|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Уроки реструктуризации ("Налоговый вестник", 2002, N 2)
"Налоговый вестник", N 2, 2002
УРОКИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ
О реструктуризации задолженности предприятий перед бюджетом за последние годы было написано и сказано более, чем достаточно. Что же такое реструктуризация? Что она дает государству? Нужна ли она предприятию? Каков механизм ее проведения? Попытаемся ответить на эти и некоторые другие вопросы. Итак, в широком смысле реструктуризация - это один из способов урегулирования проблемы неплатежей в бюджетную систему и создания предпосылок для оздоровления экономической ситуации. В более узком, конкретном понимании - это перенос сроков уплаты налоговых платежей и "замораживание" на определенный временной период финансовых санкций, то есть перевод обязательств предприятий перед бюджетом из текущих в долгосрочные. Проблема накопленных долгов по налогам и иным платежам в бюджетную систему вот уже несколько последних лет серьезно стоит на повестке дня и, к сожалению, до сих пор не перестает быть достаточно актуальной. По-прежнему, несмотря на изменившуюся в лучшую сторону общую экономическую ситуацию в стране, задолженность налогоплательщиков перед государством продолжает нарастать. По данным МНС России, должниками бюджета являются более 700 тыс. предприятий, а общая сумма задолженности по налогам, штрафам и пеням составляет более 1,1 трлн руб., что сопоставимо с объемом годового федерального бюджета! Не лучше обстоят дела и в нашей области. Общий долг новосибирских предприятий в бюджеты всех уровней увеличился за 2000 г. на 33%. При этом тенденция его роста сохранялась, к сожалению, и в 2001 г. Так, если по состоянию на 1 января 2001 г. задолженность (с учетом пени и штрафов) составляла 14,5 млрд руб., то на 1 ноября 2001 г. она возросла на 43% и достигла 20,8 млрд руб. Одним из путей решения проблемы сокращения и последующего погашения задолженности является реструктуризация.
Что же дает она государству? Прежде всего это обеспечение своевременного и полного поступления в бюджетную систему начисляемых текущих налоговых платежей, а также гарантированное ежегодное пополнение бюджета на сумму реструктурированной просроченной задолженности и начисляемых на нее процентов. Выгодно? Несомненно. Но не менее выгодно это и самим налогоплательщикам. За годы экономического кризиса серьезно ухудшилось финансовое состояние большого числа российских предприятий. Разбалансированность расчетно - платежной системы, наряду с другими негативными явлениями, привела к накоплению предприятиями больших объемов задолженности, в структуре которой значительную часть составляют обязательства перед бюджетной системой. "Висящие" тяжелым грузом долги являются фактором недостаточной финансовой устойчивости предприятий, их инвестиционной непривлекательности. В данной ситуации именно реструктуризация позволит сделать более стабильным финансовое состояние предприятий: - срочные и долгосрочные обязательства будут разграничены; - прекратится начисление пени на отсроченные платежи, а следовательно, сократятся непроизводительные расходы; - будут разблокированы счета (отозваны инкассовые поручения налоговых органов) и сняты аресты с имущества предприятий, что позволит нормализовать процесс производства; - на плановой основе будут распределяться доходы предприятий, часть из которых может быть направлена в виде инвестиций в развитие производства, и т.д. Таким образом, нормализация взаимоотношений предприятий с государством является важнейшим условием для улучшения собираемости налогов и увеличения налоговых поступлений и фактором оздоровления экономики предприятий. Неслучайно Президент Российской Федерации и Правительство РФ уделяют этой проблеме сегодня очень серьезное внимание. В разные годы Правительство РФ предпринимало попытки погасить задолженность предприятий перед бюджетом путем ее реструктуризации. В частности, в 1997 г. в соответствии с Постановлением от 05.03.1997 N 254 "Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет" предприятиям предоставлялось право реструктурировать задолженность перед федеральным бюджетом под залог ценных бумаг при выпуске акций сроком на 5 лет и облигаций - сроком на 2 года. Задолженность по пеням и штрафам могла быть отсрочена на 10 лет. Провести реструктуризацию могли предприятия, обладающие правом выпуска и размещения ценных бумаг и уплачивающие текущие налоги в полном объеме. В 1998 г. механизм реструктуризации регулировался Постановлением Правительства РФ от 14.04.1998 N 395 "О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом" и предусматривал предоставление рассрочки по уплате задолженности по налогам, имеющейся по состоянию на 1 января 1998 г., сроком до 4 лет и по пеням и штрафам - до 10 лет, с уплатой процентов в размере одной четвертой действующей ставки рефинансирования Банка России. При этом важнейшим условием получения права на реструктуризацию являлось предоставление предприятием обеспечения, достаточного для покрытия реструктурируемой задолженности, в качестве которого могло выступать передаваемое в залог имущество либо банковские гарантии. При этом платежи в соответствии с утвержденными графиками погашения реструктурированной задолженности, а также текущие платежи должны были осуществляться исключительно в денежной форме. Жесткие условия реструктуризации, угроза потери собственности и хозяйственной самостоятельности, невозможность уплаты платежей "живыми" деньгами в условиях, когда в расчетах между предприятиями преобладали товарообменные (бартерные) операции, стали причиной того, что в 1997 г. ни одно предприятие Новосибирской области не воспользовалось правом на проведение реструктуризации, а в 1998 г. из 11 тыс. налогоплательщиков, имеющих просроченную задолженность, заявления подали десять, а осуществило реструктуризацию лишь одно предприятие. В значительной степени недостатки, имевшие место в процессе проведения реструктуризации задолженности в 1997 - 1998 гг., были устранены в Постановлении Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения в 1999 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом". В частности, были предусмотрены более простые и привлекательные по сравнению с Постановлением Правительства РФ от 14.04.1998 N 395 условия реструктуризации: - отсутствовало требование о предоставлении должником залога имущества или банковской гарантии; - исключено начисление процентов на рассроченную задолженность по пеням и штрафам; - увеличен с 4 до 6 лет срок рассрочки платежей по налогам, а погашение задолженности по пеням и штрафам отнесено на 7 - 10-й годы реструктуризации; - снижена с 1/4 до 1/10 ставки рефинансирования Банка России процентная ставка за предоставленную отсрочку; - появилась возможность списания пеней и штрафов при досрочном гашении реструктурированных платежей и полной уплате текущих налогов и т.д. Все это наряду с заметным улучшением экономической ситуации, стабилизацией финансового состояния многих налогоплательщиков сыграло значительную роль в повышении интереса к процедуре реструктуризации. Так, в рамках Постановления от 03.09.1999 N 1002 были приняты решения о проведении реструктуризации в отношении 200 предприятий нашей области на сумму около 957 млн руб. Вместе с тем в 2000 г. процесс реструктуризации, несмотря на его очевидную необходимость, так и не приобрел массового характера. И основными причинами этого стали прежде всего невозможность для многих предприятий жестко выдерживать режим текущих платежей, а также достаточная "забюрократизированность" самого процесса оформления права на реструктуризацию. Определенную роль сыграла инертность руководителей ряда предприятий, считавших, что неуплата налогов - это норма, с которой, если уже мирились ранее, будут мириться и впредь. Однако ситуация изменилась. 2001 г. должен был стать определяющим в решении проблемы урегулирования задолженности по платежам в бюджетную систему. Во-первых, в силу крайне жесткой позиции Правительства РФ, заявившего, что реструктуризация 2001 г. станет последней, а в случае отказа от ее проведения будет осуществлена процедура банкротства; во-вторых, в силу объективной готовности многих предприятий провести реструктуризацию и выполнять ее условия, тем более, что эти условия в 2001 г. с выходом Постановления Правительства РФ от 23.05.2001 N 410 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002" были существенно упрощены. Основным условием осуществления реструктуризации долгов в 2001 г. стала полная уплата текущих налогов. Не требуется залога имущества и каких-либо гарантий, нет необходимости в получении заключения органов ФСФО России, сведен к минимуму пакет документов, предоставляемых налогоплательщиком для оформления права на реструктуризацию. Решение о реструктуризации принимается налоговым органом по месту постановки на учет налогоплательщика вне зависимости от суммы реструктурируемой задолженности. Да и уплата текущих платежей признается своевременной, если они поступят до 1-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. По-прежнему для многих предприятий достаточно привлекательной является возможность списания долгов по начисленным пеням в случае досрочного погашения реструктурированной задолженности. Нельзя не отметить еще один шаг, который сделан Правительством РФ навстречу предприятиям - должникам. В начале ноября опубликовано Постановление от 23.10.2001 N 742 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002", в соответствии с которым предприятия, однажды воспользовавшиеся правом на проведение реструктуризации и утратившие его до 12 июня 2001 г., смогут восстановить право на реструктуризацию. Существенно изменилась позиция налоговых органов и органов исполнительной власти регионов по отношению к реструктуризации. Из сторонних наблюдателей они превратились в непосредственных активных участников этого процесса, заинтересованных в его положительном результате. Во многом в силу названных выше причин в процессе реструктуризации, проходившем в 2001 г., наметился заметный прогресс. Так, по состоянию на 1 декабря 2001 г. в налоговые органы области подано 1295 заявлений о проведении реструктуризации задолженности по налогам, пеням и штрафам в сумме 6,83 млрд руб., принято 642 положительных решения на сумму 3,74 млрд руб. Отрадным является и тот факт, что к реструктуризации задолженности обратилось большинство крупнейших предприятий - налогоплательщиков области, в последние годы являвшихся и крупнейшими должниками по платежам в бюджетную систему. Важной особенностью кампании по реструктуризации, проводившейся в 2001 г., стало и то, что впервые одновременно с реструктуризацией задолженности по налоговым платежам налогоплательщики имели возможность реструктурировать долги по страховым взносам, пеням и штрафам перед государственными социальными внебюджетными фондами, что, безусловно, является залогом успеха, поскольку реструктуризация задолженности по налогам при наличии долгов по страховым взносам не привела бы к желаемому результату. Все вышесказанное позволяет надеяться на то, что реструктуризация оправдает возлагаемые на нее надежды и проблема просроченных долгов будет решена с взаимной выгодой как для государства, так и для налогоплательщиков. Налоговые же органы смогут сконцентрировать свои усилия на организации работы по контролю за соблюдением налогового законодательства, а не тратить свои и без того ограниченные ресурсы на "выбивание" долгов.
Подписано в печать М.Н.Шалюхина 18.01.2002 Заместитель руководителя
УМНС России по Новосибирской области
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |