Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Товары, работы, услуги, не облагаемые налогом с продаж ("Налоговый вестник", 2002, N 6)



"Налоговый вестник", N 6, 2002

ТОВАРЫ, РАБОТЫ, УСЛУГИ,

НЕ ОБЛАГАЕМЫЕ НАЛОГОМ С ПРОДАЖ

С 1 января 2002 г. Федеральным законом от 27.11.2001 N 148-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон N 148-ФЗ) введена в действие гл.27 "Налог с продаж" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс).

Особо хочется отметить, что согласно Закону N 148-ФЗ основные элементы обложения налогом с продаж (налогоплательщики, объекты налогообложения, максимальный размер ставки, операции, не подлежащие налогообложению, порядок исчисления налога), предусмотренные в ст.ст.1 и 2 данного Закона, действуют ограниченный период времени с 1 января 2002 г. по 1 января 2004 г.

В ст.350 гл.27 "Налог с продаж" НК РФ предусмотрен перечень товаров (работ, услуг), операции по реализации которых физическим лицам не подлежат обложению налогом с продаж.

В этот перечень включены следующие товары (работы, услуги):

- хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молокопродукты, масло растительное, маргарин, мука, яйцо птицы, крупы, сахар, соль, картофель, продукты детского и диабетического питания;

- детская одежда и обувь;

- лекарства, протезно - ортопедические изделия;

- жилищно - коммунальные услуги, услуги по сдаче внаем населению жилых помещений, а также услуги по предоставлению жилья в общежитиях;

- здания, сооружения, земельные участки и иные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, а также ценные бумаги;

- путевки (курсовки) в санаторно - курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, реализуемые инвалидам;

- товары (работы, услуги), связанные с учебным, учебно - производственным, научным или воспитательным процессом и производимые образовательными учреждениями;

- учебная и научная книжная продукция;

- периодические печатные издания, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;

- услуги в сфере культуры и искусства, оказываемые учреждениями и организациями культуры и искусства (театрами, кинотеатрами, концертными организациями и коллективами, клубными учреждениями (в том числе сельскими), библиотеками, цирками, планетариями, парками культуры и отдыха, ботаническими садами, зоопарками) при проведении ими театрально - зрелищных, культурно - просветительных мероприятий, в том числе операций по реализации входных билетов и абонементов;

- услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми;

- услуги по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси), а также услуги по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;

- услуги, оказываемые кредитными организациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию, а также услуги, оказываемые коллегиями адвокатов;

- ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, услуги по проведению обрядов и церемоний религиозными организациями;

- услуги, оказываемые уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов.

Данный перечень был сформирован в результате всестороннего рассмотрения вопроса о неприменении налога с продаж по социально значимым товарам (работам, услугам) в процессе подготовки гл.27 "Налог с продаж" НК РФ к принятию. При этом очевидно, что в перечень включены товары (работы, услуги) первой необходимости массового потребления, которые приобретаются населением в первую очередь.

Пунктом 2 ст.350 гл.27 НК РФ предусмотрена норма, согласно которой если налогоплательщик осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со ст.350 Кодекса, то он обязан вести раздельный учет таких операций.

Обращаем внимание читателей журнала на то, что в ранее действовавшем (до 1 января 2002 г.) законодательстве по налогу с продаж, порядок применения которого регулировался Федеральным законом от 31.07.1998 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", также был предусмотрен перечень товаров (работ, услуг), реализация которых не облагалась налогом с продаж.

При сопоставлении этих двух перечней товаров (работ, услуг), освобождаемых от обложения налогом с продаж, очевидно, что они отличаются, хотя и незначительно.

Так, в действующем перечне товаров, не облагаемых налогом с продаж, в группе продовольственных товаров первой необходимости дополнительно предусмотрены такие товары, как мука и яйца птицы.

Кроме того, согласно ст.350 НК РФ с 1 января 2002 г. освобождаются от обложения налогом с продаж операции по реализации учебной и научной книжной продукции, а также периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного и эротического характера.

При рассмотрении вышеназванных позиций продукции средств массовой информации, не облагаемых налогом с продаж, целесообразно отметить, что с 1 января 2002 г. на такие товары установлена пониженная ставка НДС в размере 10%.

Данная норма по НДС установлена п.2 ст.164 гл.21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ (в ред. от 28.12.2001 N 179-ФЗ), согласно которой с 1 января 2002 г. при реализации периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера, а также учебной и научной книжной продукции, обложение НДС производится по ставке в размере 10%. При этом в целях налогообложения под периодическими печатными изданиями понимаются газеты, журналы, альманахи, бюллетени или иные издания, имеющие постоянное название, текущий номер и выходящие в свет не реже одного раза в год.

Согласно п.2 ст.164 НК РФ коды видов данной продукции средств массовой информации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством РФ.

Поскольку в настоящее время коды на вышеназванную продукцию средств массовой информации не утверждены Правительством РФ, то МНС России подготовило указание по применению 10%-й ставки НДС на данную продукцию.

В соответствии с Письмом МНС России от 28.01.2002 N ВГ-6-03/99 "Разъяснение об исчислении НДС на медицинскую продукцию, периодическую печатную и книжную продукцию" до утверждения Правительством РФ вышеназванных кодов с 1 января 2002 г. при реализации периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера, в целях применения ставки НДС в размере 10% следует руководствоваться кодами Общероссийского классификатора продукции, перечисленными в п.1 Письма Госналогслужбы России от 07.06.1996 N ПВ-6-03/393 "Разъяснение о применении налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции", зарегистрированного в Минюсте России 14.06.1996 N 1106.

Таким образом, принимая во внимание, что ряд позиций по продукции средств массовой информации, освобождаемой от налога с продаж, совпадает с наименованиями продукции средств массовой информации, на которую установлена пониженная ставка НДС в размере 10%, то при рассмотрении вопроса об определении круга периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера, освобождаемых от налога с продаж, целесообразно руководствоваться вышеуказанными разъяснениями МНС России по применению кодов Общероссийского классификатора продукции.

Рассматривая перечень товаров (работ, услуг), операции по реализации которых освобождены от налога с продаж, следует обратить внимание на еще одно отличие данной нормы от ранее действовавшей. Так, согласно Федеральному закону от 31.07.1998 N 150-ФЗ законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог с продаж, имели право устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождалась от налога с продаж.

В настоящее время в соответствии с гл.27 НК РФ при установлении налога с продаж с 1 января 2002 г. субъекты Российской Федерации больше не имеют права устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от обложения налогом с продаж, по отношению к перечню, утвержденному ст.350 Кодекса.

Таким образом, перечень товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом с продаж, утвержденный гл.27 НК РФ, является единым и исчерпывающим для всех субъектов Российской Федерации, на территории которых налог с продаж будет введен в действие в соответствии с Кодексом.

Несомненно, что установление единого для всех регионов Российской Федерации перечня товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом с продаж, будет способствовать ликвидации неравных конкурентных условий для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в разных регионах Российской Федерации.

При введении в действие законов субъектов Российской Федерации о налоге с продаж в целях унификации применения норм ст.350 НК РФ целесообразно руководствоваться Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 и Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93.

Заслуживает особого внимания вопрос установления индивидуальных налоговых льгот по налогу с продаж для отдельных категорий налогоплательщиков.

Известно, что согласно ст.12 "Виды налогов и сборов в Российской Федерации" НК РФ при установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Вместе с тем в настоящее время ст.12 НК РФ не действует. В соответствии со ст.32.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" данная статья Кодекса вводится в действие только со дня признания утратившим силу Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Согласно п.1 ст.56 "Установление и использование льгот по налогам и сборам" НК РФ льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Главой 27 "Налог с продаж" НК РФ утвержден перечень операций, не подлежащих обложению налогом с продаж, и установлено право субъектов Российской Федерации утверждать размер ставки налога.

Так, согласно ст.353 НК РФ налоговая ставка по налогу с продаж устанавливается законами субъектов Российской Федерации в размере не выше 5%. При этом установление дифференцированных налоговых ставок в отношении операций по реализации отдельных видов товаров (работ, услуг) в пределах установленной налоговой ставки, а также установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем (заказчиком, отправителем) товаров (работ, услуг), не допускается.

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что устанавливать льготы по налогу с продаж в отношении отдельных категорий налогоплательщиков законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации право не предоставлено.

Подписано в печать М.Н.Хромова

14.05.2002 Главный специалист

Департамента налоговой политики

Минфина России

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Особенности заполнения расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу организациями, применяющими налоговые льготы в соответствии со ст.239 Налогового кодекса Российской Федерации ("Налоговый вестник", 2002, N 6) >
Статья: Об акцизах на алкогольную продукцию ("Налоговый вестник", 2002, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.