|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Финансовый план акционерного общества (Продолжение) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2002, N 3)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 3, 2002
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА
(Продолжение. Начало см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", N N 1, 2, 2002)
Бюджет управленческих расходов может разрабатываться следующим образом (табл. 3).
Таблица 3
Бюджет управленческих расходов на 2002 г.
тыс. руб. ————T———————————————————————T——————T—————————————————————————————¬ | N | Статья затрат | На | По кварталам | |п/п| | год | | | | | +———————————————————T——T———T——+ | | | | I | | | | | | | +——————T———————T————+II|III|IV| | | | |январь|февраль|март| | | | +———+———————————————————————+——————+——————+———————+————+——+———+——+ | 1 |Содержание зданий, | 270| | | | | | | | |сооружений и инвентаря | | | | | | | | | |общехозяйственного | | | | | | | | | |назначения | | | | | | | | +———+———————————————————————+——————+——————+———————+————+——+———+——+ | 2 |Оплата труда |36 000| | | | | | | | |управленческого и | | | | | | | | | |общефирменного | | | | | | | | | |персонала | | | | | | | | +———+———————————————————————+——————+——————+———————+————+——+———+——+ | 3 |Социальный налог | 1 282| | | | | | | +———+———————————————————————+——————+——————+———————+————+——+———+——+ | 4 |Арендная плата за | — | | | | | | | | |помещения | | | | | | | | | |управленческого | | | | | | | | | |и общехозяйственного | | | | | | | | | |назначения | | | | | | | | +———+———————————————————————+——————+——————+———————+————+——+———+——+ | 5 |Канцелярские расходы | 30| | | | | | | +———+———————————————————————+——————+——————+———————+————+——+———+——+ | 6 |Информационные, | 375| | | | | | | | |аудиторские, | | | | | | | | | |консультационные услуги| | | | | | | | +———+———————————————————————+——————+——————+———————+————+——+———+——+ | 7 |Командировочные расходы| 240| | | | | | | +———+———————————————————————+——————+——————+———————+————+——+———+——+ | 8 |Амортизация основных | 480| | | | | | | | |средств управленческого| | | | | | | | | |и общехозяйственного | | | | | | | | | |назначения | | | | | | | | +———+———————————————————————+——————+——————+———————+————+——+———+——+ | 9 |Прочие управленческие | 1 310| | | | | | | | |расходы | | | | | | | | +———+———————————————————————+——————+——————+———————+————+——+———+——+ |10 |Итого | 7 587| | | | | | | +———+———————————————————————+——————+——————+———————+————+——+———+——+ |11 |Управленческие расходы | 7 107| | | | | | | | |без амортизации | | | | | | | | | |(с. 10 — с. 8) | | | | | | | | L———+———————————————————————+——————+——————+———————+————+——+———+——— Справочно: планируемый объем продаж - 85 284 тыс. руб.; управленческие расходы (без амортизации) на 1 руб. продаж - 8,3 коп. Амортизация основных средств включается в себестоимость продаж, но денежных расходов не требует. Параллельно с разработкой бюджетов затрат подразделениями предприятия его финансовые и экономические службы разрабатывают генеральный бюджет затрат в целом по фирме по элементам затрат (рис. 3).
——————————¬ —————————————¬ ————————¬ ——————————¬ —————————¬ |Генераль—| | Бюджет | | Бюджет| |Бюджет | | Бюджет | |ный |<—|материальных| + | оплаты| + |амортиза—| + | прочих | |бюджет | | затрат 2800| | труда | |ции | |расходов| |5700 | | | | 1600 | |850 | | 450 | L—————————— L————————————— L———————— L—————————— L————————— Рис. 3
Нетрудно увидеть, что генеральный бюджет, разрабатываемый прямым счетом в целом по фирме, отличается от сводного бюджета фирмы, который формируется путем суммирования бюджетов подразделений: сводный бюджет составляет 6800 тыс. руб., а генеральный - 5700 тыс. руб. Речь идет, конечно, об одних и тех же затратах, а расхождение итоговых показателей имеет объективный характер и отражает повторный счет материальных затрат внутри предприятия. Дело в том, что материальные затраты цеха являются одновременно в том же размере материальными затратами предприятия только в том случае, когда речь идет о потреблении материальных ресурсов, поступающих со стороны. Если же цех потребляет, использует в своем производстве полуфабрикаты, узлы, детали и т.д., поступающие по внутрипроизводственной кооперации от смежных подразделений, то для предприятия они являются материальными затратами только частично, в той мере, в какой в них воплощена стоимость материальных ресурсов, поступивших со стороны. Если, например, текстильная фабрика закупила хлопок на сумму 100 тыс. руб., то при его использовании материальные затраты и фабрики, и прядильного цеха составят 100 тыс. руб. Произведенная прядильным цехом пряжа стоимостью, например, 180 тыс. руб. явится материальными затратами ткацкого цеха в полной сумме, а для фабрики материальные затраты не возрастают, они остаются теми же - 100 тыс. руб. Поэтому сводный бюджет, формируемый путем суммирования бюджетов подразделений (в отличие от генерального бюджета, рассчитанного прямым счетом в целом по предприятию), содержит повторный, двойной или тройной, счет материальных затрат. Повторный счет несложно устранить, если в плановых расчетах пользоваться методом, принятым в бухгалтерском учете: при определении затрат в целом по предприятию не учитывается внутрихозяйственный оборот, т.е. затраты, связанные с передачей изделий, полуфабрикатов, работ или услуг внутри предприятия для нужд собственного производства. Для этого достаточно из материальных затрат каждого подразделения выделять "в том числе внутрихозяйственный оборот". Применительно к данным рис. 2 в сумме материальных затрат цеха 2 внутрихозяйственный оборот составляет 1100 тыс. руб. Если его вычесть из сводных данных по предприятию, то никаких расхождений между генеральным и сводным бюджетами не будет. Следует иметь в виду, что бюджеты затрат, приведенные на рис. 2, формируются по элементам затрат, в то время как ряд других бюджетов - бюджет управленческих расходов, бюджет коммерческих расходов, бюджет затрат на ремонт основных средств и др. - разрабатываются по функциональному признаку, т.е. по признаку назначения тех или иных затрат. Поэтому в бюджетах затрат (см. рис. 3) единый социальный налог включен в состав "Прочих расходов", в то время как в других бюджетах, в том числе в бюджете управленческих расходов, он выделяется отдельной статьей (в "паре" с затратами на оплату труда, поскольку он является производным от них - 35,6% от суммы оплаты труда). Бюджет денежных средств целесообразно формировать по направлениям деятельности предприятия - производственная, инвестиционная, финансовая. Примерная форма бюджета денежных средств может быть следующей (табл. 4).
Таблица 4
Бюджет денежных средств
тыс. руб. ————T——————————————————————T————T———T———————————————————————T————¬ | N | Доходы и поступления |Тыс.| N | Расходы и затраты |Тыс.| |п/п| средств |руб.|п/п| |руб.| +———+——————————————————————+————+———+———————————————————————+————+ | 1 |Остаток денежных | | | Производственная | | | |средств | | | деятельность | | | | | | | | | | | Производственная | | 1 |Затраты на приобретение| | | | деятельность | | |материальных ресурсов | | | | | | 2 |Оплата транспортных и | | | 2 |Выручка от продаж | | |иных услуг | | | 3 |Авансы полученные | | 3 |Оплата труда | | | |(предоплата) | | | | | | | | | | | | | | Инвестиционная | | | Инвестиционная | | | | деятельность | | | деятельность | | | | | | | | | | 4 |Дивиденды по акциям | | 4 |Капитальные вложения | | | 5 |Проценты по облигациям| | 5 |НИОКР | | | |и депозитам | | 6 |Предоставление займов | | | | | | 7 |Приобретение ценных | | | | Финансовая | | |бумаг, депозиты | | | | деятельность | | | | | | | | | |Финансовая деятельность| | | 6 |Кредиты банков | | | | | | 7 |Займы | | 8 |Погашение кредитов и | | | | | | |займов | | | | Прочие доходы | | 9 |Погашение кредиторской | | | | | | |задолженности | | | 8 |Операционные доходы | |10 |Выплата дивидендов | | | 9 |Внереализационные | |11 |Выплата процентов по | | | |доходы | | |кредитам и займам | | | | | |12 |Налоги и сборы | | | | | | | | | | | | | | Прочие расходы | | | | | | | | | | | | |13 |Операционные расходы | | | | | |14 |Внереализационные | | | | | | |расходы | | +———+——————————————————————+————+———+———————————————————————+————+ | |Итого | | |Итого | | L———+——————————————————————+————+———+———————————————————————+————— Бюджет денежных средств дополняется оперативным документом, который необходим при любой форме финансового планирования - платежным календарем. При составлении платежного календаря следует определить установленные законодательством (налоговые платежи), условиями договоров с поставщиками и другими документами календарные даты осуществления каждого платежа в предстоящем месяце. Приведенная ниже форма (табл. 5) платежного календаря отражает его содержание, т.е. перечень некоторых возможных платежей, реальный календарь должен предусматривать конкретную дату каждого платежа. Сроки налоговых платежей целесообразно предусматривать с опережением на несколько дней, чтобы иметь некоторый резерв времени на случай несвоевременного поступления средств на расчетный счет, задержки получения заемных средств и т.п.
Таблица 5
Платежный календарь на I квартал 2002 г.
тыс. руб. —————————————————————————————————————————————T——————T———————T————¬ | Показатели |Январь|Февраль|Март| +———T————————————————————————————————————————+——————+———————+————+ | I |Наличие денежных средств на начало | | | | | |периода (на сч. 50, 51, 52 и др.) | | | | +———+————————————————————————————————————————+——————+———————+————+ | II|Поступление средств | | | | +———+————————————————————————————————————————+——————+———————+————+ | 1 |Выручка от продаж | | | | +———+————————————————————————————————————————+——————+———————+————+ | 2 |Авансы (предоплата) | | | | +———+————————————————————————————————————————+——————+———————+————+ | 3 |Поступление дебиторской задолженности | | | | +———+————————————————————————————————————————+——————+———————+————+ | 4 |Операционные доходы | | | | +———+————————————————————————————————————————+——————+———————+————+ | 5 |Внереализационные доходы | | | | +———+————————————————————————————————————————+——————+———————+————+ | 6 |Возврат ссуд | | | | +———+————————————————————————————————————————+——————+———————+————+ | 7 |Размещение акций | | | | +———+————————————————————————————————————————+——————+———————+————+ | 8 |Размещение облигаций | | | | +———+————————————————————————————————————————+——————+———————+————+ | 9 |Банковские кредиты и займы | | | | +———+————————————————————————————————————————+——————+———————+————+ |10 |Прочие денежные поступления | | | | +———+————————————————————————————————————————+——————+———————+————+ |11 |Поступление средств — всего | | | | +———+————————————————————————————————————————+——————+———————+————+ |III|Расходование средств | | | | +———+————————————————————————————————————————+——————+———————+————+ | 1 |Оплата счетов поставщиков | | | | +———+————————————————————————————————————————+——————+———————+————+ | 2 |Погашение кредиторской задолженности | | | | +———+————————————————————————————————————————+——————+———————+————+ | 3 |Погашение займов и кредитов | | | | +———+————————————————————————————————————————+——————+———————+————+ | 4 |Оплата труда персонала | | | | +———+————————————————————————————————————————+——————+———————+————+ | 5 |Общехозяйственные и коммерческие | | | | | |расходы | | | | +———+————————————————————————————————————————+——————+———————+————+ | 6 |Налоги и пошлина | | | | +———+————————————————————————————————————————+——————+———————+————+ | 7 |Авансы (предоплата) | | | | +———+————————————————————————————————————————+——————+———————+————+ | 8 |Дивиденды | | | | +———+————————————————————————————————————————+——————+———————+————+ | 9 |Инвестиции | | | | +———+————————————————————————————————————————+——————+———————+————+ |10 |Прочие денежные расходы | | | | +———+————————————————————————————————————————+——————+———————+————+ |11 |Всего расходование средств | | | | +———+————————————————————————————————————————+——————+———————+————+ | IV|Сальдо (стр. II.11 — стр. III.11) | | | | L———+————————————————————————————————————————+——————+———————+————— Отдельные статьи поступления средств, как и их расходования, могут в том или ином месяце (квартале) отсутствовать. Например, выплата дивидендов в I квартале возможна лишь в том случае, если у акционерного общества осталась за прошлый год задолженность по начисленным акционерам, но не выплаченным им дивидендам, так как промежуточных дивидендов теперь нет. При конкретизации платежного календаря сроки поступления средств не указываются, так как предприятие не оказывает на них определяющего влияния. А расходование средств, насколько это возможно, расписывается по конкретным датам. В приведенной схеме предусмотрено определение показателей по месяцам квартала, в реальных условиях календарь целесообразно формировать по доходам, а показатели очередной декады - по дням.
Организация выполнения финансового плана
Бюджетирование не сводится к разработке бюджетов. Важнейший этап бюджетирования - контроль за соблюдением бюджетов. Его действенность во многом определяется соблюдением существенного требования - оперативности. Все показатели бюджетов в зависимости от экономических и технических возможностей их мониторинга группируются по срокам осуществления контроля - ежедневного, недельного или декадного и месячного. Чем выше степень оперативности контроля, тем он действеннее. Учет и контроль затрат должны быть максимально приближены к месту и времени их возникновения. А если затраты ноября становятся известны во второй половине декабря, то такой учет во многом утрачивает свойство действенности, он становится в значительной мере учетом упущенных возможностей. Другая проблема бюджетирования - корректировка утвержденных бюджетов. Тщательная разработка и обоснование бюджетов не гарантируют от необходимости корректировки отдельных показателей, а иногда и в целом отдельных бюджетов. Если по каким-то причинам, как правило, не зависящим от предприятия, меняются условия производства, снабжения, реализации продукции, оплаты труда и др., то целесообразно вслед за происшедшими изменениями скорректировать показатели соответствующих бюджетов. Если бюджеты не скорректировать, то они приобретают формальный характер и полностью утрачивают мобилизующее значение.
(Окончание см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 4, 2002)
Подписано в печать Г.Киперман 16.01.2002 Профессор Института микроэкономики
при Минэкономразвития России и Минпромнауки России
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |