Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" и формирование нормативного правового поля аудита ("Финансовая газета", 2002, N 3)



"Финансовая газета", N 3, 2002

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

И ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО ПОЛЯ АУДИТА

Начало работы 9-й ежегодной специализированной выставки на ВВЦ "Бухгалтерский учет и аудит" совпадает с периодом формирования нормативного правового поля во исполнение Федерального закона "Об аудиторской деятельности", важным этапом для развития аудиторской профессии в целом.

Как отмечал в своем обращении к участникам седьмого ежегодного расширенного заседания Центральной аттестационно - лицензионной аудиторской комиссии Минфина России заместитель председателя Правительства Российской Федерации - министр финансов Российской Федерации А.Л. Кудрин, "с принятием Закона "Об аудиторской деятельности" сделан большой шаг по пути совершенствования правовой базы российского аудита, который позволит дать дополнительный импульс в его развитии. В то же время на данном этапе важно обеспечить преемственность в системе аудиторской деятельности и сохранить все то положительное, что было накоплено более чем за семилетний период ее развития. Особенно актуальными являются вопросы разработки правил (стандартов) аудиторской деятельности и повышения квалификации аудиторов, контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов".

Необходимо отметить, что первые отечественные аудиторские фирмы появились в конце 80-х годов, но закона, регламентирующего их деятельность, не было вплоть до августа 2001 г. Основным документом для аудиторов являлись Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2263. Пунктом 2 этого Указа было установлено, что Временные правила вступают в силу на всей территории Российской Федерации с момента опубликования настоящего Указа и действуют до принятия Федеральным Собранием Российской Федерации закона Российской Федерации, регулирующего аудиторскую деятельность. Все это время представители аудиторского сообщества говорили о необходимости принятия "своего" закона, которая обусловлена тем, что Временные правила, сыграв важную и своевременную роль в становлении аудита в стране, уже не отражали в полной мере сложившиеся условия на рынке аудиторских услуг, отставали по ряду существенных позиций от реальной жизни. В результате долгой совместной работы был принят, а затем подписан Президентом Российской Федерации 7 августа 2001 г. Федеральный закон N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", вступивший в силу 9 сентября 2001 г. С принятием его в Российской Федерации начался новый этап развития аудита.

Как отметил А.Л. Кудрин, ЦАЛАК Минфина России приняла "активное участие в разработке Федерального закона "Об аудиторской деятельности", а также в разработке Правил (стандартов) аудиторской деятельности, "проделала большую работу по аттестации аудиторов, лицензированию аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов".

В ходе работы расширенного заседания созданы рабочие группы ЦАЛАК Минфина России для оказания помощи в предварительной разработке проектов актов уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, а также по другим вопросам, относящимся к компетенции указанного федерального органа в соответствии с Законом:

а) рабочая группа по разработке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов, аккредитации учебно - методических центров при уполномоченном федеральном органе;

б) рабочая группа по разработке порядка аккредитации профессиональных аудиторских объединений и по формированию Совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе, включая разработку проекта положения о Совете;

в) рабочая группа по разработке программ проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности и программ повышения квалификации аудиторов с учетом ранее принятых решений ЦАЛАК по составу рабочих подгрупп в разрезе разделов программ.

Что касается уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, то он вводится в соответствии со ст.18 Закона в схему регулирования аудиторской деятельности в России. Функционирование ранее определенной Временными правилами Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации (упразднена Указом Президента Российской Федерации от 25.04.2001 N 463) и центральных аттестационно - лицензионных аудиторских комиссий Минфина России и Банка России Законом не предусмотрено.

Основные положения о федеральном органе должны быть утверждены Правительством Российской Федерации.

Необходимо еще раз отметить, что основными функциями уполномоченного федерального органа законодательно определены следующие:

издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

организация разработки и представление на утверждение Правительству Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, лицензирование аудиторской деятельности;

организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;

контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов и финансовой отчетности;

ведение государственных реестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно - методических центров в соответствии с положением о ведении реестров, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, а также предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;

аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

На данном этапе предусмотрено закрепление этих положений за Минфином России.

В настоящее время в установленном порядке подготовлены три проекта постановлений Правительства Российской Федерации, в том числе постановления "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации", "О лицензировании аудиторской деятельности", "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита". В соответствии с Законом и указанными проектами постановлений по вопросам регулирования аудиторской деятельности предусмотрено создание совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. В ст.19 Закона определено, что совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создается в целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности. Положение о совете по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа.

Установлено, что члены совета по аудиторской деятельности утверждаются руководителем уполномоченного федерального органа по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений, пользователей аудиторских услуг. В состав совета по аудиторской деятельности включаются представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих участие в регулировании деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту, а также представители Банка России.

Представительство аккредитованных профессиональных аудиторских объединений в совете по аудиторской деятельности должно составлять не менее 51% общего состава совета, что позволит представителям профессии активно участвовать в подготовке и принятии решений.

В данной статье Закона также определены основные функции совета по аудиторской деятельности. Так, в частности, совет:

принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа;

разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченным федеральным органом;

рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа.

Решением, отвечающим современным требованиям развития профессии, является введение Законом института аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, которые будут играть значительную роль в повышении участия профессиональных объединений аудиторов в процессе регулирования аудиторской деятельности и более эффективного контроля за качеством аудиторских услуг.

С учетом важности данного вопроса весьма активизирована работа соответствующей рабочей группы с участием представителей профессии. В настоящее время прошли первоначальное рассмотрение и находятся в стадии доработки, близкой к итоговой, редакции проектов положений о Совете и порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений. Кроме того, к компетенции данной рабочей группы в соответствии с решением ЦАЛАК Минфина России отнесен важный для профессии вопрос - вопрос саморегулирования.

В соответствии с решениями, достигнутыми в июне 2001 г., был подготовлен, а затем 29 ноября 2001 г. принят Государственной Думой, 5 декабря 2001 г. одобрен Советом Федерации Российской Федерации и 14 декабря 2001 г. подписан Президентом Российской Федерации Федеральный закон N 164-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности". Этот Закон в основном устраняет технические недостатки Закона N 119-ФЗ. Вместе с тем откорректирована важная позиция, касающаяся того, что в штате аудиторской организации должно состоять не менее 5 аудиторов с уточнением введения этой нормы через 2 года.

В ст.7 п.3 ныне изложен в следующей редакции: "Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации". Положения в старой редакции вызвали бурные споры по этому поводу. Кроме того, п.1 ст.20 теперь изложен в редакции: "Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение - саморегулируемое объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности и профессиональной этики, осуществляющее систематический контроль за их соблюдением, получившее аккредитацию в уполномоченном федеральном органе". Есть и другие уточнения.

Таким образом, в настоящее время идет формирование нормативной базы аудиторской деятельности. В этой работе активно - и это очень важно - участвует аудиторская общественность. Хотелось бы пожелать, чтобы открывающаяся ежегодная выставка "Бухгалтерский учет и аудит" способствовала через работу секций, "круглых столов" формированию правового поля, развитию аудиторской профессии.

Подписано в печать А.Крикунов

16.01.2002 Руководитель

Департамента организации

аудиторской деятельности,

член коллегии Минфина России

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Документальное оформление операций ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2002, N 3) >
Статья: Бухгалтерский учет в 2002 году ("Финансовая газета", 2002, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.