![]() |
| ![]() |
|
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 29.04.2002 N 42-ФЗ "О внесении дополнения в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2002, N 10)
"Нормативные акты для бухгалтера", N 10, 2002
<КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 29.04.2002 N 42-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О МИНИМАЛЬНОМ РАЗМЕРЕ ОПЛАТЫ ТРУДА">
Опубликованный выше документ (далее - Закон) внес дополнения в ст.1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (опубликован в "НА" N 13, 2000). Суть дополнений в том, что с 1 мая 2002 г. минимальный размер оплаты труда (МРОТ) повышен с 300 до 450 руб. Это очередной шаг на пути поэтапного увеличения МРОТ до величины прожиточного минимума. Как известно, с 1 июля 2000 г. МРОТ применяется исключительно: - для регулирования оплаты труда; - для начисления размеров пособий по временной нетрудоспособности; - для выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей.
Что касается размеров стипендий, разного рода пособий и других обязательных социальных выплат, то они по-прежнему устанавливаются в твердых суммах (в денежном выражении). Так, согласно ст.1 Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ (опубликован в "НА" N 17, 2000), минимальные размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат в Российской Федерации устанавливаются ежегодно федеральным законом (федеральными законами) исходя из величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Сейчас для расчета этих выплат используется базовая сумма, равная 100 руб. Исходя из этой же суммы в настоящее время исчисляются налоги, сборы, штрафы и иные платежи, рассчитываемые в соответствии с законодательством РФ в зависимости от МРОТ. Рассмотрим, каковы особенности применения нового значения МРОТ в 2002 г.
МРОТ в регулировании оплаты труда
Порядок, по которому устанавливается МРОТ, с 1 января 2002 г. регулируется ст.133 Трудового кодекса РФ (ТК РФ). Этой статьей определено, что месячная заработная плата работника, отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом МРОТ. При этом в размер минимальной заработной платы не включаются доплаты и надбавки, премии и другие выплаты. Другими словами, для отдельных работников их ставки (оклады) равняются МРОТ, а все надтарифные выплаты начисляются сверх этих ставок (окладов). При оплате труда на основе тарифной системы размер тарифной ставки (оклада) 1-го разряда Единой тарифной сетки также не может быть ниже МРОТ. МРОТ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Согласно ст.421 ТК РФ порядок и сроки установления МРОТ не ниже прожиточного минимума устанавливаются специальным федеральным законом. В настоящее время им является Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Этим законом предусмотрено, что размер МРОТ должен повышаться до величины прожиточного минимума поэтапно. Конкретные соотношения между этими показателями устанавливаются законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Так, на 2002 г. минимальное среднегодовое соотношение между МРОТ и величиной прожиточного минимума трудоспособного населения установлено в 24,4 процента (ст.100 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ). Как видим, независимо от того, какой механизм индексации заработной платы установлен локальными нормативными актами организации, с 1 мая 2002 г. месячная оплата труда любого работника не может быть ниже 450 руб. Однако если по соглашению с работодателем работник трудится в режиме неполного рабочего времени, то его труд оплачивается пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки (ст.93 ТК РФ). В этом случае месячная оплата может быть и ниже установленного значения МРОТ. В отношении оплаты труда работников бюджетной сферы необходимо отметить следующее. Размер оплаты труда бюджетников регулируется Постановлением Правительства РФ от 14.10.1992 N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки". С 1 декабря 2001 г. тарифная ставка (оклад) 1-го разряда ЕТС составляет 450 руб. Такой размер тарифной ставки, напомним, был установлен Федеральным законом от 25.10.2001 N 139-ФЗ "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" (опубликован в "НА" N 22, 2001). Исходя из этого же размера тарифной ставки в федеральном бюджете на 2002 г. заложено финансирование расходов на оплату труда работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Как видим, тарифная ставка (оклад) 1-го разряда ЕТС теперь приравнивается к размеру нового МРОТ. А это значит, что с принятием комментируемого Закона для увеличения тарифных ставок ЕТС по оплате труда бюджетников никаких оснований нет.
Особенности исчисления пособий по временной нетрудоспособности в 2002 году
До 1 января 2002 г. зависимость между размером пособия по временной нетрудоспособности и МРОТ была определена Указом Президента РФ от 15.03.2000 N 508 "О размере пособия по временной нетрудоспособности" (опубликован в "НА" N 7, 2000; далее - Указ). Пунктом 1 этого документа было установлено, что пособие по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из фактического заработка работающих граждан и за полный календарный месяц не может превышать сумму, равную 85 МРОТ. С 1 июля 2001 г. эта сумма составляла 25 500 руб. (300 руб. x 85). Новым ТК РФ (ст.183) определено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом. Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом. До принятия такого закона продолжает действовать Указ, изданный до введения в действие ТК РФ (ст.423). Однако в начале 2002 г. был принят Федеральный закон от 11.02.2002 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" (опубликован в "НА" N 5, 2002; далее - Закон о бюджете ФСС). Напомним, что ст.15 этого Закона было введено новое ограничение максимального размера пособий по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам. Теперь это ограничение установлено в твердой сумме. За полный календарный месяц размер этих пособий не может превышать 11 700 руб. Эта сумма эквивалентна предельной сумме ЕСН, подлежащей зачислению в ФСС РФ, с суммы дохода свыше 600 000 руб. по действующей регрессивной шкале ставок налога. В районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер упомянутых выше пособий определяется с учетом этих коэффициентов. Закон о бюджете ФСС не предусматривает исключений из установленной нормы о максимальном размере пособий для отдельных категорий граждан. Поэтому ограничение максимальным размером применяется при выплате указанных пособий всем категориям граждан. Ограничение не распространяется лишь на пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием. Частью 3 ст.15 Закона о бюджете ФСС предусмотрено, что ограничения максимального размера пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам применяются к страховым случаям, наступившим после вступления в силу этого Закона (после 1 января 2002 г.). Но Закон о бюджете ФСС был официально опубликован 14 февраля 2002 г. За период с начала года и до указанной даты организации начисляли и выплачивали пособия по ранее действовавшим правилам. Согласно разъяснениям, данным в Письме ФСС РФ от 08.02.2002 N 02-18/05/1136 (опубликовано в "НА" N 5, 2002), пособия, начисленные по ранее действовавшим правилам и выплаченные до 14 февраля 2002 г., перерасчету не подлежат. В случае если пособие было начислено, но не выплачено до указанной даты, его следовало пересчитать с учетом ограничения максимальным размером. Таким образом, в настоящее время продолжает действовать прежний порядок назначения и исчисления пособий по временной нетрудоспособности. Сохранен и порядок исчисления непрерывного трудового стажа для назначения пособий. А вот ограничение размера пособия, осуществлявшееся ранее в зависимости от кратности МРОТ, теперь производится исходя из максимального размера за полный календарный месяц, равного 11 700 руб.
Пример. Работнику организации, имеющему повременную оплату труда, установлен оклад 14 000 руб. в месяц при пятидневной рабочей неделе. Кроме того, ежемесячно работнику выплачивается премия в сумме 2625 руб. Работник имеет непрерывный стаж работы шесть лет. Размер пособия по временной нетрудоспособности составляет 80 процентов. С 13 по 26 мая 2002 г. (10 рабочих дней) работник болел. Норма рабочего времени в мае составляет 19 рабочих дней. Рассчитаем сумму пособия. Заработок, из которого должно быть начислено пособие, составит: 14 000 руб. + 2625 руб. = 16 625 руб. Среднедневной заработок в мае 2002 г. будет равен: 16 625 руб. : 19 р. д. = 875 руб. Размер дневного пособия, рассчитанного исходя из среднедневного заработка и продолжительности непрерывного трудового стажа, составит: 875 руб. x 80% = 700 руб. Максимальная величина дневного пособия, исчисленная из 11 700 руб., в мае будет равна: 11 700 руб. : 19 р. д. = 615,79 руб. Поскольку размер дневного пособия, рассчитанный исходя из среднедневного заработка и продолжительности непрерывного трудового стажа (700 руб.), превышает максимальную величину дневного пособия (615,79 руб.), то размер пособия ограничивается величиной 615,79 руб. Общая сумма пособия за пропущенные по графику работы 10 рабочих дней составит: 615,79 руб. x 10 р. д. = 6157,90 руб.
Исчисление выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью
В законодательстве об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сфера применения МРОТ ограничена исчислением страховых выплат. Речь идет о двух видах выплат: - единовременной страховой выплате застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти; - ежемесячной страховой выплате застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти. Размер единовременной страховой выплаты зависит от степени утраты профессиональной трудоспособности, установленной учреждением медико-социальной экспертизы. Рассчитывается единовременная страховая выплата исходя из 60-кратного размера МРОТ, установленного на день такой выплаты (п.1 ст.11 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ; опубликован в "НА" N 20, 1998). К примеру, при наступлении страхового случая в мае 2002 г. и установлении 100-процентной утраты профессиональной трудоспособности размер единовременной страховой выплаты составит 27 000 руб. (450 руб. x 60). Если же, скажем, степень утраты пострадавшим профессиональной трудоспособности будет установлена на уровне 30 процентов, то размер единовременной страховой выплаты составит 8100 руб. (450 руб. x 60 x 30%). В случае смерти застрахованного единовременная страховая выплата устанавливается в размере, равном 60 МРОТ (с 1 мая 2002 г. - 27 000 руб.). В местностях, где установлены районные коэффициенты, процентные надбавки к заработной плате, размер единовременной страховой выплаты определяется с учетом этих коэффициентов и надбавок (п.3 ст.11 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ). Размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднемесячного заработка пострадавшего до даты несчастного случая, исчисленная в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности. При этом размер среднемесячного заработка застрахованного, не достигшего возраста 18 лет, при назначении такой выплаты не может быть ниже пятикратного размера МРОТ (с 1 мая 2002 г. - 2250 руб.). Вознаграждение в размере не менее такой же суммы по желанию застрахованного может учитываться для исчисления ежемесячной страховой выплаты, если страховой случай наступил после окончания срока действия трудового договора (контракта) (п.5 ст.12 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ). При этом пятикратный размер МРОТ применяется с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате в местностях, где установлены такие коэффициенты и процентные надбавки. Подведем итог сказанному. С 1 мая текущего года новый МРОТ, установленный в размере 450 руб., повсеместно должны применять все предприятия, организации и учреждения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. МРОТ применяется исключительно для регулирования оплаты труда и расчета выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с выполнением трудовых обязанностей. При исчислении пособий по временной нетрудоспособности их максимальный размер в 2002 г. не зависит от величины, кратной МРОТ, а ограничивается суммой, равной 11 700 руб. Эта норма не распространяется на пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями.
Т.А.Маслова Эксперт "НА" Подписано в печать 14.05.2002
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |