![]() |
| ![]() |
|
Статья: Ревизия как составная часть внутреннего контроля (Начало) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2002, N 2)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 2, 2002
РЕВИЗИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
В п.6 ст.32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" предусмотрено, что в обществах, имеющих более 15 участников, образование ревизионной комиссии или избрание ревизора является обязательным. Членом ревизионной комиссии (ревизором) может быть лицо, не являющееся участником общества. Уставом общества с ограниченной ответственностью может быть предусмотрено исполнение функций ревизионной комиссии аудитором, не связанным имущественными интересами с обществом, членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, с лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, членами коллегиального исполнительного органа общества и участниками общества. В акционерных обществах порядок деятельности ревизионной комиссии (ревизора) установлен в ст.85 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Общее собрание акционеров утверждает положение о ревизоре (ревизионной комиссии), в котором определяются статус, состав, функции, полномочия ревизионной комиссии, порядок деятельности и отношений с иными органами управления обществом. Ревизионная комиссия осуществляет регулярные проверки и ревизии финансово - хозяйственной деятельности и текущей документации общества не реже одного раза в год. Проверки могут проводиться по поручению собрания акционеров, совета директоров, акционеров, владеющих в совокупности не менее чем 10% обыкновенных акций, а также по инициативе самой комиссии. Ревизионная комиссия осуществляет: проверку законности заключенных от имени общества договоров, совершаемых сделок, расчетов с контрагентами; анализ соответствия ведения бухгалтерского и статистического учета существующим нормативным положениям; проверку соблюдения в финансово - хозяйственной и производственной деятельности установленных норм, нормативов, правил, ГОСТов, технических условий и др.; анализ финансового положения общества, его платежеспособности, ликвидности активов, соотношения собственных и заемных средств;
выявление резервов улучшения экономического состояния и выработку рекомендаций для органов управления обществом; проверку своевременности и правильности платежей поставщикам продукции, работ, услуг, платежей в бюджет, начислений и выплат дивидендов, процентов по облигациям, погашения прочих обязательств; проверку правильности составления балансов общества, отчетной документации для налоговой инспекции, статистических органов, органов государственного управления; проверку правомочности решений, принятых советом директоров и правлением, их соответствия уставу общества и решениям собрания акционеров; анализ решений собрания акционеров, вносит предложения по их изменению при расхождениях с законодательством и нормативными актами министерств и ведомств. Ревизионная комиссия в целях надлежащего выполнения своих функций имеет право: получать от органов управления обществом, его подразделений и служб, должностных лиц все затребованные документы, необходимые для работы материалы, изучение которых соответствует функциям и полномочиям ревизионной комиссии. Указанные документы должны быть представлены ревизионной комиссии в течение пяти дней после ее письменного запроса; требовать от полномочных лиц созыва заседаний правления, совета директоров, собрания акционеров в случаях, когда выявление нарушений в производственно - хозяйственной, финансовой, правовой деятельности или угроза интересам общества требует решения по вопросам, находящимся в компетенции данных органов управления обществом; созывать собрание акционеров в случаях, когда выявляются нарушения в производственно - хозяйственной, финансовой, правовой деятельности или есть угроза интересам общества; требовать личного объяснения от работников общества, включая любых должностных лиц, по вопросам, находящимся в компетенции ревизионной комиссии; привлекать на договорной основе к своей работе специалистов, не занимающих штатных должностей в обществе; ставить перед управляющими органами общества, его подразделений и служб вопрос об ответственности работников общества, включая должностных лиц, в случае нарушения ими положений, правил, инструкций, принимаемых обществом. При проведении проверок члены ревизионной комиссии обязаны изучить все документы и материалы, относящиеся к предмету проверки. За неверные заключения члены ревизионной комиссии несут ответственность, мера которой определяется собранием акционеров. Если в течение срока действия предоставленных ему полномочий член ревизионной комиссии прекращает выполнение своих функций, он обязан уведомить об этом совет директоров за один месяц до прекращения работы в ревизионной комиссии. В этом случае собрание акционеров на ближайшем заседании осуществляет замену члена ревизионной комиссии. Ревизионная комиссия обязана: своевременно доводить до сведения собрания акционеров, совета директоров, правления результаты ревизий и проверок в форме письменных отчетов, докладных записок, сообщений на заседаниях органов управления обществом; соблюдать коммерческую тайну, не разглашать сведения, являющиеся конфиденциальными, к которым члены ревизионной комиссии имеют доступ при выполнении своих функций; требовать от уполномоченных органов созыва внеочередного собрания акционеров в случае возникновения реальной угрозы интересам общества. Ревизионная комиссия представляет в совет директоров не позднее чем за десять дней до годового собрания акционеров отчет по результатам годовой проверки в соответствии с правилами и порядком ведения финансовой отчетности и бухгалтерского учета. Внеплановые ревизии проводятся ревизионной комиссией по письменному запросу владельцев не менее 10% обыкновенных акций общества или большинства членов совета директоров. Специфика деятельности санаторно - курортных организаций должна найти отражение в программах проверки и в специальных методах и приемах ревизионной проверки: инвентаризация, сопоставление нормативных показателей с фактическими данными, документальная проверка (сплошная и выборочная), встречная проверка документов, встречная проверка документов с другими организациями, экспертная оценка, письменные объяснения исправлений, устные объяснения, группировка нарушений, анализ и выводы. При ревизии денежных средств и операций с ними необходимо включить в программу следующие этапы, по которым могут быть обнаружены нарушения действующего законодательства: 1. Проверка обоснованности возврата денежных средств отдыхающим наличным и безналичным путем на лицевые или расчетные счета юридических лиц. Возврат должен осуществляться в соответствии с разработанным санаторием положением (правилами) приема отдыхающих. Возврат оформляется на основании заявления и при условии оплаты путевки наличным путем самим отдыхающим в кассу санатория. При оплате путевки органами социального страхования, туристскими фирмами и другими организациями правомерность возврата следует проанализировать с учетом условий договора. Перечисление возвращаемых сумм должно производиться непосредственно организациям - покупателям санаторных путевок, которые в свою очередь реализовали путевки отдыхающим. 2. При приеме денежных средств от отдыхающих и населения в кассу санатория по услугам, не оформляемым бланками путевок, используется контрольно - кассовая машина и ведется книга кассира - операциониста. Ревизионной комиссии следует проверить правильность осуществления расчетов с населением. 3. Книги кассиров - операционистов должны находиться при каждой контрольно - кассовой машине. Выручка точек общественного питания и других подразделений, принимающих наличные средства, сдается в центральную кассу ежедневно. Ревизору следует проанализировать размер наличной выручки подразделений санатория, сроки и полноту ее сдачи в центральную кассу. 4. Целесообразно проверить материалы инвентаризации бланков строгой отчетности, к которым относятся санаторные путевки. Форма санаторной путевки утверждена Приказом Минфина России от 10.12.1999 N 90н. Следует обратить внимание на необходимость наличия на путевках номинала и шестизначного номера. Вписывание от руки, исправление стоимости и реализация санаторных путевок без указания стоимости не допускаются, так как бланки строгой отчетности в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" являются первичными учетными документами и должны содержать все предусмотренные реквизиты. 5. При расчетах санатория с иногородними юридическими лицами следует сопоставить цены приобретаемых материальных ценностей (работ, услуг) с действующими на данной территории, данные о которых (среднемесячные цены) можно получить в органах государственной статистики. Если представитель иногородней организации расписывается непосредственно в расходном кассовом ордере, следует проверить, зарегистрирован ли он как командированный в санаторий в журнале учета прибывших в командировку. 6. При наличии выплаченных по отдельным трудовым соглашениям, договорам подряда, платежным ведомостям значительных сумм за консультационные услуги, озеленительные работы, работы по благоустройству территории и садово - парковые услуги следует провести опрос ответственных за прием этих или подобных работ, выйти на место осуществления работ, проверить данные бухгалтерского учета об оприходовании посадочного материала и постановке на учет в качестве основных средств многолетних зеленых насаждений. 7. Необходимо обратить внимание на выдачу средств при закупке скоропортящихся продуктов, овощей, фруктов, зелени и т.п. Для анализа достоверности количества закупленных продуктов, сырья можно составить таблицу соответствия приобретенных и израсходованных скоропортящихся продуктов питания и сырья (табл. 1).
Таблица 1
Анализ количества приобретенных и израсходованных продуктов питания и сырья
————T————T—————T————————————T————————————T————————————T—————T—————T————¬ | N |Наи—|Оста—| Поступило | Суточная | Остаток |Срок |От— |При—| |п/п|ме— |ток | | потребность| по данным |хра— |кло— |ме— | | |но— |на | |на основании| учета |нения|нение|ча— | | |ва— |скла—| | меню — | |при |от |ние | | |ние |де, | | раскладки | |нор— |сро— | | | |про—|кухне| | | |маль—|ков | | | |дук—|на | | | |ных |хра— | | | |тов,|____ | | | |усло—|нения| | | |сы— | | | | |виях,|при | | | |рья | | | | |дней |нор— | | | | | | | | | |маль—| | | | | | | | | |ных | | | | | | | | | |усло—| | | | | | | | | |виях,| | | | | | | | | |дней | | +———+————+—————+————T—T—T—T—+————T—T—T—T—+————T—T—T—T—+—————+—————+————+ | | | | кг | | | | | кг | | | | | кг | | | | | | | | +———+————+—————+————+—+—+—+—+————+—+—+—+—+————+—+—+—+—+—————+—————+————+ | | | |дата| | | | |дата| | | | |дата| | | | | | | | +———+————+—————+————+—+—+—+—+————+—+—+—+—+————+—+—+—+—+—————+—————+————+ | А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | +———+————+—————+————————————+————————————+————————————+—————+—————+————+ | | | | | | | | | | +———+————+—————+————————————+————————————+————————————+—————+—————+————+ | | | | | | | | | | +———+————+—————+————————————+————————————+————————————+—————+—————+————+ | | | | | | | | | | L———+————+—————+————————————+————————————+————————————+—————+—————+————— При ревизии расчетных операций, осуществляемых санаторием, целесообразно обратить внимание на следующее. 1. Проанализировать размеры вознаграждений (премий, комиссионных, агентских выплат) посредникам (реализаторам, распространителям путевок) по предлагаемой форме (табл. 2).
Таблица 2
Выплаты вознаграждений за распространение санаторных путевок
————T———T———————T—————T————T——————T—————T——————T————————————T————¬ | N |N, |Наиме— |Коли—|Дата|Сумма,|Сроки|Размер|Перечисле— |При—| |п/п|да—|нование|чест—| | руб. |путе—|возна—|ние возна— |ме— | | |та |юриди— |во | | |вок |граж— |граждений |ча— | | |до—|ческого|путе—| | |по |дения,+—————T——————+ние | | |го—|или фи—|вок | | |меся—|руб. |дата |сумма | | | |во—|зичес— | | | |цам | | | | | | |ра |кого | | | | | | | | | | | |лица — | | | | | | | | | | | |распро—| | | | | | | | | | | |страни—| | | | | | | | | | | |теля, | | | | | | | | | | | |его | | | | | | | | | | | |рекви— | | | | | | | | | | | |зиты | | | | | | | | | +———+———+———————+—————+————+——————+—————+——————+—————+——————+————+ | | | | | | | | | | | | +———+———+———————+—————+————+——————+—————+——————+—————+——————+————+ | | | | | | | | | | | | +———+———+———————+—————+————+——————+—————+——————+—————+——————+————+ | | | | | | | | | | | | L———+———+———————+—————+————+——————+—————+——————+—————+——————+————— (Окончание см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 5, 2002)
Подписано в печать Т.Кисилевич 09.01.2002 К.э.н.
Кафедра бухгалтерского учета и аудита Сочинского государственного университета туризма и курортного дела
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |