![]() |
| ![]() |
|
Статья: <Комментарий к Письму ФСС РФ от 19.04.2002 N 02-18/07-2807 <О реализации Положения о финансировании в 2002 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.02.2002>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2002, N 10)
"Нормативные акты для бухгалтера", N 10, 2002
<КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ ФСС РФ ОТ 19.04.2002 N 02-18/07-2807 <О РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФИНАНСИРОВАНИИ В 2002 ГОДУ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО СОКРАЩЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ РАБОТНИКОВ, УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 28.02.2002>>
Опубликованным выше документом (далее - Письмо) ФСС России разъяснил порядок финансирования организациями в текущем году мероприятий, направленных на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Перечень таких предупредительных мер, напомним, был утвержден Постановлением Минтруда России от 25.03.2002 N 22. В свою очередь это Постановление было принято в соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 28.02.2002 N 136 "О порядке и условиях финансирования в 2002 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников" (далее - Постановление N 136). Постановлением N 136 утверждено Положение, согласно которому в 2002 г. организации-страхователи вправе частично финансировать свои расходы на предупредительные меры за счет сумм страховых взносов. Речь идет об использовании до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, перечисленных организациями в ФСС РФ за 2001 г. При этом Постановление N 136 обязало фонд разъяснить, каким образом Положение о финансировании предупредительных мер должно применяться на практике.
Письмо представляет интерес для тех организаций, в которых трудятся лица, пострадавшие от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также тех, чьи работники подвергаются воздействию вредных и опасных производственных факторов. Из Письма эти страхователи узнают, какие документы необходимо представить в отделение (филиал) фонда для принятия им решения о направлении средств на финансирование предупредительных мер. В комментарии разъясняются отдельные положения Письма, а также те особенности, которые отличают нынешнюю кампанию по финансированию предупредительных мер от прошлогодней.
Изменения в перечне предупредительных мер
Начнем с перечня тех мероприятий, финансирование которых в 2002 г. страхователям разрешено осуществлять с частичным использованием сумм страховых взносов. В соответствии с Приложением к Постановлению Минтруда России N 22 на текущий год в перечень включены следующие предупредительные мероприятия: - проведение обязательных периодических медицинских осмотров; - санаторно-курортное оздоровление; - проведение аттестации рабочих мест по условиям труда; - приобретение приборов контроля за состоянием условий труда. Для сравнения напомним, что в прошлом году в план финансирования разрешалось включать лишь два мероприятия: проведение обязательных медосмотров и профилактическое санаторное лечение застрахованных. Причем одним из основных условий финансирования было то, что эти мероприятия должны были проводиться в медицинских учреждениях, находящихся в собственности страхователей. Теперь, как видим, финансируется более широкий круг мероприятий. А воспользоваться указанным финансированием смогут не только страхователи, имеющие в собственности медицинские учреждения и санатории-профилактории. Порядок финансирования предупредительных мер распространяется на всех страхователей, работники которых заняты на работах с вредными и опасными веществами и производственными факторами.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о финансировании
Направить часть начисленных страховых взносов на финансирование указанных выше мероприятий организация может только с согласия фонда. Для этого ей нужно в срок до 1 июля текущего года обратиться с заявлением в отделение (филиал) фонда, в котором организация зарегистрирована в качестве страхователя. Форма заявления приведена в Приложении 1 к Письму. К заявлению необходимо приложить еще ряд документов. И в первую очередь нужно представить перечень тех предупредительных мер, которые организация собирается частично финансировать за счет страховых взносов. Примерная форма такого перечня приведена в Приложении 2 к Письму. Помимо наименований финансируемых мероприятий в перечне нужно указать, на основании каких документов проводятся предупредительные меры. Это могут быть как приказы федеральных министерств, в частности Минздрава России, так и положения коллективных договоров, приказы руководителя и другие локальные нормативные акты организации. Остальные документы организации представляют в зависимости от того, какие профилактические мероприятия включены ими в план финансирования. Остановимся на этих документах подробнее.
Порядок финансирования обязательных периодических медосмотров
Дополнительные документы необходимо представить в том случае, если организация предполагает частично финансировать за счет страховых взносов проведение обязательных медицинских осмотров лиц, работающих во вредных условиях. Причем медосмотры предполагается проводить на договорных условиях с лечебно-профилактическим учреждением. Во-первых, необходимо представить в фонд список профессий (должностей) работников страхователя, подлежащих обязательному медицинскому осмотру. Круг таких профессий и должностей страхователя (официально он именуется контингентом лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам) определяет центр Госсанэпиднадзора субъекта Российской Федерации. Такой порядок установлен п.2.1 Приказа Минздрава России от 10.12.1996 N 405. При этом нужно учитывать, что сроки проведения осмотров должны соответствовать периодичности, установленной Приказом Минздравмедпрома России от 14.03.1996 N 90. Во-вторых, нужен документ, подтверждающий право лечебно-профилактической организации (например, районной поликлиники) на проведение медицинских осмотров работников. Фондом определено, что таким документом является копия соответствующей лицензии, представляемая вместе с протоколом на право осуществления деятельности, связанной с проведением медосмотров. Страхователи также должны иметь в виду, что расходы на оплату периодических медосмотров на одного работника не должны превышать среднюю стоимость данного вида медицинских услуг в регионе.
Пример. Организация производит мебель (код ОКОНХ 15 271, XIII класс профессионального риска). Отдельные категории работников организации обязаны проходить периодические медицинские осмотры в соответствии с Приложением 1 Временного перечня вредных, опасных веществ и производственных факторов, при работе с которыми обязательны периодические медицинские осмотры. Организация представила все необходимые документы и получила разрешение отделения фонда на частичное финансирование в 2002 г. медицинских осмотров за счет страховых взносов. Согласно установленному графику, в июне 2002 г. периодические медосмотры должны пройти 10 работников организации. По условиям договора с поликлиникой организация в мае 2002 г. осуществила предоплату услуг по проведению медосмотра своих работников в сумме 6000 руб. (НДС не облагаются). Стоимость медицинских услуг на осмотр одного работника у четырех специалистов составляет 600 руб., что соответствует средней стоимости этого вида услуг в регионе. Медосмотры работников проведены в июне, и получены соответствующие заключения. Во II квартале 2002 г. начисленный фонд оплаты труда в организации составил 2 000 000 руб. А сумма начисленных и перечисленных в установленные сроки страховых взносов составила 34 000 руб. (2 000 000 руб. x 1,7%). Сумма перечисленных в 2001 г. страховых взносов составила 120 000 руб. Сумма страховых взносов, которые организация может направить на финансирование профилактических мероприятий в 2002 г., составит: 120 000 руб. x 20% = 24 000 руб. В бухгалтерском учете расходы, связанные с проведением медосмотра работников, следует отразить проводками: Дебет 20 (23, 26) Кредит 69 субсчет "Расчеты по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний" - 34 000 руб. - начислены страховые взносы за апрель - июнь 2002 г.; Дебет 60 субсчет "Авансы выданные" Кредит 51 - 6000 руб. - перечислена предоплата за услуги по проведению медосмотра; Дебет 69 субсчет "Расчеты по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний" Кредит 60 субсчет "Расчеты с поликлиникой" - 6000 руб. - отражено за счет страховых взносов финансирование расходов по проведению медосмотра на основании акта приемки-передачи оказанных услуг; Дебет 60 субсчет "Расчеты с поликлиникой" Кредит 60 субсчет "Авансы выданные" - 6000 руб. - зачтена ранее уплаченная сумма предоплаты поликлинике; Дебет 69 субсчет "Расчеты по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний" Кредит 51 - 28 000 руб. (34 000 - 6000) - перечислены страховые взносы за II квартал 2002 г. отделению ФСС РФ.
Планируемые и фактические расходы на проведение медосмотров не должны превышать сумму начисленных организацией страховых взносов в соответствующем квартале 2002 г. В том случае, если начисленных страховых взносов будет недостаточно, организация вправе включить оставшуюся сумму затрат на проведение медосмотров в состав своих расходов. Для целей налогообложения прибыли такие затраты признаются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (пп.7 п.1 ст.264 НК РФ).
Оплата стоимости путевок на санаторно-курортное оздоровление
Как и в прошлом году, организации в 2002 г. вправе финансировать за счет страховых взносов расходы на полную или частичную оплату стоимости путевок на санаторно-курортное оздоровление. Речь идет о профилактическом оздоровлении в санаториях и санаториях-профилакториях застрахованных лиц, работающих во вредных, опасных и тяжелых производственных условиях. Правда, в текущем году уточнено, что частичному финансированию подлежат лишь расходы на оздоровление в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации. При этом оплата путевок производится из расчета 420 руб. на одного человека в сутки не менее чем за 14 и не более чем за 24 дня пребывания в санаторно-курортном учреждении. Как и в перечне предупредительных мер Минтруда России, в Письме ФСС РФ не упоминаются расходы на санаторно-курортное лечение пострадавших на производстве. Дело в том, что путевки для таких категорий застрахованных приобретаются строго по медицинским показаниям не организациями, а непосредственно отделениями (филиалами) фонда. Они же оплачивают такие путевки в размере их полной стоимости. Что же касается организаций, то они определяют категории лиц, которые подлежат оздоровлению, на основании списков вредных профессий, а также по рекомендациям результатов медосмотров. Для получения разрешения на финансирование расходов на оплату путевок за счет страховых взносов организации помимо заявления, перечня предупредительных мер и плана финансирования мероприятий должны представить в отделение (филиал) фонда копии лицензий и сертификатов, выданных санаторно-курортному учреждению. Речь идет о лицензиях, дающих право на осуществление медицинской деятельности, и сертификатах соответствия на питание. Представить такие документы не составит труда организациям, в чьей собственности находятся санатории или санатории-профилактории. В то же время не совсем ясно, как могут получить такие документы организации, планирующие во втором полугодии 2002 г. оздоровление своих работников в неподведомственных им санаторно-курортных учреждениях. Очевидно, что к моменту подачи заявления с просьбой разрешить частичное финансирование оздоровления работников за счет страховых взносов представить копии лицензий и сертификатов страхователю будет достаточно проблематично. Завершая рассмотрение вопроса о финансировании оздоровления работников, обращаем внимание на разъяснение, данное в п.5 Письма. Из этого пункта следует, что если санаторий (санаторий-профилакторий) находится вне месторасположения организации-страхователя, то проезд работников к месту оздоровления и обратно производится не за счет страховых взносов, а за счет средств страхователя.
Финансирование расходов на проведение аттестации рабочих мест и приобретение приборов контроля
Разъяснения по вопросу оплаты расходов на аттестацию рабочих мест по условиям труда даны в п.6 Письма. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Сроки проведения аттестации устанавливаются организацией исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в пять лет с момента проведения последних измерений. Такой порядок установлен п.1.5 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Постановлением Минтруда России от 14.03.1997 N 12. Положение предусматривает проведение оценки условий труда инструментальными, лабораторными и эргономическими методами. Эти исследования могут проводить как собственные лаборатории страхователя, так и другие организации, привлекаемые для этих целей на договорной основе. Это могут быть лаборатории санитарно-эпидемиологического надзора или органов Государственной экспертизы условий труда РФ, а также другие аккредитованные лаборатории. Чтобы частично профинансировать (за счет страховых взносов) расходы на проведение аттестации рабочих мест, страхователь также должен представить расширенный перечень документов. Помимо основных документов (заявления, перечня предупредительных мер и плана финансирования) страхователь должен представить копии лицензий на осуществление соответствующей деятельности привлекаемых лабораторий. Что касается финансирования приобретения приборов контроля, то разъяснения на этот счет даны в п.7 Письма. Как следует из этого пункта, фонд будет давать разрешение на приобретение за счет страховых взносов тех приборов, которые указаны в Справочнике отечественных средств измерения опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.
Порядок принятия решения и учета средств
Решение о направлении страховых взносов на финансирование предупредительных мероприятий принимается отделением фонда. Исключение составляют организации, у которых среднесписочная численность работников составляет 5000 человек и более (в отличие от 10 000 человек в 2001 г.). По таким страхователям разрешение о финансировании предупредительных мер отделение (филиал) фонда принимает по согласованию с ФСС РФ. Для принятия решения о направлении средств на финансирование предупредительных мер и размере этих средств отделению (филиалу) фонда отведено 15 дней. Этот срок исчисляется со дня подачи страхователем заявления с прилагаемыми к нему документами. В тот же срок должно быть принято и решение об отказе. Это происходит в тех случаях, когда у страхователя имеется задолженность по уплате страховых взносов или отсутствуют документы, обосновывающие необходимость частичного финансирования предусмотренных страхователем предупредительных мер. Принятое решение в течение пяти дней с даты его принятия должно быть направлено страхователю. Расходы, произведенные страхователем без разрешения фонда, а также не подтвержденные документами о целевом использовании, не засчитываются в счет уплаты страховых взносов. Порядок ведения учета и составления отчетности по использованным суммам страховых взносов изложен в п.п.11 - 12 Письма. Согласно этим пунктам, страхователь должен отражать информацию о произведенных расходах в расчетной ведомости по средствам ФСС РФ (форма N 4-ФСС РФ), утвержденной Постановлением ФСС РФ от 06.12.2001 N 122 (опубликовано в "НА" N 4, 2002). Для этих целей используется чистая строка 9 в таблице 10 расчетной ведомости. В указанной строке организация делает запись "Финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний" и в графе 4 указывает сумму этих расходов. Помимо расчетной ведомости организация должна будет представить в отделение (филиал) фонда специальные формы отчетности. Напомним, что в прошлом году таких форм было две: отчет об использовании сумм страховых взносов на профессиональную и социальную реабилитацию пострадавших, а также информация о проведении медосмотров и санаторного лечения. Что будут представлять собой формы отчетности о результатах проведения предупредительных мер в текущем году, пока не ясно. К моменту публикации материала такие формы еще не были утверждены.
Т.А.Маслова Эксперт "НА" Подписано в печать 14.05.2002
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |