|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: Гражданин Российской Федерации, проживающий последние три года за границей и имеющий идентификационный номер налогоплательщика иностранного государства, решил купить акции российского предприятия. Какие документы необходимы ему для получения статуса налогового резидента Российской Федерации? ("Финансовая газета", 2002, N 21)
"Финансовая газета", N 21, 2002
Вопрос: Гражданин Российской Федерации, проживающий последние три года за границей и имеющий идентификационный номер налогоплательщика иностранного государства, решил купить акции российского предприятия. Какие документы необходимы ему для получения статуса налогового резидента Российской Федерации?
Ответ: В соответствии со ст.207 НК РФ физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, получающие доходы от источников в России, признаются плательщиками налога на доходы физических лиц. Объектом налогообложения для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный ими от источников в России (ст.209 НК РФ). Если налогоплательщик получает доходы от российских организаций, индивидуальных предпринимателей и (или) постоянных представительств иностранных организаций в Российской Федерации или в результате отношений с ними, то на перечисленных лиц возлагаются обязанности налогового агента независимо от наличия у налогоплательщика статуса резидента Российской Федерации (п.1 ст.226). Особенность налогообложения доходов нерезидентов состоит в том, что согласно п.3 ст.224 в отношении любых доходов, получаемых такими лицами, установлена налоговая ставка в размере 30%, при этом к их доходам не применяются налоговые вычеты, предусмотренные ст.ст.218 - 221. Кроме того, если с доходов резидентов налоговый агент обязан исчислять сумму налога нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога, с доходов нерезидентов налог исчисляется отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику (п.3 ст.226). Законодательством прямо не установлено, каким образом налоговый агент может определить в целях налогообложения резидентство налогоплательщика, а налогоплательщик - подтвердить его. Пунктом 2 ст.232 предусмотрено, что для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в органы МНС России официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, а также документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами России, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства. Однако с таким подтверждением налогоплательщик может обращаться лишь в налоговые органы, но не к налоговому агенту. Таким образом, налоговый агент может исходить лишь из общего определения понятия "резидента Российской Федерации", которым согласно ст.11 является физическое лицо, фактически находящееся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году, при этом не имеет значения, гражданином какой страны является физическое лицо. В п.3 Методических рекомендаций налоговым органам о порядке применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 29.11.2000 N БГ-3-08/415, налоговые органы исходят из того, что: физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, не являются налоговыми резидентами России; в соответствии со ст.6.1 НК РФ течение срока фактического нахождения на территории Российской Федерации начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на территорию России. Даты прибытия физических лиц на территорию Российской Федерации устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина. Для граждан Российской Федерации таким документом является паспорт гражданина России (загранпаспорт гражданина СССР образца до 1997 г.), дипломатический паспорт, служебный паспорт или паспорт моряка. В соответствии со ст.24 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в ред. от 24.06.1999) иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать на территорию России и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы (если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации) по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве. Фактически перечисленные документы могут подтвердить нахождение физического лица на территории Российской Федерации свыше или менее 183 дней в году лишь постфактум, т.е. по окончании налогового периода. Однако в названном п.3 Методических рекомендаций также прямо установлено, что налоговыми резидентами Российской Федерации с 1 января 2001 г. считаются: граждане Российской Федерации, если они состоят на регистрационном учете по месту жительства и по месту пребывания в пределах России (соответственно физическому лицу необходимо представить документы, подтверждающие его регистрацию, - паспорт со штампом о регистрации по месту жительства или свидетельство о регистрации по месту пребывания, выдаваемое органами внутренних дел); иностранные граждане, если они получили в органах внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в Российской Федерации (подтверждается разрешением на постоянное проживание и видом на жительство. Кроме того, такие лица должны быть зарегистрированы по месту жительства или по месту пребывания в пределах России так же, как и российские граждане); иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, при выполнении двух условий. Первое условие - регистрация этих физических лиц в установленном порядке по месту проживания на территории Российской Федерации (подтверждается визой, соответствующими регистрационными отметками в паспорте, свидетельством о регистрации). Второе условие - состояние указанных физических лиц на 1 января 2001 г. в трудовых отношениях с организациями (включая филиалы и представительства иностранных организаций), осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, предусматривающих продолжительность работы в Российской Федерации в текущем календарном году свыше 183 дней (может быть подтверждено трудовыми договорами с учетом особенностей их заключения).
Подписано в печать В.Саладзе 22.05.2002 Юрист
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |