Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Общий порядок исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога ("Нормативные акты для бухгалтера", 2002, N 3)



"Нормативные акты для бухгалтера", N 3, 2002

ОБЩИЙ ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ

ЕДИНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЛОГА

В прошлом номере журнала мы опубликовали Федеральный закон от 29.12.2001 N 187-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (см. "НА" N 2, 2002, стр. 75).

Это Закон дополняет вторую часть Налогового кодекса новой гл.26.1. Она определяет общий порядок исчисления и уплаты налогов сельхозпроизводителями. Закон определяет, что для этих налогоплательщиков может быть установлен специальный налоговый режим, предусматривающий замену большей части налогов уплатой единого сельскохозяйственного налога (далее - ЕСХН). Сельхозпроизводители конкретного региона смогут перейти на уплату ЕСХН при условии, что законодательные власти этого региона примут закон о введении на его территории специального налогового режима.

Условия перехода на уплату ЕСХН

В ст.346.1 НК РФ указано, что сельхозпроизводители (организации, фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели; далее - СХП) переходят на уплату единого налога при соблюдении ряда условий. Одно из них таково: доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции (включая продукты ее переработки) в совокупной выручке СХП должна составлять не менее 70 процентов. Эта доля выручки определяется по данным за предшествующий календарный год. А реализуемая сельскохозяйственная продукция должна быть произведена на сельскохозяйственных угодьях, являющихся объектами налогообложения.

В гл.26.1 НК РФ не определено, что же следует понимать под выручкой, исчисленной для целей налогообложения ЕСХН, и надо ли уменьшать ее на сумму косвенных налогов (НДС, налог с продаж и пр.).

По нашему мнению, в этом случае можно воспользоваться положениями ст.11 НК РФ и применить понятие "выручка", существующее в бухгалтерском учете.

Величина выручки определяется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99), утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н (опубликовано в "НА" N 13, 1999). Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, равной величине поступления денежных средств и иного имущества или величине дебиторской задолженности. Согласно п.3 ПБУ 9/99 не признается доходом организации сумма НДС, акцизов и других косвенных налогов. То есть организация, которая занимается производством сельскохозяйственной продукции, при определении права на уплату ЕСХН должна использовать показатель выручки за минусом косвенных налогов (НДС и т.д.). Этот показатель отражается по строке 010 Отчета о прибылях и убытках (форма N 2 бухгалтерской отчетности).

Пример 1. ЗАО "Агропродукт" выращивает морковь, свеклу и другие овощи. Выручка от их реализации за год составила 1 650 000 руб. (в том числе НДС - 150 000 руб.).

Кроме того, общество сдает в аренду складские помещения. Поступления от этой деятельности составили 450 000 руб. (в том числе НДС - 75 000 руб.).

По строке 010 Отчета о прибылях и убытках (форма N 2) ЗАО "Агропродукт" отразит следующую сумму:

1 650 000 руб. - 150 000 руб. + 450 000 руб. - 75 000 руб. = 1 875 000 руб.

Доля выручка от реализации сельхозпродукции в общей выручке общества составляет:

(1 650 000 руб. - 150 000 руб.) : 1 875 000 руб. x 100% = 80%.

Так как доля выручки от реализации сельхозпродукции в общей выручке ЗАО "Агропродукт" за прошедший год превышает 70 процентов, общество имеет право перейти на уплату ЕСХН в случае принятия соответствующего закона в субъекте РФ.

В то же время численность работников сельхозпроизводителя не имеет значения для перевода на специальный налоговый режим.

ЕСХН и другие налоги

В п.4 ст.346.1 НК РФ указано, что плательщики ЕСХН освобождены от большинства остальных налогов, за исключением НДС, акцизов, платы за загрязнение окружающей среды, налога на покупку иностранных дензнаков, государственной и таможенных пошлин, налога на имущество физлиц, лицензионных сборов и налога на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения. Эти налоги сельхозпроизводители уплачивают независимо от перевода на уплату ЕСХН.

Кроме того, в соответствии со ст.346.1 НК РФ плательщики ЕСХН не освобождаются от взносов на обязательное пенсионное страхование работников. Они также должны исполнять обязанности налоговых агентов в случаях, предусмотренных НК РФ (например, при выплате зарплаты работникам они по-прежнему должны удерживать и перечислять в бюджет налог на доходы физических лиц).

Таким образом, сельхозпроизводители освобождаются лишь от налога на прибыль, налога на имущество организаций, налога на пользователей автодорог, земельного налога, налога на рекламу и некоторых других. От уплаты единого социального налога они освобождаются в части социального и медицинского страхования.

Плательщики ЕСХН

ЕСХН платят сельскохозяйственные товаропроизводители. На это указано в п.1 ст.346.2 НК РФ. Сельхозпроизводители - это организации, фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели, которые производят и реализуют сельскохозяйственную продукцию (включая продукты ее переработки).

При переходе на уплату ЕСХН сохраняется условие о доле выручки от реализации сельхозпродукции в общей сумме выручки от реализации, которая должна быть не менее 70 процентов. Определить, относится ли произведенная продукция к сельскохозяйственной, можно с помощью Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301.

Статья 346.2 указывает, что плательщиками ЕСХН не являются сельскохозяйственные организации индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы и т.д.). В каждом регионе перечень таких организаций должен быть утвержден законодательными органами власти. При формировании такого перечня они должны руководствоваться порядком, установленным Правительством РФ. При этом в ст.5 Закона N 187-ФЗ указано, что Правительство РФ должно в течение двух месяцев с момента опубликования этого Закона установить критерии отнесения организаций к числу сельскохозяйственных организаций индустриального типа.

Отметим, что понятие "сельхозпроизводитель", приведенное в гл.26.1 НК РФ, несколько отличается от того, которое дано в Федеральном законе от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации". Так, в соответствии с этим Законом сельхозпроизводитель - это физическое или юридическое лицо, производящее сельскохозяйственную продукцию, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов от общего объема произведенной продукции.

Элементы налогообложения

Согласно ст.17 НК РФ, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. При этом элементами налогообложения считаются: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

Объект налогообложения

ЕСХН облагаются сельскохозяйственные угодья, которые находятся в собственности, владении или пользовании сельхозпроизводителя.

Налоговая база

Налоговой базой признается площадь этих угодий с учетом ее кадастровой стоимости.

Методика определения сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий должна быть установлена и утверждена Правительством РФ в течение 2 месяцев со дня официального опубликования Закона N 187-ФЗ (ст.5 Закона N 187-ФЗ). Закон опубликован 30 декабря 2001 г., значит, методика должна появиться к 1 марта 2002 г.

Налоговый период

Налоговый период по ЕСХН равен кварталу.

Ставка налога

Ставку ЕСХН (в рублях и копейках) устанавливают законодательные власти региона, в котором находится сельхозпроизводитель. Фиксированная плата взимается с одного гектара сельскохозяйственных угодий.

Статья 346.6 устанавливает механизм расчета налоговой ставки. Он состоит в следующем.

1. Определяется общая сумма налогов и сборов, которую сельхозпроизводители должны были уплатить в бюджеты всех уровней в соответствии с общим режимом налогообложения за предшествующий календарный год.

2. Общая сумма налогов уменьшается на сумму налогов, обязанность по уплате которых сохраняется при переходе на уплату ЕСХН (НДС, акцизы и т.д. в соответствии с п.4 ст.346.1 Закона N 187-ФЗ).

3. Полученная величина делится на 4, а затем на сопоставимую по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий.

При этом непонятно, ставка определяется по каждому налогоплательщику отдельно или устанавливается в целом для сельхозпроизводителей данного региона.

Ответить на этот вопрос - задача законодательной власти субъектов РФ.

Для отдельных категорий плательщиков ЕСХН законодательные власти региона могут увеличивать налоговую ставку. Однако ее размер не может превышать базовую ставку (ставку, определенную по приведенной выше методике) более чем на 25 процентов.

Если сумма дохода, которую сельхозпроизводитель получил в течение квартала, в расчете на один гектар сельскохозяйственных угодий более чем в 10 раз превышает кадастровую стоимость этих угодий, то ставка ЕСХН увеличивается на 35 процентов.

Порядок исчисления налога

Чтобы определить сумму ЕСХН, которая подлежит уплате, сельхозпроизводителю нужно умножить ставку налога на площадь сельскохозяйственных угодий, скорректированную с учетом их кадастровой стоимости.

Пример 2. ООО "Зерно" выращивает пшеницу, овес и другие зерновые. Весь свой доход общество получает от их продажи. Так как доля выручки от продажи сельскохозяйственной продукции превышает 70 процентов в общей выручке, организация относится к числу сельхозпроизводителей.

В регионе, в котором находится принадлежащий ООО "Зерно" участок земли, ставка ЕСХН равна 900 руб. за 1 гектар сельскохозяйственных угодий.

ООО "Зерно" пользуется участком земли площадью 570 гектаров. Допустим, для проведения корректировки исходя из кадастровой оценки земли общество может применять понижающий коэффициент 0,7.

Сумма ЕСХН, подлежащая уплате по итогам квартала, равна:

900 руб. x 570 га x 0,7 = 359 100 руб.

Сроки уплаты налога и представления отчетности

Налоговая декларация по ЕСХН представляется в налоговую инспекцию по местонахождению принадлежащих налогоплательщику сельскохозяйственных угодий. Делать это нужно не позднее 10-го числа месяца, который следует за истекшим кварталом. Сельхозпроизводитель уплачивает ЕСХН ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, который следует за истекшим кварталом.

Для уплаты ЕСХН налогоплательщик должен заполнить только одно платежное поручение. Федеральное казначейство распределяет поступившие суммы налога в пропорциях, установленных ст.346.9 НК РФ.

Соответствующие доли налога поступают в федеральный бюджет, фонды обязательного медицинского страхования, ФСС РФ, бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты.

Введение в действие гл.26.1 НК РФ

В ст.6 Закона N 187-ФЗ указано, что он вступает в силу 1 января 2002 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Закон N 187-ФЗ был опубликован 30 декабря 2001 г. Соответственно он вступит в силу 31 января 2002 г. Означает ли это, что и гл.26.1 НК РФ будет введена в действие с этой даты?

В данном случае необходимо руководствоваться п.1 ст.5 НК РФ, согласно которому акты законодательства о налогах вступают в силу:

- не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования;

- не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Акт законодательства о налогах и сборах вводится в действие только при соблюдении двух перечисленных условий. Таким образом, Закон N 187-ФЗ может быть введен в действие только с 1 апреля 2002 г. - с начала очередного налогового периода по ЕСХН.

М.В.Скороходов

Эксперт АГ "РАДА"

Подписано в печать

28.01.2002

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Порядок исчисления НДС со стоимости медицинской продукции и периодических печатных изданий ("Нормативные акты для бухгалтера", 2002, N 3) >
Статья: Как вести налоговый учет и составлять налоговые регистры ("Нормативные акты для бухгалтера", 2002, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.