|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: О применении НДС для продукции средств массовой информации ("Налоговый вестник", 2002, N 2)
"Налоговый вестник", N 2, 2002
О ПРИМЕНЕНИИ НДС ДЛЯ ПРОДУКЦИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Льготы по НДС для средств массовой информации и книгоиздания (далее - СМИ) были установлены начиная с 1 января 1996 г. Федеральным законом от 30.11.1995 N 188-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 16.11.1998 N 170-ФЗ) и действовали до 31 декабря 2001 г. Вместе с тем при применении льготы по НДС для СМИ с 1 января по 31 декабря 2001 г., то есть в течение 2001 г., имелись некоторые особенности. Так, в соответствии с пп.17 и 21 п.3 ст.149 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) льготы по НДС для СМИ были предусмотрены начиная с 1 января 2001 г. в отношении реализации научной, учебной книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также редакционной, издательской и полиграфической деятельностью по ее производству и реализации. При этом согласно ст.16 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Закон N 118-ФЗ) льготы по НДС для СМИ, предусмотренные пп.17 и 21 ст.149 НК РФ, утрачивали силу с 1 января 2002 г. В то же время согласно ст.2 Закона N 118-ФЗ льгота по НДС для СМИ, предусмотренная пп."э" п.1 ст.5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) (далее - Закон N 1992-1), действовала до января 2002 г. Таким образом, с 1 января 2001 г. по 1 января 2002 г. льгота по НДС для СМИ регулировалась нормами Закона N 1992-1. В связи с этим Письма Госналогслужбы России от 21.03.1996 N ВГ-4-03/22н "О порядке применения налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции" и от 07.06.1996 N ПВ-6-03/393 "Разъяснение о применении налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции" с введением в действие с 1 января 2001 г. гл.21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ не утрачивали силу. Таким образом, при рассмотрении отдельных вопросов по обложению НДС продукции СМИ, а также по применению льгот по данной продукции в 2001 г. следовало руководствоваться положениями Закона N 1992-1 и вышеуказанными Письмами Госналогслужбы России (в настоящее время - МНС России).
Например, при рассмотрении вопроса о том, следовало ли облагать НДС денежные средства, полученные от сторонних организаций за размещение рекламы в информационном бюллетене, налогоплательщик должен был руководствоваться следующими положениями. Согласно пп."а" п.1 Письма Госналогслужбы России от 21.03.1996 N ВГ-4-03/22 средства, поступающие от рекламодателей - заказчиков, не облагались НДС, если их получателями были издательства книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (при условии, что реклама в книжной продукции не превышает 40% объема единицы данной продукции). Согласно п.1 Письма Госналогслужбы России от 07.06.1996 N ПВ-6-03/393 вышеуказанный порядок распространялся на издательства, выпускающие книжную продукцию (за исключением продукции рекламного и эротического характера), перечисленную под кодовыми обозначениями 95 3000 "Книги и брошюры" и 95 2000 "Периодические и продолжающиеся издания (журналы, сборники (бюллетени)" Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП). Учитывая изложенное, денежные средства, полученные от сторонних организаций за размещение рекламы в информационном бюллетене, не подлежали обложению НДС в случае, если этот бюллетень не относился к рекламным изданиям и кодифицировался вышеназванными кодами по Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 (ОКП). В соответствии со ст.2 Закона N 118-ФЗ льгота по НДС в отношении продукции средств массовой информации и книжной продукции, предусмотренная пп."э" п.1 ст.5 Закона N 1992-1, действовала до 1 января 2002 г. При этом в соответствии со ст.13 Закона N 118-ФЗ до 1 июля 2001 г. реализация товаров (работ, услуг) в государства - участники СНГ приравнивалась к реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Реализация в государства - участники СНГ печатной продукции, не облагаемой НДС на территории Российской Федерации, с 1 января по 1 июля 2001 г. НДС не облагалась. Согласно п.1 ст.164 НК РФ и ст.13 Закона N 118-ФЗ с 1 июля 2001 г. при реализации всех товаров (в том числе продукции СМИ), экспортируемых с территории Российской Федерации на территории государств - участников СНГ, налогообложение производится по ставке 0%. Таким образом, с 1 июля 2001 г. Российская Федерация в торговых отношениях с государствами - участниками СНГ перешла на взимание косвенных налогов по принципу "страны назначения". При реализации продукции (в том числе продукции СМИ) в Республику Беларусь существуют исключения из общего порядка. Так, в Российской Федерации принят Федеральный закон от 22.05.2001 N 55-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве", согласно которому переход с 1 июля 2001 г. на взимание косвенных налогов по принципу "страны назначения" на Республику Беларусь не распространяется. Поэтому после 1 июля 2001 г. во взаимной торговле с Республикой Беларусь сохранялся порядок применения НДС, предусмотренный ст.13 Закона N 118-ФЗ. Таким образом, реализация товаров (работ, услуг) хозяйствующим субъектам Республики Беларусь приравнивается к реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В связи с этим реализация товаров (работ, услуг) в Республику Беларусь осуществляется по ценам, увеличенным на сумму НДС, за исключением товаров (работ, услуг), не подлежащих обложению НДС (освобождаемых от налогообложения) на территории Российской Федерации. Поэтому реализация в Республику Беларусь продукции СМИ, не облагаемой НДС в Российской Федерации, этим налогом не облагалась. В период применения льготы по НДС для СМИ у специализированных организаций неоднократно возникали вопросы о применении этой льготы в отношении продукции СМИ образовательного характера, ввозимой на территорию Российской Федерации, в рамках Флорентийского соглашения о ввозе материалов образовательного, научного и хозяйственного характера от 22 ноября 1950 г. Данное Соглашение предусматривает невзимание таможенных пошлин или других сборов при импорте материалов просветительного, научного и культурного характера в случае, если аналогичные товары освобождены от налогообложения при реализации в государстве - участнике Соглашения. В частности, это касалось вопроса о правомерности обложения НДС научной литературы, ввозимой на территорию Российской Федерации для библиотек или научных центров. Как уже упоминалось выше, согласно ст.2 Закона N 118-ФЗ льгота по НДС в отношении продукции средств массовой информации и книжной продукции, предусмотренная пп."э" п.1 ст.5 Закона N 1992-1, действовала до 1 января 2002 г. В связи с этим от НДС были освобождены обороты по реализации продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой, культурой, а также редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукции. Согласно ст.146 НК РФ, введенной в действие с 1 января 2001 г., ввоз товаров (включая печатные издания) на таможенную территорию Российской Федерации является объектом обложения НДС. При этом согласно пп.5 п.1 ст.150 НК РФ освобождается от налогообложения ввоз на таможенную территорию Российской Федерации всех видов печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также произведений кинематографии, ввозимых специализированными государственными организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов. Других льгот по НДС при ввозе на территорию Российской Федерации продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, налоговым законодательством не предусмотрено. Согласно ст.15 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" международные договора, устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законодательством, подлежат ратификации в форме федеральных законов. Указанное Соглашение Российской Федерацией в установленном порядке не ратифицировано. Поэтому применять положения Флорентийского соглашения о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера от 22 ноября 1950 г., в отношении научной литературы, ввозимой в Российскую Федерацию, являющуюся участником Соглашения, в данном случае неправомерно. Учитывая вышеизложенное, освобождать российские библиотеки и информационные центры от уплаты НДС при ввозе научной литературы на территорию Российской Федерации оснований не имеется. Федеральным законом от 28.12.2001 N 179-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 179-ФЗ) с 1 января 2002 г. установлена пониженная ставка НДС в размере 10% на отдельные виды продукции средств массовой информации. Так, согласно данному Федеральному закону с 1 января 2002 г. ставка НДС в размере 10% применяется при реализации: - периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера; - учебной и научной книжной продукции. Кроме того, ставка НДС в размере 10% применяется по ряду услуг, связанных с вышеназванной продукцией СМИ (периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера, учебной и научной книжной продукции), а именно: - услуги по экспедированию и доставке данной продукции; - редакционные и издательские услуги, связанные с производством данной продукции; - услуги по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера; - услуги по оформлению и исполнению договора подписки периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера. При этом если в договоре подписки предусмотрена доставка периодического печатного издания до подписчика, то такая услуга по доставке также облагается НДС по ставке в размере 10%. Следует отметить, что в целях налогообложения НДС в Законе N 179-ФЗ предусмотрено определение периодического печатного издания, согласно которому под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень или иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. В целях налогообложения НДС в данном Законе дано определение периодического печатного издания рекламного характера, под которым понимаются периодические печатные издания, в которых реклама превышает 40% объема одного номера периодического печатного издания. Согласно ст.3 Закона N 179-ФЗ его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г. При этом пониженная ставка НДС в размере 10% на вышеперечисленные услуги действует ограниченный период времени, а именно в течение 2002 г. (с 1 января 2002 г. до 1 января 2003 г.). Принимая во внимание, что в 2001 г. реализация продукции средств массовой информации (кроме изданий рекламного или эротического характера) не подлежала обложению НДС, ст.3 Закона N 179-ФЗ предусмотрена норма, согласно которой суммы авансовых платежей, полученные организациями в 2001 г. в счет реализации периодических печатных изданий через подписку на 2002 г., НДС не облагаются. Следует обратить внимание, что в связи с принятием вышеназванного Закона МНС России по согласованию с Минфином России подготовило Письмо от 08.01.2002 N ШС-6-03/6@ "О применении НДС на медицинскую продукцию, периодическую печатную и книжную продукцию". Согласно вышеназванному Письму МНС России при реализации с 1 января 2002 г. перечисленных в данном Законе товаров и услуг, в том числе периодических печатных изданий через подписку на 2002 г., применяется ставка НДС в размере 10%. Таким образом, при реализации периодических печатных изданий через подписку, суммы авансовых платежей по которой поступили в 2001 г., с 1 января 2002 г. также следует применять установленные ставки НДС. В данном Письме помещены указания относительно продукции средств массовой информации (товаров, работ, услуг), не облагаемой НДС в 2001 г. и отгруженной до 31 декабря 2001 г. Так, продукция средств массовой информации и книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, а также перечисленные в пп.1 ст.5 Закона N 1992-1 и оказанные (выполненные) услуги (работы) до 31 декабря 2001 г. (включительно) освобождаются от НДС в соответствии с пп."э" п.1 ст.5 вышеназванного Закона. Согласно сложившейся практике действие косвенных налогов (в том числе НДС) определяется моментом отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). В связи с этим в соответствии с вышеназванным Письмом МНС России оплата, поступающая после 31 декабря 2001 г. продавцам этих товаров (работ, услуг), отгруженных по 31 декабря 2001 г. включительно, в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость не включается.
Подписано в печать М.Н.Хромова 18.01.2002 Консультант
Департамента налоговой политики Минфина России
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |