|
|
Статья: Организация работы налоговых органов по выявлению правонарушений в организациях розничной торговли, связанных с сокрытием (неоприходованием) выручки ("Налоговые известия Московского региона", 2002, N 5)
"Налоговые известия Московского региона", N 5, 2002
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ, СВЯЗАННЫХ С СОКРЫТИЕМ (НЕОПРИХОДОВАНИЕМ) ВЫРУЧКИ
В связи с изменениями, внесенными в действующее законодательство по вопросам применения контрольно - кассовых машин, прежде всего в Закон РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон о ККМ), в корне изменилась организация проверочных мероприятий налоговыми органами в сфере розничной торговли. Налоговыми органами постоянно проводится работа по выявлению и пресечению правонарушений в сфере розничной торговли. В соответствии с предоставленными правами и возложенными на налоговые органы обязанностями данные мероприятия касаются: - соблюдения законодательства о применении контрольно - кассовых машин, в том числе правильности оприходования выручки (наличных денежных средств); - соблюдения налогового законодательства. До 1 января 2002 г. налоговые органы обладали правами по самостоятельному фиксированию правонарушений, связанных с применением ККМ и оприходованием выручки. В связи с принятием Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" они утратили право вынесения решений по установленным фактам неприменения или применения неисправной ККМ, по невыдаче чека и ряду других правонарушений, в связи с чем в настоящее время значительно осложнилась процедура привлечения к административной ответственности нарушителей Закона о ККМ. Привлечение к ответственности возможно только при условии направления материалов в органы МВД России, суд, Мосгосторгинспекцию, УМНС России по г. Москве. В этой связи было принято решение об уменьшении количества проверок, проводимых с целью фиксации нарушений Закона о ККМ, а также об активизации работы по проведению проверок оприходования выручки и соблюдения налогового законодательства.
Ранее проверки исполнения действующего законодательства проводились в основном одноэтапно - проведена проверка применения ККМ, зафиксировано нарушение Закона о ККМ и по принятому нарушению взысканы штрафные санкции, и на этом фактически материалы считались полностью отработанными. В настоящее время проверки применения ККМ полностью подчинены основной задаче налоговых органов - контролю за полнотой и своевременностью уплаты налогов. До 1 января 2002 г. за нарушение Закона о ККМ с налогоплательщиков взыскивались штрафы в размере до 100 МРОТ (10 000 руб.). После внесения изменений в законодательство привлечение налогоплательщика к данной ответственности, как отмечалось выше, затруднено, однако практически во всех случаях при фиксации нарушений по оприходованию выручки и неправильной уплаты налогов налоговыми органами применяются штрафные санкции в соответствии с Налоговым кодексом РФ (далее - НК РФ) и Указом Президента РФ от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей". В лучшем случае это штрафные санкции за неоприходование в кассу денежной наличности в 3-кратном размере неоприходованной суммы и административный штраф в размере 5000 руб. на руководителя. В то же время согласно Закону РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" за ведение бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка с каждого виновного взимается штраф в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда. Кроме того, если неоприходование выручки повлекло неуплату налогов, налогоплательщика ждет привлечение к различным видам ответственности, предусмотренным НК РФ. Поменялась и направленность подготовительных мероприятий налоговых органов. Если ранее для проверки выбирались налогоплательщики, которые постоянно нарушали Закон о ККМ, то в настоящее время проведение проверочных мероприятий, и прежде всего отбор налогоплательщиков, стало более целенаправленной и сложной процедурой. Так, при выборе организаций для проверки подразделениями налоговых органов, осуществляющими контроль за налогоплательщиками (камеральные отделы, отделы выездных налоговых проверок, отделы оперативного контроля), используются бухгалтерская отчетность, которая представляется в налоговые органы по месту регистрации, а также систематизируется и изучается информация об организациях розничной торговли на основе чеков контрольно - кассовых машин. Выявляются предприятия, имеющие "нулевые" показатели налоговой отчетности. Сотрудниками налоговых органов проводится предварительный анализ (с выходом на торговые места) возможности использования УКФП - устройства корректировки информации, заносимой в фискальную память ККМ, по объему и характеру реализуемой продукции, спроса реализуемой продукции (услуг, работ) и т.п. Предварительный анализ проводится как методом визуального контроля, так и путем проверки выполнения Закона о ККМ. В целях определения организаций, предположительно использующих УКФП, используются данные бухгалтерской отчетности по качественному заполнению отчетности, сдаваемой организациями, осуществляющими денежный расчет с населением и использующими ККМ. Рассчитывается примерная выручка, получаемая организацией, которая сравнивается с данными отчетности, представленной организацией. Ориентировочные данные по сумме выручки могут быть рассчитаны путем умножения среднего количества покупателей, совершивших покупки за определенный период времени (один час), на продолжительность работы организации в день, на среднюю сумму покупки и полученные результаты умножить на количество рабочих дней отчетного периода. Тот налогоплательщик, у которого обнаружены существенные расхождения расчетных данных с данными отчетности, попадает в группу, отобранную для более детального анализа. В последнее время значительную роль играет работа по выявлению применяемых рядом налогоплательщиков устройств корректировки фискальной памяти. Сотрудники налоговых органов в результате проведенных мероприятий обычно обладают полной информацией о реальной работе с денежной наличностью объекта проверки. Налоговые органы постоянно собирают чеки по ранее приобретенным товарам, причем чем больше чеков получено, тем полнее будет информация о налогоплательщике. В ходе проведения подготовительного этапа сотрудники налоговых органов устанавливают марки ККМ, используемых организацией, режим работы организации. Также выясняется, привлекалась ли данная организация к ответственности за неприменение ККМ. Проводится сбор информации о характере реализуемой продукции (услуги), ее ассортименте, о режиме работы объекта проверки, посещаемости объекта проверки покупателями, его приблизительных доходах, полученных расчетным путем на основании наблюдений. Затем полученная информация анализируется. Выясняются также способы расчетов с покупателями (клиентами). В случае расчета с покупателями (клиентами) с применением ККМ отслеживается периодичность пробития чеков и выдачи их покупателям. По результатам подготовительного этапа условно выделяются следующие группы организаций: - организации, имеющие ККМ, не нарушающие действующего законодательства о применении ККМ, а также организации, в которых при сопоставлении отчетных и расчетных данных расхождения не установлены. Данная группа организаций не является основной группой для совершения особых контрольных действий; - организации, имеющие ККМ, но в нарушение действующего законодательства ее не применяющие. В этом случае необходимо установить причину неприменения ККМ и по возможности принять меры для устранения организациями данного нарушения; - организации, имеющие ККМ, но применяющие ККМ с нарушением действующего законодательства (пробитие чека на сумму менее уплаченной, пробитие возвратного чека после каждой операции и т.д.), а также организации, использующие УКФП и другие способы ухода от налогообложения. На основании полученной информации сотрудники налоговых органов осуществляют проверку организации. При подготовке к проведению проверки сотрудники налоговых органов решают следующие вопросы: - период работы организации, который должен быть проверен; - количество участвующих в проверке. Оно определяется в зависимости от количества ККМ, площади помещения налогоплательщика, объема документов, возможности возбуждения уголовного дела, местонахождения объекта, необходимости осуществления принудительного входа в помещение организации и т.д.; - целесообразность привлечения для проведения проверки сотрудников налоговой полиции; - момент выхода на проверку. Если предполагается изъятие документов, то учитывается, что его необходимо провести не позднее двадцати двух часов. Перед выходом на проверку также определяется, в какое время в основном нарушается законодательство (применение УКФП, неприменение ККМ, пробитие суммы менее уплаченной и т.д.); - момент осмотра помещения налогоплательщика (обычно это происходит в начале выездной налоговой проверки); - целесообразность проведения инвентаризации имущества налогоплательщика (основных средств, товаров и т.д.) (при предположении о возможности сокрытия части налогооблагаемого оборота); - целесообразность выемки (изъятия) документов организации, когда есть достаточные основания полагать, что документы могут быть сокрыты или уничтожены. Документы для проведения выемки (постановление о производстве выемки (изъятия), протокол о производстве выемки) подготавливаются сотрудниками налоговых органов до начала проведения проверки, чтобы при необходимости вручить их руководителю организации или предпринимателю. До выхода на проверку подготавливается перечень вопросов, на которые должны дать ответы свидетели (работники организации, клиенты), а также определяется, кто будет привлекаться в качестве понятых для проведения осмотра, инвентаризации и производства выемки (изъятия) документов. По окончании подготовительного этапа и решения всех организационных вопросов сотрудники налоговых органов приступают к проверке соблюдения Закона о ККМ и одновременно на основе Приказа Управления МНС России по г. Москве от 22 августа 2001 г. N 106 "Об организации работы по контролю за применением контрольно - кассовых машин на территории г. Москвы" проводят проверку полноты оприходования денежных средств организации. Основанием для проведения проверок является постановление руководителя налогового органа (его заместителя). При проведении проверки снимаются фискальные отчеты с ККМ и изымаются контрольные ленты за проверяемый период. Сотрудники налоговых органов в соответствии со ст.ст.31 и 89 НК РФ и на основании решения руководителя налогового органа приступают к проведению выездной налоговой проверки. Проверка организации начинается без предварительного уведомления налогоплательщика и непосредственно на месте осуществления им хозяйственной деятельности (месте хранения документов). Доступ на территорию или в помещение проверяемой организации сотрудников налогового органа осуществляется при предъявлении служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки и регламентируется ст.91 НК РФ. После доступа на территорию, в помещение проверяемой организации на основании пп.6 п.1 ст.31 НК РФ проверяющие имеют право приступить к осмотру документов, территории, складских, производственных, торговых и иных помещений, принадлежащих проверяемой организации. Причем действующим законодательством специального разрешения на это должностного лица налогового органа не требуется. Для этого действия достаточно решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки и решения проверяющих о необходимости провести осмотр. После осмотра проверяющие составляют протокол, в котором описывают все свои действия, предметы, находящиеся в помещении организации. Протокол составляется в произвольной форме и подписывается всеми лицами, участвующими в осмотре. К протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия. При производстве видеозаписи необходимо присутствие понятых. О видеозаписи делается пометка в протоколе осмотра помещения. В ходе видеозаписи необходимо давать устные пояснения о производимых действиях, которые заносятся в протокол осмотра помещения. В ходе проведения осмотра проверяющие на основании ст.93 НК РФ требуют у должностных лиц проверяемой организации представить документы по финансово - хозяйственной деятельности При этом обязательно вручается письменное требование о предоставлении документов. В случае отказа добровольно предъявить документы, а также в тех случаях, когда есть достаточные основания полагать, что документы будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа имеет право провести выемку (изъятие) документов. Выемка (изъятие) документов производится в соответствии со ст.94 НК РФ и на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Постановление о производстве выемки (изъятия) подлежит утверждению руководителем налогового органа (его заместителем). Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и при участии должностных лиц проверяемой организации. Проверяющие имеют право изымать все документы и предметы, имеющие отношение к предмету налоговой проверки (кроме личных вещей сотрудников проверяемой организации), а именно: - уставные документы (устав, учредительный договор, приказ об учетной политике, свидетельства о регистрации в МРП и налоговой инспекции, приказы о назначении директора и главного бухгалтера, в случае замены - приказы о назначении новых должностных лиц); - справки из банков об открытии счетов (расчетных и иных) в рублях и валюте; - бухгалтерскую отчетность и расчеты по налогам; - хозяйственные и иные договоры; - первичные банковские документы (платежные поручения и выписки банка, иные банковские документы); - акты выполненных работ (оказанных услуг); - накладные и счета - фактуры на приобретенный товар; - иные документы, позволяющие определить правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты в бюджет налогов и иных обязательных платежей. При производстве выемки (изъятия) документов особое внимание обращается на документы, свидетельствующие о фактах получения организацией наличных денежных средств (расписки, сметы, черновые записи и др.). О производстве выемки (изъятия) документов и предметов составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных ст.99 НК РФ. В протоколе указываются: - его наименование; - место и дата производства конкретного действия; - время начала и окончания действия; - должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; - фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях - его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком; - содержание действия, последовательность его проведения; - выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства. Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу. Протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. В процессе проведения проверки сотрудниками налоговых органов совместно с другими контролирующими органами проверяется порядок ведения учета доходов и расходов, состояние учета договоров на оказание услуг и полноты оприходования денежных средств и т.д. При проведении выездной налоговой проверки проверяющим на основании п.6 ст.31 НК РФ может проводиться инвентаризация принадлежащего налогоплательщику имущества, товаров и других материальных ценностей с целью выявления фактов сокрытия основных средств, товаров. Основная цель налоговой инвентаризации - выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета (карточки основных средств); проверка полноты отражения в учете всех финансовых активов. Если в результате инвентаризации выявлены излишки имущества, то в зависимости от того, излишек какого конкретного вида имущества, учитываемого при определении налогооблагаемой базы налога на имущество, установлен, может возникнуть неучтенный объект обложения налогом на имущество. В соответствии со ст.54 НК РФ при обнаружении ошибок в исчислении налогооблагаемой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем отчетном (налоговом) периоде перерасчет производится в периоде совершения ошибки. В соответствии с данной нормой налоговый орган доначислит налог на имущество за период с даты, когда имущество, выявленное при инвентаризации, должно было быть учтено в расчете стоимости имущества для расчета налога на имущество, т.е. с начала налогового периода. При этом будут также начислены пени в соответствии со ст.75 НК РФ со срока уплаты налога на имущество за соответствующий налоговый период. Если в ходе проведения инвентаризации выявлены неоприходованные излишки и недостача товаров, то в соответствии со ст.12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и п.28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета. Излишки имущества приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации. Согласно ст.247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признается: - для российских организаций - полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с гл.25 НК РФ; - для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученный через постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных постоянными представительствами расходов, определяемых в соответствии с гл.25 НК РФ; - для иных иностранных организаций - доход, полученный от источников в Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со ст.309 НК РФ. К доходам в соответствии со ст.248 НК РФ относятся: - доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации); - внереализационные доходы, к которым относится стоимость излишков товарно - материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации. На основании изложенного стоимость имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации и зачисленного на баланс организации, подлежит включению в облагаемую базу при исчислении налога на прибыль. При выявлении налоговыми органами в ходе проверок организаций излишка товарно - материальных ценностей, не учтенного в бухгалтерском учете, и при отсутствии документов, подтверждающих его приобретение, следует предъявить к уплате санкции в соответствии со ст.120 НК РФ. Если в ходе проведения инвентаризации также установлено, что на момент начала инвентаризации фактический остаток товара, учитываемый в продажных ценах и находящийся в помещении организации, в денежном выражении больше, чем по данным бухгалтерского учета организации, то данное расхождение косвенным образом подтверждает факт частичного неотражения в бухгалтерском учете организации прихода и реализации товара, что косвенно свидетельствует о сокрытии выручки организацией. В ходе проведения инвентаризации устанавливается фактический остаток товара, учитываемый в продажных ценах и находящийся в помещении организации на день проведения инвентаризации, в денежном выражении. Фактический остаток товара сопоставляется с остатком товара в стоимостном выражении в продажных ценах по данным бухгалтерского учета организации (счет 41 "Товары"). На основании первичных бухгалтерских документов (накладных на поставку товара, счетов - фактур) проверяющими производится расчет поступления товара (в продажных ценах) в стоимостном выражении за период со дня, следующего за проверяемым периодом, по день, предшествующий дню проведения инвентаризации. По данным бухгалтерского учета организации (счет 50 "Касса") устанавливается выручка от розничной реализации товаров за вышеуказанный период. Исходя из полученных данных, рассчитывается остаток товаров в стоимостном выражении на момент начала проведения инвентаризации, который должен находиться в помещении организации. Положительная разница между остатком товара, рассчитанным на основании имеющихся учетных документов, и остатком товара, фактически находящимся в помещении организации к моменту начала проведения инвентаризации, косвенным путем подтверждает факт частичного неотражения в бухгалтерском учете организации прихода и реализации товара. Расчет товара, фактически имеющегося в наличии у организации на начало проведения инвентаризации, может быть произведен на примере условного предприятия розничной торговли. В рассматриваемом примере период выездной налоговой проверки - с 1 января 2001 г. по 31 марта 2001 г. В результате инвентаризации установлено, что к началу проведения инвентаризации (12 мая 2001 г.) фактический остаток товара, учитываемый в продажных ценах и находящийся в помещении организации, в денежном выражении составил 417 242,17 руб. (согласно инвентаризационной описи). По данным бухгалтерского учета организации (счет 41 "Товары") остаток товара в стоимостном выражении в продажных ценах на 1 апреля 2001 г. составляет 188 498,31 руб. На основании первичных бухгалтерских документов (накладных на поставку товара, счетов - фактур) за период с 1 апреля 2001 г. по 11 мая 2001 г. (включительно) проверяющими произведен расчет поступления товара (в продажных ценах) в стоимостном выражении за вышеуказанный период, в результате которого стоимость поступившего товара составила 1 290 517 руб. По данным бухгалтерского учета организации (счет 50 "Касса") выручка от розничной реализации товаров за период с 1 апреля 2001 г. по 11 мая 2001 г. составила 471 228,35 руб. Исходя из полученных данных остаток товаров в стоимостном выражении на момент начала проведения инвентаризации должен составлять 1 007 787 руб. (188 498 (остаток товара на 1 апреля 2001 г. по счету 41 "Товары") + 1 290 517 (фактически полученный товар с 1 апреля 2001 г. по 11 мая 2001 г.) - 471 228 (выручка от розничной реализации товаров за период с 1 апреля 2001 г. по 11 мая 2001 г. по счету 50 "Касса") = 1 007 787). Разница между остатком товара, фактически находящимся в помещении организации, с учетом поступления товаров с 1 апреля 2001 г. по 11 мая 2001 г. и реализации товаров за данный период, к моменту начала проведения инвентаризации (12 мая 2001 г.) и остатком товара, поступившим в организацию на основании имеющихся учетных документов на 11 мая 2001 г., составляет 590 545 руб., что подтверждает факт частичного неотражения в бухгалтерском учете организации прихода и реализации товара. Инвентаризация имущества налогоплательщика может проводиться при наличии достаточных оснований, например когда имеются сведения о следующем: - уклонении налогоплательщика от уплаты налогов; - недостоверности бухгалтерской отчетности (т.е. несопоставимости отчетных данных первичным документам, данным, отраженным в Главной книге, и т.п.); - изменении учетной политики в отчетном периоде; - грубом нарушении правил ведения бухгалтерского учета (или уклонении от его ведения); - необоснованном внесении исправлений в кассовые и банковские документы; - частой смене материально ответственных лиц; - получении организацией убытков от финансово - хозяйственной деятельности в течение длительного периода времени; - изменениях в оценке дебиторской задолженности, имущества и других обязательств; - некачественном проведении обязательной инвентаризации (уклонении от проведения инвентаризации) в установленных законом случаях и др. Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждено Приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. N N 20н, ГБ-3-04/39. Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств. Распоряжение о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика при выездной налоговой проверке, порядке и сроках ее проведения, составе инвентаризационной комиссии принимает руководитель налогового органа (его заместитель). Распоряжение регистрируется в журнале регистрации распоряжений о проведении инвентаризации. Под имуществом в соответствии со ст.38 НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ. К имуществу налогоплательщика относятся основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства, кредиторская задолженность и иные финансовые активы. В перечень имущества, подлежащего инвентаризации, может быть включено любое имущество налогоплательщика независимо от его местонахождения. Перечень имущества, проверяемого при налоговой проверке, устанавливается руководителем налогового органа (его заместителем). Проверка фактического наличия имущества производится при участии должностных лиц, материально ответственных лиц, работников бухгалтерской службы налогоплательщика. До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "До инвентаризации на "..." (дата) ", что должно служить основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным. Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества. Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, которые составляются не менее чем в двух экземплярах. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Количество материалов и товаров, хранящихся в неповрежденной упаковке поставщика, может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Вес (или объем) навалочных материалов допускается определять на основании обмеров и технических расчетов. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На последней странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны. Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены в описи и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями членов инвентаризационной комиссии. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий. Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Если при проведении выездной налоговой проверки организаций у проверяющих возникает необходимость в получении информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, а также в случае необходимости получения подтверждения произведенных проверяемой организацией затрат, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка). Предметом встречной проверки являются документы организаций, выступающих контрагентами проверяемого налогоплательщика, с целью выяснения факта совершения определенной сделки, полноты оприходования полученной по этой сделке продукции (товаров) или выручки от ее реализации. Например, при выявлении у проверяемого налогоплательщика неучтенной продукции (товара) проводятся встречные проверки в организации, являющейся поставщиком данной продукции (товара). При этом объемы поставок, отраженные в учете поставщика, сравниваются с данными, отраженными в бухгалтерском учете проверяемого налогоплательщика. Целесообразно также истребовать документы у тех контрагентов проверяемого налогоплательщика, приобретение продукции (товаров) у которых осуществлено по документам, оформленным с нарушением установленных требований (с исправлениями, подчистками, расплывчатыми, нечеткими подписями, печатями, штампами организаций и т.п.). В целях обеспечения полноты поступления в бюджет НДС целесообразно проводить перекрестные проверки счетов - фактур. Под перекрестной проверкой счетов - фактур понимается проверка соответствия показателей (данных) счетов - фактур, имеющихся у поставщика. В соответствии со ст.87 НК РФ если при проведении выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость в получении информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка). Одновременно на основании ст.93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, в том числе и у поставщика проверяемой организации, необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Документы представляются в виде заверенных должным образом копий. Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст.126 НК РФ. Если лицо, в отношении которого производится встречная проверка, состоит на учете в другом налоговом органе, то налоговый орган, осуществляющий выездную проверку, при необходимости может направить мотивированный запрос о проведении встречной проверки в инспекцию МНС России по административному округу, на территории которого данное лицо состоит на налоговом учете. Запрос оформляется с учетом требований, установленных Регламентом проведения выездных налоговых проверок, утвержденным Приказом МНС России от 10 ноября 2000 г. N БГ-14-16/353 дсп. Предъявленные документы анализируются, сравниваются с данными, представленными проверяемой организацией. Несоответствие или искажение данных отражается в акте выездной налоговой проверки с доначислением налогов, подлежащих уплате в бюджет. В случае невозможности определить объект налогообложения из-за отсутствия документов по финансово - хозяйственной деятельности проверяемой организации налоговый орган на основании пп.7 п.1 ст.31 НК РФ вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике или с учетом данных об организациях, занимающихся аналогичной деятельностью. По результатам проведенных проверок составляются: - акт проверки соблюдения Закона РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"; - акт проверки полноты учета выручки, полученной с применением контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением; - акт выездной налоговой проверки. Руководитель инспекции по результатам рассмотрения материалов проверки выносит решение о наложении штрафных санкций по каждому акту проверки в случае выявления нарушений действующего законодательства. В соответствии с п.3 ст.32 НК РФ налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать нарушение законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Подписано в печать В.А.Чернышов 10.05.2002 Управление МНС России
по г. Москве
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |