![]() |
| ![]() |
|
Статья: Порядок заполнения индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленного единого социального налога ("Налоговый вестник", 2002, N 6)
"Налоговый вестник", N 6, 2002
ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТОЧКИ УЧЕТА СУММ НАЧИСЛЕННЫХ ВЫПЛАТ И ИНЫХ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ, А ТАКЖЕ СУММ НАЧИСЛЕННОГО ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА
В связи с внесением Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ изменений и дополнений в гл.24 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) МНС России признало утратившей силу форму индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленного единого социального налога (взноса), утвержденную Приказом МНС России от 27.02.2001 N БГ-3-07/63, и разработало и утвердило Приказом МНС России от 21.02.2002 N БГ-3-05/91 форму индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, а также сумм налогового вычета (далее - индивидуальная карточка). В соответствии с требованиями п.4 ст.243 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие выплаты в пользу физических лиц, обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм единого социального налога, относящихся к ним, и сумм налоговых вычетов по ним. Индивидуальная карточка заполняется налогоплательщиком по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты по трудовому, гражданско - правовому и авторскому договорам, независимо от продолжительности их трудового участия. Если налогоплательщик производил выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком вышеназванными договорами, то по таким физическим лицам индивидуальные карточки не открываются. Налогоплательщик вправе вносить свои коррективы в утвержденную форму индивидуальной карточки в виде добавления, объединения или выделения отдельных граф исходя из практической целесообразности. Например, он может расшифровывать выплаты, не подлежащие налогообложению, в федеральный бюджет и во все фонды в соответствии со ст.238 НК РФ, вводить дополнительную итоговую графу суммы начисленных авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, вводить графы для отражения тарифов страховых взносов для исчисления взносов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, которые должны применяться индивидуально для конкретного физического лица в зависимости от его пола и возраста, и т.п.
Сведения, содержащиеся в индивидуальных карточках, открываемых на работников, в дальнейшем используются налогоплательщиком для заполнения расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу, утвержденному Приказом МНС России от 01.02.2002 N БГ-3-05/49 (далее - расчет по налогу), и расчета по страховым взносам, утвержденного Приказом МНС России от 28.03.2002 N БГ-3-05/153. Какие же изменения были внесены в новую форму индивидуальной карточки? В поле "Сведения о работнике - получателе дохода" введены новые реквизиты: - "Страховой номер" - указывается страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования; - "Пол" - в связи с тем что тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлены для мужчин и женщин определенных возрастных интервалов, указывается пол работника. В таблице индивидуальной карточки нарастающим итогом с начала года и за каждый календарный месяц ведется учет следующих показателей. По графе 2, так же как и в прошлом налоговом периоде, отражаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физического лица по трудовому договору, договору гражданско - правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), и авторскому договору. Поскольку в соответствии с п.1 ст.236 НК РФ к объектам налогообложения не относятся выплаты, производимые в рамках гражданско - правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), то данные выплаты в графу 2 индивидуальной карточки не включаются. По графам 2 и 8 индивидуальной карточки не отражаются выплаты гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых российскими фондами поддержки образования и науки учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений. В связи с тем что не признаются объектом обложения единым социальным налогом выплаты и вознаграждения, не отнесенные к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций и по налогу на доходы физических лиц (п.3 ст.236 НК РФ), то при расчете налоговой базы данные выплаты исключаются из общей суммы выплат и вознаграждений. Они выделены в отдельную графу 3 индивидуальной карточки. По графе 4 указываются выплаты, не облагаемые налогом, во все фонды и в федеральный бюджет в соответствии со ст.238 НК РФ. Выплаты, отражаемые по графам 3 и 4, переносятся соответственно по строкам 1000 и 1100 расчета по налогу и указываются в нем справочно. По графе 5 приводятся выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физического лица по договорам гражданско - правового характера и авторским договорам, не облагаемые налогом в ФСС РФ в соответствии с п.3 ст.238 НК РФ. В графах 6 и 7 производится расчет налоговой базы, осуществляемый в соответствии с положениями ст.237 НК РФ: - по единому социальному налогу в федеральный бюджет и фонды ОМС и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - как разность граф 2, 3, 4; - по единому социальному налогу в ФСС РФ - как разность граф 2, 3, 4, 5. Налоговая база по единому социальному налогу и страховым взносам из графы 6 индивидуальных карточек по всем работникам переносится соответственно в графы 3, 7, 9 по строкам 0100 - 0140 расчета по налогу. Налоговая база для исчисления налога в ФСС РФ из графы 7 индивидуальных карточек по всем работникам переносится в графу 5 по строкам 0100 - 0140 расчета по налогу. В графах 8, 9, 10 указываются налоговые льготы, установленные ст.ст.239 и 245 НК РФ. В расчете по налогу для отражения налоговых льгот служат строки 0200 - 0240. В графе 9 органами государственной власти: Минобороны России, МВД России, ФСБ России, ФАПСИ, ФСО России, СВР России, ФПС России, Спецстроем России, в составе которых проходят службу военнослужащие, ФСНП России, Минюстом России, ГФС России, ГТК России, военными судами, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации - отражаются суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудниками органов налоговой полиции, уголовно - исполнительной системы и таможенной системы Российской Федерации, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством Российской Федерации. В графе 10 отражаются: - федеральными судами и органами прокуратуры - суммы денежного содержания судей, прокуроров и следователей, имеющих специальные звания; - ФСНП России, ГТК России - суммы денежного содержания и вещевого обеспечения сотрудников органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации, переводимых с 1 июля 2002 г. на условия оплаты труда федеральной государственной службы. В графах 11, 12, 13 осуществляется расчет налоговой базы для исчисления единого социального налога в федеральный бюджет и фонды: - в федеральный бюджет - как разность граф 6, 8, 9, 10; - в фонды ОМС - как разность граф 6, 8, 9; - в ФСС РФ - как разность граф 7, 8, 9. Сведения из граф 11, 12, 13 индивидуальных карточек по всем работникам переносятся по строкам 0300 - 0340 по соответствующим фондам. По графе 14 отражаются суммы пособий (расходов), выплачиваемых за счет средств ФСС РФ. Графы с 15 по 18 служат для начисления авансовых платежей по единому социальному налогу в федеральный бюджет, фонды ОМС и ФСС РФ. Для исчисления ежемесячных авансовых платежей по налогу за каждый календарный месяц сначала определяется сумма налога в федеральный бюджет, фонды ОМС и ФСС РФ за период с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца путем умножения соответствующих ставок налога (максимальных или регрессивных) для соответствующей категории налогоплательщика согласно ст.241 НК РФ на налоговую базу (графы 11, 12, 13). Потом из полученной суммы исключается сумма налога, исчисленная в федеральный бюджет и фонды за период с начала года по предшествующий месяц. Полученные результаты в расчет по налогу заносятся следующим образом. Если налогоплательщик не применяет налоговые льготы, то сумма авансовых платежей по графе 15 (начислено авансовых платежей в федеральный бюджет) индивидуальных карточек по всем работникам переносится по строкам 0400 - 0440 по графе 3. Если налогоплательщик применяет налоговые льготы, то в расчет по налогу по строкам 0600 - 0640 по графе 3 должны переноситься показатели графы, которая налогоплательщиком может быть введена дополнительно и которая предназначена для исчисления авансовых платежей, подлежащих уплате в федеральный бюджет. Ниже приводится пример расчета авансовых платежей по налогу по физическому лицу, по которому применена налоговая льгота в соответствии со ст.239 НК РФ. По соответствующим фондам (графы 7, 9, 5 по строкам 0400 - 0440) расчета по налогу переносятся показатели граф 16, 17, 18 индивидуальных карточек по всем работникам. По графам 19 - 20 отражаются начисленные авансовые платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет). Заполнение данных граф осуществляется в соответствии с п.2 ст.243 НК РФ и Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ). В соответствии с п.2 ст.10 Закона N 167-ФЗ базой для начисления страховых взносов является налоговая база по единому социальному налогу, установленная гл.24 НК РФ и отраженная в графе 6 индивидуальной карточки. Тарифы страховых взносов для исчисления взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии применяются в соответствии со ст.ст.22 и 33 Закона N 167-ФЗ в зависимости от категории страхователя, а также пола и возраста физического лица. Регрессивная шкала тарифов страховых взносов применяется страхователем при условии соблюдения требований, установленных п.2 ст.241 НК РФ. При отсутствии у страхователя права на применение регрессивных ставок по единому социальному налогу страховые взносы на обязательное пенсионное страхование исчисляются по тарифам, предусмотренным для базы для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года до 100 000 руб. При достижении страхователем базы для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года свыше 600 000 руб. применяется тариф страховых взносов в виде фиксированной ставки в рублях. Исчисление страховых взносов по процентной ставке с суммы, превышающей 600 000 руб., как это предусмотрено для единого социального налога ст.241 НК РФ, ст.22 Закона N 167-ФЗ не установлено. Согласно п.2 ст.243 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Законом N 167-ФЗ. Для определения суммы авансовых платежей по налогу, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, необходимо выполнить следующий расчет. Из суммы авансовых платежей по единому социальному налогу (графа 15 индивидуальной карточки), исчисленной по ставкам, указанным в ст.241 НК РФ (графа 2 таблицы 1, 2, 4 для соответствующих категорий налогоплательщиков), исключается сумма авансовых платежей по страховым взносам на страховую часть и накопительную часть трудовой пенсии (графа 19 + графа 20 индивидуальной карточки). Необходимо отметить, что организации, перечисленные в ст.ст.239 и 245 НК РФ, освобождены от уплаты единого социального налога в федеральный бюджет при соблюдении условий, определенных этими статьями Кодекса. Выплаты, освобождаемые от налогообложения единым социальным налогом, отражаемые по графам 8, 9, 10 индивидуальной карточки, подлежат исключению из налоговой базы. Согласно Закону N 167-ФЗ база для начисления страховых взносов соответствует налоговой базе по единому социальному налогу, отражаемой по графе 6 индивидуальной карточки, и не предусмотрено предоставление льгот, аналогичных перечисленным в ст.ст.239 и 245 НК РФ. Расчет авансовых платежей по работнику, в отношении которого применены налоговые льготы, осуществляется несколько иначе, чем порядок, указанный выше. Рассмотрим расчет авансовых платежей, подлежащих перечислению в федеральный бюджет, и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на примере физического лица, являющегося инвалидом II группы, 1960 года рождения. В целях реализации порядка, определенного п.2 ст.243 НК РФ, организация, в составе которой работает данное физическое лицо, авансовые платежи по единому социальному налогу, подлежащие уплате в федеральный бюджет, определяет в порядке, установленном для заполнения графы 15 индивидуальной карточки, но по ставкам единого социального налога, определенным как одна вторая ставок по налогу, установленных для данной категории налогоплательщиков ст.241 НК РФ, с учетом соблюдения условия на право применения регрессивных ставок налога. Для выполнения этого расчета в форму индивидуальной карточки налогоплательщиком может быть введена дополнительная графа, например "Сумма авансовых платежей, подлежащих уплате в федеральный бюджет". Данные из этой графы и будут переноситься в графу 3 по строкам 0600 - 0640 расчета по налогу. Далее к сумме граф 19 и 20 индивидуальной карточки прибавляется сумма авансовых платежей, подлежащих уплате в федеральный бюджет, исчисленная в порядке, приведенном выше. Полученное значение отражается по графе 15 и, соответственно, переносится в графу 3 по строкам 0400 - 0440.
Пример. Рассмотрим периоды с января по май и с января по июнь 2002 г. Организация и в том, и в другом периоде имеет право на применение регрессивных ставок единого социального налога.
——————————————————T————————T———————————T—————————————————————————¬ | Наименование |Код гра—|Код строки | Период | | показателя |фы инди—| расчета +————————————T————————————+ | |видуаль—| |январь — май| январь — | | |ной кар—| | | июнь | | |точки | | | | +—————————————————+————————+———————————+————————————+————————————+ |1. Налоговая | 6 |0100 гр. 3,| 90000 руб. | 115000 руб.| |база по ЕСН в | |7, 9 | | | |федеральный | |(расчет по | | | |бюджет, фонды | |налогу) | | | |ОМС, страховые | |0100 гр. 9 | | | |взносы в ПФР | |(расчет по | | | | | |страховым | | | | | |взносам) | | | +—————————————————+————————+———————————+————————————+————————————+ |2. Налоговая | 7 |0100 гр. 5 | 90000 руб. | 115000 руб.| |база по ЕСН в | |(расчет по | | | |ФСС РФ | |налогу) | | | +—————————————————+————————+———————————+————————————+————————————+ |3. Налоговые |8, 9, 10|0200 гр. 3 | 90000 руб. | 100000 руб.| |льготы в | |(расчет по | | | |соответствии со | |налогу) | | | |ст.239 НК РФ | 8, 9 |0200 гр. 5,| — | — | | | |7, 9 | | | | | |(расчет по | | | | | |налогу) | | | +—————————————————+————————+———————————+————————————+————————————+ |4. Налоговая | 11 |0300 гр. 3 | — | 15000 руб. | |база для | |(расчет по | | | |исчисления | |налогу) | | | |единого | 12 |0300 гр. 7,| — | 15000 руб. | |социального | |9 | | | |налога | 13 |0300 гр. 5 | — | 15000 руб. | +—————————————————+————————+———————————+————————————+————————————+ |4. Начислено |дополни—|0600 гр. 3 | — |15000 руб. х| |авансовых |тельная |(расчет по | |7,9% <*> = | |платежей по |графа |налогу) | |1185 руб. | |единому | | | | | |социальному | | | | | |налогу: | | | | | |а) в федеральный | | | | | |бюджет | | | | | |б) в ФФОМС | 16 |0400 гр. 7 | — |15000 руб. х| | | |(расчет по | |0,1% = | | | |налогу) | |15 руб. | |в) в ТФОМС | 17 |0400 гр. 9 | — |15000 руб. х| | | |(расчет по | |1,9% = | | | |налогу) | |285 руб. | |г) в ФСС РФ | 18 |0400 гр. 5 | — |15000 руб. х| | | |(расчет по | |2,2% = | | | |налогу) | |330 руб. | +—————————————————+————————+———————————+————————————+————————————+ |5. Начислено |19 + 20 |0200 гр. 9 |10800 + |13020 + | |авансовых | |(расчет по |1800 руб. = |2165 = | |платежей по | |страховым |12600 руб. |15185 руб. | |страховым | |взносам) | | | |взносам на | |0500 гр. 3 | | | |обязательное | |(расчет по | | | |пенсионное | |налогу) | | | |страхование | | | | | |(налоговый | | | | | |вычет), всего | | | | | |в том числе: | | | | | |страховая часть | 19 |0300 гр. 9 |90000 х |12000 + | |трудовой пенсии | |(расчет по |12% = |(15000 х | | | |страховым |10800 руб. |6,8%) = | | | |взносам) | |13020 руб. | |накопительная | 20 |0400 гр. 9 |90000 х 2% =|2000 + | |часть трудовой | |(расчет по |1800 руб. |(15000 х | |пенсии | |страховым | |1,1%) = | | | |взносам) | |2165 руб. | |В графе 15 | 15 |0400 гр. 3 |12600 руб. |1185 + | |индивидуальной | |(расчет по | |15185 = | |карточки | |налогу) | |16370 руб. | |подлежит | | | | | |отражению | | | | | L—————————————————+————————+———————————+————————————+————————————— ————————————————————————————————<*> Единым социальным налогом по данному физическому лицу облагается сумма в 15 000 руб., превысившая 100 000 руб., по ставке, определенной для диапазона от 100 001 до 300 000 руб. Для определения суммы авансовых платежей, подлежащих уплате в федеральный бюджет, принимаем ставку для налоговой базы на каждого отдельного работника с суммы, превышающей 100 000 руб., то есть 1/2 от 15,8%.
Подписано в печать И.С.Горелова
14.05.2002
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |