![]() |
| ![]() |
|
Статья: Порядок составления бухгалтерского баланса за 2001 год (Продолжение) ("Финансовая газета", 2002, N 3)
"Финансовая газета", N 3, 2002
ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА ЗА 2001 ГОД
(Продолжение. Начало см. "Финансовая газета", N 1, 2002)
Первичными документами, на основании которых в бухгалтерском учете отражается операция по поступлению ОС в процессе деятельности организации, являются договор, акт приемки - передачи, бухгалтерская справка. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Кроме того, исходя из ст.223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", вступившим в силу с 31 января 1998 г., в соответствии с нормами ГК РФ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним классифицируется как юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода и прекращения права собственности на недвижимые вещи. Исходя из положений ГК РФ при решении вопроса принятия объекта к бухгалтерскому учету учет недвижимого имущества осуществляется в зависимости от того, кому принадлежит право собственности. В связи с изложенным объект недвижимости, право собственности на который не зарегистрировано в едином государственном реестре, не может быть принят к бухгалтерскому учету в качестве объекта ОС. Указанный объект до момента регистрации права собственности должен отражаться на счете 08. Если ОС приобретены в порядке бартера, то они первоначально отражаются на счете 08 в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" или 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" с последующим оприходованием по дебету счета 01 с кредита счета 08. Переданные в порядке бартера объекты имущества списывают с кредита соответствующих счетов (01, 10, и др.) в дебет счетов реализации (91, 46, 47, 48). Здесь необходимо обратить внимание на п.11 ПБУ 6/01, согласно которому первоначальной стоимостью ОС, приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей). В заключение рассматриваемого вопроса хотелось бы обратить внимание на порядок отражения в учете операций по приобретаемым книжным изданиям. В соответствии с ПБУ 6/01 приобретаемые издания отражаются следующим образом:
Дебет 08, субсчет "Библиотечный фонд", Кредит 60, 71, 76 - отражены затраты по приобретению изданий, используемых в производственных целях; Дебет 19, Кредит 60, 71, 76 - отражен НДС по приобретаемым изданиям в случае, если приобретаемые издания облагаются НДС; Дебет 01, субсчет "Библиотечный фонд", Кредит 08, субсчет "Библиотечный фонд", - учтены приобретенные издания в составе ОС; Дебет 68, субсчет "НДС", Кредит 19 - отнесен на расчеты с бюджетом НДС. Согласно п.17 ПБУ 6/01 объекты ОС стоимостью не более 2000 руб. за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением. В бухгалтерском учете списание износа по приобретенным изданиям отражается следующим образом: Дебет 20, 26, Кредит 02, субсчет "Библиотечный фонд", - начислен износ по библиотечному фонду. Выбытие библиотечного фонда по новому Плану счетов должно отражаться следующим образом: Дебет 01, субсчет "Выбытие библиотечного фонда", Кредит 01, субсчет "Библиотечный фонд"; Дебет 02, субсчет "Библиотечный фонд", Кредит 01, субсчет "Выбытие библиотечного фонда"; Дебет 91-1 (01, субсчет "Выбытие библиотечного фонда"), Кредит 01, субсчет "Выбытие библиотечного фонда" (91-1) - отражен убыток (доход) от выбытия библиотечного фонда.
Учет нематериальных активов
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н, к нематериальным активам (НА), используемым в течение длительного периода (свыше одного года) в хозяйственной деятельности и приносящим доход, относятся права, возникающие из: исключительных прав патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель; исключительных авторских прав на программы для ЭВМ, базы данных; имущественных прав автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем; исключительных прав владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров; исключительных прав патентообладателя на селекционные достижения. Пунктом 19 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом N 60н, предусмотрено, что в разделе "Внеоборотные активы" по группе статей "Нематериальные активы" показывается наличие НА по остаточной стоимости (за исключением объектов НА, по которым в соответствии с установленным порядком амортизация не начисляется). По строке 111 "Патенты, лицензии, товарные знаки, иные аналогичные с перечисленными права и активы" показывается стоимость прав, возникающих из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы ЭВМ, базы данных и др., из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование; из прав на ноу - хау и др. Стоимость перечисленных прав (кроме расходов по созданию организации, признанных в соответствии с учредительными документами вкладом участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал, товарных знаков и знаков обслуживания) переносится на издержки производства или обращения по нормам, определенным в организации в соответствии с Положением, утвержденным Приказом N 34н. По строке 112 "Организационные расходы" показывается сумма расходов, связанная с образованием юридического лица, признанная в соответствии с учредительными документами вкладом участника (учредителей) в уставный (складочный) капитал. Организационные расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами вкладом участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал, складываются из расходов на услуги консультантов, рекламные мероприятия, регистрационные и другие сборы, подготовку документов и других расходов, кроме организационных расходов каждого из участников предприятия, а также деловой репутации организации. С 1 января 2001 г. износ по организационным расходам начисляется исходя из нормы в 20 лет (п.21 ПБУ 14/2000). По строке 113 "Деловая репутация организации" показывается приобретенная деловая репутация организации. Порядок отражения в бухгалтерском учете операций с НА аналогичен учету ОС.
Учет запасов и дебиторской задолженности
По строке 211 в составе оборотных активов отражаются сырье, материалы и другие аналогичные ценности (остатки по счетам 10, 15, 16). МПЗ принимаются к учету по фактической себестоимости приобретения, определяемой в соответствии с принятой организацией учетной политикой одним из следующих способов. 1. Стоимость приобретения отражается непосредственно на счетах учета МПЗ (на счетах 10 и 12 - для предприятий, работавших в 2001 г. по прежнему Плану счетов). 2. Стоимость приобретения отражается с применением учетных цен. При этом используются счета 15 и 16. Суть второго способа состоит в том, что информация о фактической себестоимости материалов выявляется путем суммирования данных, отраженных по дебету счета 10 и дебету счета 16. При этом по дебету счета 10 материалы учитываются по учетным ценам, а на счете 16 показывается разница между учетной ценой и фактической себестоимостью заготовления материалов. В качестве вспомогательного счета используется счет 15.
Пример. Организация по договору купли - продажи приобрела 500 кг цемента по цене 4,95 руб. (без НДС) для изготовления бетонных плит. Поставщиком был выписан счет - фактура, в котором указана стоимость цемента без НДС - 2475 руб., НДС - 495 руб. Общая стоимость цемента, оплаченная организацией по предъявленному счету - фактуре, составляет 2970 руб. Транспортная фирма оказала услуги по доставке цемента в организацию и выставила счет - фактуру на сумму 360 руб. (в том числе НДС 60 руб.). Кроме того, было уплачено комиссионное вознаграждение посреднику, организовавшему приобретение цемента, в сумме 144 руб. (в том числе НДС 24 руб.). Согласно принятой в организации учетной политике учет приобретения материалов ведется по учетным ценам с применением счетов 15 и 16. Учетной политикой установлено, что учетные цены формируются на основе средней расчетной цены на каждую марку цемента за предыдущий квартал. На текущий квартал учетная цена установлена приказом руководителя в сумме 4,47 руб/кг. В бухгалтерском учете необходимо произвести следующие записи: Дебет 10-1, Кредит 15 - 2235 руб. (4,47 х 500), оприходован цемент по учетной цене; Дебет 60, Кредит 51 - 2970 руб., оплачено поставщику за приобретенный цемент согласно предъявленному счету - фактуре; Дебет 15, Кредит 60 - 2475 руб., оприходован полученный от поставщика цемент на склад; Дебет 19, Кредит 60 - 495 руб., отражен НДС по оприходованному цементу согласно счету - фактуре поставщика; Дебет 15, Кредит 60 - 300 руб., акцептован счет транспортной организации за доставку цемента; Дебет 19, Кредит 60 - 60 руб., отражен НДС по счету - фактуре транспортной организации; Дебет 76, Кредит 51 - 144 руб., оплачено комиссионное вознаграждение посреднику; Дебет 15, Кредит 76 - 120 руб., отражен НДС по счету - фактуре посреднической организации; Дебет 19, Кредит 76 - 24 руб., отражен НДС по счету - фактуре посреднической организации. Таким образом, на дебете счета 15 сформирована фактическая цена приобретенного цемента в сумме 2895 руб. (2475 + 300 + 120). Далее производятся записи: Дебет 16, Кредит 15 - 660 руб. (2895 - 2235), отражена сумма отклонения (перерасход) между учетной ценой и фактической ценой приобретения; Дебет 20, Кредит 16 - 660 руб., списана на затраты сумма отклонения. Для оперативного учета важно, чтобы каждый вид расходов мог быть четко отнесен к конкретному виду и партии материалов. Поэтому аналитический учет по счету 15 целесообразно организовать аналогично аналитическому учету по счету 10, а именно по отдельным наименованиям материалов и местам их нахождения. Таким образом, по дебету счета 15 формируется информация о фактической себестоимости материалов, а по кредиту - информация об их учетной цене. По строке 213 отражаются затраты в незавершенном производстве (издержки обращения) (остатки по счетам 20, 21, 23, 29, 44, 46 (36)). Перечень статей затрат, их состав и методы распределения по видам продукции (работ, услуг), а также порядок оценки остатков незавершенного производства и готовой продукции определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства. На промышленных предприятиях, осуществляющих массовый или серийный выпуск продукции, в соответствии с п.64 Положения, утвержденного Приказом N 34н, незавершенное производство может отражаться по: фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости; прямым статьям затрат; стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.
(Продолжение см. "Финансовая газета", N 4, 2002)
Подписано в печать М.Киселев 16.01.2002 К.э.н.
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |