![]() |
| ![]() |
|
Статья: Инвентаризация имущества и обязательств в 2001 году как важнейший этап подготовки к составлению годового отчета и перехода на новый План счетов бухгалтерского учета ("Налоговые известия Московского региона", 2002, N 1)
"Налоговые известия Московского региона", N 1, 2002
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В 2001 ГОДУ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ К СОСТАВЛЕНИЮ ГОДОВОГО ОТЧЕТА И ПЕРЕХОДА НА НОВЫЙ ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Основные положения и требования, касающиеся инвентаризации, предусмотрены следующими нормативными актами, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета: - Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете); - Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н (далее - Положение по ведению бухгалтерского учета); - Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 (далее - Методические указания по инвентаризации); - Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".
В соответствии с вышеперечисленными документами основные цели инвентаризации: выявление имущества, фактически имеющегося в наличии у организации, сопоставление фактического наличия с данными бухгалтерского учета и выявление отклонений, а также подтверждение достоверности учета обязательств по всем видам дебиторской, кредиторской задолженности, другим видам расчетов. Инвентаризация, проведенная в полном объеме, т.е. инвентаризация всех бухгалтерских счетов и статей баланса, а не только имущества в вещественно - натуральной форме, позволяет выявить и своевременно устранить отклонения данных бухгалтерского учета и реального состояния имущества и обязательств, исключить искажения в бухгалтерском учете информации для учредителей, инвесторов, а также о наличии объектов налогообложения. Результаты инвентаризации признаются действительными только в случае соблюдения процедур ее проведения, предусмотренных вышеупомянутыми нормативными актами. В частности, должны быть в наличии: - приказ, изданный руководителем организации, о проведении инвентаризации, назначении инвентаризационной комиссии, утверждении перечня имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации; - подтверждение фактического наличия имущества, установленное путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера и фиксирования результатов в инвентаризационных описях; - документальное оформление результатов инвентаризации, выявление причин расхождений, виновных и принятие соответствующих мер административной ответственности по фактам неправильного учета имущества, недостач и потерь. Все многообразие вопросов, возникающих при инвентаризации, невозможно, да и нецелесообразно рассматривать в данной статье, так как и техническая, и организационная стороны ее проведения подробно изложены в Методических указаниях по инвентаризации. В то же время есть необходимость остановиться на некоторых существенных вопросах.
1. Возможности использования инвентаризации в качестве мероприятия, способствующего созданию благоприятных условий для качественного перехода на новый План счетов бухгалтерского учета
Мероприятия по переходу на новый План счетов бухгалтерского учета (последние месяцы 2001 г. - начало 2002 г.) совпадают с проведением работы по составлению годового отчета за 2001 г. на 1 января 2002 г. Важнейшими среди них будет расчистка синтетических и аналитических данных бухгалтерского учета с целью выявления имущества и обязательств, подлежащих списанию по разным причинам. Формированию реального сальдо каждого синтетического счета на 1 января 2002 г. и затем переносу его на счета, предусмотренные новым Планом счетов, в значительной степени будет способствовать инвентаризация имущества и финансовых обязательств при условии, что инвентаризация не будет превращена в формальную процедуру отражения учетных данных. Новым Планом счетов бухгалтерского учета не предусмотрено к применению, аннулировано 24 синтетических счета. При этом в ряде случаев входящее сальдо отдельных бухгалтерских счетов по состоянию на 1 января 2002 г. будет включено в два, три и более счетов нового Плана счетов строго в определенных суммах. Реальность и достоверность таких сумм (сальдо) должна быть подтверждена инвентаризацией. Подлежат аннулированию с 1 января 2002 г. следующие бухгалтерские счета: 06 "Долгосрочные финансовые вложения", 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы", 13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов", 14 "Переоценка материальных ценностей", 30 "Некапитальные работы", 43 "Коммерческие расходы", 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств", 48 "Реализация прочих активов", 56 "Денежные документы". Из раздела "Расчеты" ликвидируются 8 счетов (по учету расчетов авансов, претензий, внебюджетных платежей и т.д.; коды 61, 63, 64, 65, 67, 74, 77, 78), счет 81 "Использование прибыли", 82 "Оценочные резервы", вся группа счетов по учету кредитов (коды 90, 92, 93, 94, 945). Механизм перевода входящего сальдо счетов в виде схемы записей по переносу остатков на 1 января 2002 г. изложен в Комментариях к новому Плану счетов, подготовленных авторским коллективом разработчиков этого документа, под редакцией Бакаева А.С. - руководителя Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России. Кроме аннулирования счетов предусмотрено изменение кодов, слияние (объединение), разукрупнение счетов. В результате по состоянию на 1 января 2002 г. будет сформировано входящее сальдо по всем счетам, предусмотренным новым Планом счетов. Соответствующий учетный документ (например, бухгалтерская справка и т.п.) должен быть сохранен в делах бухгалтерии. Особую значимость и актуальность при формировании достоверных отчетных данных (сальдо на 1 января 2002 г.) по всем бухгалтерским счетам приобретает инвентаризация. Так, например, проведение инвентаризации малоценных и быстроизнашивающихся предметов в текущем году потребует значительно больших усилий и нетрадиционных подходов по сравнению с прошедшими отчетными периодами. В связи с ликвидацией счета 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" (далее - МБП) и исключением их как бухгалтерской категории и вида активов с 1 января 2002 г. предстоит работа по переводу всего относящегося к МБП имущества, находящегося как на складе, так и в эксплуатации, на счета по учету основных средств или материалов в зависимости от срока полезного использования. При этом следует учитывать налоговые последствия перевода МБП в материалы. При решении вопроса о принадлежности каждого объекта, учитываемого в настоящее время как МБП, либо к основным средствам (со сроком использования более одного года), либо к материалам (со сроком использования менее одного года) необходимо привлечение к этому вопросу компетентных работников инженерно - технических служб организации для решения вопроса по определению срока полезного использования каждого объекта или группы активов. На ту часть предметов, которые будут переводиться в состав основных средств, необходимо подготовить заключения о степени их физической пригодности к участию в производственном процессе для определения оставшегося срока полезного использования указанных объектов. В период проведения инвентаризации МБП по всей группе этой категории имущества чрезвычайно важно подготовить сведения о реальной оценке этого имущества: физическое состояние, возможность ликвидации, списания, реальное наличие этих предметов, особенно переданных в эксплуатацию (в инструментальных кладовых, обслуживающих производствах, объектах капитального строительства, ремстройучастках и т.д.). На основании полученных заключений бухгалтерия формирует информацию, необходимую для перехода на новый План счетов: либо описи, карточки учета основных средств, норму амортизации и т.д. - по имуществу, подлежащему переводу в состав основных средств, либо стоимость предметов МБП, подлежащих переводу в состав материалов (счет 10 "Материалы", субсчет 9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности"), предполагая, что стоимость таких МБП должна быть полностью списана на затраты производства (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство (эксплуатацию). При этом предметы, отпущенные в производство, должны числиться в учете в количественном выражении в нулевой оценке до момента их ликвидации в связи с непригодностью к дальнейшему использованию или выбытием по другим основаниям. Естественно, эта информация будет востребована в январе 2002 г., но условия для принятия наиболее благоприятных решений, связанных с ликвидацией категории МБП, возникают у организации в период проведения инвентаризации. Анализ информации с состоянием имущества, относящегося к МБП, полученной в результате проведенной инвентаризации, создает возможности для своевременного принятия решения о внесении изменений в учетную политику на 2002 г. Например, решение о списании стоимости конкретного МБП, подлежащего переводу в состав материалов, на издержки производства или обращения: либо в полной сумме оставшейся недоамортизированной стоимости МБП, либо с равномерным переносом этих доначислений на более длительный период как расходы будущих периодов. При проведении указанной работы, связанной с ликвидацией МБП, организации предоставлено право самостоятельно разрабатывать регистры по формированию необходимой учетной информации, на основании которых будут произведены соответствующие записи в режиме перехода на новый План счетов. При инвентаризации имущества, учтенного согласно старому Плану счетов на счете 30 "Некапитальные работы", необходимо обеспечить документальное подтверждение реальной величины затрат и фактического наличия имущества, учтенного по всем субсчетам этого счета, в связи с тем, что этот счет в новом Плане счетов аннулирован. Переходящие остатки на 1 января 2002 г. и такого рода затраты начиная с 2002 г. строительные подрядные организации и организации, осуществляющие строительство хозспособом, будут отражать на других счетах в зависимости от экономического содержания произведенных расходов и источников их возмещения. А именно: либо на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 3 "Строительство объектов основных средств", либо на счетах учета производственных затрат и прочих доходов и расходов. Временные титульные сооружения организации - застройщики будут принимать к бухгалтерскому учету в качестве основных средств или как инвентарь и хозпринадлежности (Кредит 08 Дебет 01, 10) в оценке по первоначальной стоимости. Временные нетитульные сооружения, приспособления, устройства включаются в состав инвентаря и хозпринадлежностей (Кредит 08 Дебет 10). Затраты на прочие некапитальные работы учитываются на счетах учета производственных затрат и прочих доходов и расходов. При инвентаризации производственных запасов организациям необходимо обособленно сформировать списки имущества, пришедшего в негодность, но несписанного, для рассмотрения вопроса о списании его в соответствии с предусмотренными нормами и правилами. В этих случаях составляются акты с указанием причин негодности и возможности использования этих предметов в хозяйственных целях. В части материально - производственных запасов, которые морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество либо цены на которые в течение года снизились, организациям предоставлена возможности произвести их уценку. Такое право организации используют только один раз в году на конец года. В годовом отчете такие активы (имущество, учтенное на счетах 10, 40, 41) отражаются по цене возможной реализации. При этом необходимо обеспечить надлежаще оформленные документы, подтверждающие новую, пониженную стоимость производственных запасов. В противном случае неизбежны налоговые последствия по налогу на имущество. Разница, т.е. потери от уценки, отражается на финансовых результатах по дебету счета 80 "Прибыли и убытки" с кредитом счетов учета производственных запасов: 10, 40, 41. В то же время при налогообложении убытки от уценки не учитываются. Такое право предусмотрено вышеуказанным Положением по ведению бухгалтерского учета (п.62) (в ред. Приказа Минфина России от 24 марта 2000 г. N 31н), а также Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально - производственных запасов" ПБУ 5/98, утвержденным Приказом Минфина России от 15 июня 1998 г. N 25н (п.11), и новой редакцией ПБУ 5/01 (п.25), утвержденного Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н. Подготовка перечня имущества, подлежащего уценке, а также документального подтверждения предполагаемой стоимости его на предмет соответствия рыночным ценам целесообразно осуществить в период проведения инвентаризации. При этом следует заметить, что льготный режим отражения в бухгалтерском учете уценки производственных запасов истекает в 2001 г. Новым Планом счетов с 1 января 2002 г. вводится новый механизм отражения пониженной стоимости активов, аналогичный методологии счетов учета других оценочных резервов (по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги). Согласно вновь вводимому счету 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей" резерв (остаток на счете 14) представляет собой разницу между фактической себестоимостью таких видов оборотных активов, как сырье, материалы, топливо, незавершенное производство, готовая продукция, товары и другие ценности, и текущей рыночной стоимостью на конец года. При этом под текущей рыночной стоимостью, или стоимостью возможной продажи материалов, понимают ту сумму денежных средств, которую организация может получить в случае продажи запасов. Резерв начисляется в декабре отчетного года, а в январе следующего года сторнируется. Сальдо, учтенное на счете 10 "Материалы", включается в соответствующую строку бухгалтерского баланса на 1 января за минусом сальдо счета 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей", т.е. в оценке "нетто". Изменилась и схема бухгалтерских проводок по отражению уценки и созданию резерва под снижение стоимости материальных ценностей: - создание резерва - Дебет 91 "Прочие доходы и расходы" Кредит 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей"; - восстановление зарезервированной суммы в начале периода, следующего за периодом, в котором была сделана предыдущая запись, - Дебет 14 Кредит 91. Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности осуществляется строго в соответствии с п.п.3.39 - 3.43 Методических указаний по инвентаризации и особых комментариев не требует. В то же время целесообразно обратить внимание на тот факт, что согласно новому Плану счетов в разделе "Денежные средства" произошли существенные изменения, которые требуют более тщательного подхода к инвентаризации этого вида имущества организации. А именно исключен из применения счет 56 "Денежные документы", его функции будут выполнять два счета: счет 50 "Касса", на котором будут учитываться такие виды денежных документов, как почтовые марки, марки государственной пошлины, авиабилеты, путевки в санатории, дома отдыха и т.д. Другие виды активов, учитываемые на счете 56, например собственные акции, выкупленные у акционеров (участников), а также доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью, предписано отражать на счете 81 "Собственные акции (доли)". Новшеством является также необходимость учитывать депозиты (денежные средства, вложенные организацией в банковские и другие вклады: сберегательные сертификаты на депозитные счета в кредитные организации и т.п.) на счете 55 "Специальные счета в банках", субсчет 3 "Депозитные счета", вместо применяемого в соответствии со старым Планом счетов счета 58 "Краткосрочные финансовые вложения". Такие изменения требуют строгого соблюдения вышеупомянутых пунктов при осуществлении инвентаризации, а именно: - при подсчете фактического наличия денежных знаков, ценных бумаг и денежных документов; - при проверке фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности по видам бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные) с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально - ответственным лицам. Следует обратить внимание, что начиная с 2002 г. новым Планом счетов по разделу "Денежные средства" предусмотрены изменения корреспондирующих счетов данного раздела, в том числе исключена возможность прямого списания денежных средств с кассы в корреспонденции со счетами учета имущества или производственных затрат (как это имеет место в действующем старом Плане счетов). Инвентаризация расчетов ставит целью установить правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности по всем видам расчетов, а также числящейся в бухгалтерском учете задолженности по недостаткам и хищениям. Обоснованность, т.е. подтверждение, учтенной на счетах расчетов суммы задолженности осуществляется заблаговременно, начиная с 1 октября текущего года, с применением различных методов и способов подтверждения (акты выверки расчетов с использованием почты, телеграфа, факса, командирования работников организации в места расположения дебиторов как юридических, так и физических лиц и другие разнообразные методы и подходы для подтверждения реальности задолженности). Одновременно ведется работа по взысканию дебиторской задолженности: рассылаются письма, наносятся персональные визиты, осуществляется продажа задолженности специальным организациям и т.д. Принимаются дополнительные меры по активизации претензионной работы. В случае возникновения ситуаций, когда задолженность стала нереальной (например, ликвидирована организация и нет правопреемников, истек срок исковой давности, дебитор не признает долга и т.п.), формируются списки таких долгов с указанием причин, по которым долг считается нереальным для рассмотрения и вынесения решения инвентаризационной комиссии о возможности списания с баланса таких нереальных долгов. Аналогичные решения могут быть и по суммам дебиторской задолженности, присужденным судом, но не взысканным в связи с несостоятельностью должника. При осуществлении этих мероприятий, направленных на обеспечение реальных остатков сумм дебиторской и кредиторской задолженности на 1 января 2002 г., необходимо учитывать, что новым Планом счетов предусмотрены значительные изменения в разделе "Расчеты", связанные с аннулированием значительного количества счетов по учету расчетов, изменением кодов, изменением порядка отражения на счетах бухгалтерского учета некоторых расчетов организации с контрагентами. В то же время сохранены традиционные подходы бухгалтерского учета расчетов, принципиальные изменения в порядок отражения расчетов новым Планом счетов не внесено. В новом Плане счетов в отличие от действующего отменены счета по учету авансов: 61 "Расчеты по авансам выданным" и 64 "Расчеты по авансам полученным". По новому Плану счетов авансы будут учитываться соответственно на счетах 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". В то же время авансы по другим видам расчетов по-прежнему учитываются на счетах 68, 69, 70, 76. Расчеты по претензиям после 1 января 2002 г. будут учитываться на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Кроме того, на этом синтетическом счете формируется информация также о расчетах с дочерними (зависимыми) обществами, по деятельности простого товарищества, по имущественному и личному страхованию, по депонированным суммам заработной платы, премий и других аналогичных выплат, по суммам, удержанным из оплаты труда работников организации в пользу разных организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судебных органов, и др. Это означает, что возможности использования счета 76 настолько широки, что заслуживает особого внимания организация аналитического учета, который может быть чрезвычайно громоздким. В период проведения инвентаризации расчетов крайне важно не только установить достоверность и величину реальной задолженности на счетах учета расчетов, но и подготовить группировку этих данных для переноса сальдо по счетам действующего старого Плана счетов при открытии счетов учета расчетов согласно новому Плану счетов. Важно также обратить особое внимание на организацию аналитического учета, поскольку предполагается выход дополнительных разъяснений Минфина России к разделу "Расчеты".
2. Регулирование инвентаризационных разниц и порядок списания НДС по этим операциям
Выявленные в результате инвентаризации расхождения между данными бухгалтерского учета и фактическим наличием имущества должны быть отрегулированы согласно ст.12 Закона о бухгалтерском учете и п.28 Положения по ведению бухгалтерского учета. Имущество, оказавшееся в излишке, подлежит оприходованию в корреспонденции со счетами по учету этого имущества (бухгалтерская проводка: Дебет счетов 01, 03, 04, 06, 07, 08, 10, 11, 12, 16, 19, 20, 21, 23, 29, 40, 41, 45, 50, 56, 58, 60, 68, 71, 84 и др. Кредит счета 80 "Прибыли и убытки"), а у бюджетных организаций - списывается на увеличение финансирования (фондов) по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации. При решении вопроса по определению рыночной стоимости объектов основных фондов и другого имущества следует руководствоваться п.25 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 20 июля 1998 г. N 33н, либо ст.40 НК РФ. Излишек имущества, выявленный у индивидуального предпринимателя, относится на увеличение доходов, в то же время недостача имущества или порча не будут приняты в составе его расходов. Недостача имущества и его порча отражаются на счете 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей" в корреспонденции с кредитом счетов, на которых учтены эти виды имущества. На этот же счет необходимо также списать: суммы НДС по неоплаченным и похищенным материальным ценностям (бухгалтерской проводкой: Дебет 84 "Недостатки и потери от порчи ценностей" Кредит 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"), суммы отклонений по товарно - материальным ценностям (превышение) (Дебет 84 Кредит 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей") и восстановить суммы НДС, ранее возмещенные из бюджета по похищенным материальным ценностям (Дебет 84 Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам"). Исключением из установленного порядка отражения недостач и потерь от порчи ценностей является списание некомпенсируемых потерь от стихийных бедствий, подлежащих учету в составе чрезвычайных расходов организации и отнесению с кредита учета материальных ценностей в дебет счета 80 "Прибыли и убытки". Списанием с кредита счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей" отражаются недостачи и порчи ценностей в пределах норм естественной убыли - на счета учета материальных ценностей (если они выявлены при заготовлении) либо на счета учета затрат на производство, издержек обращения (если они выявлены при хранении или продаже) (бухгалтерская проводка: Кредит 84 Дебет 20, 23, 26, 44, 08). Недостачи ценностей сверх норм убыли, потерь от порчи, а также похищенных ценностей относятся на виновных лиц (бухгалтерская проводка: Кредит 84 Дебет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям"). Недостачи сверх норм убыли и потери от порчи ценностей при отсутствии конкретных виновников, а также недостачи и хищения, во взыскании которых отказано судом вследствие необоснованности исков, списываются как внереализационные расходы по дебету счета 80 "Прибыли и убытки". В соответствующих случаях, предусмотренных законодательством, с виновного лица может быть взыскана стоимость недостающих ценностей, превышающая их балансовую стоимость (например, рыночная стоимость), с учетом начисленной амортизации. В таких случаях разница, т.е. превышение суммы, взыскиваемой с виновного лица, над фактической себестоимостью недостающих или испорченных ценностей, отражается бухгалтерской проводкой: Дебет 73 Кредит 83 "Доходы будущих периодов". А по мере взыскания причитающейся суммы с виновного лица разница, учтенная на счете 83, списывается на счет 80 "Прибыли и убытки". При списании недостач и потерь, фактически выявленных в результате инвентаризации, следует учитывать Письмо МНС России от 15 февраля 2001 г. N ВГ-6-02/139 "О разъяснении отдельных вопросов по применению налогового законодательства о налогообложении прибыли юридических лиц", в котором дано разъяснение о возможности применения норм естественной убыли, утвержденных Приказом МВЭС России от 19 декабря 1997 г. N 631 "О нормах естественной убыли". В Письме сообщается, что хозяйствующие субъекты по вопросу списания недостач в пределах норм естественной убыли по продовольственным товарам могут руководствоваться вышеупомянутым Приказом МНС России N 631 до принятия главы "Налог на доходы организаций" части второй Налогового кодекса РФ. В названном Письме МНС России указано, что по непродовольственным товарам можно применять нормы естественной убыли, утвержденные соответствующими министерствами и ведомствами. При этом по организациям, которые списали недостачи и потери в пределах норм естественной убыли, возникшие в 1998 - 2000 гг. за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, не подлежат изменению в фактически внесенные в бюджет суммы налога на прибыль. При рассмотрении вопросов о списании дебиторской, кредиторской задолженности, а также резервов, фондов и финансовых вложений целесообразно напомнить традиционные, общие правила регулирования отклонений от данных бухгалтерского учета: - общий срок исковой давности для предъявления иска лицом, чье право нарушено (исковая давность), установлен в три года (ст.196 ГК РФ). Кроме того, необходимо учитывать особый режим списания дебиторской и кредиторской задолженности при выполнении сделок по договорам поставок согласно Указу Президента РФ от 20 декабря 1994 г. N 2204 "Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или указание услуг)" и Постановлению Правительства РФ от 19 августа 1995 г. N 817 "О мерах по обеспечению правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг)". Указанная дебиторская задолженность списывается на финансовые результаты по истечении четырех месяцев и не учитывается при налогообложении, т.е. не уменьшает финансовый результат. Списанная кредиторская задолженность отражается в общеустановленном порядке в составе внереализационных доходов. Нереальная ко взысканию и неподтвержденная дебиторская задолженность списывается на убытки, а кредиторская - на увеличение финансового результата как внереализационные доходы и расходы по счету 80 "Прибыли и убытки". Дебиторская и кредиторская задолженность с истечением срока исковой давности (просроченная) должна быть списана с баланса в соответствии с правилами, установленными Положением по ведению бухгалтерского учета (п.п.77, 78), по решению руководителя организации на внереализационные потери (убытки). При списании нереальной ко взысканию, а также просроченной дебиторской и кредиторской задолженности следует соответствующим порядком отразить суммы НДС, относящиеся к этой задолженности. Такой порядок изложен в Разъяснении Минфина России от 22 мая 1996 г. N 04-03-11, а именно: - если выручка от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения определяется по мере оплаты, то сумма НДС, относящаяся к дебиторской задолженности, подлежит внесению в бюджет в сроки, установленные для уплаты налога за отчетный период, в котором списывается дебиторская задолженность, т.е. налогооблагаемый оборот увеличивается на сумму дебиторской задолженности; - если выручка от реализации для целей налогообложения определяется по мере отгрузки, то никаких обязательств по доначислению НДС у налогоплательщика по списанной дебиторской задолженности не возникает; - при списании кредиторской задолженности суммы НДС, учтенные на счете 19 "НДС по приобретенным ценностям", по документам, подтверждающим стоимость неоплаченных материальных ресурсов (работ, услуг), следует списать за счет собственных источников. Такие суммы НДС не подлежат возмещению из бюджета и к зачету не принимаются; - кредиторская задолженность, учтенная на счете 64 "Расчеты по авансам полученным" (авансы, предоплата), по которой истек срок исковой давности, списывается без обложения НДС повторно, так как согласно действующим правилам исчисление и уплата НДС с этих сумм производятся в момент зачисления на счета получателей сумм авансов и предоплат. Необоснованно созданный либо не подтвержденный инвентаризацией резерв сомнительных долгов (создают организации, применяющие метод определения выручки "по отгрузке") подлежит списанию в конце года бухгалтерской записью по дебету счета 82 "Резерв сомнительных долгов" и кредиту счета 80 "Прибыли и убытки". Излишне или необоснованно созданные фонды и резервы, учтенные на счете 89 "Резервы предстоящих платежей", подлежат списанию в конце отчетного года бухгалтерской записью по дебету счета 89 и кредиту счета 80. Недостача ценных бумаг (несоответствие фактического наличия по эмитентам в разрезе серий, номеров, номинальной и фактической стоимости, сроков погашения данным бухгалтерского учета (реестров, книг)), а также несоответствие данных бухгалтерского учета данным выписок банков - депозитариев по ценным бумагам, сданным на хранение, отражается бухгалтерской проводкой: Дебет 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей" Кредит счетов 06, 58. Все вышеупомянутые, а также другие вопросы регулирования инвентаризационных разниц представляются на рассмотрение руководителю организации для окончательного решения и утверждения. Результаты годовой инвентаризации должны быть отражены в годовом бухгалтерском отчете.
3. Инвентаризация имущества, принадлежащего налогоплательщику, может быть проведена также налоговыми органами при выездной налоговой проверке
Такое право предоставлено налоговым органам в соответствии со ст.31 Налогового кодекса РФ, а порядок проведения инвентаризации установлен Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке, утвержденным Приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. N N 20н; ГБ-3-04/39 (зарегистрирован в Минюсте России 11 июня 1999 г., регистрационный N 1804). Решение о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика (юридического лица или индивидуального предпринимателя) принимает руководитель налогового органа или его заместитель при проведении выездной налоговой проверки с указанием причин ее проведения, а также перечня видов имущества. Можно предположить, что такими причинами у налоговых органов могут быть: убыточность финансово - хозяйственной деятельности организации налогоплательщика, изменение учетной политики, недостоверность бухгалтерской отчетности, грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета или его запущенность. Цели и методы проведения инвентаризации налоговыми органами аналогичны изложенным в Методических указаниях по инвентаризации, а именно: проверить фактическое наличие имущества и установить реальность и достоверность обязательств, отражаемых в бухгалтерской отчетности. В то же время в практической деятельности налоговые органы вправе ужесточить отдельные нормы вышеназванного Положения о порядке проведения инвентаризации в конкретных обстоятельствах для быстрейшего достижения целей инвентаризации. Наиболее ощутимыми для организаций представляются налоговые последствия результатов инвентаризации, проведенной при налоговой проверке. По результатам проведенной инвентаризации оформляется ведомость по утвержденной форме и принимается окончательное решение о начислении дополнительных налогов, взыскании финансовых санкций за ненадлежащее ведение бухгалтерского учета и сокрытие от налогообложения объектов учета. Если при инвентаризации выявлены излишки на счетах, подлежащих включению в расчет среднегодовой стоимости при расчете налога на имущество (счета 01, 03, 04, 10, 12, 15, 16, 20, 21, 23, 29, 30, 31, 36, 40, 41, 44, 45), то согласно п.4 Инструкции Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" у налогоплательщика возникает ответственность согласно ст.ст.75, 120 и 122 НК РФ. Налогоплательщик в этом случае обязан: - доначислить налог на имущество за период с даты, когда имущество следовало принять к бухгалтерскому учету, т.е. с начала налогового периода; - начислить пени за период со срока уплаты налога; - уплатить штрафные санкции, предусмотренные ст.ст.122 и 120 НК РФ, в размере 20 или 40% от неуплаченной суммы налога на имущество, выявленной в период проверки, а также 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб., если налогоплательщик допустил грубое нарушение правил учета доходов и расходов (отсутствовали первичные документы, счета - фактуры или записи в регистрах бухгалтерского учета и т.д.). При наличии излишков другого имущества, не относящегося к объектам обложения налогом на имущество, дополнительное начисление этого налога не требуется. Оприходование, принятие к бухгалтерскому учету всех видов имущества в корреспонденции с кредитом счета 80 "Прибыли и убытки" потребует пересчета налога на прибыль в установленном порядке - за счет увеличения налогооблагаемой базы по ст.54 НК РФ с применением штрафных санкций и пени (ст.ст.75, 120, 122 НК РФ). При установлении по результатам инвентаризации недостачи имущества следует учитывать, что: - факт недостачи имущества не является бесспорным основанием для списания его с баланса; - требуется определить налоговый период, с которого отсутствует имущество у налогоплательщика; - возникает необходимость уточнения расчетов по амортизации на основные фонды и другие виды имущества, которые не были использованы в производственной деятельности и недостача которых обнаружена только в период инвентаризации; - необходимо уточнить показатель себестоимости (издержек обращения) соответствующих статей затрат и пересчитать налог на прибыль; - согласно ст.ст.75, 120, 122 НК РФ к налогоплательщику - организации будут применены штрафные санкции и начислены пени.
Подписано в печать В.С.Лубяная 10.01.2002 Консультант АКДИ "Экономика и жизнь"
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |