|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Новый Закон о лицензировании отдельных видов деятельности ("Практическая бухгалтерия", 2002, N 1)
"Практическая бухгалтерия", N 1, 2002
НОВЫЙ ЗАКОН О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
11 февраля 2002 г. вступает в силу Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ). Он заменит действующий в настоящее время Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ (далее - Закон N 158-ФЗ) и серьезно изменит существующую систему лицензирования.
Виды лицензируемой деятельности
Закон N 128-ФЗ начинается с перечисления видов деятельности, на которые не распространяются его положения. Перечень состоит из 17 пунктов, среди которых банковская, биржевая, нотариальная, страховая и образовательная деятельность. За рамками Закона N 128-ФЗ также остались производство и оборот спиртосодержащей продукции, ведение внешнеэкономических операций, международные автомобильные перевозки и др. Разрешения на ведение бизнеса в этих сферах по-прежнему будут выдаваться по правилам, предусмотренным специальными нормативными актами. Например, порядок предоставления лицензий на производство алкогольной продукции установлен Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 5-ФЗ, на ведение образовательной деятельности - Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. N 796. С введением в действие Закона N 128-ФЗ значительно сузится круг лицензируемых видов деятельности. Прежний Закон содержал открытый перечень, который насчитывал 216 пунктов. В новом нормативном акте этот перечень закрыт, а число позиций в нем сокращено до 120. Итак, с 11 февраля 2002 г. больше не требуются лицензии на ведение следующих видов деятельности:
- производство строительных конструкций и материалов; - производство муки, крупы, хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий; - закупка, переработка и реализация зерна и продуктов его переработки для государственных нужд; - оптовая торговля табачными изделиями; - производство и хранение изделий медицинского назначения, хранение лекарственных средств, а также распространение медицинской техники; - оказание физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг; - утилизация отходов производства и потребления; - реализация предметов антиквариата; - описание, консервация и реставрация архивных документов; - проектные работы, связанные с охраной, ремонтом и реставрацией памятников истории и культуры, а также их ремонт; - реставрация музейных предметов; - организация и проведение лотерей; - распространение и ремонт контрольно-кассовых машин.
Примечание. С февраля 2002 г. ремонтом и техническим обслуживанием ККМ смогут заниматься организации, не имеющие лицензии;
- деятельность ломбардов; - деятельность по использованию радиоактивных материалов; - эксплуатация автозаправочных станций; - производство, монтаж, эксплуатация и ремонт аппаратуры и систем контроля противоаварийной защиты и сигнализации; - проведение дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ; - деятельность центров обязательной сертификации и испытательных лабораторий в области обязательной сертификации; - производство специальных средств самообороны; - проектирование, строительство и ремонт взрыво- и пожароопасных, химически опасных и вредных производств, а также эксплуатация вредных производств; - проектирование, строительство, эксплуатация и ремонт горных производств (объектов), подъемных сооружений, котлов и сосудов, работающих под давлением; - производство, монтаж, эксплуатация и ремонт химического, бурового, геолого-разведочного, горно-шахтного и взрывозащищенного электротехнического оборудования; - производство, монтаж и ремонт нефтегазопромыслового оборудования; - испытание взрывчатых материалов промышленного назначения; - производство, испытание, хранение, распространение и применение оборудования и приборов взрывного дела; - производство подводных работ специального назначения; - производство и оптовая продажа драгоценных металлов и ювелирных изделий, обработка и рекуперация драгоценных камней, заготовка и переработка вторичного сырья, содержащего драгоценные металлы и камни; - проведение геолого-съемочных работ; - производство и продажа электрической и тепловой энергии, а также покупка электрической энергии с ее оптового рынка и некоторые другие виды деятельности. Вместе с тем Закон N 128-ФЗ предусматривает необходимость получения лицензий на те виды деятельности, на которые сейчас специального разрешения не требуется. С момента вступления в силу нового Закона придется получать лицензии всем организациям и ПБОЮЛ, намеревающимся заниматься: - выдачей сертификатов ключей электронных цифровых подписей, регистрацией владельцев электронных цифровых подписей, оказанием услуг, связанных с использованием и подтверждением подлинности электронных цифровых подписей; - разработкой и производством средств защиты конфиденциальной информации, ее технической защитой; - реализацией нефти, газа и продуктов их переработки; - эксплуатацией газовых сетей; - железнодорожными перевозками пассажиров и грузов (за исключением перевозок для собственных нужд и без выхода на железнодорожные пути общего пользования); - реализацией прав на клубный отдых.
Примечание. Продавать таймшеры можно только при наличии специальной лицензии.
Отдельные виды деятельности, лицензирование которых предусматривалось Законом N 158-ФЗ, включены в новый Закон с некоторыми изменениями (см. таблицу).
Таблица
Изменения, внесенные в определения отдельных видов лицензируемой деятельности
————————————————————————————————T————————————————————————————————¬ | Положения Закона N 158—ФЗ | Положения Закона N 128—ФЗ | | и подзаконных актов | | | о лицензировании | | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |1. Производство и |Изготовление защищенной от | |распространение специальных |подделок полиграфической | |защитных знаков, |продукции, в том числе бланков | |предназначенных для |ценных бумаг, а также торговля | |маркирования товаров, |указанной продукцией | |сопроводительной документации к| | |товарам и подтверждения | | |подлинности документов и ценных| | |бумаг | | |2. Полиграфическая деятельность| | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Эксплуатация |Эксплуатация нефтегазодобывающих| |нефтегазопромыслового |производств | |оборудования | | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Распространение пиротехнических|Распространение пиротехнических | |изделий |изделий IV и V классов | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Деятельность по обеспечению |Эксплуатация электрических и | |работоспособности электрических|тепловых сетей (кроме случаев, | |и тепловых сетей |когда эксплуатация производится | | |для обеспечения собственных нужд| | |организации и ПБОЮЛ) | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Проектирование и строительство |Проектирование и строительство | |зданий и сооружений |зданий и сооружений | | |I и II уровней ответственности | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Инженерные изыскания для |Инженерные изыскания для | |строительства зданий |строительства и сооружений | | |I и II уровней ответственности | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Техническое обслуживание |Техническое обслуживание | |медицинской техники |медицинской техники (кроме | | |случаев, когда такое | | |обслуживание проводится для | | |собственных нужд организации или| | |ПБОЮЛ) | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Разведение племенных животных, |Разведение племенных животных, | |производство и использование |производство и использование | |племенной продукции |племенной продукции (материала) | |(материала) <*> |(кроме случаев ведения такой | | |деятельности для собственных | | |нужд организации или ПБОЮЛ) | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Городские, пригородные и |Перевозки пассажиров | |междугородные (в том числе |автомобильным транспортом, | |межобластные) перевозки |оборудованным для | |пассажиров автобусами <**> |транспортировки более восьми | | |человек (за исключением | | |перевозочной деятельности для | | |собственных нужд предприятий или| | |предпринимателей) | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Городские, пригородные и |Перевозки грузов автомобильным | |междугородные (в том числе |транспортом грузоподъемностью | |межобластные) автомобильные |свыше 3,5 т (если только они не | |перевозки грузов <***> |производятся для собственных | | |нужд) | L———————————————————————————————+————————————————————————————————— ———————————————————————————————<*> Пункт 1 Положения о лицензировании деятельности в области племенного животноводства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1996 г. N 244. <**> Положение о лицензировании пассажирских перевозок автомобильным транспортом грузов (кроме международных) в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997 г. N 295. <***> Положение о лицензировании перевозок автомобильным транспортом грузов в пределах Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 марта 1997 г. N 322.
Примечание. Временные сооружения и одноэтажные жилые дома с пониженным (III) уровнем ответственности можно строить без лицензии.
Из таблицы видно, что при осуществлении организациями и индивидуальными предпринимателями некоторых видов деятельности для собственных нужд лицензии им не требуются. Однако понятие "для собственных нужд" довольно расплывчато. Например, непонятно, рассматривается ли в качестве такой деятельности доставка груза покупателю автомобильным транспортом продавца. По нашему мнению, в этом случае все зависит от условий договора купли-продажи. Поставщику не нужно получать лицензию, если в договоре указана его обязанность по доставке товара, а в цену товара включена стоимость транспортировки.
Документ, подтверждающий наличие лицензии
В настоящее время лицензия представляет собой документ, отпечатанный на гербовой бумаге и содержащий информацию о том, что его владелец имеет право заниматься тем или иным видом бизнеса. С февраля 2002 г. лицензия перестает существовать как "бумажный" документ. Она становится решением о предоставлении соискателю возможности заниматься определенной деятельностью. Следовательно, понятие "лицензия" будет равносильно определению "разрешение", а не "бланк". Документа с названием "лицензия" больше не будет. И все же, чтобы подтвердить полученное право на ведение конкретного вида бизнеса, предприятие должно иметь официальную бумагу. Ею станет свидетельство о праве на ведение лицензируемой деятельности (далее - свидетельство). В нем будет указана необходимая информация о получателе разрешения (ИНН, вид лицензируемой деятельности, срок действия и номер лицензии), а также дата принятия решения о предоставлении лицензии. Таким образом, сразу становится невозможным применение санкций за утрату лицензии. Ведь потеря свидетельства вовсе не означает утрату разрешения. Лучше других это нововведение могут оценить организации и предприниматели, хоть раз имевшие неприятности из-за нечаянно поврежденного бланка лицензии. Пункт 2 ст.9 Закона N 128-ФЗ устанавливает, что документ о наличии лицензии выдается заявителю бесплатно. Однако это не означает, что услуги лицензирующих органов безвозмездны. Плата взимается за выдачу дубликата свидетельства. Правда, она составляет всего 10 руб. При переоформлении свидетельства в случае его утраты, реорганизации фирмы или смены места жительства индивидуального предпринимателя придется отдать 100 руб. Лицензионный сбор за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии взимается в размере 300 руб., а за ее выдачу - 1000 руб.
Примечание. Лицензионный сбор за рассмотрение заявления о выдаче лицензии взимается в размере 300 руб., а за выдачу лицензии - 1000 руб.
Порядок получения лицензии и срок ее действия
Однако оплатой лицензионных сборов получение разрешений на занятие той или иной деятельностью не ограничивается. Нужно еще пройти длительную процедуру в лицензирующих органах. Их состав утвержден Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2000 г. N 326. Например, частную охранную и сыскную деятельность лицензирует МВД России, производство лекарственных средств - Минздрав России, деятельность по реставрации памятников истории и культуры - Минкультуры России и т.д. Процедура получения лицензии начинается с подачи соответствующего заявления. Отметим, что в этом документе больше не надо указывать наименование банка и номер расчетного счета соискателя лицензии, а также определять срок, в течение которого планируется вести бизнес. Вместе с тем теперь к заявлению придется прилагать не только копии учредительных документов, свидетельств о государственной регистрации и о постановке на налоговый учет, но и сведения о квалификации работников соискателя. С февраля 2002 г. срок принятия решения о выдаче лицензии увеличится с 30 до 60 дней. Лицензирующие органы смогут отказать в выдаче разрешения, только если в документах заявителя будет обнаружена недостоверная информация или если выявится несоответствие соискателя требованиям, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Закон N 128-ФЗ особо отмечает, что нельзя мотивировать отказ в выдаче лицензии ссылкой на незначительный объем производства, которое предприятие или ПБОЮЛ планирует создать. Тем самым устранена возможность дискриминации малого бизнеса. Изменится и продолжительность действия лицензии. Сейчас стандартным считается трехлетний срок, который к тому же по заявлению соискателя может быть уменьшен. С момента вступления в силу нового закона лицензии будут выдаваться либо на пять лет, либо бессрочно. Срок действия лицензии продлевается в том же порядке, что и переоформление документа, подтверждающего ее наличие.
Приостановление и аннулирование лицензии
Закон N 128-ФЗ ограничивает круг лиц, которые имеют право контролировать соблюдение требований лицензионного законодательства. В настоящее время таким правом обладают работники не только лицензирующих, но и других государственных контрольных органов, в том числе налоговых, торговых и транспортных инспекций. С 11 февраля проверкой соблюдения законодательства о лицензировании будут заниматься исключительно лицензирующие органы (лицензиары). Впрочем, из этого не следует, что, например, налоговая инспекция больше не сможет проверять выполнение налогоплательщиком лицензионных требований. Если информация, связанная с ведением лицензируемой деятельности, понадобится налоговикам для контроля за правильностью уплаты налогов, то они и впредь смогут запрашивать ее у налогоплательщиков. Однако принимать меры по устранению обнаруженных налоговыми инспекторами нарушений будут вправе только сотрудники лицензирующих органов. Как же можно наказать лицензиата за несоблюдение лицензионных требований? Прежде всего лицензирующие органы вправе приостановить действие лицензии. Сейчас такая санкция применяется при выявлении нарушений, которые могут привести к лишению граждан их законных прав. Действие лицензии можно приостановить и в том случае, если лицензиат не принимает никаких мер к тому, чтобы привести свою деятельность в соответствие с требованиями лицензионного законодательства. С момента вступления в силу Закона N 128-ФЗ для приостановления лицензии будет достаточно либо одного грубого нарушения, либо систематического нарушения таких требований. Приостановив действие разрешения, лицензиар обязан в течение трех дней письменно сообщить об этом нарушителю и установить ему срок для устранения нарушений. Отметим, что этот срок не может превышать шесть месяцев (п.1 ст.13 Закона N 128-ФЗ). Если за это время лицензиат "не исправится", его могут лишить лицензии в судебном порядке. Организация, занимающаяся лицензируемой деятельностью, должна письменно уведомить лицензиара об устранении нарушений. Если после этого лицензиар возобновит действие лицензии, то в трехдневный срок он должен сообщить об этом нарушителю. Плата за возобновление специального разрешения не взимается, но и срок его действия на время приостановления не продлевается. Так что неприятные последствия несоблюдения лицензионных условий для лицензиата налицо. Кроме того, приостановление действия лицензии накладывает определенный отпечаток и на ведение бухгалтерского учета.
Примечание. На время приостановления лицензии срок ее действия не продлевается.
Пример 1. Лицензия ООО "Фрегат" на занятие туроператорской деятельностью была приостановлена из-за недостаточной квалификации его сотрудников. Через три месяца кадровый состав был значительно обновлен, и действие лицензии возобновилось. Стоимость лицензии равна 1300 руб. Она учтена на счете 97 "Расходы будущих периодов" и списывается на себестоимость равными долями в течение пяти лет. То есть каждый месяц на издержки производства и обращения относится 21,67 руб. (1300 руб. / 5 лет : 12 мес.). В бухгалтерском учете ООО "Фрегат" эти операции отражаются следующим образом: Дебет 20 Кредит 97 - 21,67 руб. - списана месячная доля стоимости лицензии на издержки. Пока действие лицензии приостановлено, списание ее стоимости продолжается. Это связано с тем, что на период приостановления лицензии срок ее действия не прекращается. Однако оснований для включения этих сумм в производственные расходы уже не имеется. Поэтому в течение трех месяцев бухгалтер ООО "Фрегат" должен делать следующую запись: Дебет 91 Кредит 97 - 21,67 руб. - включена месячная доля стоимости лицензии в состав внереализационных расходов. После возобновления действия лицензии ООО "Фрегат" возвращается к предыдущей схеме учета.
По Закону N 128-ФЗ аннулировать лицензию может либо сам лицензирующий орган, либо суд. В первом случае предприятие лишается лицензии, если в течение трех месяцев оно не уплатило лицензионный сбор за ее выдачу. Основанием для аннулирования лицензии в судебном порядке служит нарушение лицензионных требований, в результате которого хотя бы один гражданин был лишен своих законных прав. Нужно отметить, что перечень оснований для отмены лицензии, предусмотренный Законом N 128-ФЗ, сильно отличается от перечня, содержащегося в Законе N 158-ФЗ. Прежний Закон допускал аннулирование лицензии при обнаружении недостоверных данных в документах, представленных для ее получения, при неоднократном или грубом нарушении лицензионного законодательства, а также в случае признания решения о выдаче разрешения незаконным. Таким образом, начиная с февраля 2002 г. отобрать лицензию будет гораздо сложнее, чем сейчас. Лицензию можно аннулировать лишь при соблюдении определенных условий. При обращении в суд с исковым заявлением об отмене лицензии лицензиар в трехдневный срок должен уведомить об этом нарушителя. Одновременно он может приостановить действие специального разрешения до вступления в силу решения суда. Лицензия автоматически прекращает свое действие при ликвидации предприятия, прекращении его деятельности в результате реорганизации, а также в случае утраты гражданином статуса индивидуального предпринимателя. Таким образом, наиболее распространенной санкцией за нарушение лицензионных требований по Закону N 128-ФЗ является приостановление действия лицензии, а не ее отмена. Это одно из самых полезных нововведений документа.
Переход на новый порядок лицензирования
С момента вступления в силу нового Закона многие организации и предприниматели смогут продолжить свою работу только после получения лицензии. Особых беспокойств это вызвать не должно. Как правило, положения о лицензировании предоставляют соискателям определенный срок для прохождения необходимой процедуры. Но некоторые из заявителей могут не уложиться в установленный срок, так как получать лицензии все заинтересованные предприятия и ПБОЮЛ начнут одновременно. Они обязаны приостановить свою работу до получения разрешения. В противном случае неприятностей им не избежать. Согласно ст.173 Гражданского кодекса РФ сделка юридического лица, действующего без лицензии, в судебном порядке может быть признана недействительной. Более того, суд может вынести решение о ликвидации такого предприятия.
Примечание. Предприятие, работающее без лицензии, может быть ликвидировано по решению суда.
Как мы уже говорили, некоторые виды лицензируемой деятельности, меняя свое определение, по существу остаются прежними. Что же делать организациям и предпринимателям, ведущим такой бизнес? На наш взгляд, им можно продолжать работать по уже имеющимся разрешениям. До 11 февраля предприятия или ПБОЮЛ, занимающиеся деятельностью, на ведение которой лицензии больше не нужны, вправе списывать затраты по приобретению разрешения на себестоимость. После указанной даты исчезают основания для квалификации этих расходов как производственных, а следовательно, и для их учета при формировании налогооблагаемой прибыли.
Пример 2. 10 февраля 2001 г. ЗАО "Люкс" получило лицензию на изготовление строительных конструкций сроком на три года. Общая сумма лицензионных расходов составила 1000 руб. С 10 февраля 2001 г. по 10 февраля 2002 г. ЗАО "Люкс" ежемесячно выполняет такую проводку: Дебет 20 Кредит 97 - 27,78 руб. (1000 руб. : 3 года : 12 мес.) - списана месячная доля стоимости лицензии на издержки. После 11 февраля 2002 г. в бухгалтерском учете ЗАО "Люкс" должна быть сделана следующая запись: Дебет 91 Кредит 97 - 666,64 руб. (1000 руб. - 27,78 руб. x 12 мес.) - включена в состав внереализационных расходов несписанная часть стоимости лицензии.
В заключение хотелось бы отметить, что Закон N 128-ФЗ не предусматривает ответственности лицензиатов за ведение лицензируемой деятельности на основании разрешения, полученного в одном субъекте РФ, на территории другого субъекта без уведомления лицензирующих органов. Теперь такие действия не будут приравниваться к работе без специального разрешения.
Ю.Гладышева Подписано в печать 28.12.2001
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |