![]() |
| ![]() |
|
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2002, N 1)
"Нормативные акты для бухгалтера", N 1, 2002
<КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 15.12.2001 N 167-ФЗ "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ">
Напечатанный выше документ (далее - Закон) устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Закон изменяет принцип государственного пенсионного обеспечения граждан. Так, Закон установил круг страхователей, застрахованных лиц, а также определил виды страхового обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования. Закон определяет порядок формирования и расходования средств обязательного пенсионного страхования, порядок финансирования выплаты базовой, страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Для плательщиков страховых взносов наиболее значимыми являются положения гл.V и VI Закона. Здесь закреплены нормы, регулирующие вопросы уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В этих главах, в частности, определены ставки тарифа страховых взносов и расчетный период, по окончании которого определяется база для их начисления. Установлены порядок и сроки уплаты взносов. Переходными положениями определены особенности уплаты взносов работодателями на 2002 - 2005 гг. Определены меры ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании. Рассмотрим более подробно те положения Закона, которые затрагивают интересы организаций и физических лиц, уплачивающих страховые взносы за работающих у них по найму работников.
Участники отношений по обязательному
пенсионному страхованию
Участниками отношений по обязательному пенсионному страхованию являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщики и застрахованные лица (ст.4 Закона). Статусом страховщика наделен Пенсионный фонд РФ. В то же время наряду с ПФР страховщиками могут являться и негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Их полномочия, порядок передачи средств пенсионных накоплений и порядок уплаты страховых взносов в эти фонды должны устанавливаться отдельным федеральным законом. Отметим, что реализовать свое право на передачу накоплений в НПФ застрахованные лица смогут лишь с 1 января 2004 г. (ст.32 Закона). Страхователи определены в ст.6 Закона. Они разделены на две категории. К первой категории относятся работодатели, производящие выплаты работникам по трудовому договору или контракту, а также выплачивающие вознаграждения физическим лицам по договорам гражданско-правового характера. Имеются в виду договоры, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторские и лицензионные договоры. К категории работодателей относятся: - организации и исполняющие их обязанности по уплате взносов обособленные подразделения; - индивидуальные предприниматели; - крестьянские (фермерские) хозяйства; - родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; - физические лица. Застрахованными лицами в данном случае являются наемные работники. Ко второй категории относятся индивидуальные предприниматели (частнопрактикующие нотариусы, частные детективы), адвокаты, уплачивающие страховые взносы в виде фиксированного платежа. Они же одновременно являются и застрахованными лицами. Определение понятия застрахованного лица дано в ст.7 Закона. Согласно этой статье, застрахованными являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Это могут быть граждане Российской Федерации, а также проживающие на ее территории иностранные граждане и лица без гражданства.
Страховые взносы в ПФР как источник финансирования выплаты трудовой пенсии
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются целевым источником финансирования страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Виды и структура трудовой пенсии определены Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Согласно п.2 ст.5 этого Закона трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей: - базовой; - страховой; - накопительной. Базовая часть трудовой пенсии финансируется за счет части сумм ЕСН, подлежащей зачислению в федеральный бюджет (п.3 ст.9 Закона). Дело в том, что с установлением платежей на обязательное пенсионное страхование должны быть внесены соответствующие поправки в законодательные акты по налогам и сборам. В частности, изменения и дополнения планируется внести в гл.24 "Единый социальный налог (взнос)" НК РФ. Законопроектом предусматривается разделение суммы ЕСН в части, касающейся зачисления в ПФР, на две составляющие. Первая из этих составляющих сохранит признаки налога и прежнее название - ЕСН. Зачисляться этот налог будет в федеральный бюджет. Именно за счет доходов от поступления этого налога и будет выплачиваться базовая часть трудовой пенсии. Вторая составляющая - страховые взносы, зачисляемые в бюджет ПФР. За счет этих взносов будут финансироваться страховая и накопительная части трудовой пенсии. Причем выплату накопительной части Законом предписано производить за счет сумм накоплений, которые будут учитываться в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица (п.3 ст.9 Закона). В Законе нет конкретного указания на то, что следует включать в базу для начисления страховых взносов. В ст.10 лишь сформулирован общий порядок ее определения. Из текста статьи следует, что эта база идентична налоговой базе для исчисления ЕСН. Напомним, что при определении последней учитываются любые выплаты и вознаграждения, начисленные работодателями в пользу физических лиц за налоговый период (ст.237 НК РФ). При этом не имеет значения, в какой форме (денежной или натуральной) осуществлены эти выплаты и вознаграждения. Исключение составляют лишь суммы, перечисленные в ст.238 Кодекса. Заметим, что в законопроекте, вносящем изменения и дополнения в гл.24 НК РФ, текст ст.237 изложен в новой редакции. В соответствии с планируемыми поправками в числе выплат, включаемых в налоговую базу с 1 января 2002 г., поименована полная или частичная оплата работодателем товаров (работ, услуг), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи. В частности, это может быть оплата коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах работника и др. В настоящее время данные выплаты расцениваются как материальная выгода, получаемая работником за счет работодателя. Вне зависимости от источника финансирования такая материальная выгода подлежит обложению ЕСН. Итак, при определении базы в целях начисления страховых взносов страхователи должны руководствоваться нормами ст.237 НК РФ. Учет сумм начисленных выплат и вознаграждений страхователь должен вести по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты (п.4 ст.24 Закона).
Регистрация страхователей
Следующий момент, на который следует обратить внимание, касается порядка регистрации страхователей. В соответствии со ст.11 Закона все страхователи обязаны зарегистрироваться в органах страховщика, т.е. в территориальных органах ПФР. Срок, в течение которого осуществляется процедура регистрации, равен 30 дням. Однако точка отсчета этого срока определена Законом для каждой категории страхователей отдельно. Так, для юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и коллегий адвокатов отсчет срока ведется со дня государственной регистрации по их местонахождению. Если в состав юридического лица входят обособленные подразделения, начисляющие и производящие выплаты в пользу работников, то в тот же срок проходит и регистрация по местонахождению этих подразделений. Индивидуальные предприниматели, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, должны зарегистрироваться в течение 30 дней со дня государственной регистрации по месту жительства. Если же предприниматель ведет деятельность в другом месте, то зарегистрироваться ему нужно по месту осуществления этой деятельности. Что касается частнопрактикующих нотариусов, частных детективов, то для них отсчет 30-дневного срока производится с даты получения лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности. Для физических лиц, нанимающих работников по трудовому договору, по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, регистрация производится по их месту жительства. А отсчет начала срока, отведенного для регистрации, следует вести со дня заключения соответствующих договоров. Конкретный порядок регистрации страхователей должен быть установлен ПФР (п.2 ст.11 Закона).
Права и обязанности участников отношений по обязательному пенсионному страхованию
Права и обязанности участников отношений по обязательному пенсионному страхованию определены в гл.III Закона. В частности, ПФР имеет право проводить документальные проверки страхователей, требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые для проведения этих проверок документы. ПФР вправе требовать от руководителей и должностных лиц страхователей устранения выявленных нарушений. Закон предоставил страховщику право защищать интересы застрахованных лиц перед страхователями. В обязанности страховщика помимо учетных функций вменены проведение процедуры регистрации страхователей и их бесплатное консультирование по вопросам обязательного пенсионного страхования. Кроме того, ПФР обязан бесплатно консультировать и застрахованных лиц. Статьями 14 и 15 Закона установлены права и обязанности страхователей и застрахованных лиц. Они, в частности, могут обращаться в суд для защиты своих прав.
Тарифы и порядок исчисления и уплаты страховых взносов
Порядок уплаты страховых взносов регламентирован гл.V Закона. Выше мы отмечали, что часть ЕСН, которая в 2001 г. подлежала уплате в ПФР (28%), в 2002 г. для всех работодателей делится: - на единый социальный налог, уплачиваемый в федеральный бюджет; - на страховые взносы в ПФР. При этом сумма налога, зачисляемая в федеральный бюджет, будет уменьшаться на сумму начисленных за расчетный период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Для доходов до 100 000 руб. ставка налога составляет 14 процентов (для организаций, занятых производством сельскохозяйственной продукции, - 10,3%). Аналогичным образом для тех же доходов установлен размер тарифа страховых взносов. На всех застрахованных лиц в системе индивидуального (персонифицированного) учета будут открыты лицевые счета, на которые и будут зачисляться страховые взносы, уплачиваемые работодателями за своих работников. Лицевые счета застрахованных лиц будут состоять из двух частей: страховой и накопительной. Страховая часть трудовой пенсии будет учитываться на индивидуальном лицевом счете с учетом индексации. Что касается пенсионных накоплений, то сведения о них они будут учитывать в специальной части лицевого счета. Накопления будут состоять из страховых взносов, направляемых на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, и доходов от инвестирования этих средств. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, будет устанавливаться социальная пенсия в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Статьей 22 комментируемого Закона определены размеры тарифов страховых взносов, которые работодатели обязаны направлять на счета органов ПФР. Взносы должны перечисляться на страховую и накопительную части трудовых пенсий отдельными платежными поручениями. Тариф страховых взносов установлен с применением регрессивной шкалы. Эта шкала аналогична регрессивной шкале, применяемой для взимания ЕСН. Определение условий для применения регрессивной шкалы тарифов производится в целом по организации, включая обособленные подразделения. Тарифы дифференцированы по возрасту застрахованных лиц. Так, например, за работников организации - мужчин 1952 г. рождения и старше и женщин 1956 г. рождения и старше страховые взносы необходимо начислять и перечислять только на страховую часть трудовой пенсии в размере 14 процентов для доходов до 100 000 руб.
Пример 1. Водителю производственной организации (мужчина 1950 г. р.) в январе 2002 года произведены выплаты в сумме 10 000 руб. Все выплаты включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и ЕСН. Сумма авансового платежа по ЕСН (на финансирование базовой части трудовой пенсии), подлежащая перечислению в федеральный бюджет, за январь составит: 10 000 руб. x 14% = 1400 руб. Эта операция в бухгалтерском учете должна быть отражена проводкой: Дебет 20 Кредит 68 субсчет "Расчеты с бюджетом по ЕСН" - 1400 руб. - начислен ЕСН, подлежащий зачислению в федеральный бюджет. Сумма авансовых платежей по ЕСН, которую необходимо перечислить в фонды, составит: в ФСС России 10 000 руб. x 4% = 400 руб.; в ФФОМС 10 000 руб. x 0,2% = 20 руб.; в ТФОМС 10 000 руб. x 3,4% = 340 руб. Эти суммы отражаются в учете по дебету счета 20 "Основное производство" и кредиту счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" по соответствующим субсчетам. Сумма авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование будет равна: 10 000 руб. x 14% = 1400 руб. В бухгалтерском учете операцию по начислению страховых взносов следует отразить записью: Дебет 20 Кредит 69 субсчет "Расчеты с ПФР по обязательному пенсионному страхованию" - 1400 руб. - начислены страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию, подлежащие перечислению в ПФР. Эти платежи направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии работника.
Следующий уровень тарифов страховых взносов установлен для работников - мужчин с 1953 по 1956 года рождения и женщин с 1957 по 1966 года рождения. Для этой возрастной категории исчисленные с доходов до 100 000 руб. взносы в размере 12 процентов необходимо направлять на страховую часть, а 2 процента - на накопительную часть трудовой пенсии.
Пример 2. Кассиру организации (женщина 1960 г. р.) за январь 2002 г. произведены выплаты в сумме 5000 руб. Все выплаты облагаются ЕСН и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование. Сумма авансового платежа по ЕСН (на финансирование базовой части трудовой пенсии), подлежащая перечислению в федеральный бюджет, за январь составит: 5000 руб. x 14% = 700 руб. Сумма авансовых платежей по ЕСН, которую необходимо перечислить в фонды, составит: в ФСС России 5000 руб. x 4% = 200 руб.; в ФФОМС 5000 руб. x 0,2% = 10 руб.; в ТФОМС 5000 руб. x 3,4% = 170 руб. Сумма авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование будет равна: на финансирование страховой части трудовой пенсии 5000 руб. x 12% = 600 руб.; на финансирование накопительной части трудовой пенсии 5000 руб. x 2% = 100 руб. По каждой из этих частей организация должна произвести уплату авансовых платежей по страховым взносам отдельными платежными поручениями в ПФР.
И, наконец, последняя группа - это работники 1967 года рождения (и мужчины, и женщины) и моложе. Для этой категории работников переходными положениями Закона (ст.33) предусмотрен специальный режим применения тарифов для начисления страховых взносов. В 2002 и 2003 гг. на начисленные этим работникам выплаты до 100 000 руб. страховые взносы должны направляться на страховую часть пенсии в размере 11 процентов, а на накопительную - в размере 3 процентов. Далее, в 2004 и 2005 гг. на финансирование страховой части пенсии перечисляются 10 и 9 процентов страховых взносов, а накопительной - 4 и 5 процентов соответственно. Начиная с 2006 г. финансирование страховой части пенсии будет осуществляться из расчета 8 процентов, а накопительной - соответственно из 6 процентов страховых взносов с выплат до 100 000 руб. Для организаций, занятых производством сельскохозяйственной продукции, установлено такое же процентное соотношение взносов на накопительную часть. Для финансирования страховой части пенсии этими страхователями взносы начисляются по ставке, определяемой как разница между 10,3 процента и ставкой, применяемой для накопительной части пенсии. При выплатах свыше 100 000 руб. применяются ставки страховых взносов в соответствии с регрессивной шкалой. Таким образом, всех работников, которым производятся выплаты, работодателю необходимо разделить на возрастные группы.
Уплата страховых взносов в виде фиксированного платежа
Индивидуальные предприниматели и приравненные к ним лица должны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФР в виде фиксированного платежа. Его размер устанавливается на месяц. При этом расчет ведется исходя из суммы денежных средств, планируемых к поступлению в ПФР в течение года в размере, определяемом Правительством РФ. Законом введены ограничения по максимальному размеру такого платежа. Он не может превышать 3600 руб. (п.2 ст.28 Закона). Что касается минимального размера, то его значение устанавливается НК РФ. Этот платеж является обязательным для уплаты. Фиксированные платежи, превышающие минимальный размер, должны уплачиваться в порядке, определяемом Правительством РФ.
Расчетный и отчетный периоды
Расчетный период для начисления страховых взносов определен как календарный год. Этот период состоит из трех отчетных периодов. Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев. Ежемесячно страхователи обязаны уплачивать авансовые платежи по взносам. Эти платежи необходимо уплачивать в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Таким образом, страховые взносы нужно уплачивать одновременно с уплатой ЕСН. В соответствии с п.2 ст.24 Закона страховые взносы считаются поступившими с момента их зачисления на счета ПФР <*>. То есть по лицевым счетам застрахованных лиц будут разноситься только фактически поступившие от страхователей страховые взносы. ————————————————————————————————<*> Обращаем внимание на то, что Закон четко не определяет, в какой момент обязанность страхователя по уплате страховых взносов считается исполненной. Эта неопределенность позволит ПФР считать обязанность страхователя по уплате взносов исполненной только после того, как взносы поступят на счета фонда. Напомним, что Конституционный Суд РФ в Постановлении от 24.02.1998 N 7-П указал, что страховые взносы имеют характер налоговых платежей. Согласно Постановлению от 12.10.1998 N 24-П и Определению от 25.07.2001 N 138-О Конституционного Суда РФ, обязанность добросовестного налогоплательщика по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк платежного поручения на уплату налога (при условии, что на счете для этого достаточно денежных средств). Причем факт недобросовестности должен быть доказан в суде. Такое же правило, по нашему мнению, должно действовать и в отношении уплаты страховых взносов.
Отчетность по взносам
Отчет о начисленных и уплаченных суммах страховых взносов страхователи должны представлять в налоговую инспекцию ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Контроль за уплатой страховых взносов и их поступлением на счета ПФР возложен Законом (п.1 ст.25) на налоговые органы. Отчет об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь должен представлять в налоговые инспекции не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Форму отчета должно утвердить МНС России по согласованию с ПФР. По окончании расчетного периода (календарного года) страхователь должен будет представить в территориальное отделение ПФР налоговую декларацию с отметкой налоговой инспекции. Факт представления расчета налоговикам может быть подтвержден и иными документами. Что же касается сумм недоимок по взносам, то их взыскание, равно как и взыскание сумм пеней, будет производиться территориальными отделениями ПФР (п.2 ст.25 Закона). Порядок начисления пеней определен ст.26 Закона. Согласно этому порядку пени определяются за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. При этом процентная ставка пеней принимается равной 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России.
Ответственность за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании
В заключение остановимся на видах нарушений законодательства об обязательном пенсионном страховании и установленных мерах ответственности за их совершение. Эти вопросы урегулированы ст.27 Закона. В перечень правонарушений включены: - нарушение срока регистрации в органах ПФР; - неуплата или неполная уплата страховых взносов в результате занижения базы для их исчисления либо других неправомерных действий; - неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) сведений в ПФР. Так, опоздание с подачей заявления о постановке на учет в 30-дневный срок влечет за собой взыскание штрафа в размере 5000 руб. За уклонение от постановки на учет в течение более чем 90 дней со страхователя будет взыскан штраф уже в сумме 10 000 руб. Размер штрафа за неуплату или несвоевременную уплату страховых взносов дифференцирован в зависимости от формы вины страхователя. Если такого рода правонарушение допущено им по неосторожности, то штраф взимается в размере 20 процентов неуплаченных сумм страховых взносов. Если же нарушение допущено умышленно, скажем, в результате уклонения от уплаты взносов, то штраф будет взыскиваться уже в размере 40 процентов от неуплаченных сумм. Что касается несвоевременного представления сведений (например, об изменении учредительных документов, местонахождения и т.п.), то финансовые санкции за такое нарушение применяются в виде штрафа в размере 1000 руб. За повторное нарушение взыскивается штраф в сумме 5000 руб. При этом повторным считается нарушение, допущенное в течение календарного года с момента применения первой санкции. И последнее. Закон вступает в силу с 20 декабря 2001 г. - даты официального опубликования. Но фактически его нормы, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, будут применяться после внесения соответствующих изменений в НК РФ. Это относится и к взысканию санкций в виде штрафов, исчисляемых в зависимости от неуплаченных сумм страховых взносов. И если изменения в гл.24 "Единый социальный налог" НК РФ не будут законодательно утверждены до 1 января 2002 г., то упомянутые нормы Закона не будут действовать в 2002 г. <**>. ————————————————————————————————<**> На момент отправки номера в типографию законопроект, вносящий изменения в гл.24 "Единый социальный налог" НК РФ, был принят Госдумой в третьем чтении.
Н.С.Левина Начальник отдела Управления методологии и организации сбора страховых взносов ПФР
при участии эксперта "НА" Т.А.Масловой Подписано в печать 24.12.2001
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |