Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Платежи за пользование водными ресурсами ("Налоговый вестник", 2002, N 2)



"Налоговый вестник", N 2, 2002

ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

Водным кодексом Российской Федерации, принятым Федеральным законом от 16.11.1995 N 167-ФЗ, предусмотрена система платежей, связанная с пользованием водными объектами:

- плата за пользование водными объектами (водный налог);

- плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов.

Согласно Водному кодексу Российской Федерации плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, должна перечисляться в целевой бюджетный фонд восстановления и охраны водных объектов для финансирования мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов.

Положения Водного кодекса Российской Федерации, а также другие его нормы, касающиеся взимания платежей и порядка их распределения между бюджетами, в настоящее время не применяются, так как в целях совершенствования действующей налоговой системы Российской Федерации был принят Федеральный закон от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (далее - Закон N 71-ФЗ), который объединил плату за пользование водными объектами (водный налог) и плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов, в один платеж - плату за пользование водными объектами. Этим Законом установлены предельные ставки за пользование водными объектами.

Минимальные и максимальные ставки платы в пределах, определенных Законом N 71-ФЗ, по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам установлены Постановлением Правительства РФ от 22.07.1998 N 818 "Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам".

На основе Закона N 71-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 22.07.1998 N 818 Государственной налоговой службой Российской Федерации была издана Инструкция от 12.08.1998 N 46 "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами" (далее - Инструкция N 46), зарегистрированная Минюстом России 01.09.1998 N 1599.

Приказом Минфина России от 01.11.1998 N 49н "О неприменении Письма Министерства финансов РСФСР от 27 мая 1991 года N 16/111 "Об исчислении и внесении в бюджет платы за воду" установлено, что при определении органом законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации конкретных ставок платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов платежи, предусмотренные Письмом Минфина РСФСР от 27.05.1991 N 16/111, на территории субъекта Российской Федерации не применяются.

В дополнение к Закону N 71-ФЗ был принят Федеральный закон от 30.03.1999 N 54-ФЗ "О внесении дополнения в статью 4 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами", в соответствии с которым до утверждения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации ставок платы по категориям плательщиков применяются минимальные ставки платы, установленные Постановлением Правительства РФ от 22.07.1998 N 818 "Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам".

Объектом платы за пользование водными объектами является право пользования водными объектами для забора воды из водных объектов; удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде; использования акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги (в плотах и кошелях); использования акватории водных объектов при добыче полезных ископаемых; организованной рекреации; размещения плавательных средств; размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования; проведения буровых, изыскательских, строительных и ремонтных работ.

Плательщиками являются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащие лицензированию в порядке, установленном законодательством.

Плата за пользование водными объектами взимается при осуществлении забора воды из водных объектов для ее использования в производственном, технологическом процессе и для собственных нужд, хозяйственно - питьевых и бытовых нужд.

Не вносится плата за забор воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий, для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов, а также для санитарных, экологических и судоходных попусков.

Не вносится плата за забор воды сельскохозяйственными организациями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лиманного орошения и обводнения пастбищ), централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, садоводческих и огороднических объединений граждан. Для отнесения предприятий к категории сельскохозяйственных следует руководствоваться Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства", утвержденным Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 1 января 1976 г. Положение действует до 1 января 2003 г.

Не вносится плата при заборе воды и использовании акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, осуществляемого МПР России совместно со специально уполномоченными государственными органами по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.03.1997 N 307 "Об утверждении Положения о ведении государственного мониторинга водных объектов", государственных научных исследований, геодезических, топографических, гидрографических и поисково - съемочных работ.

Плата взимается при удовлетворении потребности гидроэнергетики в воде, при использовании акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), при использовании акватории водных объектов для добычи полезных ископаемых. На добычу нерудных полезных ископаемых (песок, гравий, песчано - гравийная смесь), запрещенных к добыче на многих водных объектах, лицензия на пользование водным объектом не выдается. В этом случае пользование водным объектом является незаконным и пользователь обязан возместить ущерб, нанесенный водному объекту, при использовании акватории водных объектов для организованной рекреации (когда водопользователь имеет на водном объекте сооружения для водного туризма, спорта и купания и др.).

Не вносится плата при осуществлении рекреации без применения сооружений, спортивной охоты и любительского рыболовства, а также при осуществлении организованной рекреации лечебными и оздоровительными учреждениями, находящимися в государственной и муниципальной собственности, и учреждениями и организациями, предназначенными для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей, финансируемыми за счет средств соответствующих бюджетов или профсоюзов.

Плата взимается при использовании акватории водных объектов для размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования.

В случае если такое размещение осуществляется для проведения деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей природной среды от вредного воздействия вод, плата за пользование водными объектами не взимается.

Не взимается плата при использовании акватории водных объектов для размещения и строительства отдельно стоящих гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения (плотины, шлюзы и т.п.). Данное исключение установлено в целях устранения двойного налогообложения. Например, гидроэлектростанция вносит плату за пользование водными объектами, исчисленную исходя из количества выработанной электроэнергии. В то же время она использует акваторию водного объекта для размещения принадлежащих ей сооружений. В данном случае плата за использование акватории водного объекта не взимается.

Аналогично предприятие, забирающее воду из водного объекта, вносит плату лишь за объем забранной воды и не исчисляет плату за использование акватории водного объекта для размещения водозаборных сооружений.

Взимается плата при использовании акватории водных объектов для проведения буровых, изыскательских, строительных, ремонтных и иных работ.

Не взимается плата при проведении дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений, а также при строительстве (реконструкции) осушительных систем на участках низовых болот (водно - болотные угодья).

Плата взимается при осуществлении сброса сточных вод, попадающих в водные объекты, от результата произведенной и иной деятельности: дренажных, шахтных, карьерных вод (при концентрации вредных веществ в них выше, чем в водоприемнике); хозяйственно - бытовых стоков; сточных вод после использования забранной воды в технологическом процессе и для собственных нужд, для полива орошаемых земель). При этом плата вносится за все объемы сточных вод, образующихся при заборе как из поверхностных, так и из подземных источников.

В случае обоснованных предположений (в том числе на основе иных физических показателей деятельности налогоплательщика) о недостоверности данных о фактическом сбросе сточных вод, указанных в декларациях, налоговым органам рекомендуется направлять мотивированный запрос в соответствующие органы МПР России с просьбой подтвердить данные, представленные налогоплательщиком.

Лимиты на объем сброса сточных вод устанавливаются, так же как и лимиты водопотребления, территориальными органами МПР России. Они же контролируют содержание вредных веществ в сбрасываемой воде.

В соответствии со ст.1 Водного кодекса Российской Федерации сточные воды - это вода, сбрасываемая в установленном порядке в водные объекты после ее использования или поступившая с загрязненной территории.

Вода, поступающая с загрязненной территории, включает ливневые стоки, расчет объемов которых производится в соответствии с Временными рекомендациями по проектированию сооружений для очистки поверхностного стока с территорий промышленных предприятий и расчету условий выпуска его в водные объекты, разработанными ВНИИ "ВОДГЕО" Госстроя СССР и ВНИИВО Минводхоза СССР в 1982 г. и действующими по настоящее время.

Лимиты на ливневые стоки не устанавливаются, но в приложении к лицензии на водопользование указывается, что к ним предъявляются те же требования по их качеству при сбросе в водный объект, что и к промышленным и бытовым сточным водам.

Следовательно, сброс ливневых (талых) сточных вод является объектом налогообложения при пользовании водными объектами. При этом налогоплательщики вносят плату в соответствии с установленными ставками за весь объем ливневых (талых) стоков, поступающих в водные объекты через отдельные или общие коллекторы.

Не взимается плата при сбросе дренажных, шахтных и карьерных вод, если концентрация вредных веществ в них не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике. При этом плательщик должен ежегодно подтверждать качество сбрасываемых вод по сравнению с качеством воды в водоприемнике лабораторными исследованиями, согласованными с территориальными органами МПР России.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.1997 N 383 утверждены Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензий на водопользование и распорядительной лицензии. В соответствии с этими Правилами использование водных объектов осуществляется в виде общего и специального водопользования. Водные объекты могут также предоставляться в особое пользование.

Вместе с тем в соответствии с п.46 Постановления Правительства РФ от 03.04.1997 N 383 до оформления лицензии гражданам и юридическим лицам, осуществляющим водопользование в соответствии с действующими нормативными актами, разрешается продолжать эту деятельность до выдачи им лицензий согласно графику, устанавливаемому соответствующим органом лицензирования. При этом к водопользователям, включенным в утвержденный график получения лицензий на водопользование, пятикратные ставки платы за безлицензионное водопользование не применяются.

Не требуется лицензии при осуществлении общего водопользования, использования водных объектов для плавания на маломерных судах, для разовых посадок (взлетов) воздушных судов, водопользования для пожарных нужд, для пользования обособленными водными объектами (например пруды). Остальные виды водопользования осуществляются на основании лицензии.

Следовательно, плательщиками за пользование водными объектами являются:

а) промышленные организации, организации автомобильного, железнодорожного, речного, морского и других видов транспорта, строительные организации, бюджетные организации, включая военные организации; организации жилищно - коммунального хозяйства, в том числе водоканалы, организации по водоснабжению сельского населения и (или) сельскохозяйственных предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции; организации, имеющие животноводческие комплексы и фермы, включая птицефабрики и птицефермы, при осуществлении непосредственного (нецентрализованного) забора воды из водного объекта, прочие организации и предприниматели, забирающие воду из поверхностных водных объектов, территориального моря и внутренних морских вод. Иначе говоря, плательщиками за пользование водными объектами являются те организации и предприниматели, которые имеют водозабор на водном объекте (реке, озере, водохранилище, море, канале переброски стока рек). К водозабору на водном объекте относятся находящиеся на балансе или во владении у водопользователя следующие сооружения: головная насосная станция (стационарная, передвижная, плавучая), плотина, дамба, трубопровод (канал), шпора (шпоры), ковш, шлюз, шлюз - регулятор.

В соответствии с Инструкцией N 46 плату за пользование водными объектами без изъятия воды и сброса сточных вод вносят в том числе организации и индивидуальные предприниматели, использующие акваторию водных объектов для эксплуатации надводных и подводных объектов, установок, сооружений, коммуникаций, зданий и оборудования (кроме сооружений и объектов для защиты от вредного воздействия вод).

При эксплуатации подводных сооружений (газопроводы, нефтепроводы, кабели и т.п.), в том числе проложенных ниже уровня дна водного объекта в земляных траншеях, необходимо получить соответствующую лицензию на водопользование (независимо от времени возведения подводных сооружений) в специально уполномоченном государственном органе управления использованием и охраной водного фонда.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 25.09.2000 N 726 "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации" специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда является МПР России.

Лицензия выдается на акваторию, занимаемую подводными сооружениями с учетом охранных зон. При определении площади акватории, используемой налогоплательщиками, необходимо пользоваться Рекомендациями по нормативам определения площади акватории водных объектов, используемой водопользователями;

б) промышленные организации, организации автомобильного, железнодорожного, речного, морского и других видов транспорта, строительные организации, организации по отводу хозяйственно - бытовых стоков от сельского населения и (или) сточных вод от сельскохозяйственных организаций по переработке сельскохозяйственной продукции, животноводческих ферм и комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, садоводческие и огороднические объединения граждан; сельскохозяйственные организации и предприниматели (сбрасывающие в том числе сточные воды с орошаемых земель), бюджетные организации, включая военные организации; организации жилищно - коммунального хозяйства, в том числе водоканалы, прочие организации и предприниматели, сбрасывающие сточные воды в поверхностные и подземные водные объекты (сбрасывающие в том числе дренажные, шахтные и карьерные воды, если концентрация вредных веществ в них превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике);

в) водопользователи, осуществляющие пользование водными объектами без изъятия воды и сброса сточных вод и использующие акваторию водного объекта, в том числе организации, имеющие на своем балансе гидроэлектростанцию и осуществляющие выработку электроэнергии, организации, занимающиеся сплавом древесины без судовой тяги (в кошелях и плотах), организации и предприниматели, использующие акваторию водных объектов для добычи полезных ископаемых, в том числе торфа, сапропеля и лечебных грязей; организации и предприниматели, использующие акваторию водных объектов для осуществления строительных, буровых, ремонтных и изыскательских работ в водном объекте (кроме водоохранных), эксплуатации надводных и подводных объектов, установок, сооружений, коммуникаций, зданий и оборудования (кроме сооружений и объектов для защиты от вредного воздействия вод), извлечения затонувшей древесины, если это не связано с охраной водного объекта, создания искусственных территорий намывом или засыпкой водного объекта; организации и предприниматели, использующие акваторию водных объектов для организованной рекреации, в том числе водного туризма, спорта и купания; организации (пароходства, базы и т.д.) и предприниматели, имеющие на балансе плавательные средства и занимающие акваторию водного объекта для стоянки плавательных средств; прочие организации и предприниматели.

Не являются плательщиками платы за пользование водными объектами пользователи обособленными водными объектами (замкнутыми водоемами), не включенными в реестр водных объектов, осуществляющих пользование, не подлежащее лицензированию.

При этом в соответствии со ст.122 Водного кодекса Российской Федерации по таким обособленным водным объектам взимание платы осуществляется в порядке, предусматриваемом федеральным законом о плате за землю.

Для налогоплательщиков, осуществляющих забор воды из поверхностных водных объектов, платежной базой является объем забранной воды как в пределах установленных лимитов, так и сверхлимитный.

Для налогоплательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций, платежной базой является количество киловатт - часов вырабатываемой электроэнергии.

Для налогоплательщиков, осуществляющих сплав леса, платежной базой является объем древесины (куб. м), сплавляемой без судовой тяги (в плотах и кошелях), на каждые 100 км сплава.

Для налогоплательщиков, осуществляющих добычу полезных ископаемых, взрывные, строительные и иные работы, размещение и эксплуатацию подводных и надводных объектов и установок, включая объекты организованной рекреации, платежной базой является площадь используемой акватории водных объектов.

Для налогоплательщиков, осуществляющих сброс сточных вод в водные объекты, платежной базой является объем сточных вод как в пределах установленных лимитов, так и сверхлимитный.

За забор воды, забираемой предприятиями из поверхностных водных объектов, которые непосредственно подают ее для водоснабжения населения, установлена ставка платы 30 руб. за одну тысячу кубических метров воды.

Настоящее положение действовало до 1 января 2001 г.

В случае сверхлимитного забора воды для водоснабжения населения сумма платы исчисляется исходя из ставки, не превышающей 30 руб. за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

При этом при заборе воды для других нужд и (или) сбросе сточных вод сверх установленных лимитов сумма платы увеличивается на произведение разницы между фактическими объемами забора воды для других нужд и (или) сброса сточных вод и установленными лимитами на увеличенные в пять раз ставки платы, установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации без учета предоставленных льгот.

Согласно Разъяснениям МНС России от 27.04.2001 N ВТ-6-04/349 "О платежах за пользование водными объектами" к забору воды для водоснабжения населения относится забор воды только для водоснабжения жилого фонда - городского, сельского, поселкового (государственного, муниципального, индивидуального, кооперативного, общественного, находящегося на балансе предприятий и организаций).

Соответственно, в жилых домах - это население; в больницах - больные; в санаториях, пансионатах, домах отдыха и других оздоровительных комплексах - отдыхающие; в ПТУ - учащиеся; в институтах - студенты; в гостиницах - временно проживающие (гости, туристы, командировочные и т.д.); в учреждениях и организациях - работающие; в детских садах и яслях - дошкольники; в общежитиях - проживающие в них студенты, учащиеся, работающие.

Водоснабжение других организаций к забору воды для водоснабжения населения не относится и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

Размер ставок платы за пользование водными объектами в целях забора воды для технологических нужд и сброса сточных вод в пределах установленных лимитов плательщикам, осуществляющим эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения и добычу драгоценных металлов, составляет 30% от ставок платы, устанавливаемых законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в отношении пользования водными объектами в целях забора воды и сброса сточных вод, то есть от конкретных ставок. Настоящее положение действует до 1 января 2003 г.

При этом при заборе воды и (или) сбросе сточных вод сверх установленных лимитов сумма платы увеличивается на произведение разницы между фактическими объемами забора воды и (или) сброса сточных вод и установленными лимитами на увеличенные в пять раз ставки платы, установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации без учета предоставленных льгот.

При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения).

Настоящее положение не может служить основанием для освобождения плательщика, осуществляющего пользование водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения), от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, то есть от возмещения нанесенного водному объекту ущерба.

Плательщик определяет сумму платежа самостоятельно на основе лицензии (соглашения) договора и отчетных данных по факту пользования водным объектом и ставок платы, установленных законом субъекта Российской Федерации.

В отличие от ранее действовавшего порядка плата за воду относится на себестоимость продукции (работ, услуг). Не сделано ограничений отнесения на себестоимость сумм платы за воду только в пределах установленных лимитов.

Плата за пользование водными объектами зачисляется в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 40 и 60% соответственно. При этом установлено, что не менее 50% средств направляются на восстановление и охрану водных объектов.

Приказом Минфина России от 29.12.2000 N 420 "О перечне налогов и сборов, подлежащих зачислению на балансовый счет 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" платежи за пользование водными объектами подлежат зачислению на балансовый счет 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" по статье 1050500 "Плата за пользование водными объектами" Классификации доходов бюджетов Российской Федерации.

При пользовании водными объектами, расположенными на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, указанные размеры платы вносятся в бюджет субъекта Российской Федерации по месту регистрации плательщика с последующим их распределением между бюджетами тех субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся такие водные объекты.

В случае если налогоплательщик зарегистрирован в одном субъекте Российской Федерации, а используемые им водные объекты находятся исключительно на территории другого субъекта, то и соответствующая часть платы за использование водными объектами, подлежащая зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, должна поступать в полном объеме в бюджет субъекта Российской Федерации по месту водопользования. В этом случае заключение бассейнового соглашения между субъектами Российской Федерации не требуется.

Плата за воду вносится в бюджет по итогам отчетного периода (месяца, квартала) не позднее 20 календарных дней по истечении этого периода. В эти же сроки плательщик обязан представить в налоговый орган по месту регистрации налоговую декларацию, а по месту пользования водным объектом - копию налоговой декларации.

Контроль за достоверностью исходных данных для расчета платы, в том числе условий, устанавливающих размер и порядок внесения платы, осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 N 716 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов" соответствующими органами МПР России и других министерств и ведомств в пределах их компетенции.

МПР России разработаны и направлены в территориальные органы Письмом от 04.12.1998 N 23-02/190 Рекомендации по нормативам определения площади акватории водных объектов, используемой водопользователями.

Вместе с тем законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации могут устанавливать льготы по плате за пользование водными объектами для отдельных категорий налогоплательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации.

Для предпринимателей, малых предприятий и плательщиков, использующих акваторию водного объекта, отчетный период установлен за каждый календарный квартал, для остальных плательщиков - за каждый календарный месяц.

Согласно п.20 Инструкции N 46 (в ред. от 13.04.1999 N ГБ-3-04/95) по истечении каждого отчетного периода налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту регистрации (своего нахождения) налоговую декларацию по плате за пользование водными объектами, а по месту пользования водным объектом - копию налоговой декларации.

В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 111-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами" (далее - Закон N 111-ФЗ) с 1 января 2002 г. предусмотрена индексация действовавших в 2001 г. ставок платы за пользование водными объектами.

Согласно Закону N 111-ФЗ плата за пользование водными объектами из поверхностных и подземных водных объектов осуществляется в соответствии с Законом N 71-ФЗ.

Плательщиками признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами [кроме подземных водных объектов, воды которых содержат полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используются для получения тепловой энергии] с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном Правительством РФ.

Минимальные и максимальные ставки платы определены в следующих размерах:

1) 60,0 - 370,0 руб. за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водных объектов в пределах установленных лимитов, - для плательщиков, осуществляющих забор воды;

2) 2,0 - 7,0 руб. за одну тысячу кубических метров воды, забранной из территориального моря и внутренних морских вод, - для плательщиков, осуществляющих забор воды;

3) 4,0 - 20,0 руб. за одну тысячу киловатт - часов вырабатываемой электроэнергии - для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций;

4) 680,0 - 1400,0 руб. за одну тысячу кубических метров древесины, сплавляемой в плотах и кошелях, на каждые 100 км сплава - для плательщиков, осуществляющих сплав леса;

5) 5,2 - 21,9 руб. за один квадратный километр площади используемой акватории водных объектов - для плательщиков, осуществляющих добычу полезных ископаемых, взрывные, строительные и иные работы, размещение и эксплуатацию подводных и надводных объектов и установок, включая объекты организованной рекреации;

6) 7,0 - 55,0 руб. за одну тысячу кубических метров сточных вод - для плательщиков, осуществляющих сброс сточных вод в водные объекты в пределах установленных лимитов.

Ставки платы за пользование водными объектами, связанное с забором воды для водоснабжения населения, устанавливаются по минимальным ставкам. Размеры ставки платы за такое пользование водными объектами не должны превышать 60,0 руб. за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

До утверждения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации новых ставок платы по категориям плательщиков установленные в соответствии со ст.4 Закона N 71-ФЗ применяются с коэффициентом 2.

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2001 N 826 "Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам" были утверждены новые минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами.

Следовательно, с 1 января 2002 г. Постановление Правительства РФ от 22.07.1998 N 818 "Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам" утратило силу.

8 августа 2001 г. был подписан Федеральный закон N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 126-ФЗ), который дополнил НК РФ гл.26 "Налог на добычу полезных ископаемых", вступившей в силу с 1 января 2002 г.

Законом N 126-ФЗ в налоговую систему Российской Федерации взамен существовавших до этого трех налогов (платы за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы, акциза на нефть и стабильный газовый конденсат) введен налог на добычу полезных ископаемых, предусматривающий установление единых налоговых ставок по каждому виду полезных ископаемых без применения к налоговой ставке поправочных коэффициентов, учитывающих горно - геологические и экономико - географические условия добычи полезных ископаемых.

При добыче подземной воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используемой для получения тепловой энергии, плата осуществляется в соответствии с гл.26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ.

Налогоплательщиками налога на добычу подземной воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используемой для получения тепловой энергии, признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налогооблагаемая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении всех добытых полезных ископаемых (в том числе полезных ископаемых и подземных вод, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).

Налоговым периодом признается квартал.

Налогообложение производится по налоговой ставке 0%:

- при добыче попутных и дренажных подземных вод, не учитываемых на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, и извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;

- при добыче подземных вод из контрольных или резервных скважин при проведении планового контроля за их работоспособностью, наличие и обеспечение работоспособности которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти;

- при добыче минеральных вод, используемых исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации (в том числе после обработки, подготовки, переработки, разлива);

- при добыче подземных вод, используемых исключительно в сельскохозяйственных целях.

В остальных случаях налогообложение подземной минеральной воды производится по ставке 7,5%.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве плательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее последнего дня каждого месяца налогового периода.

Налоговая декларация представляется не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Статьей 11 Закона N 126-ФЗ предусматривается дополнить ст.48 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ нормой, регулирующей распределение суммы налога на добычу полезных ископаемых между бюджетами разных уровней в следующих пропорциях.

При добыче полезных ископаемых (подземной воды) сумма налога подлежит уплате:

- 40% от суммы налога - в доход федерального бюджета,

- 60% - в доход бюджета субъекта Российской Федерации.

С 1 января 2002 г. отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы на добычу подземных вод не взимаются.

Подписано в печать О.В.Семенова

18.01.2002 Главный специалист

Департамента налоговой политики

Минфина России

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Малое предприятие осуществляет комиссионную торговлю. В каком размере должна учитываться валовая выручка при определении стотысячекратного МРОТ: в размере комиссионного вознаграждения или в размере всех поступлений за год, предшествующий кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения? ("Налоговый вестник", 2002, N 2) >
Вопрос: ...Индивидуальный предприниматель заключил в 2000 г. с организацией договор беспроцентного займа. Подлежала ли обложению налогом в соответствии с Законом РФ N 1998-1 материальная выгода в виде экономии на процентах при получении предпринимателем заемных средств, если данный заем получен в целях осуществления деятельности, по которой он был плательщиком ЕНВД? ("Налоговый вестник", 2002, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.