Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Нужна ли раздельная система регистров бухгалтерского и налогового учета? ("Бухгалтерский учет", 2002, N 11)



"Бухгалтерский учет", N 11, 2002

НУЖНА ЛИ РАЗДЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РЕГИСТРОВ

БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА?

Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы (включая справку бухгалтера); аналитические регистры налогового учета; расчет налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы. Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях или в электронном виде.

Формы аналитических регистров налогового учета в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты: наименование регистра; период составления; измерители операции в натуральном (если возможно) и в денежном выражении; наименование хозяйственной операции; подпись лица, ответственного за составление указанного регистра.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в рекомендациях "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации" установило методологические принципы ведения налогового учета и формирования показателей регистров налогового учета.

Согласно этому документу предусмотрено ведение 51 регистра налогового учета с группировкой их по 5 разделам: I. Регистры промежуточных расчетов - 16 форм; II. Регистры состояния единицы налогового учета - 13 форм; III. Регистры учета хозяйственных операций - 7 форм; IV. Регистры формирования отчетных данных - 12 форм; V. Регистры учета целевых средств некоммерческими организациями - 3 формы. Характерно, что сами регистры в указанных рекомендациях не приводятся, перечисляется лишь примерный объем информации для каждого регистра. Конкретная же разработка регистров должна производиться самими организациями.

Поскольку в каждой организации имеется несколько десятков регистров аналитического бухгалтерского учета, нетрудно представить, до каких размеров разрастется система регистров бухгалтерского и налогового учета в каждой организации. К тому же при такой системе по существу централизованные вопросы организации налогообложения неизбежно будут решаться в каждой организации по-своему. Нет нужды доказывать нерациональность и громоздкость такой системы.

Между тем вполне реальным является путь создания объединенных регистров, включающих данные и бухгалтерского, и налогового учета. И такие объединенные регистры уже имеются.

Типичным примером в этом отношении является применяемая в сельскохозяйственных предприятиях ведомость ф. N 32-АПК аналитического учета расчетов по НДС. В ведомости сосредоточен учет всего цикла операций по расчетам в части НДС: с поставщиками, покупателями и, самое главное, по расчетам с бюджетом в части платежей НДС, т.е. введены данные и бухгалтерского, и налогового учета.

Ведомость состоит из двух разделов. В первом ведется аналитический учет по счету 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" в разрезе предусмотренных субсчетов. Ведомость открывается на месяц, она имеет дебетовую и кредитовую стороны со свободными графами для отражения операций по корреспондирующим счетам.

В дебет счета 19 делаются записи на основании счетов - фактур на поступающие материальные ресурсы, выполненные работы и услуги с записью в графы по корреспондирующим счетам: 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др. По мере оплаты поступающих ценностей, выполненных работ и услуг они в этом же разделе ведомости списываются с кредита счета 19 в дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом по налогам и сборам" по субсчету "Расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость" на суммы, которые засчитываются для списания задолженности по НДС бюджету, и в дебет счетов 08, 20, 23, 25, 26, 29, 44, 91, 94, 99 - на суммы НДС, которые не подлежат зачету по задолженности в бюджет.

В результате в первом разделе ведомости собираются все данные по дебету и кредиту счета 19 в разрезе корреспондирующих счетов. По итогам записей за месяц выводят суммы оборотов и сальдо по каждому субсчету и по счету в целом. Разумеется, основные суммы со счета 19 списывают в дебет счета 68 в уменьшение сумм задолженности по НДС, подлежащей взносу в бюджет.

Во втором разделе ведомости ведется развернутый учет операций по субсчету "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" счета 68 "Расчеты с бюджетом по налогам и сборам". Ведомость позволяет концентрировать информацию о суммах начисленного к получению НДС с покупателей, суммах зачтенного НДС, уплаченного поставщикам, и, самое главное, суммах задолженности, подлежащей уплате и уплаченной в бюджет.

В ведомости N 32-АПК отражаются суммы НДС, подлежащие уплате или возмещению из бюджета, поскольку в ведомости четко фиксируются суммы, которые не идут в зачет уменьшения задолженности НДС в бюджет (суммы, списываемые со счета 19 на счета 91, 99 и другие счета, кроме счета 68). В зачет и, соответственно, в сальдо по взаимоотношениям с бюджетом идут только суммы, списываемые со счета 19 на счет 68 по субсчету "Расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость".

В ведомости N 32-АПК отражаются данные учета расчетов по НДС в системе счетов бухгалтерского учета как в целом по организации, так и по субсчетам и отдельным аналитическим счетам - конкретным видам платежей НДС в бюджет. После включения некоторых дополнительных реквизитов, необходимых налоговой службе, данная ведомость может стать объединенным регистром бухгалтерского и налогового учета по расчету сумм НДС и платежам НДС в бюджет.

Аналогичное объединение вполне реально и по другим регистрам бухгалтерского и налогового учета. Внимательное рассмотрение содержания регистров налогового учета, приведенных в документе МНС России "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации", показывает, что значительная часть информации, включенная в налоговые регистры данного документа, содержится в соответствующих счетах бухгалтерского учета. Зачем же создавать дополнительные налоговые регистры?

Подписано в печать М.З.Пизенгольц

15.05.2002 Московский университет

потребительской кооперации

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Организация в связи с производственной необходимостью направляет в командировку за границу сотрудника, привлекаемого к работе по договору гражданско - правового характера. Подлежат ли налогообложению единым социальным налогом командировочные расходы, возмещенные организацией, командировавшей сотрудника? ("Бухгалтерский учет", 2002, N 11) >
Статья: Балансовая теория двойной записи ("Бухгалтерский учет", 2002, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.