![]() |
| ![]() |
|
Статья: Сдача жилого помещения физическим лицом во временное пользование ("Налоговые известия Московского региона", 2002, N 1)
"Налоговые известия Московского региона", N 1, 2002
СДАЧА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦОМ ВО ВРЕМЕННОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ
Что необходимо знать физическому лицу о едином социальном налоге?
В соответствии со ст.235 НК РФ всех плательщиков единого социального налога (ЕСН) условно можно разделить на две категории: - работодатели; - неработодатели. В категории работодателей фигурируют физические лица. Условием признания физических лиц налогоплательщиками является факт выплаты наемным работникам. В случае отсутствия наемных работников перечисленные лица не являются плательщиками налога по данному основанию.
Определение понятия "наемные работники" законодательством о налогах и сборах не предусмотрено. Вместе с тем исходя из анализа объектов налогообложения по единому социальному налогу можно дать следующее определение. Наемные работники - это физические лица, выполняющие работы, оказывающие услуги на основании трудовых и гражданско - правовых договоров (контрактов), а также физические лица, получающие вознаграждения по авторским и лицензионным договорам. Согласно ст.38 НК РФ работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Под физическими лицами, являющимися плательщиками единого социального налога, понимаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (ст.11 НК РФ). Физические лица также могут нанимать иных физических лиц по трудовым договорам или перечисленным выше договорам гражданско - правового характера. Уплата взносов физическими лицами в Фонд социального страхования РФ и в Пенсионный фонд РФ производилась и до принятия гл.24 "Единый социальный налог" НК РФ. Ранее аналогичная норма была основана на ст.237 КЗоТ РФ, согласно которой взносы на государственное социальное страхование уплачивались отдельными гражданами, использующими труд наемных работников в личном хозяйстве, и на п."е" ст.1 Федерального закона от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год", в соответствии с которой с физических лиц, "работающих по трудовым договорам или получающих вознаграждения по договорам гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам", взимался взнос в ПФР в размере 1% "выплат, начисленных в пользу указанных граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования". Лицо, осуществляющее такую выплату, должно было исчислить указанный взнос, удержать его из выплачиваемой суммы и перечислить в бюджет. С 1 января 2001 г. года такое удержание не производится. Налог, удержанный до 2001 г. и не перечисленный в бюджет по состоянию на 1 января 2001 г., уплачивается налоговым агентом в ранее действовавшем порядке (ст.10 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ). Единый социальный налог заменяет уплату взносов в Фонд социального страхования РФ и в Пенсионный фонд РФ и организацию обязательного медицинского страхования. Налогоплательщиками в данном случае являются граждане РФ или иностранные граждане - физические лица - работодатели, применяющие труд других физических лиц при найме их по трудовому договору (контракту) и (или) договорам гражданско - правового характер.
Пример 1. Предметом договора могут, в частности, являться: - выполнение работ по строительству личного гаража или дачного домика; - выполнение работ по дому в качестве домработницы, няни, личного парикмахера, повара, преподавателя, охранника, садовника, сиделки и т.д. Налоговая база определяется как сумма выплат и иных вознаграждений предусмотренных п.1 ст.236 НК РФ и начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст.238 НК РФ), начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме или полученные работником от работодателя в виде иной материальной выгоды. Если физическое лицо, не будучи зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляет предпринимательскую деятельность, то оно не вправе ссылаться на отсутствие такой регистрации в возможном споре с налоговым органом. Иными словами, если налоговый орган потребует от такого лица уплаты единого социального налога с полученных им доходов (как налогоплательщика - неработодателя) от предпринимательской деятельности, т.е. деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от реализации товаров (работ, услуг) или пользования имуществом, то налогоплательщик не вправе будет ссылаться на отсутствие у него государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п.2 ст.11 НК РФ). Согласно ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Налоговая база плательщиков, указанных в пп.2 п.1 ст.235 НК РФ, определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в Российской Федерации, за вычетом расходов, связанных с их извлечением, предусмотренных в п.1 ст.221 НК РФ. Право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности (п.1 ст.227 НК РФ). Сумма фактически произведенных расходов должна быть документально подтверждена и непосредственно связана с извлечением доходов. При этом с 1 января 2002 г. указанные расходы принимаются к вычету в составе затрат, принимаемых к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, согласно пп.1 п.1 ст.264 НК РФ. Суммы налога на имущество физических лиц, уплаченного налогоплательщиками, указанными в пп.2 п.1 ст.235 НК РФ, принимаются к вычету в том случае, если это имущество, являющееся объектом налогообложения в соответствии с Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (за исключением жилых домов квартир, дач и гаражей), непосредственно используется для осуществления предпринимательской деятельности. Если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20% общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности (пп.1 ст.221 НК РФ). Указанное положение не применяется в отношении физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Пример 2. Гражданка Иванова М.А. систематически сдает в аренду квартиру. Плата, полученная от жильцов, превышает ее расходы на содержание и ремонт предоставленной в аренду квартиры и прочие связанные с этим расходы. Налоговая инспекция потребовала от Ивановой М.А. уплаты единого социального налога. Указанную деятельность п.1 ст.2 ГК РФ относит к предпринимательской. Пункт 2 ст.11 НК РФ запрещает Ивановой в споре относительно исполнения обязанностей, предусмотренных НК РФ, ссылаться на отсутствие у нее государственной регистрации. Поэтому Иванова М.А. должна будет уплатить единый социальный налог в полном объеме с полученных ею сумм, т.е. без учета произведенных ею расходов.
В качестве рекомендации напомним следующее. Физическое лицо, систематически сдающее в аренду квартиру, должно уплачивать единый социальный налог независимо от того, зарегистрировано оно как индивидуальный предприниматель или нет. Существенная разница заключается в налогооблагаемой базе: у физического лица - это сумма доходов без учета профессиональных налоговых вычетов; у индивидуального предпринимателя без образования юридического лица - это сумма превышения доходов над расходами. Сумма фактически произведенных расходов должна быть документально подтверждена и непосредственно связана с извлечением доходов. Поэтому надо обратить особое внимание на правовую сторону заключения договора аренды или найма жилого помещения и на документы, подтверждающие расходы, связанные с извлечением доходов, чтобы единый социальный налог не превратился для физического лица в очередную налоговую проблему.
Подписано в печать Г.И.Миронова 10.01.2002 ИМНС России по г. Москве N 16
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |