|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Экологическая составляющая производства и аудит ("Аудиторские ведомости", 2002, N 1)
"Аудиторские ведомости", N 1, 2002
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОИЗВОДСТВА И АУДИТ
В последние годы правительства многих развивающихся стран приняли ряд законов в области охраны окружающей среды. Таким образом, серьезное внимание к экологии проявляется не только на уровне хозяйствующих субъектов, но и на государственном уровне. В России переход к экологически безопасному устойчивому экономическому развитию определен Указами Президента Российской Федерации от 04.02.1994 N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" и от 01.04.1996 N 440 "О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию". Согласно действующему российскому законодательству предприятие обязано обеспечить рациональное природопользование, охрану окружающей среды, а также собственную защищенность от негативного воздействия загрязненной окружающей среды, которое может проявиться в виде воздействия опасных факторов на здоровье персонала предприятия, на состояние производственных сооружений, на ход технологических процессов. Невыполнение этих обязательств должно повлечь за собой серьезные правовые и экономические последствия для предприятия - нарушителя. Кроме того, сбои в поставках сырья, материалов, ухудшение их качества могут сделать его продукцию опасной для людей и окружающей среды и привести к огромным экономическим потерям для предприятия. В России в последние годы были сделаны лишь первые шаги по пути соблюдения принципов экологической безопасности каждым предприятием любой сферы деятельности. Основной смысл экологического законодательства состоит не в желании государства обеспечить поступление в федеральный бюджет нового налога, связанного с природопользованием, тем более что в связи с принятием последних нормативных актов предприятия были освобождены от уплаты практически всех экологических налогов. Наверное, сейчас наступило время, когда предпринимателю стоит задуматься о том, как поставить на высокий уровень, соответствующий международным стандартам, не только финансовую политику, которая во многом благодаря качественным консультациям и проверкам аудиторов уже стала максимально эффективной в отдельных компаниях. Необходимо также обратить внимание на производственную и природоохранную политику, грамотное ведение которой поможет приостановить катастрофические явления в природе, а также получить экономическую выгоду от непроизведенных расходов (расходов, которых фирма может избежать, если будет действовать согласно природоохранному законодательству), связанных с загрязнением окружающей среды и ликвидацией последствий аварий. Если сравнить сиюминутную выгоду, которую может получить предприниматель, не учитывающий экологических вопросов, с будущими потерями от экологических катастроф, которые он понесет в виде ответственности за нарушение природоохранного законодательства, то сравнение будет далеко не в пользу первого. Условия существования на рынке теперь определяется и экологической составляющей производства. Конкурентоспособность товаров промышленного назначения и потребительских товаров на национальном и мировом рынках стала определяться и экологическими параметрами технологий производства, выпускаемых товаров, а также затратами на охрану окружающей среды, прямо влияющими на уровень общих издержек производства. Безответственность в вопросе экологической безопасности сказывается на всех производителях, а поспешно проведенная приватизация привела к страшным экономическим последствиям от невнимания к экологии во времена государственной собственности в России. Предприниматели сталкиваются с требованиями со стороны государства и соседей - предпринимателей заплатить за ущерб от истощения природных ресурсов, перераспределения на них налогов за вред окружающей среде, который проявляется в настоящее время от деятельности ранее существовавших на этом месте производственных объектов. Нам представляется, что в настоящее время необходимо определить границы ответственности за общее загрязнение окружающей среды несколькими предпринимателями. Большой ущерб, и не только экологический, может быть нанесен предпринимателями в области оказания услуг, прежде всего транспортных перевозок, при транспортировке несертифицированного груза. В данном случае имеет место эффект сиюминутной выгоды, который повышает вероятность не соизмеримых с ней убытков от аварий при перевозке. Предприниматель не задумывается над тем, что перевозит, хотя в этом списке может быть и радиоактивно-, и взрывоопасный груз. В этом случае также необходимо четко определить степень риска, а лучше заблаговременно оценить, соответствует ли груз всем требованиям безопасности, имеется ли на него лицензия, сертифицирован ли он в соответствии с законодательством и т.д. Эта простая мера предосторожности принесет огромную выгоду от непроизведенных расходов, связанных с ликвидацией последствий аварии.
В Западной Европе за последние годы стало уделяться особое внимание экологически чистой продукции и безотходным производственным процессам, принято множество нормативных актов, связанных с льготным налогообложением подобных производств, а ведь в развитых странах совсем другие ставки налогов, и избежать их практически невозможно, как и огромных штрафов от их неуплаты. В ряде зарубежных стран, таких, как Мексика, Австралия и другие, существуют налоговые льготы для предприятий, осуществляющих производство посредством безотходных технологий и выпускающих экологически чистую продукцию (ускоренная амортизация оборудования, используемого для предотвращения загрязнений). Кроме того, корпорации, которые действуют вразрез с требованиями охраны окружающей среды, могут понести финансовые потери из-за изменений в структуре расходов потребителей и в предпочтениях инвесторов. Во многих странах сейчас остро стоит вопрос о представлении финансовой отчетности с указанием природоохранных расходов. Однако выделение из общих расходов той части затрат, которая направлена исключительно на природоохранные цели, весьма проблематично. Нет единой методики выделения и определения затрат на охрану окружающей среды в общей сумме издержек предприятия. Трудно определить в общефирменных расходах их природоохранную часть, так как внедрение новых технологий повлечет за собой, скорее, изменения в производственном процессе, чем в экологической обстановке. Однако многие немецкие и швейцарские компании считают, что, поскольку расходы, связанные с природоохранной деятельностью, составляют значительную и растущую долю в их общих расходах, их необходимо учитывать. Обнародование такой информации полезно. Возникает меньше вопросов о деятельности предприятий по охране окружающей среды на собраниях акционеров, и органы местного самоуправления более охотно выдают разрешения на осуществление их проектов с учетом того, что за ними утвердилась репутация "открытой компании" в отношении представления информации. С 70-х годов компании ряда стран Европы и Северной Америки начали привлекаться к юридической ответственности за нанесение ущерба окружающей среде, что приводило их к дополнительным финансовым потерям. Это обусловило необходимость оценки соответствия осуществляемой ими деятельности нормам законодательства об охране окружающей среды. Такая оценка по аналогии с финансовым аудитом получила название экологического аудита. Она осуществляется в целях проверок правильности ведения производственно - экологической деятельности и оказания консультационной помощи производителям. Классификатором правовых актов Российской Федерации предусмотрен новый вид аудиторской деятельности - экологический аудит. Аудиторские компании в последнее время не ограничиваются обязательством проверки соответствия ведения бухгалтерского учета требованиям законодательства. Наиболее перспективные компании взяли на себя функции консультирования клиентов и ведения их бухгалтерского учета, что повышает прибыль и стабильность многих предприятий. Учитывая накопленный положительный опыт, при организации и разработке методических рекомендаций проведения экологического аудита можно определить его основные цели не только как оценку правильности следования предприятий природоохранному законодательству, расчета платежей в бюджет за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды, тем более что согласно требованиям настоящего законодательства они незначительны. Экологический аудит поможет правильно сформировать учетную политику организации, будет способствовать правильному решению вопросов льготного налогообложения при внедрении ресурсосберегающих технологий, предотвращению возможных производственных аварий. Проведение экологического аудита направлено на повышение конкурентоспособности и рентабельности продукции аудируемого предприятия с позиций роста экономической эффективности его хозяйственной, в том числе и природоохранной, деятельности. Поэтому специалисты, занимающиеся экологическим аудитом, несомненно, должны иметь высокую квалификацию одновременно в финансово - экономических, экологических и управленческих вопросах. Не стоит путать экологический аудит с экспертизой, которая является очень важным и необходимым мероприятием на этапе становления производства. Экспертизой уже давно и успешно занимаются многие компании, а также государственные органы, связанные с вопросами экологической безопасности. Однако экспертиза представляет собой оценку хозяйственной деятельности с позиций воздействия на окружающую среду, проводимую высококвалифицированными техническими специалистами. Аудит в отличие от экспертизы проводится в течение всей хозяйственной деятельности. Предметом экологического аудита является проверка соблюдения предпринимателями требований природоохранного законодательства. Но, так как вся промышленная деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду, имеет выражение в финансовой отчетности, пожелания предпринимателей направлены прежде всего на то, чтобы узнать о предстоящих расходах и правильности определения уже произведенных затрат, связанных с хозяйственной деятельностью в части воздействия на окружающую среду и природопользования. Провести такое обследование могут только специалисты, владеющие и финансовыми, и производственными вопросами. В оптимальном варианте это специалисты аудиторских компаний, аттестованные также и в качестве экологических аудиторов. Уже сейчас некоторые из российских аудиторских фирм расширяют свою деятельность, получая квалификацию также в сфере экологического аудита, и проводят комплексный аудит, затрагивающий вопросы и производственной, и финансовой деятельности. Такие аудиторские фирмы есть и среди членов Московской аудиторской палаты, которая уделяет большое внимание этому новому виду аудита и консалтинга.
Подписано в печать В.И.Колбасин 28.12.2001 Председатель
Московской аудиторской палаты Ю.Н.Старовойтов Директор по стратегическому развитию аудиторской фирмы "А.И. Аудит - Сервис"
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |