|
|
Статья: <Комментарии к нормативным документам от 18.06.2002> ("Консультант Бухгалтера", 2002, N 7)
"Консультант Бухгалтера", N 7, 2002
Комментарий к Федеральному закону N 57-ФЗ
Наконец-то законодательные органы рассмотрели и приняли столь ожидаемый закон, вносящий изменения в часть вторую НК РФ, - Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данным Законом вносятся изменения и дополнения практически во все главы части второй НК РФ, кроме глав, регулирующих специальные налоговые режимы и налог с продаж. Большая часть изменений носит технических характер и по существу является редакторской правкой текста. Однако некоторые изменения можно назвать существенными.
По налогу на добавленную стоимость
В гл.21 НК РФ внесены изменения, касающиеся применения ст.145, устанавливающей порядок освобождения от обязанностей налогоплательщика. В частности, уточнен порядок учета сумм уплаченного НДС при возникновении права на освобождение и при обратном переходе. Кроме того, уточнен порядок осуществления налоговых вычетов со стоимости выполненных строительно - монтажных работ, в том числе хозяйственным способом.
По акцизам
Уточнен порядок применения налоговых вычетов, изменены ставки акцизов по некоторым видам товаров, а также сроки представления налоговых деклараций.
По налогу на доходы физических лиц
Изменен порядок налогообложения при осуществлении операций по страхованию и расчетам с негосударственными пенсионными фондами. Уточнен порядок осуществления некоторых видов имущественных вычетов, а также определения налоговой базы при осуществлении операций с ценными бумагами. Изменена налоговая ставка по доходам от лотерей и иных выигрышей (уменьшена до 13%).
По единому социальному налогу
Крестьянские (фермерские) хозяйства приравнены к индивидуальным предпринимателям. Кроме того, сокращен вдвое размер взносов в ПФР для индивидуальных предпринимателей и адвокатов (правда, только до конца года).
По налогу на прибыль
Как и ожидалось, наибольшие изменения внесены в гл.25 НК РФ. Самыми существенными из них, по нашему мнению, следует считать следующие. В ст.255 НК РФ, регулирующую порядок учета расходов на оплату труда, внесены изменения, приводящие использованные формулировки в соответствие с формулировками, приведенными в ТК РФ, вступившем в действие с 1 февраля 2002 г. Некоторые изменения представляются весьма существенными. В частности, уточнен п.8 ст.255 НК РФ, устанавливающий возможность включения в состав расходов на оплату труда сумм денежных компенсаций за неиспользованный отпуск. Теперь включению в расходы подлежат суммы таких компенсаций, не только начисленные при увольнении работника, но и в других случаях, разрешенных трудовым законодательством Российской Федерации. Причины такого уточнения очевидны - ТК РФ допускает замену части отпуска (превышающие ее минимальную продолжительность) денежной компенсацией не связанного с фактом увольнения. Теперь для этого достаточно заявления работника и согласия работодателя. В пп.16 уточнено, что при расчете предельных размеров платежей (взносов) по договорам страхования в расходы на оплату труда не включаются суммы платежей (взносов), предусмотренные данным подпунктом. В статью добавлен еще один подпункт, в соответствии с которым для целей налогообложения могут учитываться расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работников и (или) в резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, осуществляемые в соответствии со ст.324.1 НК РФ. Существенно уточнены положения гл.25 в части, регулирующей учет амортизируемого имущества. В частности, установлен порядок определения восстановительной и остаточной стоимости объектов основных средств в зависимости от сроков их приобретения или создания. Уточнен порядок оценки безвозмездно полученных объектов основных средств; лизингодателю возвращено законное право на установление единого порядка определения первоначальной стоимости объектов основных средств, приобретаемых для собственных нужд и предназначенных для передачи в лизинг. Существенным следует считать изменение, внесенное в последний абзац п.1 ст.256 НК РФ. Теперь он звучит так: "При использовании налогоплательщиком объектов основных средств собственного производства первоначальная стоимость таких объектов определяется как стоимость готовой продукции, исчисленная в соответствии с пунктом 2 статьи 319 настоящего Кодекса, увеличенная на сумму соответствующих акцизов для основных средств, являющихся подакцизными товарами". Ранее предлагалось определять первоначальную стоимость объектов основных средств по фактическим расходам на производство таких объектов. Известно, что принципы формирования фактической себестоимости готовой продукции и первоначальной стоимости объектов основных средств существенно различаются. Причем различия имеются даже на уровне документального оформления. Для формирования себестоимости продукции основанием являются калькуляция и технологические карты, а для учета затрат на капитальное строительство, в том числе и осуществляемое хозяйственным способом (а именно об этом должна идти речь, когда говорится о изготовлении объектов основных средств собственными силами) - проектно - сметная документация. Кстати, даже принципы налогообложения налогом на добавленную стоимость по перечисленным видам имущества отличны друг от друга: по стоимости выполненных строительно - монтажных работ вся сумма облагается налогом, а право на суммы налоговых вычетов по стоимости материальных затрат возникает только после ввода объекта в эксплуатацию. По материальным затратам, включаемым в себестоимость готовой продукции, работ или услуг для возникновения права на налоговый вычет достаточно факта оплаты материально - производственных запасов, их оприходования и наличия счета - фактуры. То есть не требуется дожидаться не только момента окончания очередного производственно - технологического цикла, но и момента передачи материалов в производство. В п.1 ст.258 НК РФ, регулирующий порядок распределения амортизируемого имущества по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования, внесено дополнение, которое делает возможным увеличение срока полезного использования объектов основных средств и объектов нематериальных активов после принятия их к учету и начала эксплуатации. Налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта произошло увеличение срока его полезного использования. При этом увеличение срока полезного использования основных средств может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство. Если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта основных средств не произошло увеличение срока его полезного использования, налогоплательщик при исчислении амортизации учитывает оставшийся срок полезного использования. Таким образом, считается, что максимальный срок, на который может быть увеличен срок полезного использования реконструированного, модернизированного или перевооруженного объекта, ограничен рамками амортизационной группы. Из этого следует, что фактически вряд ли может быть увеличен срок полезной эксплуатации объектов, относящейся к первой и второй группам. По прочим группам увеличение срока полезного использования и, соответственно, изменение (уменьшение) нормы амортизации может быть сравнительно небольшим. Принципиально изменилось законодательное регулирование налогового учета расходов на ремонт основных средств (ст.260 НК РФ). Во-первых, и это самое основное, теперь порядок учета расходов на ремонт основных средств является единым для организаций всех отраслей. Расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат всеми налогоплательщиками. Ранее этот порядок мог применяться только организациями промышленности, агропромышленного комплекса, лесного хозяйства, транспорта и связи, строительства, геологии и разведки недр, геодезической и гидрометеорологической служб, жилищно - коммунального хозяйства. Организации прочих отраслей были обязаны распределять произведенные расходы на несколько периодов. Во-вторых, в ст.260 НК РФ добавлен п.3, которым установлено, что для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным ст.324 НК РФ. Так как налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год, создание резерва на ремонт основных средств для целей налогообложения допускается только тогда, когда предполагается использование этого резерва в течение срока не менее двух лет. Для сравнения: документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета допускается создание резерва на текущий год с присоединением неиспользованной части резерва в конце года к общей сумме прочих доходов или переносом ее на первый квартал года, следующего за отчетным. Условие, предлагаемое налоговым законодательством, характерно для создания так называемого "ремонтного фонда", а не резерва под предстоящие ремонты объектов основных средств. Порядок создания и использования резерва регулируется ст.324 НК РФ. Текст статьи полностью заменен (в предыдущей редакции этой статьей регулировался налоговый учет расходов на ремонт основных средств). По расходам на научные исследования и (или) опытно - конструкторские разработки уточнено, что к категории расходов на НИОКР относятся не только расходы на изобретательство, но и расходы на формирование Российского фонда технологического развития и иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно - технической политике". Статья дополнена п.3, в соответствии с которым расходы в пределах 0,5 процента доходов (валовой выручки) налогоплательщика могут направляться на увеличение расходов для целей налогообложения. Таким образом, к налоговому учету по-прежнему можно принимать отчисления в фонды НИОКР. Различия с ранее существовавшим порядком заключаются в размере отчислений, разрешенных принимать к налоговому учету (размер уменьшен втрое - с 1,5 до 0,5 процента), а также органа, который утверждает перечень фондов, в которые могут быть произведены отчисления (ранее этот перечень ежеквартально уточнялся и утверждался МНС России). В ст.287 изменены сроки уплаты налога в виде авансовых платежей. В соответствии с п.1 этой статьи ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа (вместо 15-го, как это было установлено прежней редакцией статьи) каждого месяца этого отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи также не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога. Ранее такие платежи должны были осуществляться в срок до 31-го числа соответствующего месяца. Таким образом, срок осуществления платежей сокращен на три дня. Также на три дня сокращен срок представления налоговой декларации. В соответствии с измененным п.3 ст.289 налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (ранее было 30). Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей, то есть практически в те же сроки. Внесены и иные изменения, подробное рассмотрение которых заслуживает отдельного разговора. Особое внимание следует обратить на изменения, внесенные в ст.10 Федерального закона от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ). В новой редакции, введенной Федеральным законом N 57-ФЗ, дословно и последовательно изложены все действия, которые следует провести руководству и бухгалтерским службам организаций для того, чтобы правильно организовать учетные процессы в течение всего переходного периода (подробный комментарий читайте на с. 100 настоящего номера журнала).
Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2002 г. N 270 "О размере и видах затрат на организацию и проведение приватизации федерального имущества"
Постановление Правительства РФ регистрации в Минюсте России не подлежит. Опубликовано в "Российской газете" 7 мая 2002 г. N 80. Из текста Постановления можно сделать вывод: 3 процента от стоимости приватизируемого имущества поступает на счета РФФИ независимо от того, в каком размере предполагается произвести фактические затраты, а неиспользуемые суммы сдаются в бюджет только 25 января следующего года. Это не удивляет. За прошедшие годы, похоже, уже все привыкли к тому, что любая операция, связанная с движением федерального имущества, кормит армию посредников.
Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 317 "Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации"
Постановление Правительства РФ регистрации в Минюсте России не подлежит. На момент передачи номера в печать официально опубликовано не было. Срок введения в действие в тексте Постановления не определен. Для бухгалтерских служб и менеджмента организаций, в той или иной мере связанных с использованием газа, данное Постановление будет интересным в части регулирования документального оформления отдельных операций и действий с газовым оборудованием, а также порядка и сроков осуществления ремонта и технического обслуживания такого оборудования.
Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц"
Постановление Правительства РФ регистрации в Минюсте России не подлежит. Опубликовано в "Российской газете" от 22 мая 2002 г. N 89. С 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц осуществляет МНС России. Больше об этом Постановлении сказать нечего.
Приказ Минфина России от 23 апреля 2002 г. N 33н "О внесении изменения в Методические указания по бухгалтерскому учету материально - производственных запасов"
Зарегистрировано в Минюсте России 14 мая 2002 г. Регистрационный N 3429. Вводится в действие с отчетности за 2002 г. Приказ вносит изменения только в один пункт Методических указаний - 210. Это надо было умудриться допустить в одном пункте две серьезных ошибки - сослаться на недействующий (отмененный) документ и "подправить" срок составления счетов - фактур по сравнению с гл.21 НК РФ (вместо пяти дней - десять). Первую ошибку в Минфине России заметили и издали Приказ N 33н. Будем ждать, когда заметят вторую.
Письмо Минфина России от 29 апреля 2002 г. N 16-00-13/03 "О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)"
Нормативным документом не является. Регистрации в Минюсте России не подлежит. Носит разъясняющий характер. Письмом разъясняется, что для целей бухгалтерского учета при формировании себестоимости продукции, работ или услуг организациям надлежит руководствоваться действующими в настоящее время отраслевыми инструкциями (указаниями) с учетом требований документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, разработанных и утвержденных в рамках Программы реформирования бухгалтерского учета (ПБУ, методические рекомендации, методические указания и т.п.). Другими словами, если отраслевая инструкция по формированию себестоимости установленным порядком не отменена, ее положения следует применять в части, не противоречащей вновь вышедшим нормативным документам. Для целей налогообложения применяются нормы гл.25 НК РФ.
Письмо МНС России от 28 января 2002 г. N 03-1-09/161/14-В601 "О налоге на добавленную стоимость"
Нормативным документом не является. Регистрации в Минюсте России не подлежит. К моменту сдачи журнала в печать официально не опубликовано. Письмом разъясняется, что печально знаменитый Указ Президента РФ от 20 декабря 1994 г. N 2204 "Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполненных работ, услуг)" (и в частности п.п.4 и 5 данного Указа) фактически не действует с момента вступления в силу гл.21 НК РФ. После 1 января 2001 г. срок исковой давности признается в три года. По истечении этого срока должна быть списана просроченная дебиторская задолженность и, соответственно, у организаций, использующих кассовый метод, в этот момент возникает обязанность по уплате налога в бюджет. Обращает внимание одно обстоятельство: в данном Письме МНС России устанавливает только одну схему списания просроченной задолженности - по истечении трех лет. То есть даже документально подтвержденное банкротство организации с нулевой валютой баланса, по мнению МНС России, не является основанием для такого списания. В этих условиях смысл создания резерва сомнительных долгов (которые, как известно, создаются на текущий год по расчетам, как правило, отчетного года) пропадает - использовать средства резерва нельзя до истечения трех лет, а по окончании текущего года суммы неиспользованного резерва должны быть присоединены к налогооблагаемой прибыли.
Приказ МНС России от 9 апреля 2002 г. N БГ-3-12/185 "О порядке назначения тематических проверок, проводимых структурными подразделениями центрального аппарата МНС России и межрегиональными инспекциями МНС России по федеральным округам, и рассмотрения материалов по их результатам"
На регистрацию в Минюст России не представлялся. К моменту сдачи номера в печать опубликован не был. Дата введения в действие не определена. По всем признакам - внутренний документ налогового ведомства.
Письмо МНС России от 11 апреля 2002 г. N ФС-6-10/454@ "Об оформлении документов на уплату налогов налоговыми агентами"
Нормативным документом не является. Регистрации в Минюсте России не подлежит. К моменту сдачи журнала в печать официально не опубликовано. Данное Письмо устанавливает порядок заполнения платежных документов физическими лицами, выполняющими обязанности налоговых агентов. Возможно, на такой документ не следовало бы обращать внимания, если бы не одно обстоятельство. Обращает на себя внимание тот факт, что МНС России самостоятельно, без согласования с Центробанком РФ и посредством документа, не имеющего нормативной силы, регулирует порядок заполнения платежных поручений. Интересно, как отреагирует налоговое ведомство, если Центробанк РФ будет разъяснять порядок заполнения налоговых деклараций?
Письмо МНС России от 29 апреля 2002 г. N НА-6-21/639 "О сведениях, составляющих государственную тайну"
Нормативным документом не является. Регистрации в Минюсте России не подлежит. Действует с момента его подписания. К моменту сдачи журнала в печать официально не опубликовано. Необходимость издания Письма МНС России обусловлено выходом Постановления Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. N 210 "Об утверждении списка стратегических видов полезных ископаемых, сведения о которых составляют государственную тайну". В связи с этим некоторые данные, которые ранее подлежали отражению в налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых, будучи включенными в декларацию после выхода упомянутого Постановления, могут быть расценены как разглашение государственной тайны. В частности, не подлежит раскрытию информация о добыче таких полезных ископаемых, как тантал, ниобий, бериллий, литий, редкие земли иттриевой группы, особо чистое кварцевое сырье. Кроме того, указывается, что при заполнении расчета по налогу на имущество не расшифровывается информация о мобилизационных мощностях.
Письмо Фонда социального страхования РФ от 23 апреля 2002 г. N 02-18/07-2880
Нормативным документом не является. Регистрации в Минюсте России не подлежит. Носит разъясняющий характер. К моменту сдачи журнала в печать официально не опубликовано. Письмом разъясняется порядок применения Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования РФ от 5 февраля 2002 г. N 11. Сами разъясняющие положения достаточно сложны, а Письмо вводит дополнительные условия для определения размера этих скидок и надбавок. Письмо занимает несколько страниц, и из его текста можно сделать, как минимум, два вывода. Во-первых, для того чтобы рассчитать скидки и надбавки, знания высшей математики не требуется, но и знанием арифметики не обойтись: расчеты сложны и многоступенчаты. Во-вторых, сложность расчетов, по-видимому, сделает невозможной расчет скидок и надбавок плательщиками взносов. А это значит, что нагрузка на работников отделения Фонда по проверке расчетов возрастет.
Подписано в печать 18.06.2002
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |