсального правопреемства, перезаключило все хозяйственные договоры с контрагентами, указав новую организационно - правовую форму - ООО.

Размер финансовых активов и пассивов в результате преобразования предприятия "Старт" не изменился.

Ошибка 3 - неверное отражение в учете результатов

инвентаризации, предшествующей реорганизации

Чтобы реализовать на практике принцип универсального правопреемства, при реорганизации следует располагать объективными данными об имуществе и финансовых обязательствах реорганизуемого предприятия, которые должны быть подтверждены результатами инвентаризации.

Зачастую именно результаты инвентаризации влияют на выбор формы проведения реорганизации: многочисленные спорные вопросы по разделу (выделу) имущества и правопреемству финансовых (в том числе и налоговых) обязательств затрагивают интересы как реорганизуемого, так и вновь создаваемых предприятий.

Составление передаточного акта и (или) разделительного баланса на основании проведенной инвентаризации тоже вызывает многочисленные ошибки на практике.

Следует помнить, что инвентаризация в процессе реорганизации является условием достоверности отражения в учете переходящего к правопреемнику имущества, имущественных прав и финансовых обязательств и носит обязательный характер в соответствии с п.2 ст.12 Закона о бухгалтерском учете.

Реорганизация предприятия предполагает проведение полной и сплошной инвентаризации имущества и финансовых обязательств реорганизуемого предприятия на основе Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49.

Общая схема проведения инвентаризации такова:

- высший орган управления юридического лица, приняв решение о реорганизации, издает приказ на бланке типовой формы и регистрирует его в Журнале учета и контроля за выполнением приказов. Приказ содержит указание о причине и сроках проведения инвентаризации, составе инвентаризационной комиссии, перечне объектов, подлежащих инвентаризации, и другие необходимые сведения;

- по каждому виду инвентаризируемого имущества и обязательств оформляются отдельные унифицированные формы;

- при выявлении отклонений учетных данных от фактических по каждому виду имущества и обязательств составляются сличительные ведомости;

- затем формируется сводная ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией.

Результаты инвентаризации оформляются с использованием типовых форм первичной учетной документации, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и учетными данными отражаются на счетах бухгалтерского учета на основании п.3 ст.12 Закона о бухгалтерском учете.

Если при инвентаризации выявлены излишки, то осуществляется оприходование (постановка на баланс) имущества, оказавшегося в излишке (избытке), отражаемое проводками:

дебет счета 10 "Материалы" кредит счета 91-1 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие доходы" - в составе прочих доходов отражен излишек материалов, выявленных при инвентаризации;

дебет счета 41 "Товары" кредит счета 91-1 - в составе прочих доходов отражен излишек товаров, выявленных при инвентаризации;

дебет счета 50 "Касса" кредит счета 91-1 - в составе прочих доходов отражен излишек наличных денежных средств, выявленных при инвентаризации, и т.д.

Если при инвентаризации выявлена недостача, то сначала осуществляется отражение суммы недостачи или порчи, независимо от последующего отнесения их на счета издержек производства или на виновных лиц.

Отражение недостачи (порчи) по неамортизируемому имуществу оформляется проводками:

дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" кредит счета 10 - отражена недостача материалов;

дебет счета 94 кредит счета 41 - отражена недостача товаров;

дебет счета 94 кредит счета 50 - отражена недостача наличных денежных средств и т.д.

Отражение недостачи (порчи) по амортизируемому имуществу (например, основному средству) оформляется проводками:

дебет счета 94 кредит счета 01 - отражена недостача объекта основных средств по остаточной стоимости, выявленная при инвентаризации; и одновременно:

дебет счета 02 "Амортизация основных средств" кредит счета 01 "Основные средства" - списана сумма амортизации по недостающему объекту основных средств (для выявления его остаточной стоимости).

Ошибка 4 - неправильное списание обнаруженных

при инвентаризации недостач

Проведя инвентаризацию, реорганизуемое предприятие должно предпринять все меры по урегулированию вопросов, связанных с недостачей имущества. В принципе, если эти вопросы не урегулированы, приступать к составлению передаточного акта и (или) разделительного баланса не имеет смысла - вопросы распределения числящейся в балансе недостачи все равно возникнут, а учитывая возможную смену должностных и материально - ответственных лиц при реорганизации, их решение станет проблематичным.

Ошибкой является и списание недостачи "волевым решением" за счет нераспределенной прибыли или в счет убытков, без проведения необходимых процедур по выяснению причин недостачи (порчи).

По результатам инвентаризации возможны два варианта списания недостач:

- списание недостачи в пределах норм естественной убыли на издержки производства или обращения проводкой:

дебет счета 20 "Основное производство" или дебет счета 44 "Расходы на продажу" кредит счета 94 - списана недостача в пределах норм естественной убыли;

- списание недостачи сверх норм естественной убыли на виновных лиц проводкой:

дебет счета 73-2 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба" кредит счета 94 - списана недостача сверх норм естественной убыли на виновных лиц.

Следует помнить, что недостачи товарно - материальных ценностей фиксируются по фактической себестоимости, недостающие (похищенные) основные ценности - по остаточной стоимости, частично испорченные ценности - по сумме определившихся потерь. Размер ущерба, предъявляемый к взысканию с виновных лиц, определяется с учетом рыночной цены недостающих ценностей в соответствии со ст.40 НК РФ.

Ошибка 5 - отсутствие исправительных проводок

по НДС, относящегося к недостающему

(похищенному, испорченному) имуществу

При обнаружении в ходе инвентаризации недостачи имущества, которое ранее было приобретено с НДС, требуется выполнить исправительные проводки. Факт недостачи имущества, а не использование его для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) в любом случае влечет за собой уменьшение налогового вычета по НДС. Корректировка зависит от того, был ли отнесен НДС на расчеты с бюджетом либо он числился на счете 19 "НДС по приобретенным ценностям".

Если НДС не был предъявлен в качестве налогового вычета, то должна быть выполнена следующая проводка:

дебет счета 94 кредит счета 19 - восстановлен НДС по результатам инвентаризации, относящийся к утраченному (похищенному) имуществу, ранее не предъявленный в качестве налогового вычета.

Если НДС по имуществу, оказавшемуся в недостаче, ранее был предъявлен в качестве налогового вычета, то исправления оформляются следующими проводками:

дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС" кредит счета 19 - методом красное сторно отражен НДС, относящийся к имуществу, оказавшемуся в недостаче;

дебет счета 94 кредит счета 19 - восстановлен НДС, относящийся к утраченному (похищенному) имуществу, ранее предъявленный в качестве налогового вычета.

Ошибка 6 - отсутствие инвентаризации

бухгалтерской и налоговой документации

Предприятия, проводящие реорганизацию, часто не уделяют внимания оценке состояния документооборота реорганизуемых предприятий.

Это приводит впоследствии к ситуации, в которой правопреемник не может организовать ведение бухгалтерского и налогового учета, руководствуясь принципами непрерывности, достоверности, полноты.

Инвентаризируя предприятие перед его реорганизацией, следует выявить наличие и состояние всех инвентарных карточек, инвентарных книг, описей, ведомостей, накопительных регистров аналитического учета, а также технических паспортов или другой технической документации.

Бухгалтерская и налоговая отчетность должна быть проверена с особой тщательностью, а при отсутствии каких-либо документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

Ошибка 7 - неверное составление передаточного

акта и (или) разделительного баланса

В результате работы инвентаризационной комиссии высший орган управления юридического лица должен сформировать бухгалтерскую документацию, учетные данные которой полностью соответствуют фактическому наличию имущества и обязательств на дату реорганизации и приступить к документальному оформлению реорганизационных процедур.

Унифицированные формы передаточного акта и разделительного баланса, к сожалению, законодательством не предусмотрены.

Для составления разделительного баланса может использоваться форма бухгалтерского баланса, доведенная Приказом Минфина России от 13 января 2000 г. N 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".

Разделительный баланс должен состоять из общего баланса реорганизуемого юридического лица и баланса нового (новых) юридического лица (лиц).

Реорганизуемое юридическое лицо может составлять передаточный акт в произвольной форме, с учетом требований, предъявляемых к оформлению первичных учетных документов ст.9 Закона о бухгалтерском учете в части обязательных реквизитов. А именно, в передаточном акте должны быть указаны:

а) наименование документа;

б) дата составления;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции (передача конкретных прав и обязанностей в ходе реорганизации);

д) измерители хозяйственных операций в натуральном и денежном выражении (следует указать количество передаваемого в ходе реорганизации имущества и обязательств, дать их подробное описание и денежную оценку);

е) наименование должностей лиц, ответственных за реорганизацию и за ее документальное оформление;

ж) личные подписи указанных лиц.

Ошибка 8 - нарушение сроков уведомления налогового

органа о реорганизации юридического лица

Налогоплательщик, принявший решение о реорганизации, обязан письменно, в срок не позднее 3 (трех дней) с момента объявления о реорганизации сообщить об этом решении в налоговый орган по месту учета (п.2 ст.23 НК РФ).

Такое простое правило практически повсеместно нарушается, что ведет к штрафам, налагаемым на должностных лиц, ответственных за проведение реорганизации, и сложностям при назначении и проведении выездных налоговых проверок, связанных с реорганизацией.

Ошибка 9 - неготовность налогоплательщика

к проведению выездной налоговой проверки

в связи с реорганизацией

В соответствии с Методическими указаниями для налоговых органов по вопросам осуществления процедуры снятия с учета налогоплательщика - организации, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации (Письмо МНС России от 31 декабря 1998 г. N ВП-6-12/932@), проинформированный о реорганизации налоговый орган проводит выездную и камеральную проверки.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией, проводится независимо от времени проведения предыдущей проверки (на случаи реорганизации не распространяются ограничения, предусмотренные ст.89 НК РФ, предполагающие проведение не более двух выездных налоговых проверок в год).

Кроме того, по общему правилу налоговой проверкой может быть охвачено только три календарных года деятельности налогоплательщика (ст.87 НК РФ). Но если выездная налоговая проверка связана с реорганизацией предприятия, то налогоплательщик должен быть готов к повторной выездной налоговой проверке за уже проверенный налоговый период.

Следует обратить особое внимание на то, что ст.87 НК РФ запрещает проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, но за исключением двух особых случаев:

1) когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации - налогоплательщика (плательщика сбора - организации);

2) когда такая проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Кроме того, ст.89 НК РФ прямо указывает, что выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика - организации, плательщика сбора - организации, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.

Камеральная проверка включает в себя проверку налоговых отчетов и деклараций, имеющихся в налоговом органе, включая комплект отчетности, сданный налогоплательщиком за последний налоговый период.

Следует отметить, что выездные налоговые проверки требуют значительного времени и усложняют процесс составления разделительного баланса, так как их результаты (в части доначисления налогов и штрафных санкций) должны найти отражение в учете как проинвентаризированные расчеты с бюджетом по налогам и сборам.

Ошибка 10 - нарушение принципа непрерывности

бухгалтерского и налогового учета при реорганизации

Должностные лица, ответственные за проведение реорганизации, зачастую испытывают сложности при определении даты, разделяющей бухгалтерский и налоговый учет реорганизуемого предприятия и его правопреемников.

Для соблюдения принципа непрерывности учета следует руководствоваться положениями НК РФ. В частности, юридическое лицо (за исключением случаев реорганизации в форме присоединения) считается реорганизованным и передавшим на основании принципа правопреемства свои права и обязанности с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п.4 ст.57 ГК РФ).

До момента регистрации правопреемника реорганизуемое юридическое лицо обязано вести бухгалтерский и налоговый учет, выполнять обязанности налогоплательщика и налогового агента в соответствии со ст.ст.19 и 24 НК РФ.

Важным является то, что обязанность по уплате налогов и сборов при реорганизации юридического лица возлагается на его правопреемника, независимо от того, были ли известны ему до завершения реорганизации факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (п.п.1 и 2 ст.50 НК РФ).

Поэтому в соответствии со ст.50 НК РФ правопреемником (правопреемниками) в части исполнения обязанности по уплате налогов и сборов является:

- при слиянии - вновь возникшее юридическое лицо;

- при присоединении - присоединившее юридическое лицо;

- при разделении - новые юридические лица, возникшие в результате разделения;

- при выделении - правопреемник в соответствии с разделительным балансом. Особым случаем выделения является ситуация, когда правопреемства не возникает, то есть налоги продолжает исчислять и уплачивать предприятие, выделившее из своего состава новое юридическое лицо, а новое юридическое лицо начинает свою деятельность с "чистого листа" - нулевого баланса;

- при преобразовании - вновь возникшее юридическое лицо.

Кроме того, правопреемник должен уплатить в установленные сроки:

- пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям;

- штрафы, наложенные на юридическое лицо до реорганизации (п.2 ст.50 НК РФ).

Ошибка 11 - неправильное определение

налогового периода при реорганизации

Проведение реорганизации в срок, соответствующий последнему дню отчетного квартала или года, - это наиболее удобный и очень редкий случай. Проведение реорганизации в другое время часто вызывает ошибки при определении налогового периода.

В соответствии с п.3 ст.55 НК РФ налоговый период для реорганизованных юридических лиц определяется следующим образом:

- если ранее существовавшая организация реорганизована до конца календарного года, то последним налоговым периодом является период времени от начала года до дня завершения реорганизации;

- если организация, созданная после начала календарного года, реорганизована до конца этого года, то последним налоговым периодом является период времени со дня создания до дня реорганизации;

- если организация создана в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года и реорганизована раньше следующего календарного года, следующего за годом создания, то последним налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня реорганизации.

При этом вышеперечисленные правила не применяются:

- в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций (п.3 ст.55 НК РФ);

- в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал. В этом случае изменение отдельных налоговых периодов при реорганизации организаций производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика (п.4 ст.55 НК РФ).

Ошибка 12 - неверное определение объекта

налогообложения при передаче имущества

правопреемнику при реорганизации

И налогоплательщики, и налоговые органы зачастую приравнивают факт передачи имущества по передаточному акту (разделительному балансу) к реализации, влекущей исчисление НДС, налога на прибыль, налога на пользователей автомобильных дорог в общеустановленном порядке.

Следует обратить внимание на то, что не признается реализацией товаров, работ или услуг передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (п.3.2 ст.39 НК РФ). Реорганизация не имеет ничего общего с безвозмездной передачей или дарением имущества и не может быть приравнена к названным операциям.

У созданных в процессе реорганизации предприятий факт получения имущества по передаточному акту или разделительному балансу не ведет к возникновению объекта налогообложения.

Реорганизуемое предприятие также не извлекает доходы и не имеет оборотов по реализации при передаче имущества по разделительному балансу или передаточному акту, что подтверждается:

- по налогу на прибыль - п.3 ст.277 НК РФ: "при реорганизации организации, независимо от формы реорганизации, у налогоплательщиков - акционеров (участников, пайщиков) не образуется доход (убыток), учитываемый в целях налогообложения";

- по НДС - п.2.1 ст.146 НК РФ.

Завершая разговор о типичных ошибках, допускаемых при реорганизации, отметим, что сложность ее проведения не ограничивается регистрацией нового и ликвидацией существующего предприятия, а предполагает выполнение целого комплекса юридических и учетных мероприятий, осуществляемых с целью достижения впоследствии максимального экономического и управленческого эффекта. Успешное проведение реорганизации предполагает минимальный расход финансовых средств, времени и сил для проведения необходимых процедур для функционирования реорганизуемого предприятия и его правопреемника (правопреемников) в новом качестве.

Подписано в печать А.П.Федорова

18.06.2002

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Магазин имеет существенную задолженность по налогам и сборам перед бюджетом. Является ли эта информация налоговой тайной или нет? ("Консультант Бухгалтера", 2002, N 7) >
Статья: Виды и продолжительность ежегодных отпусков. Порядок их предоставления (перенесения) и оплаты ("Консультант Бухгалтера", 2002, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.