Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Как избежать ошибок при осуществлении отдельных хозяйственных операций ("Налоговый вестник", 2002, N 2)



"Налоговый вестник", N 2, 2002

КАК ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

ОТДЕЛЬНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ

Ситуация 1. Между резидентом Российской Федерации (покупатель) и резидентом Республики Беларусь (поставщик) заключен договор на поставку товара, произведенного в Российской Федерации, с территории Российской Федерации. Условия договора выполнены. Счета - фактуры на поставленный товар оформлены с выделением НДС - 20%. Оплата товара покупателем произведена в полном объеме (в том числе НДС).

Поставщик не зарегистрирован в налоговых органах Российской Федерации как налогоплательщик.

Должен ли был покупатель удержать при осуществлении расчетов с белорусским поставщиком сумму НДС и уплатить ее в бюджет в соответствии с п.5 ст.7 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость"? Являлась ли сумма сделки налогооблагаемой базой по начислению НДС? Принимаются ли при этом во внимание положения Договора о создании Союзного государства между Российской Федерацией и Республикой Беларусь?

Поскольку возникновение объекта НДС при реализации товаров (работ, услуг) четко увязано законодателем с местом реализации, то при рассмотрении вопроса о возникновении обязанности по уплате данного налога необходимо руководствоваться следующим.

Согласно ст.146 НК РФ в целях исчисления и уплаты НДС местом реализации товаров признается Российская Федерация в случаях, если:

- товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;

- товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.

Если поставка товара осуществляется белорусским поставщиком с территории Российской Федерации, то местом реализации этого товара российскому покупателю признается территория Российской Федерации, и, соответственно, возникает объект обложения НДС (на основании ст.146 НК РФ).

При рассмотрении вопроса о том, в каком государстве подлежит обложению НДС стоимость реализуемых белорусским поставщиком товаров, следует исходить из того, что при расчетах с хозяйствующими субъектами Республики Беларусь возможны два режима:

1) реализуемый российскому покупателю товар ввозится с территории Республики Беларусь.

В этом случае местом реализации не признается территория Российской Федерации, однако возникает иной объект обложения НДС - ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

На основании ст.13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территорий государств - участников СНГ, НДС таможенными органами Российской Федерации не взимается.

Федеральным законом от 22.05.2001 N 55-ФЗ "О ратификации договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" установлено, что во взаимоотношениях Российской Федерации и Республики Беларусь по вопросу взимания косвенных налогов продолжает действовать принцип "страны происхождения" товара. В связи с изложенным после 1 июля 2001 г. реализация товаров хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Республики Беларусь друг другу происходит с учетом НДС как на территории Российской Федерации, так и на территории Республики Беларусь;

2) реализуемый белорусским предприятием товар приобретается и реализуется на территории Российской Федерации. В этом случае местом реализации признается территория Российской Федерации. Пунктом 1 ст.161 НК РФ установлено, что в случае реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации иностранными предприятиями, не состоящими на учете в налоговом органе, НДС должен быть удержан и уплачен в бюджет российским покупателем.

Положения этого пункта распространяются и на хозяйствующие субъекты Республики Беларусь, так как несмотря на то, что Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999 "О создании Союзного государства" провозглашено создание единого Союзного государства и одной из целей этого Договора является создание единого экономического пространства, реализация этих целей осуществляется поэтапно путем принятия соответствующих решений органов Союзного государства или договоров государств - участников (п.2 ст.2). Кроме того, указанный Договор не устанавливает какого-либо особого порядка взимания НДС при расчетах между хозяйствующими субъектами Республики Беларусь и Российской Федерации.

В соответствии со ст.6 Договора "...каждое государство - участник сохраняет с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности".

Это означает, что пока не будет принято иное, белорусское предприятие является иностранным предприятием на территории Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным в рассматриваемой ситуации при оплате российских товаров белорусскому поставщику НДС в российский бюджет подлежит удержанию из доходов поставщика и уплате в бюджет Российской Федерации, если поставщик не встал на учет в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщика.

Резюме.

1. Так как в рассматриваемой ситуации местом реализации товара является Российская Федерация, то при реализации возникает объект обложения НДС.

2. Российский покупатель должен удержать при осуществлении расчетов с белорусским поставщиком сумму НДС и уплатить ее в бюджет.

3. Нормы Договора о создании Союзного государства между Российской Федерацией и Республикой Беларусь не содержат каких-либо норм, вносящих изменения в порядок исчисления НДС при расчетах хозяйствующих субъектов этих стран.

Ситуация 2. Просим разъяснить порядок определения налоговой базы в 2001 г. по доходам, полученным от долевого участия в других организациях, в частности порядок исчисления налоговым агентом суммы налога, подлежащей удержанию из доходов налогоплательщиков - получателей дивидендов.

Как известно, до 1 января 2002 г. законодательство предусматривало возможность устранения механизма "двойного налогообложения дивидендов" при выплате дивидендов в адрес физических лиц. При этом при расчетах с акционером (участником) - организацией прибыль облагалась налогом дважды: первый раз - у источника выплаты до распределения дивидендов, а второй раз - при их получении, и при этом никакие "зачетные" механизмы не применялись. В 2002 г. согласно положениям Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства РФ о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ) порядок исчисления налоговым агентом суммы налога, подлежащей удержанию из доходов налогоплательщиков - получателей дивидендов, существенно изменился.

Удержание налога из доходов получателей

дивидендов - физических лиц

В соответствии с новым порядком (п.п.8 - 12 ст.1 Закона N 110-ФЗ) с 1 января 2002 г. если дивиденды выплачиваются российской организацией, то она признается налоговым агентом и обязана исчислить сумму налога на доходы физических лиц при каждой выплате по каждому получателю дивидендов. При этом налоговая ставка по такой категории доходов физических лиц установлена в размере 6%.

Проиллюстрировать новый порядок можно на следующем условном примере.

Пример. Организация получила по итогам года прибыль, подлежащую распределению, в сумме 1 000 000 руб. Сумма уплаченного налога на прибыль организации составила 300 000 руб. (1 000 000 руб. х 30 %) <*>. Численность акционеров составляет 50 человек, и все они являются резидентами. Прибыль распределена всем акционерам в равных долях. Дивиденды каждого акционера составили 14 000 руб.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Предположим для упрощения расчета, что налогооблагаемая прибыль равна балансовой прибыли.

Налог на доходы физических лиц исчисляется следующим образом:

В 2001 г.:

Ставка налога на доходы физических лиц установлена в 30%. Сумма исчисленного налога будет равна:

14 000 х 30% = 4200 руб.

С каждого рубля прибыли, полученной организацией, уплачен налог в сумме 0,3 руб. Таким образом, доля налога на прибыль организации, приходящаяся на долю прибыли, распределяемую каждому акционеру, составит:

14 000 х 0,3 = 4200 руб. <**>

     
   ————————————————————————————————
   
<**> Иной порядок определения суммы уплаченного налога на прибыль, относящегося к доходам, выплаченным в виде дивидендов, предлагается в Письме Минфина России от 09.01.2001 N 04-04-06/6. Однако, на наш взгляд, предприятиям следует руководствоваться вышеизложенным порядком, который соответствует Методическим рекомендациям налоговым органам о порядке применения гл.23 "Налог на доходы физических лиц части второй Налогового кодекса Российской Федерации", утвержденным Приказом Минфина России от 29.11.2000 N БГ-3-08/415.

Эта сумма подлежит зачету в счет уплаты налога на доходы физических лиц. Сумма налога на прибыль, относящаяся к части дохода, распределяемого в пользу налогоплательщика в виде дивидендов, равна сумме налога на доходы физических лиц. Следовательно, получатель дивидендов уплачивать этот налог в 2001 г. не должен.

В 2002 г.:

Ставка налога на доходы физических лиц составляет 6%. Сумма налога, исчисленная с дивидендов каждого акционера, будет равна:

14 000 х 6% = 840 руб.

Эта сумма удерживается из дохода налогоплательщика - получателя дивидендов распределяющей организацией. При этом у организации отпадает необходимость рассчитывать долю налога на прибыль, приходящуюся на каждого акционера.

Из приведенного примера может сложиться впечатление, что вновь вводимые положения ст.ст.214 и 224 НК РФ в части налогообложения дивидендов значительно ухудшают положение физических лиц - получателей дивидендов. Это справедливо только в отношении дивидендов, которые будут распределяться и выплачиваться в 2002 г., поскольку налогообложение прибыли, полученной по итогам 2001 г., осуществлялось по действовавшим тогда ставкам, а налог на доходы физических лиц с дивидендов - по новым ставкам.

Однако начиная с 2002 г. прибыль облагается по ставке 24% в соответствии со ст.284 НК РФ. Налог на доходы физических лиц с дивидендов, выплачиваемых российскими организациями, взимается по ставке 6%. Таким образом, совокупное налогообложение прибыли, распределяемой в виде дивидендов, в последующие годы не превысит 30%.

Для нерезидентов порядок налогообложения дивидендов в 2002 г. не изменился. Российская организация, выплачивающая дивиденды таким лицам, исчисляет налог по ставке 30% с суммы распределенных доходов от долевого участия в виде дивидендов. Налог исчисляется также по каждому нерезиденту и с каждой выплаты отдельно.

Удержание налога на прибыль у источника

из доходов получателей дивидендов - юридических лиц

В 2002 г. существенно изменился также порядок исчисления налога по доходам организации, полученным от долевого участия в деятельности других организаций. Однако предлагаемый гл.25 НК РФ зачетный порядок уплаченного налога отличается от вышеизложенного механизма устранения "двойного налогообложения", который в 2001 г. действовал по налогу на доходы физических лиц.

В соответствии с ним российская организация, выплачивающая дивиденды своим акционерам, сможет уменьшить налоговую базу не на сумму, соответствующую сумме уплаченного перед распределением дивидендов налога на прибыль, а на сумму дивидендов, в свою очередь полученных этой распределяющей организацией в текущем периоде. Иными словами, если в отчетном (налоговом) периоде предприятие, являясь учредителем каких-либо иных организаций, получало от них доходы в виде дивидендов (в качестве налогоплательщика), то эти доходы уменьшают базу при исчислении им самим налога по доходам от долевого участия других организаций в его уставном капитале (в качестве налогового агента). У налогового агента не возникает обязанности по уплате налога, если полученная разница отрицательна. Положительная разница облагается налогом на прибыль по ставке 6%.

Предложенный в гл.25 НК РФ порядок налогообложения представляется нам не вполне обоснованным, так как размер удерживаемого у учредителей (акционеров) налога тем меньше, чем больше учрежденное ими предприятие само вкладывает в уставные капиталы других организаций и получает от этого соответствующие суммы доходов.

Обращает на себя внимание также то, что в п.3 ст.284 НК РФ ставка в размере 6% установлена "...по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации". С одной стороны, из положений этой статьи можно сделать вывод, что физические лица являются плательщиками налога на прибыль по доходам от дивидендов и обязаны помимо налога на доходы физических лиц уплачивать налог на прибыль с этих доходов. Однако физические лица, как известно, не поименованы в ст.246 НК РФ в качестве плательщиков налога на прибыль. Следовательно, налог на прибыль с доходов физических лиц не является установленным, так как не установлены все его элементы (п.6 ст.3 НК РФ), и организация при выплате дивидендов в пользу получателей - физических лиц обязана руководствоваться вышеизложенными положениями гл.23, а не гл.25 НК РФ. С другой стороны, чтобы вышеизложенный "зачетный" механизм применялся в отношении налога, удерживаемого с доходов физических лиц, изменения должны быть внесены в гл.23 НК РФ.

В 2002 г. с дивидендов, выплачиваемых российским налоговым агентом иностранной компании, налог удерживается по ставке 15%. При этом налоговая база определяется по каждой выплате и равна сумме выплаченных дивидендов (п.3 ст.275 НК РФ).

Резюме:

В 2002 г. удержание налога производится у источника выплаты из доходов получателей дивидендов - физических лиц по ставке 6% без каких-либо удержаний, а из доходов получателей дивидендов - юридических лиц - также по ставке 6%, но при этом учитывается сумма дивидендов, полученных выплачивающей доходы организацией в текущем периоде.

Подписано в печать А.А.Ефремова

18.01.2002 Заместитель директора

Департамента аудиторских услуг

аудиторско - консалтинговой группы

"Развитие бизнес - систем"

Н.А.Рощина

Зам. руководителя отдела

бухгалтерского и налогового

консультирования

Ю.Е.Сазонова

Ведущий консультант

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Об отдельных аспектах обращения складских свидетельств ("Налоговый вестник", 2002, N 2) >
Статья: Выбытие основных средств ("Налоговый вестник", 2002, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.