Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Об изменениях, внесенных в Федеральный закон "Об акционерных обществах" (Продолжение) ("Налоговый вестник", 2002, N 2)



"Налоговый вестник", N 2, 2002

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ, ВНЕСЕННЫХ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

"ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ"

(Продолжение. Начало см. "Налоговый вестник", N 1, 2002)

11. АО теперь вправе размещать облигации независимо от наличия данного правомочия в уставе.

Новая редакция Закона N 208-ФЗ уточняет в ст.34 правила оплаты акций при их размещении и определяет последствия их неоплаты. Так, акция, принадлежащая учредителю АО, не предоставляет права голоса до момента ее полной оплаты, если иное не предусмотрено уставом. При неполной оплате акций в течение года с момента госрегистрации АО влечет за собой переход к обществу права собственности (в прежней редакции речь шла о распоряжении обществом такими акциями) на акции, цена размещения которых соответствует неоплаченной сумме.

Согласно договору о создании АО с учредителя может быть взыскана неустойка за неисполнение обязанности по оплате акций.

Дополнительные акции АО, а также иные ценные бумаги, размещаемые путем подписки, в соответствии с новой редакцией Закона N 208-ФЗ размещаются только при условии их полной оплаты.

Закон N 208-ФЗ также установил новое правило, согласно которому при оплате акций неденежными средствами в любом случае необходимо привлекать независимого оценщика. При этом величина денежной оценки имущества, произведенная учредителем (при учреждении общества) или СД (в иных случаях оплаты уставного капитала), не может быть меньше определенной независимым оценщиком.

12. Новой редакцией Закона N 208-ФЗ установлен новый минимальный размер резервного фонда АО в размере 5%.

Если АО не уменьшит уставный капитал в случае, если размер чистых активов по итогам финансового года будет меньше уставного капитала, либо не объявит о своей ликвидации в случае, если размер чистых активов АО будет меньше минимального размера уставного капитала, то уполномоченные на то государственные (муниципальные) органы вправе предъявить в суд требование о ликвидации общества.

В соответствии с новой редакцией Закона N 208-ФЗ такое право акционерам и кредиторам общества не предоставлено.

13. Существенные изменения внесены в гл.IV "Размещение обществом акций и иных эмиссионных ценных бумаг".

Так, оплата акций (размещаемых при его учреждении и дополнительных) производится по цене не ниже номинальной стоимости акций, при этом во втором случае цена определяется СД с учетом положений ст.77 Закона N 208-ФЗ.

Далее, новой редакцией Закона N 208-ФЗ установлено, что порядок конвертации привилегированных ценных бумаг определяется уставом АО.

Конвертация акций при реорганизации общества регулируется соответствующими решениями и договорами в соответствии с новой редакцией Закона N 208-ФЗ.

В новой редакции Закона N 208-ФЗ названы следующие способы размещения обществом ценных бумаг: посредством подписки, конвертации и посредством распределения акций среди акционеров (в случае увеличения уставного капитала общества за счет имущества общества).

При этом по сравнению с прежней редакцией Закона более подробно рассмотрен порядок принятия решения о проведении открытой и закрытой подписки (п.п.3 и 4 ст.39 Закона N 208-ФЗ в новой редакции).

Статьи 40, 41 новой редакции Закона N 208-ФЗ, регулирующие вопросы обеспечения прав акционеров при размещении акций путем предоставления преимущественного права на приобретение указанных ценных бумаг, более подробно урегулировали вопрос применения преимущественного права акционеров на приобретение акций перед третьими лицами.

Так, например, установлено, что список лиц, имеющих преимущественное право, составляется на основании данных реестра акционеров на дату принятия решения, являющегося основанием для размещения эмиссионных ценных бумаг.

Увеличен срок применения преимущественного права с 30 до 45 дней и т.д.

14. В соответствии с новой редакцией Закона N 208-ФЗ выплата дивидендов теперь будет осуществляться только один раз в год, а сами дивиденды теперь только годовые. Установлено, что если уставом АО либо решением ОСА дата выплаты дивидендов не определена, то она должна состояться не позднее 60 дней со дня принятия решения о выплате годовых дивидендов.

Согласно новой редакции Закона N 208-ФЗ правом на получение дивиденда обладают лица, имеющие право участвовать в годовом ОСА на день составления списка лиц для участия в данном собрании акционеров.

Закон N 120-ФЗ дополнил ст.42 Закона N 208-ФЗ нормами о случаях, когда АО не вправе выплачивать уже объявленные дивиденды (в случае если на день выплаты общество отвечает признакам несостоятельности либо такие признаки появятся в случае выплаты дивидендов, если на день выплаты сумма чистых активов меньше или станет меньше в результате выплаты дивидендов суммы его уставного капитала и резервного фонда, а также в иных случаях, предусмотренных законами), пояснив при этом, что при прекращении указанных обстоятельств АО обязано выплатить акционерам объявленные дивиденды.

15. Сохранена трехзвенная структура управления в АО: ОСА, СД, единоличный и коллегиальный исполнительные органы.

Между указанными органами более строго по сравнению с прежней редакцией Закона N 208-ФЗ разграничена компетенция.

Ранее была предусмотрена исключительная компетенция ОСА в управлении АО, которая не могла передаваться на рассмотрение СД и исполнительных органов. В отношении остальных вопросов компетенции ОСА никаких оговорок не было. В результате существовала точка зрения, согласно которой вопросы, не относящиеся к исключительной компетенции ОСА, по решению ОСА могли передаваться нижестоящим органам.

Теперь данный пробел законодательства устранен: любые вопросы, относящиеся к компетенции ОСА, за исключением случаев прямо предусмотренных Законом N 208-ФЗ, не могут быть переданы в компетенцию нижестоящих органов (п.2 ст.48 Закона N 208-ФЗ).

16. В новой редакции Закона N 208-ФЗ предусмотрена возможность рассмотрения на годовом общем собрании акционеров не только вопросов, прямо отнесенных к годовому собранию, но и иных вопросов. В прежней редакции Закона данное право не предусматривалось.

В п.2 ст.47 новой редакции Закона N 208-ФЗ предусмотрена возможность установления ФКЦБ дополнительных требований к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров.

Определен специальный порядок подготовки, созыва и проведения ОСА, если в обществе единственный акционер. В частности, на такое общество не распространяются правила о сроках.

17. Из компетенции ОСА исключено решение вопроса о порядке определения формы сообщения обществом материалов акционерам, в том числе определение органа печати в случае сообщения в форме опубликования, а также решение вопроса о неприменении преимущественного права акционера на приобретение акций общества или иных ценных бумаг.

ОСА теперь утверждает все внутренние документы общества. В ранней редакции Закона СД имел право утверждать некоторые внутренние документы общества, в том числе Положение о Совете директоров.

18. Внесены изменения в порядок голосования (ст.49 Закона N 208-ФЗ).

В частности, изъяты положения, предусматривающие возможность установления в уставе АО дополнительных по сравнению с Законом N 208-ФЗ случаев, когда владельцы привилегированных акций имели право голоса на ОСА.

Раньше уставом можно было установить большее число голосов акционеров, необходимых для принятия ОСА решения, а также предусмотреть порядок подсчета голосов, отличный от определенного в законодательстве. Теперь данные вопросы регулируются только Законом N 208-ФЗ.

Изменился перечень вопросов, которые могут приниматься ОСА только по предложению СД. К ним добавлены увеличение уставного капитала путем увеличения номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций, а также утверждение внутренних документов общества.

Вопрос о приобретении обществом размещенных акций отнесен к вопросам, решение по которым принимается ОСА квалифицированным большинством голосов. Необходимо изъять второе предложение данного абзаца (В то же время вопрос о совершении крупных сделок принимается теперь простым большинством).

Установлен срок исковой давности для обжалования акционером решения ОСА: в течение шести месяцев со дня, когда акционер узнал или должен был узнать о принятом ОСА незаконном решении, нарушающем его права.

19. Уменьшился срок, установленный ст.51 Закона N 208-ФЗ, в течение которого должна быть определена дата составления списка лиц, имеющих право на участие в ОСА: с 60 дней до 50 дней относительно даты проведения собрания. Исключение составляет рассмотрение вопроса о выборе членов в СД. В этом случае дата проведения собрания акционеров должна быть определена в срок, не превышающий 65 дней до даты проведения собрания.

Изменился круг лиц, которые вправе ознакомиться со списком лиц, имеющих право на участие в ОСА. В данный круг теперь входят лица, в отношении которых совпадают два условия: они включены в список лиц, имеющих право на участие в собрании, и обладают не менее чем 1% от общего количества голосов.

При этом данные документов и почтовый адрес физических лиц, включенных в список, предоставляются только с согласия этих лиц.

20. В отличие от прежней редакции ст.52 Закона N 208-ФЗ новая редакция Закона не обязывает устав содержать срок сообщения о проведении собрания.

Изменился срок, в течение которого акционерам направляются сообщения о проведении собрания. Установлена градация сроков в зависимости от вопросов, подлежащих рассмотрению на собрании.

В Законе N 208-ФЗ прямо установлено, что форма сообщения должна быть обязательно письменной.

Новая редакция Закона N 208-ФЗ уточнила, что к информации, подлежащей представлению лицам, имеющим право на участие в собрании общества, относится годовая бухгалтерская отчетность общества, заключение аудитора и ревизионной комиссии по годовой бухгалтерской отчетности общества, проекты внутренних документов общества.

21. В ст.53 Закона N 208-ФЗ сохранены предельный размер процента акций, позволяющий акционеру вносить предложения в повестку дня и выдвигать кандидатов в органы управления общества и сроки внесения этих предложений.

Вместе с тем из Закона N 208-ФЗ изъято ограничение по количеству вопросов, которые вправе выдвинуть в повестку дня годового общего собрания акционер (номинальный держатель).

Законом установлен специальный порядок выдвижения кандидатов в члены СД на внеочередном ОСА при кумулятивном голосовании: в данном случае вносить предложения в повестку могут акционеры, владеющие в совокупности 2% акций.

Из Закона исключено положение, согласно которому предложение в повестку дня ОСА должно содержать мотив его постановки.

Сокращен срок для принятия СД решения о включении вопроса в повестку дня до пяти дней с даты окончания периода, в течение которого акционеры могут вносить свои предложения (ранее указанный срок составлял 15 дней).

Закон уточнил, что не только отказ СД от включения в повестку дня предложений акционеров, но и уклонение СД от принятия решения может быть обжаловано в суд. Это означает, что по истечении пятидневного срока можно обратиться за защитой в суд даже при отсутствии отрицательного решения.

Предложение акционера в повестку дня может содержать формулировки решений ОСА, которые подлежат включению в протокол ОСА в неизменном виде.

Из ст.53 Закона N 208-ФЗ, в прежней редакции, было неясно, имеет ли право СД самостоятельно формировать повестку дня, а также предлагать кандидатов в СД и иные органы общества (например, в случае, если никто из акционеров не выдвинул кандидатов или не внес свои предложения).

Теперь Закон прямо предусматривает возможность включения СД предложений в повестку дня и выдвижения кандидатов в члены СД.

22. Уменьшен срок (до 40 дней с момента предъявления требования), в течение которого должно быть проведено ОСА по требованию акционера или иных лиц, которым законом предоставлено такое право (ст.55 Закона N 208-ФЗ).

Исключение составляет повестка дня, содержащая вопрос об избрании членов СД кумулятивным голосованием. В этом случае срок составляет 70 дней с момента предъявления указанными лицами требования.

Установлен срок для проведения собрания по инициативе СД: не менее 40 дней с момента принятия этим органом управления решения о проведении собрания.

Уменьшен (до 5 дней) срок рассмотрения СД требования акционера и иных управомоченных лиц о проведении ОСА.

23. Из Закона N 208-ФЗ исключено положение, содержащееся в ст.56, согласно которому счетная комиссия (далее - СК) утверждается ОСА только по предложению СД.

Законом установлена обязательная передача полномочий СК регистратору, если число акционеров - владельцев голосующих акций превышает 500.

В остальных случаях функции СК могут быть только поручены регистратору, если и ведение реестра акционеров общества осуществляет регистратор. Исключение составляет ситуация, когда срок полномочий СК истек либо количество ее членов стало менее трех, а также в случае явки для исполнения своих обязанностей менее трех членов СК. В этом случае для осуществления функций СК может быть привлечен регистратор независимо от наличия у общества специализированного регистратора.

Законом дополнены полномочия СК. Теперь в ее обязанности, помимо ранее установленных, входит проверка полномочий и регистрация лиц, участвующих в ОСА.

24. Порядок определения кворума на ОСА остался прежним: участие в ОСА 50% голосов от общего количества голосующих акций.

Вместе с тем новой редакцией Закона N 208-ФЗ прописана процедура для определения кворума по вопросам, рассматриваемым на одном собрании и голосование по которым осуществляется разным составом голосующих.

Увеличен срок (до 40 дней с даты, когда собрание не состоялось), в течение которого ОСА может быть проведено, исходя из списка лиц, составленного к несостоявшемуся собранию.

(Продолжение см. "Налоговый вестник" N 3, 2002)

Подписано в печать Л.В.Дроздова

18.01.2002 Юрисконсульт

аудиторской и консалтинговой фирмы

"Топ - Аудит"

А.А.Деменков

Юрисконсульт

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Разъяснения отдельных вопросов, возникающих при заполнении форм N 1 и N 2 декларации по акцизам на подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье ("Налоговый вестник", 2002, N 2) >
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"> ("Налоговый вестник", 2002, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.