|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: О применении ответственности к налоговым агентам за несвоевременное представление ими сведений о доходах, выплаченных физическим лицам и индивидуальным предпринимателям (Начало) ("Налоговый вестник", 2002, N 2)
"Налоговый вестник", N 2, 2002
О ПРИМЕНЕНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ К НАЛОГОВЫМ АГЕНТАМ ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИМИ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ, ВЫПЛАЧЕННЫХ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ
Пунктом 2 ст.230 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) на налоговых агентов возложена обязанность представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной МНС России. Форма представления в налоговый орган сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов - форма N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 2001 год", утверждена Приказом МНС России от 30.10.2001 N БГ-3-04/458 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц". Статьей 230 НК РФ установлено, что указанные сведения представляются на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций в порядке, определяемом МНС России. Налоговые органы в исключительных случаях с учетом специфики деятельности либо особенностей места нахождения организаций могут предоставлять отдельным организациям право направлять сведения о доходах физических лиц на бумажных носителях. Налоговые органы направляют данные сведения налоговым органам по месту жительства физических лиц. Ранее действовавшим законодательством, а именно Законом РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Закон N 1998-1), также была установлена обязанность налоговых агентов представлять в налоговые органы сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов и определен порядок представления данных сведений.
Так, абз.1 п.5 ст.20 Закона N 1998-1 было установлено, что предприятия, учреждения, организации и иные работодатели обязаны не реже одного раза в квартал представлять в налоговый орган по месту своей регистрации сведения о доходах, выплаченных ими физическим лицам не по месту основной работы (службы, учебы), и об удержанных суммах налога с указанием адресов постоянного местожительства получателей дохода, а также ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, - сведения о доходах, выплаченных ими физическим лицам по месту основной работы (службы, учебы). Указанные сведения представлялись на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций в порядке, определявшемся Госналогслужбой России. Порядок представления работодателями сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов на магнитных носителях был установлен в Инструкции Госналогслужбы России от 29.06.1995 N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Инструкция N 35). Абзацем 3 п.5 ст.20 Закона N 1998-1 было предусмотрено, что при среднесписочной численности работающих до 10 человек (в ред. от 31.03.1999 N 65-ФЗ - до 100 человек) организации (предприятия, учреждения) и иные работодатели могли представлять сведения о полученных физическими лицами доходах и об удержанных с них суммах подоходного налога на бумажных носителях. Это положение не распространялось на профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховые и кредитные организации. До введения в действие части первой НК РФ ответственность налогового агента за непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов не была предусмотрена законодательством. В связи с вышеизложенным необходимо иметь в виду, что ответственность к налоговым агентам за правонарушения в виде непредставления в установленный срок сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов, совершенные до 1 января 1999 г., но выявленные после названной даты, в силу ст.8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" и п.2 ст.5 НК РФ не применяется. Ответственность за нарушение установленного срока представления налоговым агентом сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов до вступления в силу Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 154-ФЗ) была установлена п.3 ст.119 НК РФ, а после вступления в силу указанного Федерального закона - п.1 ст.126 НК РФ. Согласно п.3 ст.119 и п.1 ст.126 НК РФ нарушение установленного срока представления налоговым агентом в налоговые органы предусмотренных актами законодательства о налогах и сборах документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Пленум ВАС РФ в п.45 Постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление ВАС РФ N 5) указал, что в соответствии с п.1 ст.126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных данным Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. При применении указанной ответственности к налоговым агентам необходимо учитывать, что каждый документ (справка), касающийся конкретного налогоплательщика, является отдельным документом независимо от способа его представления в налоговый орган: на бумажном или магнитном носителе. Данное разъяснение ВАС РФ было обусловлено неоднозначно складывающей в различных регионах судебно - арбитражной практикой. Арбитражные суды при применении к налоговым агентам ответственности за несвоевременное представление сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов нередко взыскивали с налогового агента штраф, определяя в качестве документа либо реестры, либо магнитные носители. Так, арбитражными судами при рассмотрении данной категории дел принимались следующие решения. 1. ИМНС обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском к войсковой части о взыскании штрафа в сумме 34 300 руб., предусмотренного п.1 ст.126 НК РФ. Решением Арбитражного суда Приморского края исковые требования удовлетворены частично, с ответчика взыскан штраф в сумме 50 руб., в остальной части иска отказано. Судебный акт мотивирован тем, что ответчиком в нарушение требований п.5 ст.20 Закона N 1998-1 несвоевременно представлены в налоговый орган сведения о доходах 686 работников, содержащиеся в одном документе. На этом основании суд сделал вывод о том, что налоговое правонарушение имеет место, поэтому подлежит взысканию санкция в сумме 50 руб. - как за непредставление одного документа. Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа решение Арбитражного суда Приморского края оставил без изменения. При принятии постановления по данному делу арбитражный суд кассационной инстанции исходил из следующего. Из материалов дела следует, что на основании акта о налоговом правонарушении ИМНС вынесено решение, которым войсковая часть привлечена к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в размере 34 300 руб. за совершение налогового правонарушения, выразившегося в непредставлении налоговым агентом в установленный законодательством о налогах и сборах срок сведений о доходах, выплаченных предприятием 686 физическим лицам в 1999 г. В соответствии с п.5 ст.20 Закона N 1998-1 предприятия, учреждения, организации и иные работодатели обязаны ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представлять в налоговый орган по месту своей регистрации сведения о доходах, выплаченных ими физическим лицам по месту основной работы (службы, учебы). Судом установлено, что войсковая часть представила в налоговый орган 30.05.2000 сведения о доходах 686 физических лиц за 1999 г. на магнитных носителях с сопроводительным реестром. Поскольку имеет место нарушение срока представления сведений о доходах, выплаченных физическим лицам, арбитражный суд первой инстанции правомерно применил ответственность за непредставление сведений в виде взыскания штрафа в размере 50 руб. в соответствии с п.1 ст.126 НК РФ. Из буквального толкования вышеназванной налоговой нормы следует, что ее положение за непредставление в установленный срок сведений (информации о налогоплательщике) соотносится с требованиями п.5 ст.20 Закона N 1998-1. В реестре N 1 от 30.05.2000 содержалась информация о 686 налогоплательщиках. При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствуют законные основания требовать у налогового агента представления документов по количеству налогоплательщиков со сведениями о доходах, выплаченных физическим лицам по месту основной работы. 2. ИМНС обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с иском к ГУП о взыскании штрафа в сумме 37 525 руб. согласно п.1 ст.126 НК РФ. Решением Арбитражного суда Челябинской области исковые требования удовлетворены. Постановлением апелляционной инстанции решение оставлено без изменения. Федеральный арбитражный суд Уральского округа решение и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Челябинской области отменил, взыскав с ГУП в доход бюджета 150 руб. штрафа. В остальной части иска отказал. При принятии постановления федеральный арбитражный суд кассационной инстанции указал следующее. Как видно из материалов дела, основанием для привлечения предприятия к налоговой ответственности явился факт несвоевременного представления им в налоговую инспекцию сведений о доходах, выплаченных 1501 физическому лицу. Согласно п.5 ст.20 Закона N 1998-1 предприятия, учреждения, организации и иные работодатели обязаны не реже одного раза в квартал представлять в налоговый орган по месту своей регистрации сведения о доходах, выплаченных ими физическим лицам не по месту основной работы (службы, учебы), и об удержанных суммах налога с указанием адресов постоянного местожительства получателей дохода, а также ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, - сведения о доходах, выплаченных ими физическим лицам по месту основной работы (службы, учебы). Указанные сведения согласно п.66 Инструкции N 35 представляются на бумажных или магнитных носителях с сопроводительным реестром по установленной форме. Согласно п.3 ст.119 НК РФ с 1 января 1999 г. установлена ответственность налогоплательщика (налогового агента) за нарушение сроков представления в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, а с 18 августа 1999 г. Законом N 154-ФЗ эта ответственность установлена п.1 ст.126 НК РФ в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Поскольку из материалов дела усматривается, что предприятием не были представлены в налоговую инспекцию сведения о доходах физических лиц, содержащиеся в трех документах (2 реестра и дискета), судом необоснованно удовлетворены исковые требования о взыскании штрафа за непредставление 1051 документа. При таких обстоятельствах судебные акты следует отменить, взыскать штраф в сумме 150 руб. 3. ИМНС обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском к АОЗТ о взыскании на основании п.1 ст.126 НК РФ за несвоевременное представление в налоговый орган сведений о доходах, выплаченных 36 физическим лицам, штрафа в сумме 1800 руб. Арбитражный суд Свердловской области решением по данному делу исковые требования налоговой инспекции удовлетворил частично в размере 100 руб. Постановлением кассационной инстанции Федерального Арбитражного суда Уральского округа решение Арбитражного суда Свердловской области по данному делу оставлено без изменения. Арбитражные суды первой и кассационной инстанций в судебных актах по данному делу указали, что поскольку предприятием не были представлены в налоговые органы сведения о доходах физических лиц, содержащиеся в двух документах (двух дискетах), ответственность за допущенное АОЗТ налоговое правонарушение подлежит применению в виде штрафа в размере 100 руб., то есть за два, а не за 36 документов. Таким образом, арбитражные суды при применении к налоговым агентам ответственности за несвоевременное представление сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов нередко взыскивали штраф исходя из количества несвоевременно представленных реестров или магнитных носителей, расценивая их как документы, предоставление которых предусмотрено ст.20 Закона N 1998-1. Вместе с тем данная позиция арбитражных судов не основана на действующих в момент рассмотрения данных дел законодательных и нормативных актах, в связи с чем Пленумом ВАС РФ и были даны соответствующие разъяснения в п.45 Постановления ВАС РФ N 5. В соответствии с п.5 ст.20 Закона N 1998-1 предприятия, учреждения, организации и иные работодатели были обязаны не реже одного раза в квартал представлять в налоговый орган по месту своей регистрации сведения о доходах, выплаченных ими физическим лицам не по месту основной работы (службы, учебы), и об удержанных суммах налога с указанием адресов постоянного местожительства получателей дохода, а также - ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, - сведения о доходах, выплаченных ими физическим лицам по месту основной работы (службы, учебы). Налоговые органы пересылали эти сведения налоговым органам по месту постоянного жительства физического лица. Указанные сведения представлялись на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций в порядке, определявшемся Госналогслужбой России. Во исполнение п.5 ст.20 Закона N 1998-1 Госналогслужба России разработала порядок представления работодателями сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов на магнитных носителях, который содержался в Инструкции N 35. Абзацем 6 п.66 Инструкции N 35 было установлено, что сведения о доходах физических лиц на магнитных носителях представлялись в налоговый орган в соответствии с Требованиями к составу и структуре информации о доходах физических лиц, представляемой работодателями на магнитных носителях, приведенными в Приложении N 14 к данной Инструкции. Сведения о полученных физическими лицами доходах, начисленных и удержанных с этих доходов суммах налога на магнитных носителях представлялись в налоговый орган с сопроводительным реестром, форма которого приведена в Приложении N 10 к Инструкции N 35. Налоговый орган осуществлял прием и проверку представленных сведений с выдачей протоколов по формам, приведенным в Приложении N 13 к указанной Инструкции (абз.10 пп."в" п.66 Инструкции N 35). Таким образом, сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов представлялись работодателем в налоговые органы на магнитных носителях, к которым прилагались сопроводительные реестры. По результатам рассмотрения указанных сведений налоговым органом составлялся протокол. Требованиями к составу и структуре информации о доходах физических лиц, представлявшихся организациями (предприятиями, учреждениями) и иными работодателями на магнитных носителях (далее - Требования), приведенными в Приложении N 14 к Инструкции N 35, было предусмотрено составление работодателями отдельного документа на каждое физическое лицо, которому выплачивался доход работодателем. Так, согласно Требованиям информация на магнитных носителях (дискетах) должна была создаваться в виде текстовых файлов. В п.2.1 Требований были установлены состав файла и структура информации документа "Справка о доходах физического лица". Пунктом 2.2.7 Требований был установлен обязательный реквизит "Количество документов", в котором фиксировалось количество документов в передаваемом файле. Требованиями было также предусмотрено, что сведения о каждом физическом лице должны были оформляться отдельным документом, имевшим идентификатор (п.2.2.9 Требований), позволявший каждому документу присвоить уникальный код, дату (п.2.2.10 Требований), и иные обязательные реквизиты, в том числе реквизит "Конец документа" (символ @@@). Из вышеизложенного следует, что на магнитном носителе (дискете) на каждое физическое лицо, о доходах которого работодатель представлял сведения в налоговый орган, создавался отдельный документ. Следовательно, сведениями о доходах физических лиц, представление которых было предусмотрено п.5 ст.20 Закона N 1998-1, являлись документы, составленные работодателем на каждое физическое лицо, которому им выплачивался доход. Таким документом являлась "Справка о доходах физического лица". Учитывая изложенное, в соответствии с п.5 ст.20 Закона N 1998-1 и порядком, определенным Госналогслужбой России на основании названного пункта указанного Закона, на работодателей была возложена обязанность представлять в налоговые органы на магнитном носителе (дискете) один или несколько документов (в зависимости от числа работающих), каждый из которых в отдельности содержал информацию о доходах одного физического лица ("Справка о доходах физического лица"), работавшего в данной организации. Сопроводительный реестр сведений о доходах физических лиц, приведенный в Приложении N 10 к Инструкции N 35, не содержался на магнитном носителе, а представлялся в налоговый орган на бумажном носителе в виде перечня сведений о доходах, содержавшихся на магнитном носителе (дискете), и содержал такой пункт, как "Всего представлено документов", позволявший сопоставить и проверить количество представленных работодателем в налоговый орган сведений (документов) о доходах физических лиц на магнитных носителях. Кроме того, в соответствии с п.5 ст.20 Закона N 1998-1 сведения, представленные работодателями в налоговый орган по месту регистрации, о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов пересылались названным налоговым органом в налоговые органы по месту постоянного жительства физического лица. Сведения, содержавшиеся в сопроводительном реестре сведений о доходах физических лиц, не могли пересылаться налоговым органом по месту регистрации работодателя налоговому органу по месту постоянного жительства физических лиц, поскольку они не содержали достаточной информации о доходах физических лиц, а также информации (отсутствует адрес постоянного места жительства физического лица и ИНН физического лица), необходимой для определения налогового органа, в котором стояло на учете физическое лицо. Информация, необходимая для выполнения налоговым органом требований Закона N 1998-1, содержалась в таком документе, как "Справка о доходах физического лица" (п.2.2.11 Требований - реквизит "ИНН физического лица" и п.2.2.16 Требований - реквизит "Адрес постоянного места жительства"), имевшемся на магнитном носителе, который и направлялся налоговым органом по месту регистрации работодателя налоговому органу по месту постоянного жительства физического лица. Таким образом, сопроводительный реестр сведений о доходах физических лиц представлял собой перечень содержавшихся на магнитном носителе сведений о доходах, выплаченных физическим лицам работодателем, и не мог рассматриваться как сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов, представление которых предусмотрено п.5 ст.20 Закона N 1998-1. Учитывая вышеизложенное, выводы арбитражных судов о том, что в соответствии с нормами Закона N 1998-1 и Инструкции N 35 документом, содержавшим сведения о доходах, выплаченных физическим лицам, являлся реестр, неправомерны. Неправомерным также является вывод арбитражных судов о том, что степень применяемой к налоговым агентам ответственности за непредставление в установленный срок сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов, должна определяться исходя из количества магнитных носителей, не представленных в установленный срок, поскольку из нормы ст.20 Закона N 1998-1 следует, что магнитный носитель является средством (способом) представления сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов, а не их источником. Учитывая вышеизложенное, в случае нарушения налоговым агентом установленного срока представления сведений о доходах нескольких физических лиц штраф в размере 50 руб. должен взыскиваться за каждый документ, составленный на каждое физическое лицо, в виде справки о доходах физического лица. В настоящее время в некоторых регионах накоплена положительная практика рассмотрения данной категории дел в арбитражных судах, то есть когда арбитражные суды при рассмотрении данной категории дел приходили к выводу о том, что в соответствии с п.1 ст.126 НК РФ штраф за непредставление в срок сведений о доходах физических лиц и начисленных и удержанных налогов взыскивается в размере 50 руб. за каждый из непредставленных документов, которым является справка установленного образца, предусмотренная п.66 Инструкции N 35. Примером таких решений арбитражных судов являются следующие дела. 1. ИМНС обратилась в Арбитражный суд Курской области с требованием о взыскании с ОАО 3200 руб. штрафа, примененного на основании п.1 ст.126 НК РФ. Решением Арбитражного суда иск удовлетворен частично - взыскан штраф в размере 200 руб., в остальной части иска отказано. Постановлением апелляционной инстанции решение изменено, иск удовлетворен в полном объеме. При этом арбитражный суд апелляционной инстанции указал следующее. Как следует из материалов дела, ИМНС в ходе камеральной проверки было установлено, что ОАО своевременно не представляло в налоговый орган сведения о доходах физических лиц, выплачиваемых не по основному месту работы. За указанное нарушение налогового законодательства ОАО постановлением налоговой инспекции привлечено к ответственности, предусмотренной п.1 ст.126 НК РФ. В связи с тем что сумма штрафа в установленные сроки не была уплачена в добровольном порядке, налоговая инспекция обратилась с иском в суд. Суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования налоговой инспекции, исходил из того, что штраф должен быть, взыскан в размере 200 руб., поскольку налоговым агентом несвоевременно представлены в инспекцию сведения на четырех магнитных носителях. Отменяя решение суда, апелляционная инстанция указала на то, что оно не основано на нормах материального права, поскольку в соответствии с п.1 ст.126 НК РФ штраф взыскивается в размере 50 руб. за каждый из непредставленных документов. Учетным документом о выплате каждому физическому лицу дохода не по месту его основной работы является справка установленного образца (п.66 Инструкции N 35). Поэтому вне зависимости от того, в какой форме предприятием представляются в налоговый орган обобщенные сведения о выплаченных доходах, размер установленного п.1 ст.126 НК РФ штрафа за ненадлежащее исполнение налоговым агентом возложенных на него обязанностей должен рассчитываться исходя из количества лиц, сведения на которых не представлялись в налоговую инспекцию либо представлялись несвоевременно. 2. ИМНС обратилась в Арбитражный суд г. Санкт - Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с АОЗТ 3050 руб. штрафа за непредставление налоговому органу сведений о доходах сотрудников за 1998 г. Решением Арбитражного суда г. Санкт - Петербурга и Ленинградской области иск удовлетворен частично. В удовлетворении требования о взыскании штрафа в сумме 3050 руб. за непредставление налоговым агентом в налоговый орган сведений о доходах физических лиц, выплаченных им в 1998 г., отказано. Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции сослался на то, что в акте проверки не указаны отдельно (раздельно) данные о количестве не представленных АОЗТ в налоговую инспекцию справок о полученных доходах физическими лицами, для которых АОЗТ является основным местом работы и для которых АОЗТ - не основное место работы. Поскольку сроки подачи таких справок для этих двух категорий работников различны, суд признал невозможным проверить правильность применения налоговой инспекцией санкций по ст.126 НК РФ. Федеральный арбитражный суд Северо - Западного округа решение Арбитражного суда г. Санкт - Петербурга и Ленинградской области отменил в части отказа налоговой инспекции в удовлетворении иска о взыскании с АОЗТ штрафа в сумме 2600 руб. В остальной части решение оставил без изменения. При этом арбитражный суд кассационной инстанции указал следующее. В ходе проверки правильности удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов, удержанных из заработков (доходов) граждан, АОЗТ за период с 01.07.1997 по 01.04.1999, проведенной в апреле - мае 1999 г., выявлены нарушения налогового законодательства, в том числе факты неудержания в 1997 и 1998 гг. подоходного налога с доходов, выплаченных физическим лицам, и неперечисления в этот же период в бюджет налогов, удержанных из заработков (доходов) физических лиц, а также непредставления налоговому органу сведений о доходах сотрудников за 1998 г. Указанные нарушения отражены в акте. На основании акта принято решение о привлечении АОЗТ к налоговой ответственности в виде штрафа за непредставление налоговому органу сведений о доходах сотрудников за 1998 г. в соответствии со ст.126 НК РФ. Из акта налоговой проверки следует, что АОЗТ не представило как налоговый агент в налоговый орган сведения о доходах физических лиц, выплаченных им в 1998 г. Всего не представлены сведения о доходах 61 человека, из которых 52 человека - работники АОЗТ, а для 9 человек акционерное общество не является основным местом работы. Согласно п.5 ст.20 Закона N 1998-1 предприятия, учреждения и иные работодатели обязаны не реже одного раза в квартал представлять в налоговый орган по месту своей регистрации сведения о доходах, выплаченных ими физическим лицам не по месту основной работы (службы, учебы), и об удержанных суммах налога с указанием адресов постоянного местожительства получателей дохода. Подпунктом "в" п.66 Инструкции N 35 предусмотрено, что работодатели были обязаны представлять сведения о доходах, полученных физическими лицами не по месту основной работы (службы, учебы), начисленных и удержанных суммах налога не реже одного раза в квартал не позднее первого числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом. Такие сведения представлялись в налоговый орган с указанием общей суммы полученного с начала года дохода и суммы налога, удержанного с этого дохода в отчетном периоде. За непредставление работодателями указанных сведений налоговым законодательством, действовавшим в 1998 г., не была предусмотрена ответственность. С 1 января 1999 г. ответственность за это налоговое правонарушение в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ была установлена п.3 ст.119 НК РФ, а с 18 августа 1999 г. - п.1 ст.126 НК РФ. Следовательно, в соответствии с п.2 ст.5 НК РФ предусмотренная НК РФ ответственность как ухудшающая положение налогоплательщика (налогового агента) применяется за нарушения, допущенные после введения в действие НК РФ, то есть после 1 января 1999 г. Поскольку п.5 ст.20 Закона N 1998-1 и пп."в" п.66 Инструкции N 35 была установлена обязанность работодателей как налоговых агентов ежеквартально не позднее первого числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять сведения о доходах физических лиц, выплаченных не по основному месту работы, ответственность налогоплательщика по п.1 ст.126 НК РФ могла быть применена только в случае, если АОЗТ выплатило этим физическим лицам доход в IV квартале 1998 г. и срок представления справок о выплаченных доходах наступил 1 февраля 1999 г. В акте проверки отсутствовали сведения о датах выплаты ответчиком дохода девяти физическим лицам, для которых АОЗТ не являлось основным местом работы. Другие документы, имевшиеся в деле, также не содержали этих сведений, поэтому следовало признать правильным вывод суда о том, что налоговая инспекция не доказала правомерность применения к ответчику штрафа, установленного п.1 ст.126 НК РФ, за непредставление в налоговый орган сведений (справок) о выплаченных в 1998 г. физическим лицам доходов не по основному месту работы. Указанный штраф составлял 450 руб., и во взыскании этой суммы судом первой инстанции отказано правомерно. Однако, по мнению кассационной инстанции, судом ошибочно отказано налоговой инспекции во взыскании 2600 руб. штрафа, примененного к ответчику как налоговому агенту за непредставление в налоговый орган сведений (справок) о выплаченных физическим лицам доходах по основному месту работы. Обязанность по представлению работодателем в налоговый орган таких справок установлена п.5 ст.20 Закона N 1998-1 и пп."в" п.66 Инструкции N 35. В пп."в" п.66 данной Инструкции указано, что сведения о доходах, выплаченных физическим лицам по месту основной работы (службы, учебы), должны представляться работодателем в налоговый орган ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Следовательно, сведения в виде справок о доходах своих работников, выплаченных им в 1998 г., ответчик был обязан представить в налоговую инспекцию не позднее 1 марта 1999 г. Не подав сведения о доходах до 1 марта 1999 г. в отношении 52 человек, АОЗТ допустило налоговое правонарушение, а потому было правомерно привлечено налоговой инспекцией к ответственности, установленной п.3 ст.119 НК РФ (с 18 августа 1999 г. - п.1 ст.126 НК РФ). Следовательно, в соответствии с п.2 ст.5 и п.1 ст.126 НК РФ иск налоговой инспекции в части взыскания 2600 руб. штрафа подлежит удовлетворению.
(Окончание см. "Налоговый вестник", N 3, 2002)
Подписано в печать Л.А.Короткова 18.01.2002 Советник налоговой службы
II ранга
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |