![]() |
| ![]() |
|
Статья: Плата за загрязнение окружающей природной среды ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2002, N 20)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 20, 2002
ПЛАТА ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. В связи с этим Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 27 ноября 1992 г. разработаны и утверждены базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы (в ред. Письма МПР России от 18.08.1993 N 03-15/65-4400). Плата взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов и выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов. Налогооблагаемой базой при расчете платежей являются объемы вредного воздействия за выброс или сброс 1 т загрязняющих веществ, размещение 1 т или 1 куб. м отходов. Изменение платы за загрязнение окружающей природной среды осуществляется путем индексации нормативов платы. С 1 января 2001 г. на территории Российской Федерации введен коэффициент индексации платы за загрязнение окружающей природной среды в размере до 94 раз (Письмо МПР России от 27.11.2000 N ВП-61/6349, согласованное с Минфином России и Минэкономразвития России). Если расчетный коэффициент не превышает 94, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают его самостоятельно. Если предполагается, что данный коэффициент будет свыше 94, то соответствующие материалы представляются на утверждение в МПР России и далее - на согласование с Минфином России и Минэкономразвития России. Все коэффициенты могут увеличиваться для природопользователей, расположенных в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территории национальных парков, особо охраняемых и заповедных территориях, эколого - курортных регионах, а также на территориях, включенных в международные конвенции, до двух раз, а для природопользователей, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу городов и крупных промышленных центров, - на 20%. Статьей 15 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрена индексация действующих ставок платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов с коэффициентом 1,18. Плата за загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. С вступлением в силу гл.25 НК РФ Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552, утратило силу. Поэтому при определении налоговой базы по налогу на прибыль учитываются расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы). Расходы в виде суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду при налогообложении не принимаются. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 N 721 "О ликвидации Федерального экологического фонда Российской Федерации" был ликвидирован Федеральный экологический фонд Российской Федерации.
В Законе N 194-ФЗ предусмотрено поступление в федеральный бюджет платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов в размере 19% доходов в сумме 1 613,2 млн руб. При этом плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов в соответствии с Приказом Минфина России от 09.01.2002 N 4 "О перечне доходов от уплаты налогов (сборов) и платежей, подлежащих учету и распределению между уровнями бюджетной системы Российской Федерации на счетах органов федерального казначейства в 2002 году" подлежит зачислению по статье 1050600 "Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов" Классификации доходов бюджетов Российской Федерации (федеральный бюджет - 19%, бюджет субъекта Российской Федерации - 81%). В случае нарушения установленного срока внесения в бюджет платы за загрязнение окружающей природной среды с 1 января 1999 г. применяются пени в размере, предусмотренном ст.75 НК РФ (одна трехсотая действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки). Перерасчет пеней осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 147-ФЗ (в ред. по состоянию на 24.03.2001) "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" и Приказом МНС России от 03.09.1999 N АП-3-09/290 "Об утверждении Порядка пересчета задолженности налогоплательщиков (налоговых агентов) по уплате пени по налогам и сборам". Согласно Закону N 147-ФЗ до введения в действие части второй НК РФ филиалы и представительства организаций, признававшиеся до 1 января 1999 г. по отдельным налогам самостоятельными плательщиками, исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующим законодательством, регулирующим порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета. Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет (текущий, корреспондентский), представляют в налоговые органы необходимые расчеты, служащие основанием для исчисления и уплаты налога, и выполняют обязанность по уплате налогов и сборов, в том числе и платежей за загрязнение природной среды. Расчет по платежам представляется по месту учета в налоговых органах (месту нахождения организации и каждого ее обособленного подразделения). В связи с этим при осуществлении организацией (ее филиалами и представительствами) выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов на территории каждого либо одного или нескольких субъектов Российской Федерации суммы платежей зачисляются в федеральный бюджет и бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации в соотношении, установленном Законом N 194-ФЗ. При аренде оборудования, являющегося источником загрязнения природной среды, расчет конкретной организацией платежей за предусмотренные законодательством виды вредного воздействия на природную среду производится исходя из объемов загрязнения, связанных с ее деятельностью. В данном случае не имеет значения, находятся ли различные стационарные и передвижные источники загрязнения природной среды в личной собственности (владении) этой организации, привлечены ли на условиях аренды или получены каким-либо иным способом. Эти организации должны получить в установленном порядке разрешения на выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов. При этом плата вносится как за сверхнормативные, так и за нормативные выбросы загрязняющих веществ. В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 N 783, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей возложен на МНС России. Контроль за поступлением всей суммы указанных платежей в бюджеты разного уровня согласно Закону N 194-ФЗ осуществляют налоговые органы. МПР России утверждает нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимиты размещения отходов, допустимые уровни воздействия на окружающую природную среду, организует и осуществляет выдачу, приостановление действия и аннулирование лицензий (разрешений) на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и другие вредные физические воздействия на нее. Осуществление выверки задолженности (переплаты) по платежам с организациями, перечислявшими ранее платежи в экологические фонды, производится в порядке, утвержденном совместным Приказом МПР России и МНС России от 22.03.2001 N N 239, БГ-3-04/90 "О совместной деятельности МПР России и МНС России в осуществлении сбора платежей за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и иные виды вредного воздействия на окружающую природную среду". Что касается льгот по платежам за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и иные виды вредного воздействия на окружающую природную среду, то частью первой НК РФ, определяющей общие принципы налогообложения и сборов и введенной в действие с 1 января 1999 г., не предусматривается право органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать льготы по федеральным налогам. В соответствии со ст.72 Конституции Российской Федерации общие принципы налогообложения и сборов являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам. До введения в действие главы "Экологический налог" части второй НК РФ Закон N 7-ФЗ, Постановление N 632 и иные нормативные акты действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ.
Подписано в печать О.Семенова 15.05.2002 Департамент налоговой политики
Минфина России
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |