Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налог с продаж в 2002 году ("Налоговые известия Московского региона", 2002, N 1)



"Налоговые известия Московского региона", N 1, 2002

НАЛОГ С ПРОДАЖ В 2002 ГОДУ

Постановлением от 30 января 2001 г. N 2-П Конституционный Суд Российской Федерации признал не противоречащим Конституции Российской Федерации пп."д" п.1 ст.20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 31 июля 1998 г.) в части, касающейся включения в перечень региональных налогов налога с продаж.

Вместе с тем положения ч.1, 2, 3 и 4 п.3 ст.20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 31 июля 1998 г.) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее ст.ст.19 (ч.1), 55 (ч.3) и 57, как не обеспечивающие необходимую полноту и определенность регулирования налога с продаж, что порождает возможность его произвольного истолкования законодателями субъектов Российской Федерации и правоприменительной практикой.

В соответствии с ч.2 ст.87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" положения нормативных актов в Российской Федерации, воспроизводящие или содержащие такие же положения, какие названным Постановлением признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, должны быть приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации.

В то же время Конституционный Суд дал время федеральным законодателям на приведение указанных положений в соответствие с Конституцией Российской Федерации до 1 января 2002 г.

Таким образом, Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", установивший возможность введения налога с продаж, с 1 января 2002 г. утрачивает силу, соответственно утрачивает силу и Закон города Москвы от 17 марта 1999 г. N 14 "О налоге с продаж" со всеми изменениями и дополнениями, а также Закон г. Москвы от 19 мая 1999 г. N 15 "О введении в действие Закона города Москвы от 17 марта 1999 г. N 14 "О налоге с продаж".

После принятия вышеназванного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации в Правительстве, Государственной Думе развернулась дискуссия о целесообразности существования налога с продаж. Сторонники ликвидации налога аргументировали свою позицию тем, что налог с продаж по своей сути является оборотным налогом, т.е. налогом, который негативно влияет на результаты хозяйственной деятельности вне зависимости от полученной прибыли, удорожая товары (работы, услуги), соответственно увеличивая налоговое бремя на потребителей. Кроме того, в соответствии с мировой практикой, пожалуй только за исключением Канады, одновременно налог на добавленную стоимость и налог с продаж не взимаются.

Однако налог с продаж в условиях реформирования налоговой системы является большим подспорьем для местных и региональных бюджетов.

В результате Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (гл.27 "Налог с продаж" Налогового кодекса Российской Федерации (Закон г. Москвы от 9 сентября 2001 г. N 57 "О налоге с продаж")) содержит компромиссное решение о том, что действие налога ограничивается 2002 - 2003 гг.

В соответствии с гл.27 "Налог с продаж" Налогового кодекса Российской Федерации субъект Российской Федерации определяет ставку налога (предельная ставка налога установлена в размере не выше 5%), порядок и сроки уплаты, форму отчетности по налогу с продаж.

Налогоплательщиками, как и в действующем законодательстве, признаются организации и индивидуальные предприниматели. Но при этом четко определено, что налогоплательщиками они признаются только в том случае, если реализуют товары (работы, услуги) на территории того субъекта Российской Федерации, в котором установлен налог с продаж.

Изменен объект налогообложения. Так, из объекта налогообложения налогом с продаж исключены наличные расчеты между организациями, а также организациями и индивидуальными предпринимателями.

Объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации и только в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.

Указанная формулировка, с точки зрения автора, может породить разночтения в ее применении, неоднозначное понимание правоприменителями и плательщиками налога, поскольку из нее не ясно, что понимается под физическими лицами, включаются ли в это понятие индивидуальные предприниматели, так как индивидуальные предприниматели - это, с одной стороны, субъекты предпринимательской деятельности, а с другой - физические лица, и соответственно если индивидуальные предприниматели включаются в понятие "физические лица", то не повторится ли ситуация, при которой Конституционный Суд ранее уже признал отдельные положения законодательства о налоге с продаж не соответствующими Конституции России.

Объектом налогообложения признаются также операции по реализации товаров (работ, услуг) в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или банковских карт. А как быть в случае, если физическое лицо рассчитывается посредством списания денежных средств со своего лицевого счета (иного счета) в сберегательном банке (ином кредитном учреждении)?

Расширен перечень товаров (работ, услуг), не подлежащих обложению налогом с продаж, установленный федеральным законодательством, за счет введения следующих позиций: мука; яйца птицы; учебная и научная книжная продукция; периодические печатные издания, за исключением печатных изданий рекламного и эротического характера; товары (работы, услуги) негосударственных образовательных учреждений, а также услуги в сфере культуры и искусства, оказываемые негосударственными учреждениями и организациями культуры и искусства.

Федеральный законодатель не предоставил право субъектам Российской Федерации расширять перечень товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом с продаж, т.е. многие товары (работы, услуги), не подлежащие налогообложению в соответствии с действующим Законом города Москвы "О налоге с продаж", с 1 января 2002 г. будут облагаться налогом с продаж в общеустановленном порядке.

И наконец, законодательно решен вопрос о порядке уплаты налога с продаж по договорам комиссии (договору поручения, агентскому договору). В случае если согласно условиям договора комиссии (поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом) и денежные средства поступают в кассу (на расчетный счет) комиссионера (поверенного, агента), то обязанность по уплате налога и перечислению его в бюджет возлагается на комиссионера (поверенного, агента), который признается налоговым агентом. При этом сумма налога исчисляется исходя из полной цены продажи товара, включающей вознаграждение комиссионера (поверенного, агента). Комитент (доверитель, принципал) при получении выручки от комиссионера (поверенного, агента) налог с продаж не уплачивает, если этот налог уплачен комиссионером (поверенным, агентом).

В том случае, когда согласно условиям договора комиссии (поручения, агентского договора) фактическая реализация товара покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом), а денежные средства за реализованный товар получает в кассу (на расчетный счет) комитент (доверитель, принципал), налог уплачивается в бюджет комитентом (доверителем, принципалом). При этом сумма налога исчисляется комитентом (доверителем, принципалом) исходя из полной цены продажи товара.

Налоговый период установлен как календарный месяц, что, безусловно, явится неприятным сюрпризом для индивидуальных предпринимателей.

Уплата налога будет производиться по итогам каждого налогового периода исходя из стоимости реализованных физическим лицам товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

К сожалению, Закон не устанавливает, как быть с индивидуальными предпринимателями, состоящими на учете в одном субъекте Российской Федерации, а реализацию товаров (работ, услуг) осуществляющими в другом субъекте Российской Федерации (актуальная проблема, не решенная в действующем законодательстве).

Если для организаций вопрос об учете по месту реализации решен, то вопрос об учете индивидуальных предпринимателей (сдаче деклараций по налогу) по месту реализации Налоговым кодексом остается открытым.

Подводя итог, можно сказать, что федеральный законодатель оставил достаточно важные вопросы без решения либо выразил свою мысль недостаточно четко. Это, как уже говорилось выше, неизбежно приведет к неоднозначному пониманию положений Закона правоприменителями и плательщиками налога.

Подписано в печать А.А.Меньков

10.01.2002 Управление МНС России по г. Москве

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Календарь бухгалтера (01.01.2002 - 31.01.2002)> ("АКДИ "Экономика и жизнь", 2002, N 1) >
Статья: Инвентаризация имущества и обязательств в 2001 году как важнейший этап подготовки к составлению годового отчета и перехода на новый План счетов бухгалтерского учета ("Налоговые известия Московского региона", 2002, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.