![]() |
| ![]() |
|
Статья: Нужна ли раздельная система регистров бухгалтерского и налогового учета? ("Бухгалтерский учет", 2002, N 11)
"Бухгалтерский учет", N 11, 2002
НУЖНА ЛИ РАЗДЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РЕГИСТРОВ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА?
Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы (включая справку бухгалтера); аналитические регистры налогового учета; расчет налоговой базы. Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы. Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях или в электронном виде. Формы аналитических регистров налогового учета в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты: наименование регистра; период составления; измерители операции в натуральном (если возможно) и в денежном выражении; наименование хозяйственной операции; подпись лица, ответственного за составление указанного регистра. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в рекомендациях "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации" установило методологические принципы ведения налогового учета и формирования показателей регистров налогового учета. Согласно этому документу предусмотрено ведение 51 регистра налогового учета с группировкой их по 5 разделам: I. Регистры промежуточных расчетов - 16 форм; II. Регистры состояния единицы налогового учета - 13 форм; III. Регистры учета хозяйственных операций - 7 форм; IV. Регистры формирования отчетных данных - 12 форм; V. Регистры учета целевых средств некоммерческими организациями - 3 формы. Характерно, что сами регистры в указанных рекомендациях не приводятся, перечисляется лишь примерный объем информации для каждого регистра. Конкретная же разработка регистров должна производиться самими организациями. Поскольку в каждой организации имеется несколько десятков регистров аналитического бухгалтерского учета, нетрудно представить, до каких размеров разрастется система регистров бухгалтерского и налогового учета в каждой организации. К тому же при такой системе по существу централизованные вопросы организации налогообложения неизбежно будут решаться в каждой организации по-своему. Нет нужды доказывать нерациональность и громоздкость такой системы. Между тем вполне реальным является путь создания объединенных регистров, включающих данные и бухгалтерского, и налогового учета. И такие объединенные регистры уже имеются.
Типичным примером в этом отношении является применяемая в сельскохозяйственных предприятиях ведомость ф. N 32-АПК аналитического учета расчетов по НДС. В ведомости сосредоточен учет всего цикла операций по расчетам в части НДС: с поставщиками, покупателями и, самое главное, по расчетам с бюджетом в части платежей НДС, т.е. введены данные и бухгалтерского, и налогового учета. Ведомость состоит из двух разделов. В первом ведется аналитический учет по счету 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" в разрезе предусмотренных субсчетов. Ведомость открывается на месяц, она имеет дебетовую и кредитовую стороны со свободными графами для отражения операций по корреспондирующим счетам. В дебет счета 19 делаются записи на основании счетов - фактур на поступающие материальные ресурсы, выполненные работы и услуги с записью в графы по корреспондирующим счетам: 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др. По мере оплаты поступающих ценностей, выполненных работ и услуг они в этом же разделе ведомости списываются с кредита счета 19 в дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом по налогам и сборам" по субсчету "Расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость" на суммы, которые засчитываются для списания задолженности по НДС бюджету, и в дебет счетов 08, 20, 23, 25, 26, 29, 44, 91, 94, 99 - на суммы НДС, которые не подлежат зачету по задолженности в бюджет. В результате в первом разделе ведомости собираются все данные по дебету и кредиту счета 19 в разрезе корреспондирующих счетов. По итогам записей за месяц выводят суммы оборотов и сальдо по каждому субсчету и по счету в целом. Разумеется, основные суммы со счета 19 списывают в дебет счета 68 в уменьшение сумм задолженности по НДС, подлежащей взносу в бюджет. Во втором разделе ведомости ведется развернутый учет операций по субсчету "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" счета 68 "Расчеты с бюджетом по налогам и сборам". Ведомость позволяет концентрировать информацию о суммах начисленного к получению НДС с покупателей, суммах зачтенного НДС, уплаченного поставщикам, и, самое главное, суммах задолженности, подлежащей уплате и уплаченной в бюджет. В ведомости N 32-АПК отражаются суммы НДС, подлежащие уплате или возмещению из бюджета, поскольку в ведомости четко фиксируются суммы, которые не идут в зачет уменьшения задолженности НДС в бюджет (суммы, списываемые со счета 19 на счета 91, 99 и другие счета, кроме счета 68). В зачет и, соответственно, в сальдо по взаимоотношениям с бюджетом идут только суммы, списываемые со счета 19 на счет 68 по субсчету "Расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость". В ведомости N 32-АПК отражаются данные учета расчетов по НДС в системе счетов бухгалтерского учета как в целом по организации, так и по субсчетам и отдельным аналитическим счетам - конкретным видам платежей НДС в бюджет. После включения некоторых дополнительных реквизитов, необходимых налоговой службе, данная ведомость может стать объединенным регистром бухгалтерского и налогового учета по расчету сумм НДС и платежам НДС в бюджет. Аналогичное объединение вполне реально и по другим регистрам бухгалтерского и налогового учета. Внимательное рассмотрение содержания регистров налогового учета, приведенных в документе МНС России "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации", показывает, что значительная часть информации, включенная в налоговые регистры данного документа, содержится в соответствующих счетах бухгалтерского учета. Зачем же создавать дополнительные налоговые регистры?
Подписано в печать М.З.Пизенгольц 15.05.2002 Московский университет
потребительской кооперации
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |